К 100-летию переиздания в эмиграции "Монархической государственности" Л.А. Тихомирова
Этот вышедший в 1905 г. фундаментальный труд с обоснованием православной монархии как единственной власти, соответствующей духовным основам человеческого общества и богоосвященной, служащей Божьему Замыслу, был и остается уникальным в истории русской идеологии.
Изучив западную антимонархическую систему в годы эмиграции, Тихомиров первым серьезно занялся исследованием такого государственного феномена, каким было Русское Самодержавие, и в своей монографии "Монархическая государственность" (1905) впервые детально разработал учение о русской монархической власти, о ее сущности и условиях ее деятельности. Идеал власти в современных условиях он видел в сочетании трех элементов: сильной верховной законодательной власти православного Государя Помазанника Божия, деятельных сил аристократии в государственном управлении, низового "демократического" народного самоуправления в общинных и земских делах.
В годы так называемой "первой революции" Тихомиров поддерживал "Союз Русского Народа". После 1905 г., при виде безплодности и разрушительности партийных думских фракций, Тихомиров разрабатывал реформу "думской монархии". Он отмечал, что подражательство западному парламентаризму – разрушительно для России, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству...».
Под должными гражданскими группами имелись в виду не политические партии и организации, а сословно-корпоративные. При виде усиливающегося влияния на политику мощного финансового капитала и зависимых от него политических партий в условиях демократии (опыт жизни на Западе был поучительным), Л.А. Тихомиров задолго до европейского фашизма в начале XX в. предлагал сословно-корпоративное представительство в условиях монархии:
«Необходимо заботиться о поддержании здорового социального строя, при котором необходимое расслоение нации на слои и группы производится без помех, но и без доведения до разрыва, до забвения общности интересов... Социальная организация, во всех ясно обозначившихся классах, должна быть обязательною... Зародыши солидарности имеются повсюду, не только между различными слоями рабочих, но даже между самими рабочими и хозяевами... Разнородность слоев... требует, чтобы каждый из этих слоев был организован в особую корпорацию, но чтобы имелась и общая для всех организация, объединяющая их в том, где они являются сотрудниками одного целостного дела» ("Монархическая государственность").
Корпоративная структура (сохраняющая цельность нации) и авторитарная власть ограничивают всесилие Финансового Интернационала еврейских банкиров, которые вольготно чувствуют себя в разобщенном обществе, именно поэтому навязывая всему мiру свое понимание демократии как отсутствие единых национальных и духовных ценностей, соблазняя народ "свободой" – свободой греха.
История монархий показывает, что именно из-за этого соблазна "свободы" у высшего слоя общества и буржуазии – происходило падение монархий. Тот же процесс был очевиден и в России, в связи с чем Тихомиров отмечал, что монархия – принцип вечный, высший и всегда возможный; если же он становится для какой-то нации невозможным, то лишь по нравственному падению самой нации. Так и в России:
«если идея русская, хотя и высока, но не по силам самому русскому народу, то... эта идея для России сама собою упраздняется...»
Но тогда «вместе с тем упраздняется и мiровая миссия России...» ("Монархическая государственность").
Церковно-публицистическая деятельность бывшего революционера не осталась без внимания Императора Николая II. Государь, прочитав работу "Запросы жизни и наше церковное управление", повелел Св. Синоду обсудить вопрос о созыве Церковного Поместного Собора. По Высочайшему повелению Тихомиров участвовал в заседании Предсоборного Присутствия в 1906 г. В середине 1907 г. П.А. Столыпин пригласил Тихомирова в советники. Однако ценнейшие работы Тихомирова, даже его фундаментальный труд о монархии – не были востребованы ни правящим слоем, ни "общественностью". Неодолимые духовно разрушительные процессы в российском обществе все больше заставляли Тихомирова обращаться к православной эсхатологии. Поэтому и Февральскую революцию он воспринял как неизбежное попущение свыше по грехам народа и не противился ей, поскольку в тот момент монархия оказалась либеральному русскому обществу уже «не по силам».
