22.03.1820 (4.04). Указ Правительствующего Сената о высылке из России иезуитов с конфискацией имущества
Иезуиты в России
Иезуиты – члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена ("Societas Jesu" – "Общество Иисуса"), основанного в 1534 г. в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой прежде всего для борьбы с Реформацией и затем – для миссионерской деятельности. Орден был утвержден папой Павлом III 27 сентября 1540 г. Называя себя "монахами", члены ордена упражнялись не столько в молитве, сколько в "укреплении воли" и в разнообразных приемах влияния на людей на основе приспособительной морали. То есть морали, которая допускает ради благой цели совершать такие грехи, как обман, лжесвидетельство, принесение ложной присяги, прелюбодеяние и т.д. Разумеется, не все члены ордена были готовы к такому насилию над своей совестью – они отсеивались или оставались на низших ступенях. Наверх поднимались самые "волевые". Как по-военному дисциплинированная структура орден приобрел огромное влияние и прославился безцеремонностью своих методов борьбы с врагами католической церкви и папы под негласным лозунгом «Цель освящает (оправдывает) средства».
В дореволюционном энциклопедическом справочнике С.В. Булгакова для священнослужителей описывались такие особенности ордена: «Иезуиты выработали целую практическую систему, дабы поступки человеческой совести направлять разнообразно, смотря по требованию обстоятельств. Основным правилом ордена служит подчинение высшим и всех генералу ордена. Иезуит не знает, что такое добро само по себе; высшая доблесть у него – послушание; следовательно, можно делать все, даже преступление, если в этом нужно выполнить долг послушания». Это самая крайняя форма католического папизма, когда на службе своему "непогрешимому" первоиерарху и для распространения его власти «иезуиты чудовищным образом попирают нравственный закон во имя закона же».
Иезуиты разработали изощренную систему воздействия на прихожан, чтобы безпрекословно подчинить их воле папы, оправдывая одни и те же грехи в одних обстоятельствах и порицая в других. В такой системе "христианизации" они «всё свое внимание направили на то, чтобы предусмотреть каждый возможный случай в жизни человека и выработать для его поведения подробные, точные и обстоятельные правила (казуистика)... чтобы верующие под видом исполнения нравственного закона, в сущности, привыкли нарушать его, но не подозревали бы этого и всегда были покорны им». (С.В. Булгаков. Православие). (Папа все грехи замолит... Как можно заметить, в наше время подобным же образом усиленно насаждается и "православный" папизм...).
Поскольку папа повсеместно соперничал за власть с монархами, иезуиты были изгнаны за свою политическую деятельность из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767). Орден был на 40 лет даже ликвидирован в 1773 г. папой Климентом XIV (булла "Dominus ас Redemptor"). Однако в 1814 г. Пий VII восстановил орден для борьбы против революционных движений. Тем не менее дурная слава иезуитов приводила их и далее к конфликтам с властями и к запрещению их деятельности (например, в Германии с 1872 по 1917 гг.).
К концу ХХ века орден иезуитов насчитывал около 34 тысяч членов. Орден имеет капиталовложения в промышленности многих стран, оцениваемые в 5 миллиардов долларов (1958), издает свыше 1300 газет и журналов, содержит многие высшие и средние учебные заведения, в том числе направленные на "миссионерскую деятельность" в Восточной Европе и в России. История иезуитов в России также наглядно демонстрирует явное противоречие между их объявленными и необъявленными целями (к последним всегда относятся цели распространения власти Ватикана).
В середине XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой, принявшей католичество, где основали ряд учебных заведений, издали около 350 теологических сочинений. Польша постоянно конфликтовала с Русью. В 1581 г. в Рим был отправлен посланник Царя Иоанна Грозного И. Шевригин, которому было поручено просить папу о посредничестве при переговорах в войне с Речью Посполитой. Папа послал для этого в Россию своего легата, члена ордена иезуитов Антонио Поссевино (портрет слева). Ему была поставлена цель – в ходе переговоров привлечь русского Царя к антитурецкому союзу и таким образом приблизить его к папскому двору, затем постепенно обратить в католичество и подготовить почву для полного окатоличивания Руси.
Польский король Стефан Баторий сначала неохотно принял посредничество иезуита, считая, что переговоры дадут передышку Москве и позволят подтянуть новые войска в западные области. Но Поссевино увлек Батория картиной той исторической роли, которую ему будет суждено сыграть: заключив мір с Иоанном IV, Баторий поспособствует объединению восточной и западной церквей и распространению католичества на Руси. Папа за это щедро отблагодарит. В сущности этой цели служили все закулисные интриги Поссевино в переговорах, в которых он тайно стоял на стороне католиков-поляков. Переговоры закончились тем, что к Речи Посполитой переходила вся Ливония, за исключением пяти городов, с ливонскими замками, кроме тех, которые были заняты шведами. Таким образом, почти двадцатилетняя война за выход к Балтийскому морю закончилась тогда для русских ничем.
