20.01.2025       0

Политическое невежество и советские стереотипы

Михаил Смолин 

Наличные в России политические институты не формируют у русского населения никакого твёрдого политического мировоззрения.

Сознание массы населения наполнено либо старыми школьными представлениями, почерпнутыми из советского образования, либо инспирированы штампами оппозиционной пропаганды.

Современные провластные силы, вроде как бы противостоящие внешнему давлению, представляют из себя пёстрый набор карьеристов, набранных из самых разношёрстных представителей марксизма, советского шовинизма, либерального империализма, умеренного национализма и самого незамысловатого и бесформенного патриотизма вообще.

Примерно из того же материала состоит и академическая среда, ещё менее подверженная смене своего контингента. Республиканская власть в своём усреднённом понимании считает, что чем меньше народ думает и рассуждает о политике, тем лучше и тем спокойнее для власти.

Но всё это более или менее сносно работает, пока страна не сталкивается с жёстким внешнеполитическим противостоянием. Когда своя политическая пропаганда и своя политическая наука должны эффективно помогать различать гражданам чёрное от белого.

При таком современном качестве политического класса мы оказываемся как дети погружёнными в политический плюрализм, где красное неотличимо от белого, русское от советского, патриотизм от марксизма, враждебное от родного…

Правящего аристократического, служилого слоя у нас нет, есть только некоторое количество представителей старого правящего аппарата компартии, привыкших господствовать в России, да и то после начала военных действий, частично уехавших…

На самом деле демократия — форма власти весьма сложная для эффективного функционирования, особенно при федеративном устройстве государства. Демократия предлагает людям политически необразованным, каковых в нашей стране (да и в любой другой) 99% населения, заниматься сложнейшей и ответственейшей политической деятельностью…

Разбираться в поправках к Конституции, участвовать в политических выборах, осознанно определять кто прав, кто виноват в труднейших историко-геополитических ситуациях, требует не только больших политических знаний, но и немалого политического опыта…

Всего этого у массового российского электората нет, да и не может быть в принципе. Подавляющее большинство граждан заняты своими частными делами и вовсе не имеют времени и возможностей разбираться в сложнейших политических перипетиях. Будучи политически невежественны, что простые граждане, что большинство так называемых партийных представителей выброшены в мир труднейшей политической деятельности. Они тут же становятся легкой добычей немногочисленных политиканов и начинают плыть по выбранному ими течению.

Что такое национальные интересы Отечества? Как они исторически оправданы? Каково историческое развитие событий, предшествовавших сегодняшней политической ситуации?

И сотни других вопросов более общих или более специальных остаются абсолютно неведомой тайной для подавляющего большинства граждан, но при республике именно оно должно формировать Верховную власть страны?! Нонсенс? Конечно…

А между тем на электоральную массу ежеминутно продолжается политическое давление из социальных сетей и других пропагандистских орудий, враждебных России.

Но это внешнее давление ещё можно понять и как-то противодействовать. А как быть с внутренними пропагандистами? Они что, лучше? Нация засыпана со всех сторон самыми разнообразными трактовками происходящего…

Несколько спасает ситуацию вполне очевидная внешняя опасность войны, более понятная массе населения…

Но и здесь объяснение происходящего колеблется от красного знамени, борьбы с нацизмом и восстановления советских памятников до имперского собирания русской земли, войны с украинским сепаратизмом и возрождением большой России.

Какова настоящая политика РФ? Куда мы идём? Наряду с этим политическим плюрализмом, периодически больше похожим на мировоззренческую шизофрению, в нашем современном обществе нет внутреннего социального сплочения, способного сохранять национальное единство даже при расстроенном состоянии государства.

В нашей истории были периоды смуты, когда социально здоровое, профессионализированное общество, сплоченное в крепкие социальные слои, умело воссоздавать само государство, которое уже, казалось, окончательно разрушалось. Но наше современное общество почти абсолютно социально плоское, в смысле почти полного отсутствия аристократических, служилых социальных слоёв, ответственных за активное отстаивание национальной государственности.

Значительная часть советской и постсоветской элиты бежала из страны с началом СВО или затаилось в надежде на будущий реванш. Без социально ответственной политической элиты государство не способно результативно бороться за своё национальное существование, а в случае крушения не способно к возрождению.

Здесь никак нельзя обойти вниманием ключевую и неизжитую до сих пор проблему нашей государственности — революции 1917 года. Революция практически уничтожила историческую аристократию и на её месте сформировала партийную интернациональную правящую прослойку, которая не сильно поменялась в 1991 году…

В начале XX столетия Российской Империи требовалось социальное усложнение. Появились новые слои населения, отправлявшие новые социально-профессиональные функции. Им нужно было определить своё место в общественной и профессиональной жизни Империи, определить обязанности и права.

Революция же и коммунисты принесли, напротив, социальное упрощение и плоскую примитивизацию, уничтожив имперское социальное разнообразие. И сегодня вместо социально сложного, профессионально специализированного общества, где на все случаи жизни у нации есть свои развитые социальные слои, мы имеем плоскую социальную структуру, еле выживающую в современном мире. Мы имеем миллионную армию и нуждаемся в дополнительной мобилизации. Обладаем миллионной армией правоохранителей и не можем справиться с этнической преступностью. И параллельно ежегодно выдаём более чем 200 тыс. среднеазиатам гражданство России?! Из таджиков, что ли будут формироваться экипажи новопостроенных стратегических подводных лодок?

Мы называем их именами великих государей и полководцев: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах», «Князь Владимир» (первоначально хотели назвать «Святитель Николай»), «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский», «Дмитрий Донской», «Князь Потёмкин».

