4.04.1997. - Умер писатель Владимір Алексеевич Солоухин
Собиратель камней в эпоху разрушителей
Владимір Алексеевич Солоухин (14.06.1924–4.04.1997), писатель. Родился в селе Алепино Владимірской области в крестьянской семье. Окончив школу, в 1938–1942 гг. учился в техническом училище во Владиміре, получил специальность механика-инструменталиста. С 1942 г. служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль. В 1946 г., опубликовав свои первые стихи в газете и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт, который окончил в 1951 г. В 1950-е гг. вышли первые сборники его стихотворений, в которых со временем все больше усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни. Много ездил по стране и зарубежным странам, публикуя репортажи и путевые очерки в различных изданиях. Книга "Владимірские проселки" (1957) сделала имя Солоухина известным. В 1958 г. его вводят в президиум Союза писателей РСФСР, в 1959 г. - даже Союза писателей СССР.
Во время скандала вокруг выхода на Западе в 1957 г. романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" и присуждения ему Нобелевской премии (1958) Солоухин был в числе осудивших поэта, но, как позже объяснял это Владимір Алексеевич, не ради защиты коммунистического режима, а поскольку не считал роман столь уж талантливым (таковым его и вправду назвать трудно), не сочувствовал непатриотичному міровоззрению Пастернака и не хотел быть его защитником в данном деле. Живя в Москве, Солоухин не порывал связи с родными местами, сохраняя живую связь с крестьянством и его нравственным укладом, что ярко отражалось в таких его произведениях, как "Капля росы" (1960, история его родной деревни) и др.
Особое место в его биографии занимают две художественно-публицистические книги: "Письма из Русского музея" (1966, переизданы также в Германии) и "Черные доски" (1969), положившие начало движению за сохранения русской культуры и памятников старины. В 1964–1981 гг. он был членом редколлегии журнала "Молодая гвардия", одного из главных рупоров так называемой "Русской партии". В 1979 г. становится лауреатом государственной премии РСФСР. В ряду произведений 1980-х гг. большой резонанс вызвала книга "Время собирать камни" (см. нашу тогдашнюю полемическую рецензию) об Оптиной пустыни, а фактически о необходимости восстановления национальных православных традиций. Это вызвало целую кампанию в журнале "Коммунист" (1982, № 2) и в других изданиях против "религиозно-мистических взглядов члена КПСС Солоухина"; кампания вылилась в специальное "литературное" постановление ЦК КПСС против писателей-патриотов (июль 1982).
Бывая за границей, Владимiр Алексеевич много общался с эмигрантами, не скрывая своих монархических, антисоветских взглядов (полагали, что у него в высшей номенклатуре, а может быть, и в КГБ есть некая "крыша"); очерки его переиздавались в эмиграции. Не раз он читал на эмигрантских собраниях свои знаменитые стихотворения "Настала очередь моя" и "Россия еще не погибла, пока мы живы, друзья". Установил контакт с эмигрантским издательством "Посев", куда передавал на хранение свои антисоветские рукописи, в 1980 г. опубликовал там рассказы в журнале "Грани" (№ 118), что для официального советского писателя выглядело весьма дерзко. В 1988 г. в "Посеве" вышла его автобиографическая книга о детстве "Смех за левым плечом", затем "ленинские" брошюры "Читая Ленина" (1989) и "Расставание с идолом" (1991), – обе уже откровенно антибольшевицкие, вскрывающие антирусскую сущность коммунистической власти.
Затем эти и подобные книги стали выходить и в РФ: “При свете дня” (1992), “Соленое озеро” (1994, о патологическом садизме А. Гайдара, одного из видных большевиков); “Последняя ступень” (1995, "ленинские" брошюры были частями этой книги, в которой Солоухин откровенно касается и разрушительной роли еврейства в большевицкую эпоху и вообще в міре). Вынеся столь безпощадный приговор основателю компартии, Владимір Алексеевич перестал быть рукопожатным для красных патриотов. Посмертно опубликованы мемуары "Чаша" (1998). Солоухин был председателем Комитета по возрождению храма Христа Спасителя в Москве.
