Развитие экуменических отношений с римо-католиками выглядит достаточно безобидно в сравнении с поддержанием подобных связей с различными протестантскими «церквами», которые в своих ересях и нововведениях зашли уже слишком далеко, чтобы их могло что-либо связывать с православной традицией. Между тем, это нисколько не помешало патриарху Варфоломею в период с 20 по 31 августа 1993 г. посетить со своей делегацией шведскую лютеранскую церковь, отмечавшую свой юбилей – 400 лет со дня основания первой лютеранской церкви в Упсале.
Снимок сделан с ТВ
В 1593 г. шведы приняли вероисповедание Мартина Лютера, и на смену римско-католической вере пришел протестантизм. Эта протестантская «церковь» широко известна своей авангардной и либеральной позицией. Вопреки всем церковным канонам, Священному Писанию и Преданию, они первыми в Европе стали рукополагать женщин. Итак, 22 августа 1993 г. в кафедральном соборе готического стиля в Упсале была отслужена торжественная месса, которая скорее походила на театральное представление или дискотеку, нежели на богослужение. К сожалению, на этом «евхаристическом фестивале» присутствовали и православные иерархи во главе с Вселенским патриархом. Они расположились в торжественной «ложе» близ алтаря рядом с протестантами, противохалкидонцами и другими еретиками. Отдельные части службы сопровождались музыкой авангардного характера, звучавшей в исполнении симфонического оркестра, которым весьма экспрессивно дирижировал протестантский клирик. После кардинала Кассиди и шведского архиепископа Гунара Вемана речь произнес и патриарх Варфоломей. В своем обращении, прозвучавшем на английском языке, он говорил о необходимости единства Церкви, которая есть образ троичного Бога, отметив, что «отсутствие единства не только является соблазном, но и находится в противоречии с основным назначением Церкви» [1]. Кардинал Кассиди, в свою очередь, ясно выразил позицию Рима, в соответствии с которой возможно единство при наличии различий в том случае, если эти различия находятся в рамках апостольского предания. По его мнению, невозможно примирение истинной апостольской веры лишь с тем, что абсолютно чуждо Преданию.
В ходе службы патриарх принял участие в своего рода входе с Евангелием. Затем все присутствовавшие иерархи вместе прочитали Никейский Символ веры и обменялись «поцелуями мира». В качестве дара Вселенского престола патриарх подарил архиепископу Веману серебряный потир, названный им потиром примирения». Шведский примас тут же использовал его для причастия, трогательно пообещав патриарху, что отныне будет всегда вспоминать его перед «хлебом и вином Господним» [2]. Причащали народ в разных частях церкви многочисленные лютеранские священники и священницы. В это время какой-то вокальный ансамбль молодых негров (?!) начал в джазовом ритме исполнять Причастен. В церкви царила атмосфера какой-то «вечеринки»: дожидаясь своей очереди, причастники ритмично приплясывали под грохот оглушительной музыки. Это было действительно «единство в различии». Православные представители во главе с патриархом спокойно, с заметным уважением по отношению к «местным церковным традициям» наблюдали эту комедию. В конце концов все это беззаконное сборище патриарх Варфоломей благословил, произнеся слова Божественной Литургии: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков». Рядом с ним стояли и также благословляли кардинал Кассиди, архиепископ Веман и финский архиепископ Викстр, вероятно, тем самым стараясь продемонстрировать единство Единой и Единственной Церкви Христовой [3].
1. Таким образом, патриарх считает членами Церкви Христовой и неправославных христиан, что вполне соответствует так называемой теологии крещения, представляемой Пергамским Иоанном Зизюлой (теория, согласно которой все христиане в широком смысле крещены во имя Святой Троицы). Позднее, в одном из своих выступлений патриарх добавит: «Все мы как человеческие существа и как члены Церкви призваны участвовать...». Во всем выступлении нет ни слова, которое бы говорило о пагубности учения лютеранского вероисповедания. Подробный комментарий и текст выступлений можно найти в газете Επισκεψιφ № 496 от 30.9.1993. Вся эта «комедия в Упсале» также имеется на видеокассете.
2. Что может быть более ярким примером профанации использования священного сосуда, нежели предоставление его в качестве дара тем, кто не признает истинного превращения евхаристических даров, поскольку г. Веман не верит, что в Евхаристии существуют тело и кровь Христова, а лишь хлеб и вино Христовы.
3. По этому случаю англиканский епископ Хинт составил соответствующую экуменическую молитву, которая предложена всем участникам, чтобы, читая ее, они молились все вместе. В ней говорится: «Всесвятый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, укрепи нашу веру, упрочь надежду нашу и сохрани нас в любви, да исполнится воля Твоя и установится единство наше, да исцелится всякая тварь и живет в достоинстве и свободе всякий мужчина и всякая женщина. Молимся Тебе, молитвами Господа нашего Иисуса Христа. Аминь!» Большинство экуменических молитв, которые читают и православные представители на экуменических встречах, подобны этой. В них не поминается ни Пресвятая Богородица, ни святые, у Господа не испрашивается ни спасение, ни жизнь вечная, а чаще всего – политический мир и благосостояние всего мира. Как далеко может зайти компромисс православных экуменистов, демонстрирует пример, когда в 1972 году в Нью-Йорке греческий архиепископ Иаков организовал официальный теологический диалог с евреями. В ходе этой встречи греческие теологи согласились «очистить» древние богослужебные тексты от тех выражений, которые являются оскорбительными для евреев и иудаизма в целом. Очевидно желание реформирования Православия, желание оспорить его единственность и свести к уровню других религий.