11.6.1900 (24.6). Память свв. 222 мучеников китайских – жертв Боксерского восстания
Прообраз последней картины Апокалипсиса?..
Эти мученики были жертвами так называемого Боксерского (Ихэтуаньского) восстания (1899–1901) в Китае.
Европейские государства (и главным образом Великобритания) в своей колониальной политике в Азии, Африке, Америке, Австралии относились к туземцам как существам низшей расы – рабам. Слабый Китай не был исключением. Неудивительно, что китайцы восстали против гнета и эксплуатации европейцев, которых они называли "белыми диаволами".
Большинство отрядов повстанцев соблюдали восточные религиозно-мистические ритуалы, занимались физическими упражнениями (цюань), напоминавшими кулачный бой, за что впоследствии и были прозваны европейцами "боксерами", а восстание – Боксерским. Они начали убивать всех европейцев без разбора, ибо для них было ненавистным все европейское, в том числе и христианская вера, которую им несли далеко не всегда уважительно европейские миссионеры. Поэтому в мае 1900 г. начались повсеместные погромы христианских храмов, ненависть "боксеров" обратилась и против крещеных китайцев.
8/21 июня 1900 г. Китайская империя Цин официально объявила войну европейским государствам. Была издана "Декларация о войне", в которой говорилось: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам, нарушают нашу территориальную целостность, топчут наш народ и забирают силой нашу собственность… К тому же они угнетают наш народ или богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан». В ночь с 10/23 на 11/24 июня 1900 г. в столице началась резня христиан, получившая название "Варфоломеевская ночь в Пекине".
На следующий день после того, как восставшие в их воинствующем антихристианстве были поддержаны властями Китая на официальном уровне, 9/22 июня в Приамурском военном округе Российской империи была объявлена мобилизация 12 000 солдат. Позже к ним присоединилось Уссурийское казачье войско под командованием генерал-губернатора Н. Чичагова. Он также взял под своё командование отряды русских железнодорожников строящейся Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), поскольку боксеры атаковали ее и начали осаду основанного русскими Харбина. Затем 1/14 июля начались даже обстрелы Благовещенска китайской артиллерией. В ответ на это русские войска пересекли границу, подавили огневые точки противника и взяли крепость Хуньчунь. В Благовещенске и Владивостоке по инициативе местных властей началось формирование отрядов добровольцев для защиты границы. 15/28 июля китайские войска вновь подвергли Благовещенск обстрелу, затем ими был атакован Хайлар. 20 июля/2 августа российские войска предприняли контрнаступление и снова пересекли российско-китайскую границу. В ходе наступления была снята осада Харбина.
Именно антихристианский характер восстания стал причиной того, что Российская империя вошла тогда в созданный Альянс восьми держав, в котором также участвовали США, Германская империя, Великобритания, Франция, Японская империя, Австро-Венгрия и Италия. Войска Альянса численностью в 45 тысяч вторглись в Китай в ответ на осаду и артиллерийский обстрел дипломатических миссий в Посольском квартале в Пекине. 3/16 августа значительная часть города была взята под контроль коалиционными силами, посольства были освобождены из осады, однако боксеры предприняли наступление в Маньчжурии, вновь приблизившись к Благовещенску. 12/25 августа МИД Российской империи заявил, что российские войска покинут Пекин и Маньчжурию как только там будет наведен порядок. 15/28 августа коалиционные войска взяли штурмом императорский дворец, где императорской семьи уже не было – императрица Цыси бежала.
Союзные войска подавили восстание и разбили императорскую армию Китая. 7 сентября (н.ст.) императрица, убедившись, что боксеры не в состоянии победить коалиционные войска, перешла на сторону союзных держав. Она издала указ, призывавший начать расправы с боксерами по всей стране. При этом китайским властям пришлось подписать неравноправный Заключительный протокол. Альянс восьми держав оценивается китайскими историками как вторжение в слабый Китай империалистов с целью разграбить страну. К православной России, однако, эта оценка не применима, ибо русские стремились не к экономической эксплуатации Китая, а к защите Благовещенска, КВЖД и русского Харбина, и, конечно, православных китайцев – от их полного уничтожения. В октябре русские войска полностью заняли Маньчжурию. С китайским наместником там был подписан договор о восстановлении гражданского правления и выводе всех китайских войск из Маньчжурии. Началось восстановление разрушенной КВЖД.
