Роман Витальевич Шиженский – кандидат исторических наук, доцент, заведующий лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Балтийского Федерального Университета им. И. Канта, директор научно-исследовательского проекта «Российская языческая пролификация XXI века» Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС.
Начали мы наше интервью с Романом Витальевичем с темы родноверов в Новороссии, памятуя о недавнем осуждении патриархом Кириллом распространения неоязычества в воюющей армии. «А армия – это место, где проявляется человеческая сила. Поэтому есть большой риск того, что невоцерковлённых, далёких от православия военнослужащих может привлекать риторика неоязыческих проповедников», ‒ сказал патриарх осенью этого года на одном из заседаний высших иерархов РПЦ. ‒ Александр Шален.
‒ Роман Витальевич, очень много родноверов воюют в Новороссии и с одной, и с другой стороны...
‒ Да, конечно. Количество язычников в зоне СВО поражает!!! По поводу «родноверов» с другой стороны я бы поспорил. Как неоднократно говорили наши бойцы-язычники, на стороне Украины воюет искусственно созданная субкультура (смесь скандинаво-славянско-сатанинского неокульта). Конечно, определённый контингент язычников (без синкретизмов) присутствует в среде контингента вооружённых формирований ВСУ. Упуская подробности – бойцы на войне. Из интервью понимаешь – для 100% опрошенных огромную роль имеет забытое в конце 80-х-90-х понятие Русской Родины. Соответственно трофеи: молотки Тора, шевроны, уничтожение «тёмных мест».
‒ Какое количество двоеверов (людей, которые носят кресты и топоры Перуна) в славянском мире?
‒ Вопрос из категории «со звездочкой». Тема двоеверия, религиозного перехода, особенно с учётом реалий современной ситуации, крайне «сложно-интересна». Ограничусь следующим: ряд бойцов ВС РФ спокойно носят языческие позывные, эмблемы, обереги, девизы, выполненные в стилистике псевдославянской руники, скандинавского футарка, наряду с православной символикой. Как это объяснить? Исключим конфессиональные «недоработки» и обратимся к дружинному опыту средневековой Руси или периоду двоеверия, или народного христианства. Видимо, в каждом конкретном случае действует принцип личного духовной защиты. А вот индивидуализация религии… это отдельная сверхактуальная тема!
‒ Как долго и насколько успешно Вы исследуете современное язычество, как и почему заинтересовались именно этой темой, кого можете назвать своим учителем?
‒ Изучением современного язычества я занимаюсь более пятнадцати лет. В 2005 году защитил диссертацию «Скандинавские мифы как культурный феномен в развитии стран Северной Европы», и закономерно встал вопрос: «Что делать дальше?». Спустя год я оказался на территории Марий-Эл и смог посетить священную рощу (кÿсото) последователей марийской традиционной религии. Дальше в дело вмешалась всепоглощающая исследовательская жажда, потребовавшая «продолжения банкета» - изучения современного язычества у этноса-доминанты. Свой скромный багаж наработок по последним язычникам Европы я передал своему ученику Р.А. Саберову и очень надеюсь, что скоро он защитит долгожданную кандидатскую диссертацию «Особенности институционального развития служителей культа этнорелигии мари Среднего Поволжья в XVIII‒начале ХХI века».
В тему русского язычества я заходил с приключениями… Из ныне живущих о подробностях можно узнать у А.В. Гайдукова, действительного большого специалиста в этой теме.
Мой Учитель – русский профессор, доктор исторических наук Евгений Васильевич Кузнецов. Главное, что мне удалось усвоить в ходе общения с научным руководителем, – точечный, «сакральный» анализ источника. Только источник! Остальное: мнение специалистов, экспертов и т.д. – вторично!
‒ Насколько современному язычеству свойственен национализм, как это зачастую пытаются представить необъективные и ангажированные СМИ, определённым образом мотивированные общественные, политические и религиозные деятели и даже некоторые научные исследователи? Причём во всей палитре национализма, от «любви к отеческим гробам» до фашизма и расизма?
‒ Начнём с термина. Для меня современное русское язычество ‒ «мировоззренческий феномен, возникший в РСФСР в 1970-х годах, в основе которого лежит комплекс идеологических, религиозных, социально-политических, культурных парадигм, направленных на возрождение славянских дохристианских верований. Этот феномен характеризуется превалированием конструируемых авторских инициатив над реконструируемыми элементами мифологии и обрядовых практик; эклектикой идей этноцентризма и природоцентризма; структурной, мировоззренческой пролиферацией; конспирологией, футурологией и фолк-хистори как набором инвариантов».
По поводу национализма... До последних событий русским было быть стыдно. Тему принадлежности к государственно образующему, формирующему и удерживающему от всевозможных крайностей этносу старались не акцентировать и вынести за скобки «российской национальности». Предположу, что «уход в язычество» можно рассматривать как защитную реакцию (воззвание к «русскости») определённой части социума, не нашедшей ответа на мировоззренческие вопросы в существующих религиозных системах. СВО многое расставила по местам. Конечно, образ русских язычников, крайних националистов, более притягателен для жаждущих, не исключу, что за это и очень хорошо платили (платят). Как показывают наши полевые выезды на языческие праздники, индивидуальное общение с лидерами движения, подавляющая часть современных русских язычников – почвенники, болеющие за семью, дом, страну. Безусловно, конструктов а-ля Гиперборей, «Россия для русских», боевых плясов, свидетелей СССР и т.д. - значительное количество, но считать всех последователей создаваемой «традиции» фашиствующими - открытое дилетантство: «Я посмотрел сеть. Я знаю». Интересно, что про крайний национализм скажут русские бойцы-язычники СВО, выполняющие важнейшие операции в рамках ДРГ, штурмовых отрядов, артиллерии и др. В ближайшее время попробую аккумулировать полученные от воинов-язычников интервью в книге «ТРЕТЬЯ СИЛА (российские язычники в СВО)».
‒ Насколько распространены и влиятельны антихристианские и антисемитские мотивы в идеологии и практике современных язычников, не мешают ли они позитивному образу язычества и его популярности? Или причина столь малого распространения язычества, в первую очередь, экзистенциальная и мировоззренческая инертность большинства россиян?
