05.10.2007       0

Умер философ Борис Петрович Вышеславцев


5.10.1954. – Умер философ Борис Петрович Вышеславцев

Борис Петрович Вышеславцев (3.10.1877–5.10.1954), русский философ. Родился в Москве в древней дворянской семье присяжного поверенного Московской судебной палаты. В 1899 г., идя по стопам отца, окончил юридический факультет Московского университета. Однако под влиянием П.И. Новгородцева избрал своей областью научной работы философию и продолжил образование в Европе, куда был командирован университетом на два года для научной работы (библиотеки Берлина, Гейдельберга, Рима, Парижа; семинары университетов Италии и Германии, преимущественно в Марбургском университете), что наложило некоторый рациональный отпечаток на его философское развитие. В 1914 г. защитил магистерскую диссертацию "Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии", но уже в ней он антиномию рациональности и иррациональности (интуитивности) решает в пользу последней. С 1917 г. – профессор философии права Московского университета, стал блестящим оратором.

После революции участвовал в работе созданной в 1919 г. Н.А. Бердяевым в Москве Вольной академии духовной культуры. В 1922 г. был выслан из России вместе с группой других "контрреволюционных" ученых, что несомненно, пошло на пользу его философским интересам: они стали более русскими, хотя в сущности, он долго пытался "русифицировать" и одухотворить западноевропейские рациональные философские идеи. Можно сказать, что всё же именно западные идеи (включая психологию, основополагающее бердяевское понятие "свободы", проблемы социального христианства и даже "сублимация эроса" в сочетании с психоаналитической школой К. Юнга, с которым он был лично знаком), – а не Православие – первичны в тематике его работ. «Вышеславцеву не хватает понятия спасения как источника этического вдохновения», – писал о нем прот. В. Зеньковский.

Преподавал в основанной Н.А. Бердяевым "Религиозно-философской академии" в Берлине (до 1924 г.), в Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже (с 1925 г.), работал редактором в парижском издательстве ИМКА-Пресс. Один из редакторов религиозно-философского журнала "Путь", основанного Бердяевым (1925–1940). Типичная для этой части православной эмиграции установка на поиск "правды о земле" выразилась у Вышеславцева в брошюре "Христианство и социальный вопрос" (1929). Другие произведения Вышеславцева этого периода: "Сердце в христианской и индийской мистике" (1929), затем "Этика преображенного Эроса" (1931), в которой философ фактически дает православное опровержение фрейдизма, считая, что подсознательные животные инстинкты христианин своей волей способен преобразовывать в сознательные духовные ценности.

В эти годы Вышеславцев стал товарищем председателя Русского Студенческого Христианского Движения и участвовал в экуменическом движении, был делегатом "Всемiрной экуменической конференции" в Оксфорде (1937). Прочел множество лекций в десятках европейских стран.

Во время Второй мiровой войны Вышеславцев жил в Германии, где участвовал в деятельности антикоммунистической эмиграции. Этот опыт не прошел даром. Борис Петрович сблизился с Национально-трудовым союзом (НТС), в издательстве которого вышла книга Вышеславцева "Философская нищета марксизма" (1952) под псевдонимом Б. Петров. В ней Вышеславцев отвергал как социализм, так и западнический индивидуализм, утверждая в качестве принципов мiроустройства "солидарность, соборность, братство". В этом духе написана также книга "Кризис индустриальной культуры" (1953), в которой Вышеславцев указывает опасность тоталитарного индустриального общества (тенденции к которому имеются и в коммунизме и в капитализме) и надеется на сглаживание крайностей социализма и либерализма в неосоциализме и неолиберализме. Посмертно вышла книга "Вечное в русской философии" (1955 г.).

После войны Вышеславцев жил в Женеве, где и умер от туберкулеза 5 октября 1954.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25100510

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • aлександр турик 24.04.2024 в 09:25 на Лев Тихомиров: «В социализме нет ничего специфически рабочего»Полным подтверждением этих мыслей Тихомирова была так называемая социалистическая революция октября 1917. В первом "рабочем" правительстве "народных комиссаров" был только один настоящий
  • Акаки А 24.04.2024 в 07:33 на Почему невозможно поддержать ДугинаВсякому ребенку известно, что в период с 15 по 19 веков некие группы неаристократического происхождения (которые были чуть-чуть не местными) смогли сильно
  • Александр Турик 24.04.2024 в 07:28 на О христолюбивомъ воинствѣКстати в католичестве существовал принцип двух мечей - меча духовной власти и меча государственной власти. Всякие распри между сюзеренами, князьями и царями
  • Александр Турик 24.04.2024 в 07:16 на Почему невозможно поддержать ДугинаС леваками и зомби типа гоблина, проханова и кургиняна никой содержательной полемики вести невозможно. Очень верно это определил МВН - это люди
  • Русский Большевик(не член РСДРП-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС-КПРФ) 23.04.2024 в 13:23 на Почему невозможно поддержать ДугинаВ случае, если в России произойдет правый поворот, в стране не должно быть места коллаборационистам и силам, которые связаны с Западом, но

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.