05.08.2007       0

Умер в Париже протоиерей Василий Васильевич Зеньковский, автор «Истории русской философии» и др. религиозно-философских работ


5.08.1962. – Умер в Париже протоиерей Василий Васильевич Зеньковский, автор "Истории русской философии" и др. религиозно-философских работ

Василий Васильевич Зеньковский (4.7.1881–5.8.1962), религиозный философ и историк философии, протопресвитер в "парижской" юрисдикции Константинопольского патриархата, педагог. Родился в г. Проскурове (ныне Хмельницкий) в семье директора гимназии, церковного старосты. Дед был кавалерийским офицером, после выхода в отставку стал священником.

Окончил гимназию в Киеве. В гимназии, в возрасте 15 лет, Зеньковский утратил веру в Бога под воздействием сочинений Д. Писарева (радикального "шестидесятника"-нигилиста), но в студенческие годы, увлекшись изучением творчества Н.В. Гоголя (которого он назовет «пророком православной культуры») и познакомившись с работами Владимiра Соловьева, снова стал верующим. После гимназии, рассматривая мiр «в духе упрощенного натурализма», избрал естественные науки и четыре года учился на физико-математическом факультете Киевского университета, оттуда с обретением веры перешел на историко-филологический, который окончил в 1909 г. и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

В 1908 г. Зеньковский был в числе учредителей, а в 1911 г. председателем Киевского религиозно-философского общества. В 1910–1911 гг. читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания, с 1910 г. – председателем киевского Общества по изучению религии и философии. В 1913–1914 гг. находился в научной командировке в Германии. Магистр философии (1915; тема диссертации: "Проблема психической причинности").

С 1916 г. экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 г. был министром исповеданий в правительстве гетмана Украины П. Скоропадского.

В январе 1920 г. эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где в 1920–1923 гг. был профессором философского и богословского факультетов Белградского университета. В 1923–1926 гг. – профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института. В 1926–1927 гг. находился в США, где изучал проблемы религиозного образования.

Эмиграция в те годы жила верой в падение большевизма и возвращение на родину. Для налаживания будущей российской жизни готовились кадры специалистов в разных областях – при этом в духе верности идеалам православия и национальной культурной традиции. Зеньковский видел именно в этом свое поприще в общественной деятельности. В 1923 г. на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В то же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД.

В зарубежном церковном расколе Зеньковский избирает "интеллектуальную" юрисдикцию митрополита Евлогия (Георгиевского) и переезжает в Париж, в Свято-Сергиевский богословский институт, где прошла вся его дальнейшая жизнь. В 1927–1962 гг. он профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии, в 1944–1948 и 1949–1962 гг. – декан института. В 1933–1938 гг. – староста Введенской церкви в Париже. В 1939–1940 гг., в начале Второй мiровой войны, Зеньковский вместе с группой других русских эмигрантов был арестован французскими властями по подозрению в нелояльности и находился 40 дней в тюрьме без суда, следствия и без предъявления обвинения, а затем несколько месяцев в лагере для интернированных на юге Франции. Затем ему было разрешено вернуться в Париж.

Размышления в период заключения побудили его принять сан священника в марте 1942 г. С января 1944 г. – протоиерей. В 1946 г., во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на "просоветскую" и "константинопольскую", выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата. Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949–1952 – благочинный приходов Парижского округа. С 7 января 1955 г. – протопресвитер. С 1936 г. – член епархиального совета, в 1953–1958 гг. его председатель.

В Париже о. Василий тесно сотрудничал с протоиереем Сергеем Булгаковым, долголетним первым деканом Института, хотя и не разделял его богословских концепций "всеединства" и "софиологии", заимствованных у В. Соловьева и о. Павла Флоренского. Убедительную критику этих сомнительных воззрений (также и в творчестве других своих современников: С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Л.П. Карсавина и др.) Зеньковский обстоятельно изложил в капитальном и ценном двухтомнике "История русской философии" за период XVIII–XX веков, когда в сущности и стала отделяться философия от строго церковного богословия. Зеньковский рассматривает не только философские направления, но и мiровоззрение известных русских писателей (Державина, Гоголя, Достоевского, Льва Толстого), историков (Татищева, Щербатова, Карамзина), ученых-естественников (Ломоносова, Сеченова, Пирогова, Мечникова, В.И. Вернадского) и др. Сочетание научной тщательности и лаконичности, православной безкомпромиссности и православного чувства меры делают его труд ценнейшим справочником.

Зеньковский отдавал должное необходимости познавательно-критического приобщения русских к рациональному западному философскому наследию с его научностью и системностью, однако считал только русскую философию подлинно христианской, даже если она выглядела более "простой" и "узкой" по своей цели. Для русской философии характерно прежде всего познание цели жизни и смысла мiра, а не сложностей его устройства. Даже в русском атеизме, занесенном с Запада, Зеньковский видел «своеобразную религиозную психологию», не похожую на западный просвещенческий материализм. Зеньковский писал:

«В философии собственное творчество было всё же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то, что совершалось на Западе. Мощь же её собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина, а потом Жуковского, приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь – не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской "стихией". За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути – тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли».

«Христианская философия возможна, – пояснял В. Зеньковский в "Основах христианской философии". – Но есть ли... у христианской философии какая-либо особая тема, которая отличала бы ее от догматики? Конечно, да. Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мiра и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но в свете Христовом».

Значение "белоэмигранта" Зеньковского как историка философии было оценено даже в "Большой Советской Энциклопедии" (3-е изд.), где размещена сдержанная статья о нем со ссылками на такой характерный источник: "Против современных фальсификаторов истории русской философии", М., 1960.

Похоронен отец В.В. Зеньковский на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В числе других его книг на русском языке отметим:
Проблема психической причинности. Киев, 1914.
Психология детства, Берлин, 1924.
Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж, 1926.
На пороге зрелости, Париж, 1929 и 1955.
Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.
Апологетика. Париж, 1957.
Н. В. Гоголь, Париж, 1961.
Основы христианской философии, т. 1–2, Париж, 1961–1964.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25080510

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Георгий Стрижак 21.11.2024 в 09:53 на Этот день в истории: 7/20 ноябряСпасибо огромное, Михаил Викторович, за календарь сей ! Поздравляем вас с днем небесного покровителя архистратига Божия Михаила и всего воинства ангельского !
  • Антип 21.11.2024 в 08:40 на Тайна свободыЧеловек изначально свободен в выборе между Богом и дьяволом, между Добром и злом, между послушанием воле Божией и своеволием. Мне думается, что
  • МВН 21.11.2024 в 06:39 на Тайна свободыУважаемый Сергей. Ваши два пространных комментария публиковать не стану, чтобы не вводить кого-то в смущение, ибо они явно противоречат христианскому богословию. Достаточно
  • МВН 21.11.2024 в 02:34 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Ивану. Потому то они неверующие и духовно неграмотные манкурты с советско-западническим мiровоззрением. Поэтому они так себя ведут и без всяких договорняков. Эта
  • Иван 20.11.2024 в 17:59 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Как сказал Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано." Если исходить из того,

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.