– Скорее второе. Антихристианские и антисемитские (скорее – антисионистские) теории присутствуют, куда же без них, но в настоящее время язычники, заняты проблемами собственного микромира (к примеру, осваивают новые формы сакрального пространства – храмы). По поводу незначительной популярности – позвольте не согласиться. Культовая среда, «поставляющая» неофитов в общины, группы язычников-одиночек, весьма многочисленна и включает любителей фэнтези, исторического романа, поклонников сериала «Викинги», фолк-хорроров типа «Солнцестояния», фанатов определённых музыкальных стилей, реконструкторских коллективов, мастеров рун и, наконец, поклонников многочисленной обережной продукции диапазона «коловрат – лунница – мjölnir». С определённой оговоркой популярность современного язычества подтверждают фестивали, собирающие от нескольких десятков до нескольких тысяч участников. Уровень «язычности» празднующих – отдельный вопрос, но сочувствующих движению на данных мероприятиях – подавляющее большинство.
– Существует ли, на ваш взгляд, некое разделение и дистанция между идеологами и лидерами язычества – творческими людьми, и основной массы, склонной к экстремизму, или это предвзятое мнение?
– Возвращаю вас к началу нашего разговора. За утверждением «основной массы, склонной к экстремизму» должен стоять обширный источниковый материал. Данными о господстве в молодёжной языческой среде экстремистских настроений не располагает ни один специалист, как, впрочем, и данными о точной численности последователей современного язычества. Тема языческих «измов» с момента генезиса рассматриваемого феномена и по настоящий момент – новость с пометкой "молния". Достаточно посмотреть на тематику статей и кандидатских диссертаций. Кому интересно вникать в изменения пантеона конкретного сообщества, анализ исторических концепций, авторское язычество идеологов, если можно вычислить и обезвредить!
Если мы говорим об образовательной «пропасти», то да, она существует. К сожалению, определённая часть рядовых участников движения читает труды только своих лидеров и пролистывает книги академика Б.А. Рыбакова. Интеллектуальной диверсией следует признать «работы» последователей инглиизма (церковь православных староверов-инглингов – признаны экстремистами и запрещены в РФ) и смежных течений. Выход один – самообразование – штудирование вторичных источников и историографии вопроса.
– Насколько распространены, популярны, полезны, или, напротив, вредны для современного язычества «реверансы» и заимствования у лучше сохранившихся родственных традиций, как восточных, так и западных? Про какие из них можно сказать, что они удачны, а с какими – не сложилось?
– Контакты, заимствования (возможно, «соработничество») между представителями славянского язычества и язычниками иных этнических групп были всегда. Достаточно вспомнить начальный этап образования древнерусского государства: «котёл» народов, традиций, культур, верований. Продолжением традиции в новейшее время стали контакты «родноверов» с литовскими коллегами (поездка В.С. Казакова, Н.Н. Сперанского на конгресс этнических религий в Вильнюсе 1998 г.), традиционалистами мари (Д.Ж. Георгис (1960–2023 гг.), с 2002 г. регулярно общался с представителями финно-угорской традиционной религии, «русский вариант шиваизма можно обнаружить у волхва Велеслава (И. Черкасова)», Д.А. Гаврилов (Иггельд) – с 2009 г. участник «Международной Языческой Федерации» (Pagan Federation International, PFI) и т.д. Кроме того, синкретизм славянского и скандинавского язычества громко заявил о себе в зоне проведения СВО через ту же религиозную атрибутику и пантеон особо почитаемых богов – это отдельная очень жизненная и интересная глава исследования современного язычества … Представьте, варяжский мужской союз или участников битвы при Бравалле – сражения народов, возможно, оказавшего значительное влияние на последующую эпоху викингов. Какие системы верований объединили этих представителей средневекового спецназа?
...Что касается современных удачных и неудачных попыток межэтнического, межязыческого взаимодействия? Российское язычество находится на очередном витке трансформации, и, соответственно, лишнее и сомнительное будет отторгнуто религиозными нативистами или поспособствует пополнению космополитичной армии последователей культов новой эры.
Мое личное мнение – дружить нужно с ближайшими соседями.
– Каких лидеров и идеологов, внесших особенно ощутимый вклад в развитие и становление язычества на постсоветском пространстве, ты бы смог назвать? И какие из них принесли больше вреда, чем пользы?
‒ Остановимся на русской вариации движения. Первый язычник СССР – А.А. Добровольский (Доброслав, 1938-2013 гг.), автор первого именослова, языческого календаря, коловрата – основного символа славянских язычников (в существующем прочтении), режиссёр и организатор первого праздника, обряда раскрещивания, создатель исторических и утопических концепций. Значительная часть идей Доброслава актуальна и для сегодняшних последователей доавраамической религиозности. Н.Н. Сперанский (Велимир, 1958‒2018 гг.), автор концепции «русской дарны», размышлений о связи язычества с русским сектантством, шаманизмом. В.С. Казаков – создатель одной из старейших языческих организаций «Союза славянских общин славянской родной веры» (1997 г.), учредитель журнала «родноверие», ректор «Училища родной веры славян» (2008 г.). И.Г. Черкасов (Велеслав) – автор концепции шуйного пути (2005 г.), один из лидеров «Содружества славянских общин «Велесов круг», создатель славянского центра духовного развития «Велесов Путь» (2020 г.). Б.А. Гасанов (Богумил) – хранитель «Хором Велеса и Марены», наиболее последовательный «языческий критик» исторических источников. Безусловно, перечень бывших и действующих идеологов современного русского язычества можно продолжить. Судить о вреде или пользе того или иного языческого лидера я не берусь. Слишком много «вводных», и главное ‒ «для кого?». Мне, как исследователю вопроса, интересен язычник в развитии, другими словами, «язычник-офлайн», со всеми плюсами и минусами.