Однако для русской эмиграции, которая осмысляла причины сокрушения исторической России и пути ее восстановления, книга Тихомирова оказалась очень важной. Многие ее мысли, в частности, использовал И.Л. Солоневич в "Народной монархии", сам не обладавший такими должными знаниями и православным правосознанием. Поэтому труду Тихомирова книга "Народная монархия" во многом уступает, поскольку в обосновании русской идеи у Солоневича преобладает натуралистическая основа, а не религиозная: «В формировании нации религия играет второстепенную роль...» (Народная монархия. Сан-Франциско, 1978. Ч. I. С. 9–10; Ч. III, С. 62).
"Монархическая государственность" (все части вместе) была переиздана Российским Имперским Союзом-Орденом в Аргентине.
Первое переиздание "Монархической государственности" в русской эмиграции (по частям) было осуществлено в 1923 г. в Мюнхене по инициативе "Техническаго Центра Зарубежныхъ Организацій Русской Національно-Мыслящей Молодежи" при поддержке Высшего Монархического Совета. Ниже приводим вступление к первому тому (части 1-я и 2-я).
М.В. Назаров
ОТЪ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Изъ постановленій «Совѣщанія Представителей Зарубежныхъ Организацій Русской Національно-Мыслящей Молодежи»
(Мюнхенъ 3/16 – 7/20 янв. 1923).
Совѣщаніе съ сожалѣніемъ отмѣчаетъ, что русская зарубежная молодежь недостаточно сознаетъ необходимость политическаго образованія; въ ней мало склонности къ самостоятельной работѣ — она слишкомъ пассивно-исполнительна; наконецъ, молодежь нерѣдко просто уклоняется отъ всякой дѣятельности, предоставляя ее исключительно представителямъ старшихъ поколѣній. Это — ошибка.
Надлежитъ помнить, что хотя въ монархически-настроенной эмиграціи и приходится встрѣчать немало лицъ, игравшихъ въ свое время въ Царской Россіи видную роль, но часто это люди политически не подготовленные, даже не могущіе доказать, почему они считаютъ себя именно монархистами, а не чѣмъ нибудь инымъ. Такія лица могли быть полезны въ то время, когда въ Россіи государственный строй былъ монархическій; когда первою задачею всякаго государственно–служащаго было «охранять существующій строй»; когда трудно было отличить консерватора (неразсуждающаго «охранителя») отъ убѣжденнаго монархиста. — Теперь положеніе совсѣмъ иное: государственный строй рухнулъ, для его возстановленія нужны не «охранители», а «созидатели». На очереди не государственная служба, а идейная политическая работа. Для нея нуженъ кадръ идейныхъ людей; но одной идейности мало, нужно еще серьезное политическое образованіе. Нужны люди, могущіе во враждебной средѣ строго-научно, обоснованно и послѣдовательно доказать правильность своихъ убѣжденій; нужны люди, знающіе всѣ слабыя стороны аргументаціи противниковъ.
Такихъ людей должна выдѣлить изъ своей среды русская молодежь. Конечно, не здѣсь, въ эмиграціи, будетъ лежать центръ тяжести нашей работы. Не слѣдуетъ забывать, что глубокій, выстраданный и вымоленный монархизмъ, спаянный страданьемъ и кровью, выковывается теперь именно и только въ Россіи, подъ большевическимъ молотомъ. Правда, это монархизмъ чувства, монархизмъ инстинктивнаго порыва, но его надо будетъ сразу же дополнить монархизмомъ холоднаго разума; его-то должны подготовить и дать именно мы, могущіе пока еще на свободѣ и въ безопасности спокойно отточить оружіе своей мысли. Намъ нужно прежде всего понять и проникнуться убѣжденіемъ, что настоящая работа — внутри Россіи, что наше эмигрантское положеніе — передышка, что, если мы не используемъ этого времени и не подготовимъ себя для работы на Родинѣ, — намъ не простятъ тѣ, которые тамъ остались, — ни нашей безопасности, ни тѣхъ относительныхъ удобствъ, которыми мы здѣсь пользовались.