А читать будущие моряки, по-видимому, должны то, что комитет Совфеда по обороне и безопасности предложил: «Молодую гвардию» Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Полевого и рассказы о пионерах-героях?!

С одной стороны, Кремль заявляет, что столетие образования СССР — это не праздник и он не предполагает этот день отмечать.

А с другой стороны, организовывается Ленинградский военный округ, вводится медаль за СВО в виде стилизации революционного ордена Красной Звезды и пропагандируется другая подобного рода просоветская галиматья?

Идёт явное противостояние старого советского и нового, и одновременно вечного имперско-русского мировоззрения.

Мы никак не можем выбрать: быть ли нам русскими или вернуться в советское безнациональное состояние.

Стать ли ответственными хозяевами России или возвратиться в состояние материальных доноров в «советскую семью народов», отказавшись от всякой цивилизационной роли.

Вопрос о будущем русской нации стоит крайне жёстко: либо возвращение на имперский путь цивилизационного подвижничества, либо растворение в интернациональных глобалистских проектах.

Михаил Смолин
17.01.2025

https://legitimist.ru/sight/politics/2025/mixail-smolin.-politicheskoe-nevezhestvo-i-sovetskie-stereotipyi.html

+ + +

МВН. В статье представлена верная картина нашего общества, вплоть до "провластных сил", а следовательно ‒ и самих правителей (они это усердно демонстрируют). Наглядную иллюстрацию мiровоззрения и критериев отбора "государственных деятелей" на днях выдал один из них, бывший "министр молодежного патриотизма" Якеменко. Хотелось бы сделать к этой картине два добавления.

1. К сожалению, проблема усугубляется тем, что "невежество" распространено также и среди имперско-русских патриотов, отрицающих описанную демократию, в том числе считающих себя православно-монархическими. Таков, например, монархический сайт "Легитимист" (орган нелегитимного РИСО), на котором опубликована данная статья уважаемого Михаила Борисовича. Это структура, кичащаяся своим "легитимизмом", под которым она понимает преданность многоярусно и скандально нелегитимным претендентам на возглавление "Российского Императорского Дома", монархия которого, согласно их неоднократным заявлениям, "совместима с любым политическим строем".

Или взять ряженый "белогвардейский" т.н. "РОВС" И.Б. Иванова: поначалу он вроде бы клялся в верности заветам ген. Врангеля, И.А. Ильина и белой эмиграции, а теперь лояльно встал на сторону "сакрализации ВОВ" с соответствующим искажением истории настоящего РОВСа, поддерживает кирилловских самозванцев и наметившийся запрет черно-желто-белого флага: «Использование ЧЖБ "монархически настроенными русскими людьми" - к большому сожалению, является маркером исторического невежества нашего общества... Использование ЧЖБ флага стало маркером смутьянов и политических аферистов, работающих на раскол общества. ЧЖБ всегда был и будет символом раскола. И тащат его в общественное поле или неграмотные люди (которых, увы, подавляющее большинство), или сознательные провокаторы».

Не говорю уже о "православных монархистах-сталинистах" на "Русской народной линии", глава которой в унисон с "дружбонародными многонационалами" (мигрантизаторами)  заявляет, что «игры в русский национализм смертельно опасны для нашего государства-цивилизации!»...

И даже без таких крайностей наши благонамеренные имперские православные монархисты, к сожалению, представляют собой изрядную кашу с очень разными (нередно наивными и утопическими) представлениями о сущности российской монархии и о возможностях ее восстановления (см.: "О монархии и о трезвомыслии").

2. Описанное Михаилом Борисовичем удручающе невежественное состояние нашего общества возникло отчасти самопроизвольно в постсоветском идеологическом вакууме, который заполнялся всякой доморощенной и внедряемой извне всячиной, но оно узаконивается конституцией РФ (ст.13-15) в качестве должного и целенаправленно поощряется всей государственной политикой неразличения добра и зла, манкуртской системой образования, безкультурной "культурой", государственным телевидением, ресоветизацией, фарисейским жречеством, мигрантизацией и т.д. Демократия западного типа сама по себе заинтересована в превращении общества в легко манипулируемую невежественную обывательскую массу, а т.н. "суверенная демократия" в РФ (так в ней называется авторитарный режим) также боится русского политического и духовного возрождения как несовместимого со своим компрадорско-олигархическим государственным строем. Авторитарный режим Путина при желании мог бы в кратчайшие сроки оздоровить идеологию, систему образования и всю атмосферу в обществе, но тогда он перестал бы быть самим собой, уступив власть другим вождям. При таких правителях политическое невежество и советские стереотипы ‒ это желанное состояние общества в Олигархате РФ. В таком государственном строе политическая, идеологическая и духовная грамотность трактуется властью как "экстремизм".

Об этом, в частности, книга:

Назаров М. Спор о РоссииНазаров М. Спор о России. Об ошибках, заблуждениях и ересях русского патриотического движения.– М., 2023, 784 с.
Русское патриотическое движение стихийно возникало в нашем народе снизу во все времена истории, когда России грозила опасность. Однако если в прошлые времена это движение было исключительно православным, сознававшим удерживающую миссию Российской Империи, действовавшим с молитвой и полагавшимся на помощь Божию, то в наше время такова лишь малая часть его. Пестрый облик патриотических группировок наглядно демонстрировали Русские марши, в которых участвовали самые разные организации: от зиговавших скинхедов и язычников с коловратными флагами до совпатриотов с красными знаменами, монархистов с черно-желтыми имперскими и православных ревнителей с хоругвями, а впереди всех шествовали голоногие барабанщицы-мажоретки в военных мундирчиках и киверах со страусиными перьями. В данной книге предлагается православный анализ широкого спектра идеологий и концепций, относящих себя к русскому патриотизму.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250974279

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.