‒ Ещё до начала СВО на Украине периодически появлялись информационные вбросы от российской государственной и церковной пропаганды о большом количестве язычников в рядах ВСУ, якобы воющих из религиозных соображений, против ненавистного христианского государства. Но серьёзные исследователи отмечали и наличие язычников в российских войсках. Насколько реально и каково это соотношение на сегодняшний день, если оно вообще существует, имеет ли место на войне религиозное противостояние – язычников и христиан? Насколько современное язычество России и Украины политизировано?
‒ Есть у меня очень хороший знакомый, условно отнесём его к «инквизиторам» от Русской Православной Церкви. Рассуждая о конфессиональном составе участников СВО, он подчеркнул, что «сражаются православные, мусульмане, буддисты и твои – язычники». Естественно, звоночек «о моих язычниках» был воспринят как исследовательский вызов, нуждающийся в «опубликованном ответе». Это во-первых. Во-вторых, языческая символика регулярно мелькает в репортажах российских военкоров на частях снаряжения, военной формы бойцов с передовой и даже отдельных группировок (символ группы «Север»). В-третьих, в июне 2022 года на телеграм-почту мне пришло сообщение от журналиста-политэмигранта Александра Чаленко с просьбой дать комментарии по поводу «козловидных» изображений, языческого татуажа пленных полка «Азов» (экстремистская организация, запрещена в РФ). Дальше – больше. В результате появились статьи, интервью и огромное количество вопросов, требующих ответов …
На сегодняшний день удалось собрать почти три десятка интервью с российскими бойцами-язычниками, представляющими самые разные подразделения отечественных вооружённых сил. Подавляющая часть воинов разменяла тридцатилетний рубеж, соответственно, можно говорить об осознанном мировоззренческом выборе респондентов. По мнению бойцов, заинтересованных исследовательских групп, процент воинов-язычников (прежде всего последователей славянского и германо-скандинавского направлений) в зоне проведения СВО если не значителен, то весьма заметен.
Противостояния в российской армии христиан и язычников быть не может априори! Все, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, выполняют одно общее дело. Данный тезис не раз подчёркивали участники спецоперации.
Про политизированность украинских язычников и сказано, и написано достаточно много. Ограничусь лишь одним термином, не единожды всплывавшим в интервью с российским бойцами и характеризующим их отношение к идеологии «Азова» (экстремистская организация, запрещена в РФ) ‒ «субкультура». Современное российское язычество, если не брать во внимание военную составляющую, не нацелено на политику. Более того, отказы в признании религиозного статуса ряда сообществ, господствующее негативное отношение к любым проявлениям язычества, закономерно предопределило «разочарование в официальности». Наблюдается организационный «уход в себя», «фильтрация» окружения с построением микромира своих. Конечно, связь с внешним миром сохранится, но будет постепенно минимизироваться. Ставка на саморефлексию, по моему мнению, будет способствовать консолидации сообщества и разрыву этноориентированного направления с группами, попавшими под влияние Нью Эйдж.
‒ В последние годы многие фольклорные сюжеты и персонажи славянской и не только мифологии стали всё чаще появляться в массовой культуре – литературе, компьютерных играх и на киноэкранах, например, в отечественных сериалах «Вий», «Сергий против нечисти», «Волшебный участок» и других. Насколько хорошо, полно и адекватно представлено язычество в современной культуре, прежде всего в кинематографе и литературе, российской и мировой, и насколько эта культура, в свою очередь, влияет на родноверие, есть ли такое взаимодействие и своего рода обратная связь?
‒ Языческая киноклассика, представленная «Русью изначальной», «Когда солнце было богом», «Детство Ратибора» (кстати, один из российских командиров, участник СВО, взял имя мальчика-русича в качестве позывного), уступает место «шедеврам» наподобие миллиардного российского горе–«Викинга». Не так давно в свет вышла статья «Частокол, инициация и табу»: транскрипция язычества в художественном кинематографе», в которой я с удовольствием пробежался по следующим лентам: «Таинственный лес» (2004; режиссер М. Найт Шьямалан; США), «Плетеный человек» (2006; режиссер Нил Лабут; Канада, Мексика, США, Германия), «Черная смерть» (2010; режиссер Кристофер Смит; Германия, Великобритания), «Пока цветет папоротник» (2012; режиссер Евгений Бедарев; Россия), «Дружина» (2015; режиссер Михаил Колпахчиев; Россия), «Апостол» (2018; режиссер Гарет Эванс; США, Великобритания), «Солнцестояние» (2019; режиссер Ари Астер; США, Швеция), «Эпидемия» (2-й сезон, 2022; режиссер Дмитрий Тюрин; Россия) и обнаружил следующие транскрипты, на которых и строится образ «киношного язычества». К таким популярным образам и инструментам относится божество, сакральное пространство, священные писания, служители культа, празднично-обрядовый календарь, табу, инициация, новояз (в том числе музыкальные темы), кровь/жертва, символика, структурная единица (община, семья), изолированность и специфические отношения с внешним миром. При порой комично-хоровой подаче язычества как в отечественной, так и в иностранной киноиндустрии, приведенные характеристики свойственны и реальному, «живому» языческому движению.
– Каковы ваши общие прогнозы на будущее неоязычества в России и Украине, перспективы его развития, взаимоотношений с государством, традиционными религиями, наукой, культурой, обществом, особенно с учётом актуальной политической и экономической ситуации, мировой и российской, и глобальных потрясений последних лет?
– Отношение традиционных религий РФ к современному язычеству сформулировано. Здесь никаких метаний «за и против» быть не может, да и как с позиций конфессий допустить признание чёрной кошки в чёрной комнате? В язычестве отсутствует единое «всё»: от общероссийской организации до признанных всеми основ общей «веры». В этом, кстати, и реверс проблемы – призыв «закрыть» язычество ортодоксальной группой от «страждущих». Предположу, что позиция государства будет учитывать боевые заслуги российских язычников в зоне СВО, уровень лояльности конкретных личностей и объединений к проводимой политике, конфессиональному сообществу, российскому социуму и др. Опять-таки частное суждение, в настоящее время на уровне государственных органов эта тема открыта.
