15.07.1841 (28.07). - Убит на дуэли в Пятигорске поэт Михаил Юрьевич Лермонтов
Между пророком и демоном
Михаил Юрьевич Лермонтов (2.10.1814–15.7.1841), выдающийся русский поэт и прозаик, обрусевшие предки которого вели свое происхождение от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой в Польше и в 1613 г. уже числившегося на "Государевой службе", владевшего поместьями в Галичском уезде (Костромской губернии). Это свое происхождение Лермонтов, родившийся уже в обедневшем поколении, весьма ценил.
Внешняя биография поэта очень коротка. Сын бедного армейского офицера, Михаил рано потерял мать (1817) и был взят на воспитание богатою бабкою Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, урожденною Столыпиной (она же была его крестной матерью). Вырос в ее имении Тарханы Пензенской губернии. В 1827 г. поступил в московский университетский пансион, в 1830 г. – в Московский университет (через полтора года ушел), в 1832 г. – в петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, откуда вышел корнетом лейб-гвардии гусарского полка. В 1837 г. за стихотворение на смерть Пушкина сослан на Кавказ, где познакомился и подружился со ссыльными декабристами; в 1838 г. возвращен в С.-Петербург.
В 1840 г., после дуэли с сыном французского посланника Э. Барантом, Лермонтов был снова отправлен на Кавказ. Несмотря на храбрость в вооруженных столкновениях с горцами, представление его к награде было отклонено. В 1841 г. Лермонтов съездил в отпуск в столицу, где якобы оставил стихотворение "Прощай, немытая Россия..." (убедительна версия, что автором его был не Лермонтов, а некий пародист и мистификатор Д.Д. Минаев), и возвращаясь на Кавказ, задержался для лечения на водах Пятигорска. Здесь поэт по пустяковому поводу, из-за своего язвительного замечания, поссорился с бывшим сослуживцем Мартыновым. На состоявшейся 15 июля 1841 г. дуэли у подножия горы Машук Лермонтов был убит и первоначально похоронен в Пятигорске. (Военный суд после расследования вынес весьма мягкое решение: "Майора Мартынова посадить в крепость на гоубтвахту на три месяца и предать церковному покаянию...")
Похороны знаменитого поэта-бунтаря, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду, ибо его как дуэлянта приравняли к самоубийцам. Запись в метрической книге Пятигорской Скорбященской церкви за 1841 год, ч. III, № 35 гласит: "Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было". Хотя в некоторых воспоминаниях современников сообщается, что все же уговорили другого священника, и он сопровождал гроб на кладбище. В марте 1842 г. по повелению бабки тело его было перезахоронено в семейном склепе в Тарханах.
Внутренняя биография поэта, его внутренняя жизнь, выраженная в творчестве, явила собой целый мір, оставленный нам и для восхищения красотой его романтической поэзии и прозы, и еще более – для раздумий и для критического дистанцирования от его героев. К несчастью, кумиром юного Лермонтова стал очень популярный тогда в Европе и в России английский мятежный поэт-романтик и масон Байрон, также шотладского происхождения, которого Лермонтов всю короткую жизнь свою «достигнуть бы хотел». Лермонтову было отрадно думать, что у них «одна душа, одни и те же муки»; ему страстно хотелось, чтобы и «одинаков был удел». Это роковым образом сказалось в судьбе поэта, заразившегося горделивым "байроновско-ницшеанским" комплексом, с которым он затем боролся в себе всю жизнь, преодолевая его в молитвенной обращенности к Богу, но часто и поддаваясь ему в конфликте с тем светским обществом, которое он презрительно называл "толпой". В конечном счете именно это стало причиной его столь ранней гибели.
Душа писателя и тем более лирического поэта – вся наглядно отражена в его творчестве. Он ее вольно или невольно выставляет на всеобщее обозрение – и этим отдает на суд людской. Судьи же бывают разные: более или менее милосердные, более или менее тонкие и вдумчивые. Лермонтов по складу своего творчества нуждается именно во вдумчивом, сострадательном, милосердном христианском подходе, – и тогда его произведения, несомненно, обогащают русскую православную культуру, создавая в ней, даже вопреки намерениям автора, новую грань в осмыслении старых, вечных проблем.