Готовить себя мы должны для борьбы. Намъ не по пути съ тѣми, что стремятся лишь использовать плоды одержанной чужими руками побѣды.
Мы вѣримъ, что Монархизмъ не есть способъ сдѣлать карьеру или вернуть себѣ утраченное благосостояніе. Онъ — долгъ передъ Родиной, Подвигъ и Жертва.
* * *
Избранный Совѣщаніемъ «Техническій Центръ Зарубежныхъ Организацій Русской Національно-Мыслящей Молодежи» — постановилъ:
Признать первоочередной задачей научное обоснованіе монархической мысли.
Во исполненіе сего, для облегченія работы тѣхъ, кто посвятилъ себя дѣлу изученія или дальнѣйшей разработки монархической доктрины — переиздать трудъ Л. А. Тихомирова «Монархическая Государственность».
Указать на необходимость пріобрѣтенія настоящаго труда всѣми организаціями молодежи, кружками и секціями политическаго самообразованія, монархическими объединеніями и библіотеками.
Принимая во вниманіе чисто научную, требующую особо сосредоточеннаго вниманія, форму изложенія означеннаго произведенія — предложить секціямъ самообразованія изучать и комментировать «Монархическую Государственность» только въ небольшихъ (не свыше 6 человѣкъ) кружкахъ, дабы достичь максимальной интенсивности воспріятія.
Признать необходимымъ веденіе возможно болѣе подробнаго протокола обмѣна мнѣній, сопровождавшаго чтеніе. Крайне желательно переодическое представленіе копій означенныхъ протоколовъ въ Техническій Центръ.
Вслѣдствіе недостатка средствъ, для удешевленія изданія, — выпустить «Монархическую Государственность» въ трехъ томахъ карманнаго формата.
* * *
Техническій Центръ приноситъ отъ имени объединяемыхъ имъ монархистовъ молодого поколѣнія выраженіе своей глубочайшей признательности всѣмъ, оказавшимъ посильное содѣйствіе дѣлу переизданія произведенія Льва Тихомирова.
Щедрый даръ Его Императорскаго Высочества Великаго Князя Димитрія Павловича позволилъ перефотографировать въ библіотекѣ Британскаго Музея единственный, сохранившійся за границей, экземпляръ «Монархической Государственности». Этотъ экземпляръ былъ обнаруженъ благодаря четырехълѣтнимъ поискамъ, предпринятымъ во всѣхъ западно-европейскихъ книгохранилищахъ по настоянію и при ближайшемъ участіи члена Высшаго Монархическаго Совѣта, Князя А.А. Ширинскаго-Шихматова. Пожертвованіе Свѣтл. Князя М.К. Горчакова дало возможность приступить къ печатанію перваго тома. Князь С.К. Бѣлосельскій-Бѣлозерскій, А.Ѳ. Треповъ и А.Н. Крупенскій немало потрудились надъ дѣломъ сбора необходимыхъ для переизданія средствъ.
Низкій поклонъ имъ отъ всей русской зарубежной монархической молодежи.
Предсѣдатель Центра Юрій Ширинскій-Шихматовъ.
Члены: Ю. Мейеръ. А. Лабзинъ.
Источникъ: Левъ Тихомировъ. Монархическая Государственность. Томъ первый. Части первая и вторая. — Изданіе Техническаго Центра Зарубежныхъ Организацій Русской Національно-Мыслящей Молодежи. — Мюнхенъ: Типографія Р. Ольденбургъ, 1923. — С. III-VI.
+ + +
См. также:
Навигатор монархиста. Ответы на вопросы о русской православной монархии
"Миссия русской эмиграции", гл. 18. Духовные основы Святой Руси и Русской монархии