15.07.1750 (28.07). - Умер Василий Никитич Татищев, автор "Истории Российской с древнейших времен"
Зачинатель русской научной историографии
Татищев Василий Никитич (19.04.1686-15.07.1750), историк и государственный деятель. Родился под Псковом в небогатой, но родовитой дворянской семье. В 1693 г. в семилетнем возрасте был взят на службу стольником при дворе родственницы – царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой, жены старшего брата Петра I, Ивана Алексеевича (до его смерти в 1796 г.). В 1704 г. поступил на военную службу в Азовский драгунский полк. В 1706 г. получил чин поручика. Молодой и способный офицер был замечен Петром I. Татищев участвовал в Нарвской баталии, Полтавской битве (был ранен), в неудачном Прутском походе. В 1712 г. получил чин капитана.
Принял активное участие в проведении петровских реформ. С 1712 г. последовали два с половиной года (с перерывами) учебы за границей инженерному делу, фортификации, артиллерии, там он также читал и собирал книги по истории, философии, географии. В 1718 г. Татищев был произведен в капитан-поручики и командирован в составе российской делегации на мирный Аландский конгресс.
В 1720–1722 гг. по указу Петра I был направлен на Урал для руководства казенными уральскими заводами и строительства новых, значительно увеличив их число, основал город Екатеринбург, открыл ряд горнозаводских школ, стремился увеличить использование вольнонаемного труда на заводах.
В 1724–1726 гг. неоднократно сопровождал Царя в его поездках и полтора года вновь провел за границей: изучал в Швеции экономику и финансы, в результате чего уже при Анне Иоанновне возглавил Монетную контору (1730–1733). В 1734–1737 гг. управлял Уральским краем, в 1737–1739 гг. руководил Оренбургской экспедицией, в 1739–41 – Калмыцкой комиссией, в 1741–1745 гг. был губернатором Астраханского края. Административные и экономические таланты Татищева проявились в делах обустройства и охраны юго-восточных районов России, в разрешении конфликтных проблем коренных народов. Однако новые и самостоятельные решения Татищева вызывали раздражение у многих чиновников, у него не было недостатков в недругах.
Нужно также отметить, что после короткого царствования и смерти Петра II (1727–1730) Татищев поддержал возведение на престол Анны Иоанновны и был произведен ею в действительные статские советники. Поэтому воцарившаяся в 1741 г. Императрица Елизавета отнеслась к нему холодно, не привлекая более на влиятельные должности. В 1745 г. его совсем освободили от службы и отправили в ссылку в его подмосковное имение Болдино, где он и умер.
Отойдя от государственной службы, Татищев заканчивает свою "Историю Российскую с древнейших времен", рассмотренную им до 1577 г. (опубликована посмертно во второй половине XVIII в.). Над этим фундаментальным трудом он работал с 1719 г. до конца своей жизни, впервые собрав и научно исследовав сведения из многих исторических источников. Подготовительные материалы к новым частям книги охватывали период XVII в., вплоть до воцарения Петра I.
Кроме того, он составил первый в России энциклопедический словарь ("Российский исторический, географический и политический лексикон"), ввел в научный оборот такие исторические источники как "Русская правда", "Судебник 1550 г." и др. В течение многих лет Татищев собирал летописные материалы, составившие основу его личного архива. Многое он сделал также для развития экономических, правовых и философских исследований. Одним из первых обратился к вспомогательным историческим дисциплинам – хронологии, генеалогии, геральдике и др. Создал труды по географии Сибири, развитие ресурсов которой вместе с Уралом считал важными для экономического подъема всей страны. Первым дал естественно-историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. По широте знаний, научных исследований и планов государственного развития, в том числе в системе образования, Татищев приближался к М.В. Ломоносову, но последнему удались и практические преобразования благодаря поддержке сверху. Такой поддержки Татищев не имел.
Труды Татищева по истории не всеми принимались однозначно. Ряд историков (особенно Н.М. Карамзин) осуждали его за недостаточно критическое отношение к историческим источникам. Однако, по мнению С.М. Соловьева, заслуга Татищева перед исторической наукой состоит в том, что он первым начал исторические исследования в России на тщательной научной основе, «указал путь и средства своим соотечественникам заниматься русской историей». Основное государственное убеждение Татищева выражено в следующих словах: «Всяк может видеть, сколько монархическое правление государству нашему протчих полезнее, чрез которое богатство, сила и слава государства умножается, а через протчее умаляется и гибнет».
Однако, к сожалению, ни Татищев, ни его вышеназванные критики не пытались вникнуть в православный смысл монархии и самой истории, ограничиваясь рационалистическим, социально-экономическим, политическим объяснением событий и связывая историческое развитие России с европейским "умопросвещением". Все они были плоть от плоти петербургского периода истории, не видя его духовной порочности и не умея выглянуть за его историософские пределы.