При жизни 27-летнего поэта публике были известны в основном следующие его произведения: "Хаджи-Абрек" (1835), в 1837 – "Смерть поэта" (это стихотворение распространилось в тысячах списков и принесло поэту известность) и "Бородино", в 1838-1839 гг. – "Песня про царя Ивана Васильевича", "Дума", "Бэла", "Ветка Палестины", "Три пальмы", "Фаталист", "Дары Терека" и др., в 1840-1841 гг. – "Воздушный корабль", "Ангел", "Герой нашего времени", "Когда волнуется желтеющая нива", "Мцыри", "Родина" и др. Большинство из них проникнуты особым лермонтовским грустным настроем отрешенности от земного несовершенства и тоски по неведомому міру. А порою даже с ненавистью к земному бытию как безблагодатному:
Чтоб я не вспомнил этот свет,
Где носит всё печать проклятья,
Где полны адом все объятья,
Где счастья без обмана нет.
(1831)
И этому ненавистному міру, "толпе", столь часто упоминаемой им, поэт очень часто стремится «дерзко бросить... в глаза железный стих, облитый горечью и злостью»... К подобным стихам можно также отнести: "Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ" – и строки из стихотворения "Смерть поэта"... («А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов... / Свободы, гения и славы палачи... наперсники разврата».) Скорее он написал эти оскорбления правящему слою, отражая свои собственные проблемы взаимоотношений с "толпой" и "светом", а не взаимоотношения Пушкина, у которого не было оснований жаловаться на недостаток светского признания и славы. Возможно, тут Лермонтов честолюбиво претендовал на свою преемственность от Пушкина в такой "диссидентской" общественной роли. И надо признать, что он стал его преемником во многом: в большом таланте и в своем жизнеощущении, разве что менее гармоничном, почему и довел мимолетные пушкинские душевные разлады ("Дар напрасный, дар случайный") до своего міровоззренческого кредо.
Некоторые исследователи (А. Позов) полагают, что в творчестве и в судьбе поэта определенную роль сыграло то, что с юных лет из-за малого роста и некрасивой внешности он был замкнутым, ранимым, не пользовался успехом у женщин, нередко компенсируя это язвительностью и карикатурами. В ранних стихах это уязвленное самолюбие особенно выливалось в "байроновский" комплекс гордого изгнанничества, презрения к "толпе" и разладу с обществом и даже властью (отсюда и симпатии к вольнодумству – "Вольность"): «Тоска блуждает на моем челе. / Я холоден и горд; И даже злым / толпе кажуся» (1831).
Случается, что физические недостатки у творческих натур могут выливаться в чувство "обделенности Богом", даже в обвинение Бога, что Он допустил такую несправедливость. Возможно, близок к этому бывал и Лермонтов, и не только в признаниях своих лирических героев?
Я о спасеньи не молюсь,
Небес и ада не боюсь...
("Исповедь", 1831);или:
Не для ангелов и рая
Всесильным Богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает Он.
Как демон злой я зла избранник,
Как демон с гордою душой,
Я меж людей безпечный странник,
Для міра и небес чужой.
Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни,
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни.
(1831)
Міровоззрение лирического героя далеко не всегда, конечно, можно приписывать автору, но играть с такими демоническими героями православному литератору следует очень осторожно, на дистанции; у Лермонтова же мы находим подобных высказываний слишком много. Да и знаменитый образ мятущегося страстями и неудовлетворенностью жизнью Печорина, как полагали многие литературоведы, в немалой мере представляет собою лермонтовский автопортрет.
Юношеский комплекс неполноценности и пессимизма мог бы привести и Лермонтова к байроновскому демонизму, но, видимо, православное окружение, неписаные православные нормы жизни, которых в какой-то мере придерживалось даже русское светское общество, этому в значительной мере воспрепятствовали. И вышло так, что Лермонтов получил от Бога обостренное восприятие бытия и земного міра, лежащего во зле, но не с подчинением ему, а для поиска пути спасения от него.