Научное сообщество, занимающееся исследованием темы, также весьма неоднородно по целям изучения движения, блокам решаемых задач. Действуют микрогруппы, учёные-одиночки. Координация происходит на личном уровне, а также время от времени возникающих предложений (от организаций разного уровня) «выступить с докладом». Системного изучения феномена на уровне общероссийского специализированного учреждения (научно-исследовательского отдела, института), несмотря на острую необходимость, не ведётся.
Нет никаких сомнений в том, что языческое сообщество изменится. С учётом возвращения контингента воинов-нативистов, возвращающихся с территории проведения СВО сценарии развития российского язычества могут быть самыми непредсказуемыми, в том числе не исключаю появления закрытых боевых братств, ориентированных на культ силы.
‒ В английской Википедии в статье о родноверах сказано, что большинство родноверов – это люди с высшим образованием. Подтверждаете ли вы эту информацию? Если да, то почему так? Что, «интеллигентам со средним образованием» родноверие не интересно?
‒ Полевые опросы показывают, что «родноверием» охвачены все социальные страты российского общества: от самозанятых, «свободных художников» до директоров предприятий и воинской элиты СВО. Вместе с тем, безусловно, процент людей с высшим образованием в движении значителен. Такая «образовательная тенденция» характерна для приверженцев современного язычества с момента появления первых общин. Исследователи вопроса отмечают, что в 80–90-е «костяк» язычества составляла техническая интеллигенция. В 2000-х ситуация меняется и усиливается позиция гуманитариев. Почему так… вопрос сложный.
Возможно к причинам можно отнести интеллектуальное, мировоззренческое наследие СССР – эпоху «языческой реабилитации» через кинематограф (об этом много писали), советские мультфильмы (вспомните палитру образов новогодних сказочных героев, отрисованных персонажей волшебных сказок), массовое издание научных и научно-популярных работ по истории древних славян, популяризация языческой героики в изобразительном искусстве и т.д. Возможно – причина в естественном/контролируемом сокращении действительных заинтересованных обладателей (не «корочников») высшего образования и как следствие, разочарованность вышников в предлагаемых «стандартах», в том числе религиозных. Особенно это заметно именно на примере гуманитариев, за малым исключением (неприкасаемый топ), слабо востребованных в пределах интеллектуального рынка РФ. Хотя, айтишников, инженеров, в том числе работающих над щитом Родины, должны научить эту Родину любить…
– Также английская Википедия пишет, что родноверие очень сильно распространено на Юге России, и что в некоторых районах Ставропольского края общин родноверов или равно количеству общин православных, или превышает их. Это так? Если да, то с чем это связано? На Юге менталитет другой, или какие причины?
– Не хочется вставать на конспирологические рельсы. Безусловно это очередной информационный вброс. Как говорится: «Значит это кому-то нужно». Думаю, что процент «родноверов» Юга приблизительно равен проценту «родноверов» Сибири, Центральной России и других регионов. Можно, конечно, «поиграть»: сослаться на влияние Юга как родины «Велесовой книги», безумное количество «родноверов» – жителей, присоединённых территории, но к сожалению для тайноведов – это не так.
– Многие приравнивают коловрат к свастике и на этом основании его запрещают. Что надо сделать, чтобы коловрат воспринимался именно как символ родноверов, а не нацистов?
– По моему мнению, проблема коловрата в настоящее время Нерешаема. Во-первых, благодаря различным интерпретациям символа со стороны противника и активной негативной позиции со стороны СМИ. Во-вторых, нельзя списывать со счетов символику исторической памяти (к сожалению, просыпающуюся практически исключительно за неделю до и неделю после 9 мая). В-третьих, огромный минус репутации коловрата нанесла деятельность одного из активных псевдоязыческих симулякров в лице «церкви православных староверов-инглингов» (признаны экстремистами и запрещены в РФ) и десятков свастических символов придуманных, растиражированных последователями «конов» и знатоками «буквицы». В-четвертых – и это основное. У нас принято мыслить сиюминутными маркерами: «картинка, небольшой текст» – вывод. Читать стало не модно, разговаривать – тем более. Какова смысловая нагрузка символа с точки зрения задумки автора (Доброслава)? Ради эксперимента, можно провести отдельное исследование как среди критиков, так и среди защитников «восьмилучевого».
– Доброслав относился к родноверию не как к религиозной практике, а как к мировоззрению, и с иронией относился к установлению идолов. Разделяют ли его взгляд на родноверие сами родноверы?
– Вопрос, связанный с местами и тем более «индивидуализированными» объектами современного языческого культа весьма сложен и не сводится, как думают многие обыватели, к банальной беготне вокруг резано-крашенной деревяшки. По мнению идеологов современного язычества, с кем удалось и удаётся общаться, внешняя форма – лишь форма-вместилище для божеств, встающих в единый обрядовый круг с далёкими потомками. Антропоморфная форма идолов продиктована необходимой для неофитов визуализацией. Некоторые общины вообще отказываются от установки чуров, использования любой символики позволяющей навлечь «гнев» сознательной общественности. Безусловно, для большинства известных мне адекватных языческих групп, «родноверие» не религиозная практика, а именно мировоззренческий базис со всем набором плюсов и минусов от: "я на капище, а мне звонит сотовый", до «предки-я-потомки».
Александр Шален. Интервью подготовлено совместно с Гедеоном Янгом.
Источник: https://www.apn.ru/index.php?newsid=46855
+ + +
М.В. Назаров.
Автор дает информацию о современном язычестве в РФ, которую полезно принять к сведению. Однако он исследует эту проблему только внешне, не вникая в духовную суть язычества как поклонения бесам в образе языческих богов. Судя по всему, он атеист, во всяком случае ‒ не христианин, из-за этого некоторые его суждения о роли язычества в наше время весьма легкомысленны. Против фольклорного исследования русского язычества у православных не может быть возражений, наоборот: интересна жизнь наших предков. Но тут дело совсем в другом: язычество – это духовная слепота и непонимание смысла мiроздания, смысла истории и цели нашей жизни. Это попытка бегства от грядущего Апокалипсиса в дохристианскую утробу истории.
