882 г. ‒ Установление власти Рюриковичей (князя Олега) в Киеве как "матери городов русских".
Матерь городов русских
"Повесть временных лет" сообщает, что Аскольд и Дир, бывшие боярами новгородского князя Рюрика, с его разрешения отправились в поход на Царьград, но по дороге захватили Киев и вокняжились там. В результате неудачного похода в 860 г. на Царьград (который от них защитила Божия Матерь и разметала русские ладьи) приняли христианство, что стало первым крещением части русского народа.
Картина Ильи Глазунова. Князь Олег и Игорь, 1973.
В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега. В 882 г. князь Олег прибыл из Новгорода с войском в Киев и убил Аскольда и Дира за самозванное присвоение княжеских полномочий. (Согласно другой версии, Аскольд и Дир были законными киевскими правителями, потомками Кия, но стали жертвами захвата Киева Олегом.) Летопись рассказывает, что Олег и его сын маленький Игорь во главе войска незамеченными обошли Киев и подошли к Угорскому урочищу. Тут Олег спрятал воинов в ладьях и, выдавая себя за купца, попросил Аскольда и Дира встретиться. Когда киевские князья без охраны спустились к Днепру, на них напали воины из укрытия. Перед тем, как дать приказ убить князей, Олег сказал им: «Вы оба не князья, не роду княжего. А я есть роду княжего. И тут внесли Игоря. А се ‒ сын Рюриков».
После этого без сопротивления со стороны киевлян Олег сел в Киеве, сказав: «Да будет это мать городов русских» («матерь городов» ‒ дословный перевод греческого слова «метрополия», т.е. столица). Так Киев стал столицей объединенного Русского государства.
+ + +
Олег (Вещий Олег, ум. 912) ‒ князь Новгородский с 879 г. и Великий князь Киевский с 882 г. В "Повести временных лет" приводится его прозвище Вещий (предвидящий будущее). Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика в 879 г., как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян.
Согласно "Повести временных лет", Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, однако точное родство не указывается. Историк В.Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином ‒ братом жены Рюрика, которую называет Ефандой.
Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. "Повесть временных лет" оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с ‒ уличами и тиверцами имъяше рать».
В 907 г., снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань. Однако Олег повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.
Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань русским. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Борис Ольшанский. Слава Руси. Твой щит на вратах Царьграда
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941 гг. Есть сомнения и в отношении договора 907 г., текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. "Повесть временных лет" в описании похода Игоря Рюриковича в 944 г. передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 911 г. Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 г. из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 г. сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
Осенью 912 г., как сообщает "Повесть временных лет", князь Олег погиб от укуса змеи. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.
Смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге.
В.М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
О "матери городов русских".
http://pereformat.ru/2014/08/kiev-mati/
"Мати" как глава, "мати городов" как главный город - логично, но в чем суть возражения автора?
А вот главное утверждение выглядит сильно притянутым замахом на открытие: "князь Олег при учреждении основ своего государства, определив Киев как «мати», использовал религиозно-философскую терминологию «Голубиной книги», а сделать он мог это только в том случае, если был знаком с ней, если сам принадлежал к этой древнерусской сакральной традиции, основанной на «Голубиной книге»". - Выглядит весьма мудреным произвольным толкованием. Нет никаких данных о существовании "Голубиной книги" во времена князя Олега. И чисто с точки зрения филологии: на каком языке писалась эта книга? Без явно сектантской "Голубиной книги" в русском языке не было бы фразеологизмов: философия (или в СССР математика) - мать всем наукам, или повторение - мать учения?
Возможно, сама автор принадлежит к древней (языческой) традиции?
Олег ТС, а что Вы сами об этом думаете и о "Голубиной книге"?
"Голубиной книги" как целостного литературного произведения, Михаил Викторович, во время князя Олега наверняка не было. А вот древняя сакральная традиция, позже описанная в "Голубиной книге", была.
Подробнее:
1. http://pereformat.ru/2013/09/ostrov-rusov/
2. http://pereformat.ru/2013/10/pup-morskoj/
А вообще, осмелюсь настоятельно порекомендовать вам ознакомиться со статьями Лидии Павловны в её авторской колонке на Переформате. Не сомневаюсь, что вам есть на что потратить своё время, но также не сомневаюсь, что вы не пожалеете, что прочли их.
Олег ТС, быть может, этот автор вносит существенные добавления в давно и очень просто опровергнутую т.н. норманнскую теорию.
Однако сейчас речь у нас идет о происхождении названия Киева матерью городов русских, и в указанной Вами статье автором утверждается: "князь Олег при учреждении основ своего государства, определив Киев как «мати», использовал религиозно-философскую терминологию «Голубиной книги», а сделать он мог это только в том случае, если был знаком с ней, если сам принадлежал к этой древнерусской сакральной традиции, основанной на «Голубиной книге»". То есть якобы "Голубиная книга" существовала ранее и породила традицию. Вы в противоположность этому предлагаете обратную зависимость: появившаяся позже "Голубиная книга" сама основана на этой традиции, что ближе к реальности. В таком случае ссылка на сектантскую "Голубиную книгу" тут ни к чему. Скажите, а без этой языческой традиции использование слова мать как родоначальницы в переносном абстрактном смысле главенства и первенства у многих народов было невозможно? Назидание, что "повторение мать учения" - тоже основано на этой традиции?