Путей этих Лермонтов испробовал два: ложный европейский (байроновский) – через утверждение и обожествление своей гордой и страстной индивидуальности (сочетание романтизма и гуманизма); и верный русский путь – через укрощение своих гордых страстей, борьбу с грехом и смиренное обращение к Богу, например, в таких стихотворениях, как две знаменитые "Молитвы" ("В минуту жизни трудную", "Я, Матерь Божия, ныне с молитвою"), "Когда волнуется желтеющая нива" и др.
Поэтому в поэзии Лермонтова можно найти и то, и другое: и гордую отчужденность от земного бытия, презрительное отношение к "толпе", – и тяготение к вечности, к Богу. Какой из этих путей возобладал в конце жизни – сказать трудно. Но в стихах Лермонтова можно найти признания, что в душе поэта с детства обостренно боролись рай и ад, и суть этой борьбы осознавалась им постепенно, по мере созревания:
Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном все чисто, а в другом все зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.
(1831)
Вот почему и тема демонизма в творчестве Лермонтова не случайна. Печатью демонизма отмечены многие его герои: Вадим, Измаил-Бей, Арбенин, Печорин. К образу демона Лермонтов обращается и в лирике ("Мой демон", 1829). И, конечно, очень показательна и откровенна поэма "Демон", над которою Лермонтов работал с юности (первый набросок в 1829 г. – в 16-летнем возрасте! – и затем чуть ли не ежегодно появлялись новые).
Однако в отличие от европейских писателей (Д. Мильтон, Ф.Г. Клопшток, И.В. Гёте, Д.Г.Н. Байрон, А. де Виньи, В. Гюго и др.), рисковавших затрагивать проблему падшего ангела с известной реабилитацией его намерений, у Лермонтова сущность демонизма как богоборчества в этой поэме отражена более глубоко, хотя местами и весьма неосторожно с точки зрения православного богословия: «Он сеял зло без наслажденья... И зло наскучило ему... И вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты!..». Подобные нотки в "Демоне" могут духовно неопытного человека вводить в соблазн (как и облагороженный булгаковский сатана в "Мастере и Маргарите"). Ведь сатана – это абсолютное неисправимое зло, потому и обреченное вместо вечного Царствия Божия на добровольные вечные муки в аду – но даже и они не могут пересилить его ненависть к Богу.
Не только в личной жизни и творчестве, но и в общественном поведении душа поэта разрывалась от болезненного сознания ничем не устранимого, вечного разлада между Божественной Истиной и земным злом. В этой борьбе, как бы принимая вызов міра во зле лежащего, поэт возлагает на себя (или на своего лирического героя) миссию воина, оружие которого – слово Истины:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.Твой стих, как Божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
("Поэт", 1838)
Такую миссию называют, по образцам, данным нам в Священном Писании, – миссией Пророка. Не случайно Лермонтов не раз присваивает себе это звание, публикуя, подобно Пушкину, стихотворение с названием "Пророк" (1841). (Здесь также очевидна заявка на преемственность.)
С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи.Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная,
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:Смотрите, вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами;
Глупец – хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!...
Разумеется, чтобы быть Пророком, устами которого «гласит Бог», необходимо не только мужественное отвержение зла, но и четкое служение абсолютной Истине, что может происходить только с Божией помощью. Заслуживается же она верностью и праведностью. Обладали ли Пушкин и Лермонтов такими объективными качествами и «Божественными устами», или же это только их лирические герои страстно, впадая в прелесть, устремлялись в эту "пророческую" миссию в своем собственном эстетически-литературном романтическом міре? Вопрос, конечно, риторический.
Нам должно быть очевидно, что подлинные Пророки могут быть только в Церкви Божией. В художественной же литературе, которая использует разнообразную палитру черного и белого, разлагая свет на все цвета радуги, и способна привести читателя к истине наглядным методом "от обратного" (см., например, статью о Чехове), слово "пророк" мы подразумеваем в более приниженном, переносном смысле. Такими пророками, художественными средствами раскрывавшими смысл бытия, стали в нашей литературе Гоголь, Достоевский, Тютчев – в наиболее глубоких своих произведениях. Пушкин же (при всей его душевной глубине) и особенно Лермонтов скорее были голосом непреображенного бытия, талантливо отражающим и красоту Божественного творения, и его падшесть, и борьбу міровых сил в душе человеческой.
