26.6.1884 (9.7). – Императорский указ об учреждении церковно-приходских школ
Церковно-приходские школы в России существовали и раньше, в Москве – с XVII века. Введение в 1803 г. безсословного и безплатного обучения на основе церковно-приходских и уездных училищ, гимназий и университетов сделало Россию самой передовой страной Европы по доступности образования для народа.
К началу либеральных реформ Императора Александра II духовенство уже основало свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название церковно-приходских школ. Видную роль в церковно-школьном движении 1860—1870-х гг. сыграл С.А. Рачинский. К моменту издания указа в таких школах учились около полумиллиона человек. Но они подчинялись министерству народного просвещения.
Следует отметить, что в XIX веке практически во всех европейских странах, за исключением революционной Франции, начальное образование было церковным. Это скорее Россия с развитыми светскими начальными школами была исключением.
В целом российская система просвещения в эпоху Александра II отличалась разнообразием: были и государственные, и ведомственные, и церковные школы. Государственные школы финансировались из бюджета министерства просвещения, земские – за счет собираемых местных налогов, а церковные школы содержались приходами на свои, порою скудные средства.
При этом наметилось противоречие между созданными земскими и прежними церковно-приходскими начальными школами. Земские структуры наполнились народниками и различными социал-демократами, которые занимались антиправительственной пропагандой и презирали церковно-приходские школы как рассадники мракобесия. А духовенство считало такие "прогрессивные" земские школы растлителями детей.
Такое положение сохранялось до 1880-х гг., когда Император Александр III своим указом регламентировал положение церковно-приходских школ, которые отныне отдавались в ведение Синода и делились на одноклассные (с двухгодичным обучением) и двуклассные (с четырехгодичным). Первые обучали письму, чтению, арифметике, истории, церковному пению и закону Божьему. Дополнительно учреждались воскресные школы, где все желающие, независимо от возраста, могли обучиться чтению и письму.
Церковные школы имели право самостоятельно определять программу и преподавать по своим учебникам по согласованию с Синодом, который финансировал учебные заведения. Разумеется, вкладывались и свои приходские средства, а также пожертвования. Обучение осуществляли священники и другие клирики, а также учителя и учительницы, окончившие церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входившие в состав церковно-приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.
На указе 1884 г. Император собственноручно написал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». Действительно, введенные указом "Правила о церковно-приходских школах" привели к быстрому росту их числа и авторитета. Известный общественный деятель М.Н. Катков приветствовал указ как один из важнейших в деле просвещения народа за все время:
«Научить детей читать, писать, считать и начаткам учения Православной Церкви — вот основная задача церковно-приходских школ. Если они успешно исполнят эту задачу, то этим самым окажут великую услугу делу просвещения народа. Более даровитые и любознательные дети перейдут в дальнейшие училища. Усвоившие себе только простую грамотность имеют возможность с течением времени дополнить свое образование самостоятельным чтением Священного Писания, книг исторических, по сельскому хозяйству, географии, гигиене. Можно будет составить особую народную библиотеку по разным отраслям науки и промышленности, чтобы каждый грамотный взрослый человек мог найти и прочесть именно то, что ему нужно. Если церковно-приходские школы исполнят свою основную задачу, они дадут народу полную возможность пользоваться народной библиотекой».
Российская Империя была огромной и преимущественно сельской страной, в которой к началу ХХ века насчитывалось около 50 тысяч церквей и столько же школ при них. После Февральской революции определением Временного правительства от 20 июня 1917 г. почти все церковно-приходские школы (37 тысяч) были переданы из введения Святейшего синода в ведение министерства народного просвещения. После Октябрьского переворота церковная школа была полностью ликвидирована постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 г. "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению".
Таким образом к моменту революции подавляющее число молодежи в России было грамотным. (В 1920 г., по советским данным, 86 % молодежи от 12 до 16 лет умели читать и писать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны).