Почему философ С.А. Аскольдов не был совпатриотом в годы "ВОВ"
Мой третий клад — святая месть
Ее готовлюсь Богу снесть.
(«Полтава» Пушкина)
О ненависти к своим идейным и политическим врагам любили говорить и писать большевики. Большевики ненавидели всех инакомыслящих. Они жестоко расправлялись не только со своими врагами, но даже с родственными им партиями, которые раньше с ними же рядом боролись против царской власти. Они ненавидели и жестоко расправлялись со своими братьями по идеологии убежденными марксистами — меньшевиками и с социал-революционерами, и со всякого рода «уклонистами» вроде Троцкого, Зиновьева, Бухарина, Рыкова и других, лишь в деталях от них отличающихся, марксистов.
Их ненависть имела в своей основе крайнюю степень идейной и политической нетерпимости. Мы же провозглашаем ненависть именно к этой дьявольской нетерпимости, то есть только к этому впервые возникшему в человеческой истории гнезду и сгустку исключительной лжи, насилия и злобы.
По отношению к советской власти эта ненависть, безусловно, имеет свое оправдание. Именно к большевикам мы никогда не можем быть снисходительными.
Между ненавистью и любовью существует глубокая связь. Кто сильно любит все высокое, доброе, справедливое, тот неизбежно ненавидит высшее проявление зла и, особенно, когда оно торжествует над добром и является его поработителем и мучителем.
Гениальному Микеланджело приписывается один замечательный афоризм: «Кто хвалит дурных людей, тот, тем самым, обижает хороших». Все это имеет прямое отношение к нашему вопросу. Кто к советской власти относится только с полуравнодушной отрицательной оценкой, тот значит довольно спокойно и равнодушно смотрит на все небывалые мучительства и казни, которым эта власть подвергала десятки миллионов наиболее честных и порядочных людей.
Конечно, безупречных правительств история знает немного, дурных знает очень много, но такого подлого и зверского правительства, как советская власть, в истории не найти. Этот случай единственный, и, чтобы он так и остался в истории единственным, — нужно совсем особое к нему отношение. Ненависть к этой власти, пробуждение ее в других должна быть священным долгом каждого и особенно русского человека.
За Родину. Рига. №175 (8 августа 1944)
Подпись: Профессор Зырянский (псевдоним С.А. Аскольдова)
https://ostkraft.ru/books/book174_1.pdf
Справка
АСКОЛЬДОВ (наст. фам. Алексеев) Сергей Алексеевич (1871, Москва — 23 мая 1945, Потсдам) — русский религиозный философ, публицист. Окончил естественно-историческое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1914 г. получил степень магистра философии в Московском университете за книгу «Мысль и действительность». С 1908 г. — член Петербургского религиозно-философского общества. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902) (ст. «Философия и жизнь»), «Из глубины» (1918) (ст. «Религиозный смысл русской революции»). После революции преподавал химическую технологию в Ленинградском политехническом институте. Сотрудничал в журнале «Мысль» (1922), альманахе «Литературная мысль» (1922—25). В 1920-е годы основал тайное религиозно-философское общество «Братство св. Серафима Саровского». В 1928 г. был арестован, первое время провел в соловецких лагерях, затем скитался по ссылкам. Будучи в очередной ссылке в Новгороде, попал в оккупацию и перебрался в Германию. Когда работники советских органов безопасности пришли его арестовывать, он был уже мертв. (http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/askoldov_sa.php.) Данная статья написана им в оккупированной немцами Риге, опубликована в местной русской газете.
Такое же непримиримое отношение к богоборческой коммунистической власти высказывал в своих воззваниях митрополит Сергий (Воскресенский), экзарх Прибалтики от МП, оставшийся под немецкой оккупацией, его воззвания также печатались в газете "За Родину", издание которой началось в 1941 г. в Пскове.