С моей точки зрения, причину возникновения современного язычества (разумеется, разнообразного "новодельного", а не исконно русского "родноверия", которое не оставило письменных источников), автор отмечает правильно: культ физической силы, здоровья, свободы страстей (добавим: также и греховных, с точки зрения Христианства) ‒ а также противостояние и трудностям жизни, и наседающим врагам, внутренним и внешним. Такое язычество представляет собой форму примитивного национализма, вполне пригодного для т.н. "СВО", но не для восстановления оборонного русского самосознания в нынешнюю апокалипсическую эпоху. Это явление понятно в условиях нашего времени и нынешней эгоистичной государственной власти, к которой нет доверия. К тому же у язычников заметно и неприятие фальшивого советского наследия с его материалистической интернациональной идеологией. Но альтернативу этому кто-то постарался предложить ложную: чувственно-оккультную, которая ослепляет русский национализм перед лицом нашего историософского врага.
Вторая – важнейшая! – причина развития этого явления состоит в отсутствии духовно верной альтернативы, которая может быть только в христианском учении о смысле мiроздания, истории и нашей земной жизни. На первый взгляд, эта альтернатива есть: Русская Православная Церковь, но именно значительная часть ее духовенства и особенно церковные функционеры своим конформизмом, юдофильской повинностью, жреческим благословением всех пороков нынешнего режима отталкивают от Православия многих искренних патриотов, ищущих Истину. По моему опыту общения с такими неправославными русскими националистами, наибольший вклад в отталкивание их от Церкви внесло ее нынешнее священноначалие, которое, в отличие от пресловутого "сергианского" несвободного духовенства в СССР, теперь уже свободно выбрало жреческое служение любой власти как "богоугодной".
Пример: Алексей Широпаев, в прошлом православный активист, ставший идеологом национального язычества, а затем странным образом ‒ сторонником "третьехрамового" сионизма и жидонацистского государства "Израиль". Это также и доказательство того, что языческая духовная слепота препятствует различению духов. Потому в среде язычников обычны антихристианские выпады, якобы христианство внедрено в русский народ жидами для его ослабления и закабаления, ‒ взять, например, агрессивные писания покойного Авдеева. Надо признать, что сервильное "православие" с проповедью, с одной стороны, непротивления злу и покорности властям как ограничения своей греховной воли, а с другой стороны ‒ любви к стараданию, умерщвлению плоти, ненависти к мiру и т.п. дают основания для отталкивания от такого "православия". Оно "проигрывает" нынешнему языческому ренессансу в киношных блокбастерах, культуре, фольклорных празднествах.
Однако настоящее Православие вовсе не исключает пользования земными дарами Божиими, ни брачных отношений, ни приятия мiра с его красотой (хотя и больного злом), в котором человеку дано созревать, проходя через испытания, ни сопротивления злу силою, что убедительно изложено в одноименной книге И.А. Ильина и ранее многократно подтверждено Отцами Церви в их обширном святоотеческом наследии: «Следует жить мирно со своими личными врагами (в самозащите не отвечать им местью), ‒ но не с врагами Отечества и не с врагами Божиими».
Таким образом, автор верно отмечает, что «уход в язычество можно рассматривать как защитную реакцию (воззвание к «русскости») определённой части социума, не нашедшей ответа на мировоззренческие вопросы в существующих религиозных системах... подавляющая часть современных русских язычников – почвенники, болеющие за семью, дом, страну». Можно ли это "почвенничество" облагородить, избавить его от шор ложной мифологии и поднять от бесопоклонства до зрячего православного патриотизма? Ведь случается же и такое...
Но вот мириться и примиряться с такой патриотической слепотой православным патриотам невозможно. Считаю совершенно неприемлемым предположение исследователя, что «позиция государства будет учитывать боевые заслуги российских язычников в зоне СВО, уровень лояльности конкретных личностей и объединений к проводимой политике, конфессиональному сообществу, российскому социуму и др.». Хочется посоветовать Роману Витальевичу поместить свою исследовательскую деятельность в открытую нам Богом систему координат и духовных знаний, иначе итог может оказаться не полезным ни российской науке и культуре, ни ему самому.
Подробнее на эту тему:
О "слабости" и силе христианства. Неоязычество и еврейский вопрос. Полемика с язычниками (см. в книге "Тайна России) (1991–1995)
Е.В. Семенова. "Волхвы" из КГБ и ЦРУ. Неоязычество как проект разрушения русской идентичности
Без Ветхого Завета непонятен ни смысл истории, ни "еврейский вопрос". Полемика с язычниками о "Библейском проекте закабаления человечества" (февраль 2011)
Истархов, автор книги "Удар русских богов", бросает Назарову вызов на "дуэль" (март 2011)
15.07. 1015 (28.07). - Равноап. Вел. князя Владиміра. Русский национальный праздник
И.А. Ильин. О христолюбивомъ воинствѣ
И.А. Ильинъ. О мечѣ и праведности
С.А. Аскольдов. О святой ненависти
Язычество – вот едва ли не единственный пласт безо лжи, паутины и псевдонаучных домыслов, сохраняющий без искажений колыбельный, обобщенный эмпирический опыт человечества.
Язычество, где каждое движение ритуала глубоко символично. Где каждый стежок одежды, форма оружия и малейшая деталь снаряжения, буквально пропитаны, продиктованы исключительной целесообразностью и утилитарностью. Где неукоснительное следование традиции — не интеллектуально-мистические «навороты», не влияние капризов моды и уж тем более не национальный патриотизм носителей культуры, а жесткое, единственное условие выживания вида и его космогонии.
Где сохранилось в той или иной форме язычество? Лишь там, где суровые климатогеографические условия заставляют людей жить в гармонии с природой и неукоснительно следовать законам, выверенным в веках жизнями их предков. И законы эти принимаются не большинством голосов отдельных особей, а подчинены приказам бессменного, неподкупного, триединого верховного диктатора, имя которого — «очевидность, целесообразность, реальность.
Не заблуждайтесь, не очаровывайтесь, знайте и помните! Боги славян (как бы они ни назывались) — это родная земля, солнце и великие предки — все то, кстати, без чего невозможна ни одна человеческая жизнь. Святилища славян — их жилища и родовые капища. Главный учитель славян — природа, то, что при роде. Святые славян — их родители и родители родителей. И так до первопредков. Ангелы славян — их дети, внуки и правнуки.