Е.Р. Романов, председатель "махровой антисоветской" организации НТС (которой принадлежал "Посев"), много раз встречавшийся с Солоухиным за границей, так охарактеризовал его в своих воспоминаниях:
«Творчество Солоухина было легальное, и в то же время проповедовало нелегальные ценности и чувства. Книги его выходили в Советском Союзе достаточно большими тиражами, ими зачитывались, они пробудили к жизни целое движение защитников памятников старины и русских традиций. В них чувствовалась вечная Россия, которая была под покровом "советчины", но она продолжала жить. И кто-то должен был о ней напоминать, собирать ее камни для будущего. Солоухин принадлежал к таким людям, и этим он войдет не только в литературу». (Е. Романов. "В борьбе за Россию". 1999)
Умер В.Солоухин 4 апреля 1997 г. в Москве.
М.Н.
Настала очередь моя
Когда Россию захватили
И на растленье обрекли,
Не все России изменили,
Не все в предатели пошли.И забивались тюрьмы теми,
В ком были живы долг и честь.
Их поглощали мрак и темень,
Им ни числа, ни меры несть.Стреляли гордых, добрых, честных,
Чтоб, захватив, упрочить власть.
В глухих подвалах повсеместно
Кровища русская лилась.Все для захватчиков годилось -
Вранье газет, обман, подлог.
Когда бы раньше я родился,
И я б тогда погибнуть мог.Когда, вселяя тень надежды,
Наперевес неся штыки,
В почти сияющих одеждах
Шли Белой Гвардии полки,А пулеметы их косили,
И кровь хлестала, как вода,
Я мог погибнуть за Россию,
Но не было меня тогда.Когда (ах, просто как и мудро),
И день и ночь, и ночь и день
Крестьян везли в тайгу и тундру
Из всех российских деревень,От всех черемух, лип и кленов,
От речек, льющихся светло,
Чтобы пятнадцать миллионов
Крестьян российских полегло,Когда, чтоб кость народу кинуть,
Назвали это "перегиб",
Я – русский мальчик – мог погибнуть,
И лишь случайно не погиб.Я тот, кто, как ни странно, вышел
Почти сухим из кутерьмы,
Кто уцелел, остался, выжил
Без лагерей и без тюрьмы.Что ж, вспоминать ли нам под вечер,
В передзакатный этот час,
Как, души русские калеча,
Подонков делали из нас?Иль противостоя железу,
И мраку противостоя,
Осознавать светло и трезво:
Приходит очередь моя.Как волку, вырваться из круга,
Ни чувств, ни мыслей не тая.
Прости меня, моя подруга,
Настала очередь моя.Я поднимаюсь, как на бруствер,
Но фоне трусов и хамья.
Не надо слез, не надо грусти -
Сегодня очередь моя!Друзьям
Россия еще не погибла,
Пока мы живы, друзья...
Могилы, могилы, могилы -
Их сосчитать нельзя.Стреляли людей в затылок,
Косил людей пулемет.
Безвестные эти могилы
Никто теперь не найдет.Земля их надежно скрыла
Под ровной волной травы.
В сущности – не могилы,
А просто ямы и рвы.Людей убивали тайно
И зарывали во тьме,
В Ярославле, в Тамбове, в Полтаве,
В Астрахани, в Костроме.И в Петрограде, конечно,
Ну и, конечно, в Москве.
Потоки их безконечны
С пулями в голове.Всех орденов кавалеры,
Священники, лекаря.
Земцы и землемеры,
И просто учителя.Под какими истлели росами
Не дожившие до утра
И гимназистки с косами,
И мальчики-юнкера?Каких потеряла, не ведаем,
В мальчиках тех страна
Пушкиных и Грибоедовых,
Героев Бородина.Россия – могила братская,
Рядами, по одному,
В Казани, в Саратове, в Брянске,
В Киеве и в Крыму...Куда бы судьба ни носила,
Наступишь на мертвеца.
Россия – одна могила
Без края и без конца.В черную свалены яму
Сокровища всех времен:
И златоглавые храмы,
И колокольный звон.Усадьбы, пруды и парки,
Аллеи в свете зари,
И триумфальные арки,
И белые монастыри.В уютных мельницах реки,
И ветряков крыло.