Православные китайские мученики (221 мiрян и священномученик Митрофан) были прославлены Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых указом Святейшего Синода от 22 апреля 1902 г. с определением дня их памяти 11/24 июня.
Сербский святитель Николай (Велимирович), используя в частности сведения, собранные свт. Иоанном Шанхайским, написал несколько статей о Православии в Китае и вместе со свт. Иоанном способствовал распространению почитания святых мучеников Китайских. Приведем ниже в сокращении отрывки из его статьи, опубликованной в 1930-е гг. в журнале "Мали мисионар" сербской Охридской епархии.
Глава Русской духовной миссии в Пекине, архимандрит Иннокентий (впоследствии епископ), как очевидец описал те кровавые события:
Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине стало 11 июня 1900 года. Еще в начале того дня по всем улицам были расклеены объявления, в которых призывали безбожников нападать на христиан. Оно же грозило смертью всякому, кто попытается их скрыть. В ночь с 10 на 11 июня и позднее "боксеры" появились с зажженными факелами по всему Пекину, стали нападать на христианские дома, хватать христиан, мучить их и принуждать к отречению от Христа. Из-за страха перед муками и смертью многие отреклись от христианской веры и поклонились идолам.
Но другие не устрашились и героически исповедовали свою веру во Христа. Судьба их была страшна. Одним распарывали животы, другим отсекали головы, третьих сжигали в домах. Охота на христиан и их истребление продолжались и в остальные дни, пока продолжалось восстание. Сжигая многие христианские дома, "боксеры" выводили христиан за городские стены и ставили перед храмами с идолами. Здесь их допрашивали, а потом сжигали живьем".
По свидетельству самих безбожников-боксеров, многие из православных китайцев, включая женщин и детей, шли на смерть с удивительным мужеством. Павел Ван, катехизатор – умер под пытками с молитвою на устах. Ия Вэнь, учительница в школе при миссии, отважно, четко и радостно исповедала свою веру во Христа Спасителя перед своими мучителями. Иоанн Цзи, мальчик 8 лет, сын убитого китайского священника, уши его были отсечены, и на груди у него виднелись раны, – когда мучители спросили его, больно ли ему, маленький герой Христов Иоанн ответил с улыбкой: «За Христа страдать не больно!». Тогда боксеры отсекли ему голову, а тело сожгли.
Здания Русской духовной миссии в Пекине были сразу атакованы и сожжены восставшими. Многие христиане, спасаясь от пожара, собрались в доме священника Цзи Чуна (о. Митрофана). Среди них были даже такие, кто не любил его, но Цзи Чун принял и их и не отогнал от своего дома. Видя, что некоторые устрашились и поколебались, Цзи Чун укреплял и ободрял их именем Христовым. Он напоминал, что не всякий может стать мучеником Христовым – это дается лишь особенно верным и стойким. Это сугубая награда от Христа – умереть мученической смертью, как некогда умер и Он Сам.
10 июня около 10 часов восставшие пришли к дому Цзи Чуна. В доме тогда было около 70 человек. Некоторые из них смогли убежать и спастись, а те, которые были слабы, вместе с женщинами и детьми остались. Также остался и отец Цзи Чун. Он и не думал прятаться. Сидел во дворе своего дома и здесь ожидал "боксеров". Зная, что он священник, были особенно обозлены на него, поэтому сразу набросились на него и пронзили мечами его грудь. Потом безбожники бросились в дом и перебили всех, кто там скрывался.
В ходе восстания пострадали около 1000 православных китайцев, из числа которых в лике святых мучеников были прославлены поименно 222 человека. В 1903 г. в Пекине был построен храм Всех святых мучеников Китайских. В тот храм было перенесено и тело священномученика Цзи Чуна и вместе с телами остальных китайских мучеников погребено под алтарем. Многие из мощей оказались нетленны.
Среди китайских мучеников, пострадавших за Христа, было и много потомков русских казаков-албазинцев, которые еще в 1685 г. принесли свет Христовой православной веры в Пекин. Они были захвачены китайцами в плен из пограничного острога Албазин, основанного в 1651 г. Е.П. Хабаровым на Амуре [ныне с. Албазино Амурской области]. Вместе с пленными казаками из Албазинского острога тогда прибыл первый русский священник Максим Леонтьев.