Святые отцы и подвижники о ненависти к врагам Божиим
Слово "ненавидеть" (церковнослав. ненавидѣти) произошло от древнерусского глагола "навидѣти", которое значит "охотно смотреть", "жить дружно, мирно", , укр. "навидити" ‒ «с радостью смотреть друг на друга». "Ненавидеть" получило значение обратное: "не желать видеть", "терпеть не мочь". (Этимологический словарь М. Фасмера; Этимологический словарь А.В. Семёнова; Этимологический словарь Л.В. Успенского и др.)
Разумеется, святые отцы основное внимание уделяли назидательному воспитанию любви в человеке и недопущению ненависти как греха. Но не в таком отношении к бесам и врагам Божиим.
● «Живи в мире с врагами, но с врагами своими, а не врагами Божиими. Там же, где дело идет о явном нечестии, должно скорее идти на огнь и меч, нежели приобщаться лукавому квасу и прилагаться к зараженным».
Свт. Григорий Богослов
● «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими».
Свт. Филарет Московский
● «Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель».
Святитель Феофан Затворник
● «...Погрешаем и в этом, когда мстим за сделанное против нас и оставляем без внимания сделанное против Бога. Ибо, когда обижены мы, всего полезнее кротость, а когда оскорблено Божество (что возможно только в представлении обезумевших, потому что никакой вред не может простираться на оное неприкосновенное Естество), тогда раздражение прекраснее скромности. Но мы поступаем напротив: к своим врагам неснисходительны, а к вооружающим язык на Бога кротки и снисходительны. Вознегодовал некогда прекроткий Моисей на сделавших тельца негодованием, лучшим всякой кротости; вознегодовал и Илия на идолослужителей, и Иоанн на Ирода, и Павел на Елиму, защищая не себя, но Божество, которое Само для Себя достаточно, но одобряет ненависть к злу добродетельных, презиравших оскорбления, им самим наносимые. Ибо эту добродетель почитали они любомудрием».
Прп. Исидор Пелусиот
● «Ненависть к демонам много содействует нам ко спасению и много пригодна в делании добродетелей; и, однако же, воспитывать ее у себя как некое доброе порождение мы не в силах, потому что ее рассеивают в нас духи сластолюбия и душу опять воззывают к содружеству и свыкновению с ними»
Авва Евагрий, 89, 653.
● «Без... ненависти ко врагу <диаволу> не открывается слава души. Но сия ненависть в нас превращена в противоестественное; мы ненавидим ближнего, презираем его, и эта ненависть истребляет все добродетели»
Прп. авва Исаия, 59, 11.
● «Иметь отрицательное чувство к врагам Божиим и к врагам русского народа естественно. И напротив, не иметь этого чувства не естественно. Но только это чувство должно быть правильным. А правильным оно будет тогда, когда оно имеет принципиальный, а не личный характер, то есть когда мы будем ненавидеть врагов Божиих и врагов русского народа не за их личные обиды нам, а за их враждебное отношение к Богу и к Церкви и за их безчеловечное отношение к русским людям. Поэтому нужно и бороться с этими врагами. А если не будем бороться, то за свою теплохладность будем наказаны Господом. Он Свое отмщение воздаст тогда не только им, но и нам...».
Архиепископ Феофан (Быстров). «Сия вера отеческая»
+ + +
Сам Христос в тексте Откровения одобряет Церковь Эфеса за ненависть к деяниям еретиков-николаитов: «То в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу... Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откр. 2:6, 15).
+ + +
У философа И.А. Ильина на этом христианском отношении к врагам построена одобренная архиереями РПЦЗ книга "О сопротивлении злу силою", в которой (в противоположность псевдолюбви к врагам у пацифистов) применение силы для защиты от зла наших ближних, православного Отечества и наших святынь трактуется как проявление любви к ним.
Мысль «Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель» принадлежит не Феофану Затворнику, а, вероятно, иеросхимонаху Ефрему, Св. гора Афон: http://sp-fond.info/ru/pravoslavie/item/328-svt-filaret-khristianskoe-uchenie-o-tsarskoj-vlasti , который сформулировал её на основании учения святителя Филарета Московского (Дроздова) о царской власти.
«Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит. Если кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок к ереси».Феодосий Печеоский.