Старинные библиотеки
И старое серебро.Грив лошадиных космы,
Ярмарок пестрота,
Праздники и сенокосы,
Милость и доброта.Трезвая скромность буден,
Яркость весенних слов.
Шаляпин, Рахманинов, Бунин,
Есенин, Блок, Гумилев.Славных преданий древних
Внятные голоса.
Российские наши деревни,
Воды, кедра, леса.Россия – одна могила,
Россия – под глыбью тьмы...
И все же она не погибла,
Пока еще живы мы.Держитесь, копите силы,
Нам уходить нельзя.
Россия еще не погибла,
Пока мы живы, друзья.
Солоухин талант и мы его любим.
Прочитал воспоминания о Солоухине. Очень красочно о его патриотизме. Я совсем не разделяю такое понимание патриотизма. Мне нужна Другая Россия, не монархическая, а Россия свободных, отвечающих за всё в своей стране людей. Только так! Но стихи эти греют душу! Они прославляют дух свободы и дают так нужную нам надежду!
Потомок запорожских казаков по отцу и самарских крепостных по матери.
Светлая память прекрасному Русскому писателю В ладимиру Алексеевичу Солоухину! Спасибо от всей души за его творчество и за его дела.
Солоухин - это знамя России, Солоухин - это гордость России. Солоухин - это будущее России. Возрождение Великой России возможно только при восприятии идей и творчества Владимира Солоухина.
очень хорошая статья))
Прочитал "Последнюю ступень". Превосходно. Нового, конечно, ничего не постиг, но масса характерных фактов, плюс поразительно тонкие наблюдения автора. Когда видишь человека, который в своих размышлениях не останавливается на заданном извне уровне, а идет до логического конца, до последней ступени - понимаешь, в чем отличие Человека от винтика.
Еще раз убедился, что неспроста я с детства почему-то не испытывал ненависти к фашистам.
Прочитайте книгу Б.Камова "Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров" и вы поймёте, кто такой Солоухин.
Кто нибудь находил его рассказ "Кувшинка"?
В.Солоухин - талант, многих разбередил.... В Последней ступени... всё очень противоречиво, как сама наша жизнь. Не только чёрное и белое, в жизни все оттенки присутствуют.....
Очень неоднозначное отношение к этому писателю,особенно после перестройки.
Я не уверен, но кажется, шутник Поляков одного своего карикатурного персонажа с Владимира Алексеевича списал, Медноструева. Если так, то это аллюзия на ПС, когда, помните, под влиянием дорогого товарища герой начал всех подряд коллег в евреи записывать и в иностранной униформе представлять. Это у Полякова тогда в девяностых была забавная карикатура, не более, ну а уж сейчас, если бы про Солоухина высказался положительно (есть за что!) условный Путин, то совсем не сдобровать было бы Владимиру Алексеевичу от либералов и коммунистов, как Ильину. Так что хорошо, что помощники, временно пишущие зарусские бумажки президенту, не дочитались до Солоухина. Между прочим, для одного из комментаторов выше, вернее, кто из всего творчества В. А. вот только такое выносит для себя, советовал бы обратить внимание, в его программной книге ПС очень важна концовка, которую почему-то (наверно от восторга или возмущения к концу книги) читатель склонен как-то игнорировать, а она несет одну из главных мыслей. Не поняв этой отрезвляющей мысли, много хороших людей, окрыленно прошедших по этой "лестнице", оказывались под конец кто в тюрьме, кто в криминале, кто на службе в фсб, кто в могиле. А другому комментатору я бы заметил, что про то, что ангелу аркашеньке часто снились "люди, убитые им в детстве", сам Камов, он же экстрасенс Дворсон, что не важно, с дуру выписал из дневника ангела, вернее, из истории болезни пациента, в начале 90-х. Что делает ему честь, но не отменяет факта, что он всю жизнь кормился за счет художественных биографий садиста и маньяка (наряду с мошенничеством, конечно). Когда читаешь что сочинения таких камовых, что редкие панегирики о них самих, не устаешь изумляться лицемерию всей этой публики - раз, и дубоумию их читателей - два. И конечно, с большой любовью вспоминаешь наших замечательных, хоть и небезгрешных Солоухина, Распутина, Леонова, Солженицина.