В том 1900 г. православная церковная община в Пекине была небольшой. Она состояла всего из тысячи православных китайцев. Во время восстания была убита почти треть. «Но эта потеря была благословенной. И это потеря стала приобретением. Ибо те, кто пострадали за Христа, стали сильнее на небе, чем были на земле. Они имеют великое дерзновение просить у Бога все для своих сродников и соплеменников в земной Церкви. И Бог исполняет их прошения и мольбы. Молитвам китайских мучеников можно без колебаний приписать возрастание и распространение Православной Церкви в Китае после 1900 года. Вместо одного храма сейчас в Китае есть много православных храмов. И вместо одного архимандрита – начальника миссии в Пекине – сегодня есть три православных архиерея на китайской земле. Есть китайцы – православные священники, диаконы, катехизаторы и миссионеры. Есть и несколько церковных больниц, школ и сиротских домов. И так, благодаря крови китайских мучеников, Христова вера распространяется и укрепляется в стране желтых людей. И в Китае, как и во всех других странах, явилась истинность этих слов: "Кровь мучеников – семя Церкви"», – писал свт. Николай (Велимирович).
Добавим некоторые исторические сведения. Русская духовная миссия в Пекине была основана в 1713 г. и продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства. После боксерского погрома, в 1902 г. ее начальник архимандрит Иннокентий (Фигуровский, ум. 1931) был хиротонисан во епископа для окормления православных Китая, Монголии и Тибета. Указом Синода в 1903 г. была учреждена Православная духовная миссия в Маньчжурии, она имела свои храмы на Северо-Востоке Китая.
После революции Российская духовная миссия в Китае находилась в ведении Русской Зарубежной Церкви. Приток белой эмиграции в Китай способствовал и росту Православия. В 1922 г. были учреждены Пекинская епархия, включавшая Шанхайское и Тяньцзиньское (позднее — Ханькоусское) викариатства, и Харбинская епархия, в состав которой вошли Хайларское и Цицикарское викариатства. В 1934 г. в составе Пекинской епархии были дополнительно учреждены Синьцзянское викариатство (позднее преобразованное в благочиние приходов в городах Кульдже, Чугучаке, Урумчи и Лоуцоугоу) и Гонконгское благочиние, включавшее в себя храмы в Гонконге, Гуанчжоу, Макао и Маниле.
Сейчас нужно признать, что те 1930-е годы были высшим пиком Православия в Китае...
После Второй Мировой войны в 1945 г. СССР распространил свое влияние на Китай, где при советской поддержке стал устанавливаться "братский" коммунистический режим и все храмы и Духовная миссия оказались в составе советской Московской патриархии. В пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. В 1946 г. округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. Однако в том же году епископ Шанхайский Иоанн, не желая подчиняться советским властям, восстановил общение с Русской Православной Церковью за границей и после образования в 1949 г. КНР вместе со многими русскими эмигрантами выехал из Китая.
В 1956 г. все храмы на территории КНР были переданы в ведение новообразованной Китайской Автономной Православной Церкви, состоялась архиерейская хиротония первого китайского епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана), который должен был временно исполнять обязанности первоиерарха. Однако созвать Собор, которому надлежало завершить устроение Китайской Церкви, не удалось. В 1960-е гг. в КНР началась "культурная революция" и возродились новые ихэтуани – хунвейбины. Они разрушили храм Всех Святых мучеников Китайских. Был снесён и православный погост возле церкви. Начались новые гонения на всех христиан...
В последние десятилетия вместе с экономическими реформами во все еще коммунистическом Китае наступили и некоторые религиозные послабления. Однако разрешены лишь религиозные объединения и общины, не связанные с иностранными центрами. Собственного китайского духовенства в КНР сейчас нет. А иностранное духовенство может посещать такие общины только по специальному разрешению властей.
В настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет даже своего предстоятеля, хотя в ней насчитывается около 15 000 православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия. Их усилиями восстанавливаются православные храмы (в городах Харбин, Урумчи, Инин, Дачэнь, Эргун). С 2004 г. восстанавливается Петропавловский приход в Гонконге. Известны домовые храмы в Шанхае, Шэньчжене, Гуанчжоу и Макао. С 2005 г. проходят богослужения в помещениях генерального консульства РФ в Пекине. В 2009 г. в Лабдарине (Внутренняя Монголия) состоялось освящение построенного храма во имя свт. Иннокентия Иркутского. В том же году в Пекине на территории посольства РФ освящен православный храм Успения Пресвятой Богородицы. Однако только четыре православных храма имеют в КНР официально разрешенный статус.
