28.06/11.07. - Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев
Валаам – Северный Афон
Прпп. Сергий и Герман Валаамские – основатели Спасо-Преображенского монастыря на о. Валаам в Ладожском озере. В большинстве церковных источников сообщается, что прп. Сергий пришел на Валаам в 1329 г., учредил там иночество. Прп. Герман стал его преемником. Оба скончались примерно в 1353 г. Они распространили христианство в Карелии, давая отпор шведскому католическому влиянию – в этом было важнейшее значение монастыря. Карелы начали вновь с доверием относиться к христианству, авторитет которого был подорван в XIII веке шведами, мечом насаждавшими католичество. Валаам – замечательный духовный оплот русского иночества, где впоследствии подвизались многие святые и который называют Северным Афоном.
Однако официальный сайт Валаамского монастыря сообщает иные исторические сведения:
«Преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в Х веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Возможно, именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии Преподобных встречается в многочисленных списках "Валаамской беседы" - памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало "Беседы", несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа ("Карельских чудотворцев") из Новгорода в монастырь "Всемилостивого Спаса" - по "утишении военной опасности", по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Чрезвычайно широкое распространение "Валаамской беседы", известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция "нестяжателей" в известной церковной полемике XVI века.
В 1819 году Святым Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября н. ст.). Мощи преподобных Сергия и Германа почивают и ныне под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи Преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся».
+ + +
Отметим ниже несколько вех в истории Валаамского монастыря.
Согласно еще более древнему преданию, сам св. апостол Андрей Первозванный, посетив Новгород, прошел водным путем до Валаама, где на одном из островов установил крест, – посему и Русский север считается апостольской землей.
Существует также легенда о том, что в XIV веке шведский король Магнус пытался завоевать Новгород, опустошил Карелию и Ингерманландию, но был разбит русским ополчением, после чего свергнут с престола. Бежавший на корабле Магнус попал в бурю и едва спасся, прибившись к Валаамскому монастырю. В благодарность за свое спасение принял Православие и монашество с именем Григорий; на монастырском кладбище показывали его могилу. Впрочем, историки опровергают эту легенду.
После присоединения в 1808 г. к Российской Империи Финляндии в качестве автономного Великого Княжества Финляндского Император Александр I, стремясь расположить к себе финское население, присоединил к новообразованному княжеству Выборгскую губернию (Карелию, которая вошла в состав Империи еще в начале XVIII века в результате Северной войны). Валаам тоже оказался в составе Финляндии, хотя и на особых правах, под личной опекой Императора. (Александр I лично посетил Валаам в 1819 г. как простой паломник без свиты, явив большую скромность и религиозность.)
Большевики после революции отдали Валаам независимой Финляндии, вместе с прочими территориями в Прибалтике, купив себе этим дипломатическое признание. Поэтому с 1918 по 1940 гг., когда в СССР шло небывалое гонение на веру, эта русская святыня осталась нетронутой. В эти годы посетил Валаам писатель-эмигрант Борис Зайцев, вопрошавший в очерке "Прощание с Валаамом": «Увидишь ли еще все это на родной земле, или в последний раз, перед последним путешествием, дано взглянуть на облик Родины со стороны, из уголка чужого»?..
После возвращения Валаама под советскую власть монастырь был упразднен. После войны 1941-1945 гг. туда свозили со всей страны бездомных нищих-калек, чтобы те не портили вид советских городов. Только в конце 1989 г. там вновь зазвучали монашеские молитвы.