Помни, что, держа на коленях сына, ты держишь на коленях всех своих будущих внуков, правнуков и праправнуков. Главные ведические, космогонические тексты славян — наши народные сказки, песни, пословицы и поговорки. Главные иконы или чуры в домах славян — это семейные реликвии или фотографии на стенах всех ваших предков и родителей. Главные обряды славян, как и главные события их жизни, — благословение родителей, признание в любви, рождение чада, свадьба, клятва воина, смерть...
Главный источник стяжания чести и достоинства у славян — служение Отечеству. Требы славян богам — это плоды и результаты (внимание!) их личных трудов. Главный нравственный императив славян — справедливость. Главная миссия славян — хранить землю и держать небо. Главное таинство славян — врожденная и неизменная любовь к Отечеству.
Ну, а если у тебя есть Отечество, у тебя есть по отношению к нему сыновий долг. Если есть долг, то есть и достоинство. Если есть достоинство, то есть и честь. Бессмысленно говорить о достоинстве и чести в отрыве от понятий Отечества и преданного служения ему.
И теперь, зная это, ты знаешь об исконной русской традиции если пока не все, то самое-самое главное.
Виталий Владимирович, а смысл истории у вас, язычников, в чем? И смысл жизни тоже: что после смерти? Что такое добро и зло?
Посмотрите мою полемику с Истарховым.
Какая мерзость, какой это позор Русской земли в очах Божьих. Впрочем, еще и не до такого могут дойти. Но, может, обратятся еще... Рассуждения с умным видом о "уродноверии и езычестве" и читать мерзко. Сдирайте шкуры уж без обиняков во славу черта. Потом в школы попрутся, учить.
Истархов – еврей. Уж с кем вести полемику о славянском, древнерусском язычестве, но точно не с ним. Гораздо интереснее было бы пригласить к полемике Романа Тадеушевича Черешкевича, автора «Двух религий Руси».
Бог был до православия, которое на Руси всего тысячу лет, будет и, если православия не станет. Различие добра и зла, понимание справедливости даётся человеку по мере его опыта и взросления, вне зависимости от того, православный он или язычник. Более чем уверена, язычник может быть также близок к Богу, как и православные, и даже ближе, чем некоторые православные. Как бы то ни было, то, останется с нами Бог, а мы с ним, зависит не от религии или мировоззрения, к которым мы принадлежим.
Православию на Руси – всего тысяча лет, а язычеству – тысячи и тысячи. Кровь не водица, генетическая память запечатлела прошлое и узнаёт его мельчайшие признаки, поэтому так легко и просто многие принимают языческое мировоззрение, и эта река только будет только набирать и расширять свои воды ближайшие годы, десятилетия.
Возможно, будь у руля православия достойные, смелые мужи, и больше рядовых православных, наподобие Вас, уважаемый Михаил Викторович, у этой религии было бы будущее в русской среде, но Вы же видите, даже те, кто понимает, что происходит не то, что должно, не готов бороться за настоящую веру, за настоящую Церковь Божию, достойных иерархов.
Всё, что вы написали, Виталий Владимирович, это примитив, набор утилитарных банальностей из серии "мойте руки перед едой". Михаил Викторович задал вам вопросы о действительно фундаментальных вещах, о смысле жизни и ответов на эти вопросы у вас не будет, либо будут, но на уровне пословиц и поговорок, как и всё остальное у язычников. А всё потому, что в интеллектуальном и духовном плане т.н. "язычество" - это полный "ноль", это буквально уровень амёбы. Потому и нет среди вашей братии мыслителей такого уровня, какой есть среди православных богословов, да и не будет никогда. И своих Ивана Ильина и Льва Тихомирова среди вас не было, нет и не будет. Среди примитивных мозгов, не способных задать действительно серьёзные вопросы, избегающих их, тем более не появится тех, кто способен дать на них ответы.
Добавлю, что отношение к истории, к роду, к предкам и потомкам, к природе, о котором вы так пафосно написали, вовсе не является неким языческим "эксклюзивом"! Всё то же самое и у православных, только на несравнимо более высоком уровне, с учётом как раз тех вопросов, которые вам задал Михаил Викторович.
КОРР.:
"Потом в школы попрутся, учить".
Да, страшно подумать, что польётся в уши (и души) детей, если в рамках ныне раскручиваемой идеи "социализации участников СВО", вовлечения их в общественную жизнь в школах появятся учителя и военруки из таких вот язычников.
Пришедшие на Русь ромейские попы, в результате предательства части ведического знахарства, стали уничтожать культурное наследие язычников-русичей. Но уничтожить всё им так и не удалось.
Олег ТС и Корр.
Есть два документа: «Социальная доктрина Русской православной церкви», принятая на поместном соборе РПЦ в 2000 г., и «Социальная доктрина иудаизма». Они текстуально во много совпадают до такой степени, что не понять, кто у кого списывал: раввины у РПЦ, либо иерархи РПЦ у раввинов,
либо кто-то третий подсунул или продал руководителям обеих конфессий один и тот же текст-прототип.
Вас это не смущает,ястребы-правоверные?
Светлане. Вы заблуждаетесь, аргументируя: «Православию на Руси – всего тысяча лет, а язычеству – тысячи и тысячи». Православие - это учение о смысле бытия, открытое нам Самим Господом Богом о Творении и о Себе, Которому безмерно больше "лет", чем язычеству и его богам, сотворенным Богом, но отпавшим от Него. Истина не в длительности существования каких-то исторически обусловленных верований (по этому критерию у китайцев оно тоже должно быть "истиннее" Христианства?) - Истина может быть только от Истинного Бога. К сожалению, не всем удается ее вместить, тем более если Её дискредитируют жрецы, выдающие себя за пастырей Христовых и этим отвращающие людей от Истины. В наше время особенно трудно обрести Её самостоятельным поиском в океане лжеистин. Но таков мiр, близящийся к своему концу, как это предсказано в Священном Писании, когда умножатся лжепророки, в том числе Ваше «языческое мировоззрение, и эта река только будет только набирать и расширять свои воды», а Христос во Втором Пришествии «едва ли обрящет (истинную) веру на земле» (Лк. 18:8).
