14.04.2025       0

Размышления о символике "Паруса"

М.В. Назаров «Русская идея» 

(Литературный журнал "Парус" обрел второе дыхание: в этом году вышел его второй номер: 92-й)

Кристоффер Вильгельм Эккерсберг. Парусники при легком ветре в ясный летний полдень (1836)

Парус ‒ это первый (после тихоходных гребных галер) эффективный двигатель человеческих кораблей в опасном океане ‒ с использованием стихийной силы ветра, наверное, созданного Богом не только для красоты небесного парада туч, но и для земных человеческих парусов. При этом, как считали греки, все природные стихии, в том числе и ветры, стали зависимы от главных богов и подобно им ведут себя порою коварно. Так что с ними нужно быть осторожными. Воздушная стихия в представлении греков вообще связана с невидимым мiром борьбы противоположных сил в Небе, где, как позже стало известно, ангелы победили сатану и его бесовский легион, но изгнанные оттуда бесы продолжают свои козни в земном мiре. Апостол Павел характеризует диавола как «князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф 2:2). В конце земного мiра в Небо будут приняты спасенные Богом люди, но для этого в земной жизни им необходимо чуткое различение духов и их "ветров", дующих в паруса.

В древнем мiре со стороны славянских земель в Элладу прилетал северный ветер Борей, и мифотворцы-греки оставили современным русским поэтам его описание как крылатого, длинноволосого, бородатого, могучего божества. LXXIX-м орфическом гимне Борей представлен «холодной зимней силой, которая благосклонно дует, и Фракия на некоторое время становится пустыней, открытой снегу», и его просят греки: «Безмятежно успокой всё в небе и сотри от влаги, прекрасный глаз Эфира». Эфир у греков ‒ это самый верх Неба, жилище богов. В Христианстве всё это "богоустройство" было "уточнено" в прямом Божественном откровении, которое мы также получили от греков.

Парусный корабль известен как древний символ Христианской Церкви в виде нового спасительного ковчега. Это отражается и в церковной архитектуре, где слово "неф" (фр. nef, от лат. navire — корабль) означает основную часть храма, в которой во время богослужения собирается церковная община. На изображениях Церкви как корабля крест является парусом. Парус в Христианстве ‒ символ крепкой веры, а значит и спасения.

Образ гонения на Церковь Божию. Икона Корабль Веры. XVII в. (Третьяковская галерея)

Наверное, всё это необходимо знать и для управления парусом, и для поступления в корабельную команду, и для пассажиров, рискующих отправляться в плавание.

В детстве меня удивляло: как это парусники в прошлые века могли совершать дальние и тем более кругосветные путешествия, неужели ветер всегда дул в нужную им сторону? Да еще и в победных для русского флота маневренных морских баталиях?

Выясняется удивительный способ движения против ветра: зигзагообразной сменой галсов (левого и правого курса). Это когда парус повернут под углом так, что ветер дует в него наискосок, как бы сбоку, и благодаря соответственно поставленному рулю корабль под углом движется против ветра. Но чтобы корабль не слишком далеко удалялся в сторону от целенаправленной линии, галсы нужно переодически менять. Таким образом, это не малодушное виляние из стороны в сторону, а упорное волевое продвижение к цели, без паруса оно было бы невозможно.

К чему это я вспомнил о галсах. Вот примерно такой "сменой галсов" (но не в политическом смысле правого и левого, а в художественном) в тоталитарном СССР удавалось выживать настоящей литературе, критика которой, поэтому, должна учитывать вынужденную маскировочную необходимость такого литературного процесса. И надо отметить, что у талантливых авторов "встречный ветер" даже мог быть в этом полезным: получалась интригующая сюжетная линия, тайные манёвры, иносказания, требовавшие соучастие читателя в разгадке смысла. (Например, это удивительным образом выражено в произведениях Андрея Платонова.)

Примечательно, что и во времена Христа Ему и апостолам иногда приходилось говорить прикровенно, притчами, чтобы не раздражать римские власти. И особенно, когда иудеи начали их преследования. Этим объясняются и некоторые умолчания в новозаветных текстах, отчего они не утрачивают своей значимости и цели. Это, наверное, тоже в чем-то сродни искусству управления судном при "встречном ветре" ‒ образец мудрого христианского безоружного противостояния воздействию вооруженного противника. Важен руль и умело поставленный парус, и конечно, многое зависит от самого капитана, знающего цель и ведущего к ней. Святые отцы отмечают также, что сильный "встречный ветер" нередко попускался Господом в Его Замысле для достижения цели и таким способом, когда развязанное зло в конечном итоге саморазоблачалось, тем самым обрекало себя на поражение и служило торжеству добра, становясь проявлением Божия Промысла. Так что всё в руках Божиих. Но это уже другая тема. (Впрочем, множатся у нас и "богословствующие" литераторы-сталинисты, которые в зле, попущенном нам для вразумления, видят посылаемую "благодать Божию" и тужатся прославлять само это зло как якобы происходящее "от Бога", "богоугодное" и которое следует почитать...)