В ряде городов Китая – Шэньяне, Шанхае – сохранившиеся храмовые здания включены в число памятников архитектуры. Однако многие сохранившиеся храмы (в Харбине, Шанхае, Шэньяне, Ухани) находятся в частично разрушенном состоянии или используются не в богослужебных целях.
+ + +
Продолжим размышления о Китае святителя Николая (Велимировича).
«Если бы не истинная вера, которую мы, как христиане, имеем, можно было бы сказать, что китайцы более цивилизованный народ, чем европейцы. По их преданию, цивилизация у них была развита уже за 2 тысячелетия до Рождества Христова. Их письменность датируется [по древнейшим памятникам] 1500 годом до Р.Х. За два века до рождения Господа китайская императорская библиотека содержала 2705 книг.
Раньше европейцев китайцы изобрели повозку с колесами, гончарный круг, корабельный компас и нотную запись музыки. Все эти изобретения китайцы приписывают одному своему великому правителю, который жил за 2500 тысячи лет до христианского времени.
Китайцы первые создали бумагу и книгопечатание. Они первыми начали употреблять бумажные деньги. Если в Европе начал книгопечатание Иоганн Гутенберг († 1468), то китайцы имели печатные книги на 500 лет раньше. Первый сейсмоскоп создан китайским астрономом Чанг Хенгом в 132 году по Р.Х.
Керамика у китайцев дошла до такого совершенства, как нигде в мире. Китай еще и родина шелка. По преданию, первая китаянкой, которая начала разводить шелковичных червей и получать от них шелковую нить, была царица Схи Линг, в 2000 году до Р.Х. Она придумала и первый станок для тканья шелка. Из растений и фруктов в Европу из Китая перенесли персики, мандарины и чай.
У китайцев было много своих мудрецов, из которых наибольшими считаются Конфуций, Лао Цзы и Мен Цзы. Их мудрость не содержит никакой божественной истины, но вся относится к людской власти, управлению государством и сохранению традиций. При этом существует и обширная устная народная мудрость. Приведем здесь несколько китайских изречений.
Счастье и несчастье стоит перед воротами каждого, и от человека зависит, что он позовет внутрь.
Легче найти тысячу солдат, чем одного полководца.
В 17 лет человек – как свеча на ветру.
Потерять уважение – большее несчастье, чем умереть от голода.
Можно до старости учиться и остаться неучем.
Христианина охватывает скорбь, когда он понимает, что китайский народ не знает Бога и поклоняется идолам. Столь одаренный народ с такой великой культурой и великой жизненной мудростью ничего не знает о едином Живом Боге. Этот случай с китайцами совершенно убедительно доказывает, что сам по себе народ, даже с наивысшей культурой, не может дойти до познания подлинной истины, если истина не явится с неба. Все, чему можно было научиться от земли, китайцы научились отлично, но от земли не могли они научиться небесным тайнам. Их мудрецы познали почти до совершенства многие тайны природы, но не могли отдернуть завесу с неба и познать небесные тайны.
Вера китайцев состоит из магии, идолов и спиритизма. Среди различных легендарных божеств, мужских и женских, человеческих и звериных, они обожествляют и многих своих предков. Каждый китаец держит у себя в доме или во дворе фигурки своих умерших предков из дерева или камня. Перед ними он кадит и зажигает свечи (из бумаги). Китайцы верят, что дух каждого человека живет и после его смерти. Конечно, в сравнении с тупым европейским материализмом, который отрицает существование духа и души, такая вера китайцев могла бы рассматриваться правильной. Но ее правильность простирается лишь на очень небольшую часть, после которой идет заблуждение.
По их верованиям, духи умерших людей вечно живут здесь, на земле, и нет другого места вне земли, где бы они жили. Они обитают повсюду: в домах, в воздухе, в растениях и деревьях, в реках и на полях. Эти духи обычно неспокойные и злобные, поэтому их нужно непрестанно умилостивлять жертвами. Очевидно, что китайцы считают духами своих предков не что иное, как замаскированных демонов. То же самое касается и спиритизма.
Есть у китайцев различные верования, главные же: конфуцианство, даосизм и буддизм. Кроме того, в Китае живет и великое число мусульман...
Согласно преданию, первыми благую весть о Сыне Божием принесли в Китай так называемые фомисты, то есть христиане из Индии, где проповедал апостол Фома. Но проповедь фомистов не была успешной. Несколько успешнее, хотя ненамного, прошли с проповедью несториане – еретики, которые, как изгнанники из Византийской империи, пошли далеко на Восток и достигли Желтого царства.