Владимир Михайлович, я удалил Ваши обширные комментарии с известными банальными толкованиями язычества как "Православия" - древнего, здорового, истинного и проч., и с оценкой "библейского проекта порабощения человечества от имени Бога". Не хочу в сотый раз вступать в полемику по вопросам, достаточно проясненным за две тысячи лет (и даже больше - уже в ВЗ) мужами, поумнее и благочестивее меня. И тем более поумнее Вас. Вам советую хотя бы прочесть ссылки, приведенные мною в конце этого интервью. Хотя это вряд ли Вас переубедит (как мне не удалось переубедить Истархова), ибо для понимания сути проблемы и у него, и у Вас, и у Светланы внутри чего-то главного не хватает. И вдобавок этому мешает еще и жидовствующее духовенство со своими "доктринами".
Светлана: "Православию на Руси – всего тысяча лет, а язычеству – тысячи и тысячи".
Скажите, Светлана, а Руси сколько лет? (по секрету скажу: лет Руси = лет Православию на Руси + 120).
Михаил Викторович, то главное, чего не хватает поклонникам язычества и вообще всем неправославным людям - это желания смиряться перед Богом, т.е. поставить Его на своё место (Всемогущего Вседержителя и Творца всего сущего), а себя на своё - Его творения. Неверующий человек не верит только по одной причине - он хочет сам себе быть богом, и истинный Бог для него - это враг. Никакая другая религия не предполагает настоящего смирения перед Вседержителем, только Православие.
Нужно уйти от нелепого противопоставления "все язычники поклоняются бесам - христианство придумали жиды". И тот и другой тезисы очень далеки от истины, и ничего кроме вражды между русскими не приносят. Язычество обнимает такой огромный период разных эпох и культур, и оно настолько многообразно, что какое-то одно определение для всех неверно. Для христианства будет правильной позиция разделения языческих культов по мере приближенности к христианству. И в тоже время отделения культов прямо демонических, оккультных и сатанинских. Парадоксальным образом жестко определен Христом дьявольским монотеистический культ христоборческого иудаизма, а с другой стороны, первыми, кто признали в младенце Иисусе Спасителя-Мессию были язычники-звездочеты персидские, то есть арийские волхвы. И Спаситель родился в хлеву, в яслях, среди животных и пастухов. Всё Евангелие и учение Христа неразрывно с природой. Поэтическое поклонение природе славян - это поклонение Божьему творению, без понимания самого Творца. Вот почему русские считали Христа русским, вот почему русские селяне прозвались хрестьянами, то есть христианами. А ответы Александра Шалена мне кажутся сумбурными и далекими от науки.
Александр, как бы там не разделялись языческие культы - на более сатанинские или менее - они все от лукавого. И Христос в Евангелие прямо говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30)
Александр Турик
09.12.2024 в 12:35
Очень здравое и трезвое суждение! Поддерживаем!
Уважаемый Александр Степанович, конечно, язычество в истории было разным, и в частности персы-волхвы значительно отличались от прочих (см.: https://rusidea.org/25010701) - потому им было легче признать Христа и уверовать в истинного Бога. Язычники, как и все люди, созданы по образу Божию, потому и у них может быть совесть, различающая добро и зло. Как говорил апостол Павел, «дело закона записано у них в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» (Рим. 2:14-15). Тем не менее, ты не можешь привести ни одной языческой религии, в которой поклоняются истинному Богу, а стало быть - они поклоняются другим существам, от которых ничего хорошего не бывает. Или ты так не считаешь?
МВН
10.12.2024 в 06:40
Есть.
В раннесредневековом поучении против язычества — «Слове о твари и дни рекомом неделе» (ХII–ХIII вв.) говорится, что русские язычники в первый день семидневной недели «воскресенье» поклонялись не Солнцу, а «Белому Свету», то есть Свету Вселенскому.
Этот свет, не имеющий видимого источника, неосязаемый и неисповедимый, как эманация божества, творящего мир, и был предметом поклонения русских язычников.
Владимир Михайлович, с чего Вы решили, что "Белый Свет" русских язычников - это и есть истинный Бог Творец Вселенной?
Я уже давно читал академика Рыбакова и Афанасьева, поэтому не готов здесь излагать религиозные представления русских до принятия христианства. По-моему, все поклоняются образам каких-то существующих но невидимых сил. Было бы странным, и совершенно неприемлимым, чтобы люди, как высшие творения всегда и везде поклонялись только силам демоническим, а вот только одни иудеи поклонялись Творцу. На сегодняшний день можно подвести итог. Все арийские - индоевропеские -нордические народы приняли христианство, а вот бывший богоизбранный народ продолжает коснеть в богоборчестве и антихристианстве, и продолжает отравлять своей сатанинской злобой и наши народы, и весь мир.