Конечно, далеко не всегда перемена галсов помогает, бывают шторма, когда моряки спускают паруса во избежание их обрыва, полагаясь на Бога и на волю волн, однако всегда лицом к ветру, чтобы не опрокинуло.

В политике, однако, бывает и так, что лукавые "капитаны"-правители делают вид, что их государственный корабль послушен посылаемому Богом благодатному ветру, но своими хитрыми галсами (радужными обещаниями "национальных проектов", имитацией оздоровительных реформ и "всенародных выборов", жреческими благословениями всего этого) хитропланово ведут корабль против спасительного ветра.

В России в наше время этот приём смены галсов литераторам уже не нужен: ведь теперь демократия и свобода, и в каждую полночь торжественно поется всеросийским "дружбонародным" хором: "Славься Отечество наше свободное". Или, может быть пока еще не нужен, в зависимости от жанра литературы? Потому что и момент времени для гимна выбран символический (полночь ‒ "время тёмных сил"), и та же мелодия "свободного гимна" не даёт забыть о советском ""встречном ветре" с его ураганными разрушениями "старого мiра" под этот гимн. Кое-кто из лояльных критиков и публицистов-антисоветчиков уже предусмотрительно плавает галсами в надвигающемся потопе ресоветизации. А "строительство нашего нового мiра", отбрасываемые тени от которого сгущаются на всей планете, сулит уже и окончательный конец истории. (Интересный вопрос: будут ли ветры и литературные паруса в преображенной новой жизни на Небе?)

Во всяком случае, сейчас литераторам еще можно честно и прямо писать для маргинальных изданий, для интернета (пока еще не задушенного окончательно Роскомнадзором и ФСБ), для своей внутренней потребности исследовать мiр с его "ветрами", и, конечно, для Бога ‒ возвращая Ему с благодарностью прибыль от полученного таланта, хоть червонец, хоть рубль, хоть пресловутые "пять копеек", которые тоже могут быть для кого-то нужными, в том числе и для своей совести.

Итак, ветры на нашей планете ‒ тоже дар, которым паруснику надо уметь пользоваться. От ветра могут быть и перемена плохой погоды, и разрушительный ураган... Даже дар благоприятного ветра в паруса, как и любой другой дар Божий ‒ это не автоматический двигатель к должной цели. При попутном ветре, безпечно бросив руль, можно тоже налететь на мель или на скалы...

Это я, конечно, не про литературный журнал, а про государство, в котором мы живем с лукавой управляющей командой, которая ведет захваченный у предыдущих пиратов когда-то до них великий преемственно-римский ковчег, меняя свои галсы, то в дикий капитализм, растерзавший страну, то, не отказываясь от личных капиталистических приобретений, ‒ в патриотический социализм "традиционных ценностей" имени Дзержинского с капиталистическим лицом Ротшильда.

blank

Что можно пожелать "Парусу" для открытия и совершенствования полученных Свыше талантов?

В "парусные" века совершались великие географические открытия, парус был символом личной свободы и мужества мореплавателей, а также могущества морских держав. Правда, под парусами процветали и работорговля, и пиратство... Сейчас их наследники действуют под "цифровыми" парусами... Но в символе "паруса одинокого" сегодня можно видеть и образ жизни тех свободномыслящих искателей смысла жизни, которые противятся господствующим злым "ветрам" в бушующем мiре. Это сопротивление словом тоже известно давно: "Не в силе Бог, а в правде".

"Парусу" ‒ как литературному спасательному ковчегу таких одиночек под парусом надежды в смутном потопе гибнущего мiра, ‒ можно пожелать мудро держать руль при любых ветрах, даже когда на попутный уже надежды мало, и ловить в свой парус Божию помощь. Сегодня это образ жизни, цель которого ‒ в самóм сохранении должной идеальной цели, которая придаёт смысл нашей жизни, и по ней определится её итог.

М.В. Назаров
14 апреля 2025 г.

См. ранее:
Ирина Калус. "Парус" вновь поднят на современном ковчеге русской литературы

 

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250975447

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.