10.07/23.07. – Положение Честной Ризы Господней в Москве (1625).
Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. "ЖМП", 1977, № 9, с. 53).
Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в немецком г. Трире и в Аржантейле близ Парижа), как и Хитон Господень, также оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе Царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 г. Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и Царю Михаилу.
Благочестивый Царь Михаил и святейший Патриарх Филарет, приняв с радостью этот великий дар, безконечно превышающий все самые драгоценные земные дары, собрали от оказавшихся тогда в Москве греческих архиереев и мудрых старцев известные им предания об одежде Господней. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком. Сподобившись, после молитвы и поста, удостоверения, – чрез множество чудесных исцелений, полученных после возложения этой одежды на больных, – что она действительно – одежда Христова, Царь и Патриарх приказали устроить особое, с драгоценными украшениями, помещение в правом углу западной стороны Московского Успенского собора и положили там одежду Христову. В Русской Церкви, со времен патриарха Филарета, был установлен 10 июля праздник положения Ризы Господней.
Однако в это время она уже была разделена на части. По описи Успенского собора 1627 г. в храме хранилось три части Ризы Господней. Небольшие частицы отделялись и рассылались как великая святыня по монастырям. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Малые частицы также хранились в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.
О дальнейшей судьбе московской части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: «По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов».
В ноябре 2007 г. президент РФ В.В. Путин в рамках пропагандной кампании своего возвышения на роль "Национального лидера России" вернул Церкви эту часть Ризы Господней.
В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место. В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 г. совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.
Использованы материалы:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4206.htm
http://www.patriarchia.ru/db/text/330913.html
Спасибо..=) оч крратко и лаконично=))