Римско-католическая Церковь позднее послала некоторых своих миссионеров в Китай, между ними и иезуитов. Самым известным их миссионером был Ксавье. Но своими междоусобными беспорядками иезуиты соблазнили китайцев, и те одних убили, а других изгнали. После римских миссионеров пришли в Китай протестантские миссионеры из Англии и Америки. Наконец появилась и православная миссия – русская...».
Святитель Николай (Велимирович) написал тогда и "Молитву о китайском народе".
Всевидящий Боже, Солнце солнц, Который Своим взором обнимает все сотворенное на небе и на земле, Ты один знаешь число воинства ангельского, как и число муравьев в песке, птиц в воздухе и рыб в воде, – молим Тебя, излей Свою милость на китайский народ, самый многолюдный народ Твой на земле.
Господи, Ты дал народу китайскому великую жизненную мудрость, чтобы знали они, как возделывать землю, вести торговлю, покоряться властям, почитать родителей, заботиться о своем доме и любить во всем порядок.
Но эта мудрость ведет человека только до гроба, который недалеко отстоит от всякого смертного. Недостает народу китайскому той вечной Твоей Мудрости, Господи, которая воплотилась на земле в Твоем Единородном Сыне, которая ведет душу за гробом и вводит ее в Царствие Небесное.
Творче благий, Любовь беспредельная, разве может Твоя любовь иметь границу, не распространяясь на многие миллионы Твоего великого китайского народа? Нет, нисколько! Но Ты Своим чудесным Промыслом определил время, в которое китайский народ придет и поклонится кресту Христову и примет в себя пречистую кровь Христову и силу Духа Твоего Святого.
Ускори наступление этого времени, Многомилостиве. Помоги миссионерам Креста и Воскресения в земле китайской. Отвори врата благодати Твоей для Китая вопреки грехам нашим. Дабы и земля желтых людей зазвучала песнями и восклицаниями из бесчисленных уст: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Христос воскресе из мертвых»! Троица Пресвятая, соделай так по молитвам всех апостолов и евангелистов! Да будет так. Аминь.
Молитва эта трогает православную душу. Однако наше время скорее наводит на мысль о Китае в роли Гога и Магога, который осадит последний православный «стан святых и град возлюбленный» (Откр. 20). Ибо не только знания Истинного Бога, но и каких-либо нравственных сдержек от этой роли у китайцев нет. И Боксерское антихристианское восстание 1900 г. может оказаться прообразом последней картины Апокалипсиса...
Использованы материалы:
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41626.htm
http://www.patriarchia.ru/db/text/1143899.html
http://www.daniilcenter.ru/index.php?option=com_kunena&Itemid=113&func=view&catid=29&id=45
См. также статьи:
1.09.1618 (14.09). – Прибытие первой российской дипломатической миссии (Петлина) в Китай
16.05.1858 (29.05). – Айгуньский договор между Россией и Китаем. Присоединение Приамурского края к России
15.03.1898 (28.03). – Подписано русско-китайское соглашение об аренде Россией у Китая Ляодунского п-ва с городами Порт-Артур и Дальний (сроком на 25 лет)
Название верное... НО
Зайду с другой стороны...
Восстание "боксёров" (подавляющее большинство восставших было безоруженными и шло против пушек и винтовок с голыми руками) было национально - освободительным восстанием китайского народа против инорассового порабощения... Линия свой/чужёй прошла в первую очередь по этносу (рассе) и по языку... Но и символы веры стали опознавательной меткой (христианин - чужой, враг). Восстание - ответ на экономическое и военное подчинение (колонизацию) Китая европейцами... И Россия, по крайней мере в массовом сознании не отличалась от Англии и пр. (а, значит, делом не заслужила другого к себе отношения)...
С другой стороны образ русского (советского) человека при СССР... Слова "Русский с китайцем братья на век" в массовом сознании китайцев не были, да и сейчас ещё не до конца стали пустой фразой, и, у среднего (а подчас и у молодого поколения) китайцев вызывает недоумение: "что же это у нас за "брат" (точнее сестра = Россия) такая непутёвая".
Поле битвы в этом мире - сердца людей, и их надо завоёвывать достойными делами.
Мои молитвы за жертв, и Слава Героям!
Статья интересная, но можно было бы сделать её и практически полезной. Неплохо бы автору проанализировать, за счёт чего китайцам удалось преодолеть свою слабость и отсталость. Нам, русским, китайский опыт очень пригодился бы. Мы сейчас всё больше отстаём и слабеем.