Лермонтов создал своим творчеством зеркало душевных страстей и духовных исканий современного талантливого человека, – одного их тех, которые решают проблемы земного бытия – но так, как если бы до него их никто не решил, как если бы не было между ним и "непознаваемым, недоступным" Богом церковного учения о добре и зле, о смысле жизни и истории, как и огромного пласта святоотеческой литературы. В этом была суть тогдашнего европейского романтизма с его разочарованием в рационалистической секулярной цивилизации – но с весьма смутными представлениями о смысле и цели бытия, без возврата к христианскому учению. В ХХ веке по той же причине и того же качества возникла горделивая философия экзистенциализма; Лермонтова можно в какой-то мере считать его предтечей, хотя ему как человеку православной культуры было дано гораздо большее.
В этом у него лишь то сходство с Пророком, что и тот по определению не нуждается в дополнительных знаниях и посредниках: его устами говорит сам Бог. У Лермонтова же нередко слышен лживый голос и Божия супротивника, которому поэт дает слово в своих произведениях. Но, в конечном счете, в отличие от своего героя Печорина (который вовсе не пытается преодолевать свои мучительные страсти), Лермонтов в этих "прениях голосов", пусть и не самым прямым путем, все-таки пытается решать проблемы в нравственно правильном направлении, даже если и не церковно и без должных выводов в мятущейся личной духовной жизни.
В заключение приведем суждение философа В.С. Соловьева: «Мы знаем, что как высока была степень прирожденной гениальности Лермонтова, так же низка была его степень нравственного усовершенствования. Лермонтов ушел с бременем неисполненного долга – развить тот задаток великолепный и божественный, который он получил даром. Он был призван сообщить нам, своим потомкам, могучее движение вперед и вверх к истинному сверхчеловечеству, – но этого мы от него не получили...
У Лермонтова с бременем неисполненного призвания связано еще другое тяжкое бремя, облегчить которое мы можем и должны. Облекая в красоту формы ложные мысли и чувства, он делал и делает еще их привлекательными для неопытных, и если хоть один из малых сих вовлечен им на ложный путь, то сознание этого, теперь уже невольного и ясного для него, греха должно тяжелым камнем лежать на душе его. Обличая ложь воспетого им демонизма, только останавливающего людей на пути к их истинной сверхчеловеческой цели, мы в лучшем случае подрываем эту ложь и уменьшаем хоть сколько-нибудь тяжесть, лежащую на этой великой душе».
Разумеется, в чем-то эти слова можно применить и к самому В. Соловьеву с его "софиологией" и прочими уклонениями от истины Православия, но здесь, несомненно, виден верный подход. Мы не должны только восхищаться красотами текста и талантами наших классиков, поклоняясь им самим как неприкосновенным кумирам, но должны как ответственные православные люди сопереживать за них и относиться к ним как нашим собратьям во Христе, временно отделенным от нас порогом смерти, но остающимся нашими ближними, которые продолжают влиять на наше общество своим наследием. И тогда, при осторожном и милосердном христианском толковании лермонтовского творчества, в сочетании с безкомпромиссным православным подходом к нему, оно в лице таких героев Лермонтова, как Печорин, может быть показательной иллюстрацией к поучениям святых отцев о гибельности для нас страстей гордости, эгоизма, уныния и т.п., – и тем самым стать ступенькой к церковной паперти. Хотя повторим: очень трудно отделить автора от его лирического героя, за которого он, разумеется, тоже несет ответственность. Оставим это на суд Божий.
А мы давайте вспомним здесь два молитвенных стихотворения раба Божия Михаила, которому было-то всего неполных 27 лет...
М.Н.
Использованы материалы:
http://www.hrono.info/biograf/lermontov.html
www.rulex.ru/01120263.htm
http://lermontov.niv.ru/
А. Позов. "Метафизика Лермонтова". Мадрид, 1975.