Что касается современного русского неоязычества, то я с ними имел отношения еще с конца 80-х годов. также доводилось общаться и с самим В.Емельяновым. Читал я и Истархова и инглинов и т.д. Многие из них были просто шизофрениками. Их связь с русским историческим язычеством мне кажется искусственной, и их вероучения - очень разнообразные - искусственный новодел. Не знаю, как обстоит дело сегодня. Но все они радикально отрицают жидовство, и всё-таки считают себя русскими, и защищают русских от иноплеменных и иноверных. Конечно, утверждение первых наших неоязычников, что христианство "придумали и внедрили" жиды, не соответствует историческим фактам. Наоборот, жиды были всегда, особенно в первые века наиболее ярыми врагами христианства, смыкаясь в этом с язычниками (Юлиан Отступник). Но нужно всё-таки признать, что ожидовление христианства и Церкви всё-таки имело место быть, (гугеноты, кальвинисты, пуритане), на этой почве появилось масонство, которое очень незаметно подменяло христианство гуманизмом, пантеизмом, атеизмом, оккультизмом, и прямым потом антихристианством и сатанизмом. После никоновских новин деградировала и Российская православная Церковь. Всё это дало в руки неоязычников аргументы против христианства. Некоторые, например, Артемов и другие считают, что русское неоязычество внедряли из КГБ. Эта мысль не лишена смысла, так как, например, празднование Нового Года по языческим традициям, с Ёлкой, и сказочными языческими персонажами были внедряемы при Сталине, в противовес Рождеству. Поэтому, продолжая вышесказанное, я считаю, что с нашими язычниками нужно вести кропотливую разъяснительную работу, без оскорблений и ярлыков, имея ввиду, что те, кто сегодня на фронте, и носят языческие символы, всё-таки бьются вместе с православными против общего врага, если под врагом мы понимаем продолжателей дела жидобольшевизма и русофобии. Гораздо опаснее в политическом смысле сегодня - это необольшевики сталинисты. Я на днях посмотрел на телеканале Звезда несколько серий телесериала Прилепина "Время вперёд" - апологию большевизма, понятно, что с враньем, передергиванием и умалчиванием фактов, но мне показалось, что в Прилепине необольшевики нашли неплохого оратора. Нынешняя керенщина опять раскручивает большевизм в пику русским националистам. Вот где главная опасность в среде русских.
Язычник будь то ветхозаветный, новозаветный или современный (неоязычник) - суть идолопоклонник. Это самое, что ни на есть каноничное ему определение. Уважаемый Александр Турик, судя по всему придерживающийся старообрядческих убеждений, каким-то образом противоречит даже им и на этой основе к томуже предлагает везти с неоязычниками мессионерскую работу, после которой, смею предположить, к иудео-христианам прибавится ещё и отряд каких-нибудь неоязыко-христман. Понятно, что теперь уже правлславным придётся быть в одном окопе и с сергианами и с мусульманами и с коммунистами, т.к. геноцид русского народа уже переходит в "геноцид" росийского. Поэтому я считаю, что мы и сейчас не нуждаемся в повторении одного из прежних лозунгов в наступившем этапе гражданской войны: «Хоть с чёртом, но против большевиков!». Тогда русских разделили по классам, а теперь по национальностям. Тогда роль полезных идиотов выполняли жидо-большевики, теперь жидо-либералы. Ведь для жидов, что русский, что еврейский народ, это расходный материал.
Обидно, что русский народ утратил единство во Христе. После 100 лет истязаний,большевизации,иудизации,советизации и прочего получился какой-то страшный монстр. Вот он и впитывает сейчас разного рода языческие культы,сталинизмы,окультные системы. И страшны не эти неоязычники, а основная масса людей, крещенных язычников, непонимающих ни веры православной, ни исторической действительности.У них в душе сплошное обрядоверие и "бог в душе".Вот многие из них и порождают беснование. Да, должна Церковь воспитывать, но что-то это плохо получается. Но имеется ли в ней соль, дает ли она праведников при столь драматической ситуации и если уже много чего чужеродного проникло в учение Церкви. "Обрящу ли я Веру?"-вопрошает Господь. Способны ли наши люди на Покаяние в свете военных событий, где уже целых сто лет брат идет на брата.?Прости нас Господи и Государь наш, святый мучениче Николае.
Игорь Николаевич, совершенно не понял, что вы хотели сказать. Вести миссионерскую деятельность - это ваша прямая обязанность - по Евангелию. Не каждый может быть богословсвующим миссионером, но каким-то образом, по крайней мере примером обязан каждый. А посто наблюдать, как вы предлагаете, смотреть безразлично как волки расхищают стадо очень даже не по христиански. Конечно, на фронте сегодня нет таких, кто идет в бой с "чертом в сердце", и не за черта они там погибают. Перед лицом нашей исторической гибели пора бы нам быть посмиренней, и менее фарисействоват и превозносится. Помню, как наши степановы и гундяевы топили за спасение христианского наследия в Сирии, а сегодня, когда их питерский чекист из подворотни, провозглашенный "новым Константином" так позорно и подло предал сирийских христиан, они все примокли, и ищут оправдания и виновных на стороне.
Наши руские предки-язычники через творение Предвечного Бога в Троице Славимаго, сиречь ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ, чем занимались? Не показным выпендрёжем(со стороны рядовых нынешних бутафорских "язычников") или обыкновенным обманом простецов(купленные слугами антихристовыми "вожди"), но ИСКАЛИ ИСТИНУ. И спустя положенный срок нашли - по милости Божией к ним, нашим достойным славянским предкам! - в учении Бога Логоса Исуса Христа, Кто явил ся ВОПЛОЩЕННОЙ, ОЛИЦЕТВОРЕННОЙ ИСТИНОЙ.
Познав истину отношений между человеком и природой, мы в древности познали истину междучеловеческих отношений. Это более высокая ступень духовного ведения, религиозного сознания. По большому счету, истина "язычества"(особенно нашего, славянской=соседской общины), т.е. его содержание ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ такой его "специфики", которая была продиктована влиянием падшей человеческой натуры), не противоречит христианству: первая - так сказать, земная, вторая - небесная. Это как в человеке "древний", "первичный мозг", подкорка, и кора головного мозга: одно без другого не полноценны, - да просто не существуют. Но что бы мы сказали про человека, который по тем или иным причинам вдруг стал жить, руководствуясь исключительно "первичным мозгом", т.е. преимущественно инстинктами? (Кстати, т.н. "квадроберы" - это, попросту говоря, слабоумные, в прямом смысле падшие на четвереньки, "приложися скотом несмысленым и уподобися им"). Правильно: либо сам по себе больной, либо хитрый обманщик окружающих.
Всё остальное - псевдо научная болтовня ущербным и смешным "наукообразным" языком. Как демонстрирует в данной статье данный "научно остепенившийся" на исследовании современного псевдо язычества. "Мiр таинственный, мiр мой древний..." - это есенинское, истинное, простое и глубокое народное руское мiрочувствие безконечно далеко от безплодного сознания современных ученых-замучо'ных, которые "словечка в простоте не скажут, Всё с ужимкой" - "мировоззренческая пролиферация... фолк-хистори... фолк-хоррор" и пр., и пр.