М.М. Дунаев. "Православие и литература". М., 2001. Т. II.
Молитва
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице міра холодного.Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мір упования.Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.(1837)
+ + +
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...(1837)
И добавим еще одно известное стихотворение, написанное в связи с активизацией в Париже и Брюсселе в 1833-1835 гг. революционных настроений среди польских эмигрантов, участников восстания 1830 г.
1
Опять, народные витии,
За дело падшее Литвы
На славу гордую России
Опять шумя восстали вы.
Уж вас казнил могучим словом
Поэт, восставший в блеске новом
От продолжительного сна,
И порицания покровом
Одел он ваши имена.2
Что это: вызов ли надменный,
На битву ль бешеный призыв?
Иль голос зависти смущенный,
Бессилья злобного порыв?..
Да, хитрой зависти ехидна
Вас пожирает; вам обидна
Величья нашего заря;
Вам солнца Божьего не видно
За солнцем нашего Царя.3
Давно привыкшие венцами
И уважением играть,
Вы мнили грязными руками
Венец блестящий запятнать.
Вам непонятно, вам несродно
Все, что высоко, благородно;
Не знали вы, что грозный щит
Любви и гордости народной
От вас венец тот сохранит.4
Безумцы мелкие, вы правы,
Мы чужды ложного стыда!
. . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Но честь России невредима.
И вам смеясь внимает свет...
Так в дни воинственные Рима,
Во дни торжественных побед,
Когда триумфом шел Фабриций
И раздавался по столице
Восторга благодарный клик,
Бежал за светлой колесницей
Один наемный клеветник.(1834)
А разве Каиафа был праведен? Но Господь через него, как Первосвященника, пророчесвовал: "лучше пусть один Человек погибнет за народ..."
А не более ли следует Господу проповедывать через поэтов, которых Сам же одарил талантами стихотворчества?
Олегу. Так сам-то Каиафа вкладывал в свои слова совсем иной, противоположный смысл. Он не был пророком, и этим Господь в сущности этими словами посрамил его. Так что Ваш пример неудачный.
Vy sovershenno pravy,Mikhail Victorovich,chto chteniye Lermontova trebuyet osoboy ostorozhnosti v dukhovnom plane.Ya,naprimer,znayu nekotorykh lyudei,chya nravstvennost' "postradala" ot chteniya proizvedeniy Lermontova(ne vsekh,konechno) v yunosheskiye gody.Spasibo Vam za interesnuyu i pravil'nuyu stat'yu.
Хорошие статьи о наших выдающихся людях. Действительно, толко с Православной точки зрения и можно оценить творчество того или иного человека. Да и вообще дела.
Да очень жаль, что р.б. Михаил не встретил в свои юные годы наставника разумного.
Лермонтов,Великий человек!!!
я очень люблю творчество Лермонтова! меня поражают его стихи и его прозаические произведения!!! Я люблю все, что он сотворил!!! спасибо создателям сайта за такую замечательную страничку, посвященную моему любимому поэту и прозаику!!!
обожаю лермонтова
Красивое стихотворение, я уважаю Лермонтова и его стихи, они прелесть)))
Гора Машук, погиб поэт.
Прошло уже не мало лет.
Но память вечная жива.
Жизнь не напрасная была.
ЭТОТ ЧЕЛОВЕК БЫЛ ВНЕ БОГА. САМ СПРОВОЦИРОВАЛ ДУЭЛЬ.ЕСЛИ ПУШКИН ХОТЬ ПОКАЯЛСЯ ТО ЭТОТ БЕДНЫЙ ЧЕЛОВЕК УМЕР БЕЗ ПОКАЯНИЯ И ПРАВОСЛАВНОГО ПОГРЕБЕНИЯ.
Давайте не будем забывать, что Михаил Юрьевич вырос сиротой. Это накладывает свой грустный отпечаток на личность. И, как сказал автор статьи, будем милосердны.
Это не была дуэль- это было убийство: стрелял не Мартынов, а кто-то, находящийся значительно ниже - пуля вошла в живот и вышла в лопатке. В конце жизни, в том числе на смертном одре Мартынов утверждал, что он не стрелял в Лермонтова.