Главной же своей миссии папский посланник не достиг. Иоанн Грозный несколько раз принимал его, но каждый раз, когда иезуит пытался начать разговор с ним о вере и объединении церквей, Царь упорно от этого уклонялся. Затем в Смутное время начала XVII века иезуиты активно участвовали в возведении на престол Лжедмитрия I. Иезуиты находились в войске Лжедмитрия I и были изгнаны из России вместес польско-литовскими интервентами.
Уже при Царе Алексее Михайловиче летом 1684 г. в Москву прибыло посольство от императора "Священной Римской империи" для переговоров о вступлении России в "Священную Лигу". В составе посольства находился иезуит К.М. Вота, который добился открытия в Москве иезуитской миссии. В 1684-1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя В.В. Голицина. В 1689 г. после свержения Софьи Петром I иезуиты снова были изгнаны из России, однако вскоре сам Петр разрешил им селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины и др.). Лишь в 1719 г. (указ Петра от 18 апреля) в связи с процессом над царевичем Алексеем, который был связан с австрийской миссией иезуитов, им было предписано покинуть Россию.
После первого раздела Речи Посполитой (1772) иезуиты опять появились в России, так как на возвращенных в состав России территориях Белой и Малой Руси действовало около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) - в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции - в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых. Императрица Екатерина II решила остаться иезуитам в России при условии принесения ими присяги Императрице.
В 1773 г. была издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования по причине частых нареканий со стороны европейских монархов. Однако "просвещенная" Екатерина II отказалась признать эту буллу и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 г., несмотря на протесты папы, был открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 г. его посетила сама Екатерина II.
В 1800 г. Император Павел I, не особенно вникая в суть деятельности "христианского" ордена, разрешил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. В доверие к Императору тогда вошел венский иезуит Г. Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с Императором об объединении церквей, якобы преследующих единую цель сопротивления идеям безбожной Французской революции. Благородный русский Царь поверил иезуиту.
Таким образом Павел I разрешил иезуитам пребывание в России как беженцам от антимонархической революции и от папского произвола и старался смягчить отношение к ним со стороны папы Римского. Тот "пошел навстречу" и разрешил пребывание иезуитов в России. В Петербурге им передали церковь св. Екатерины (приход с 10 тысячами верующих), учредили школу для детей прихода "Петербургский коллегиум Святого Павла" (позднее "Дворянский коллегиум"). В разное время в коллегиуме обучались представители семей Голициных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских и др.
В 1803-1817 гг. в России находился посланник Сардинского королевства иезуит граф Ж. де Местр, который, будучи высокообразованным человеком монархических, антиреволюционных взглядов, удостоился общения с Императором Александром I и заслужил его благосклонность. В 1812 г. по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов получила права академии и руководство всеми иезуитскими школами в Белоруссии.
Это позволило ордену развернуть широкую миссионерскую деятельность по всей России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. Обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена папой в 1814 году. Одновременно усилились и протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России.
20.12.1815 года, после обращения в католичество племянника Голицина, был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы. А в 1820 г. по представлению министра духовных дел и народного просвещения Голицина Александр I принял решение об окончательном изгнании ордена иезуитов из всей России. Местным властям предписывалось: "иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию". Упразднялись иезуитские коллегии и академии, конфисковывалось их имущество, библиотеки, земельные владения и др. Иезуитам было предписано либо выйти из ордена и стать жителями, лояльными Православию, либо покинуть страну. Около 200 иезуитов были высланы тогда из России.
После революции 1917 г., когда жидобольшевики начали разгром Православной Церкви в России, иезуиты решили воспользоваться новой ситуацией. Российский экзарх католической Церкви восточного обряда Л. Федоров в 1923 г. заявил, что "католики свободно вздохнули, когда произошла Октябрьская революция... русские католики почувствовали себя счастливыми".
На Генуэзской конференции (1922) Ватикан оказал дипломатическую поддержку богоборческому режиму, который еще не был признан никем на Западе. В 1925 г. в Москву приехал кардинал-иезуит Мишель д'Эрбиньи для переговоров о заключении "конкордата": Ватикан окажет дальнейшее содействие международному признанию большевицкого режима взамен на свободу деятельности в советской России по окатоличиванию православных и добиванию реакционной Православной Церкви. Этот план не удался лишь потому, что богоборцам было неприемлемо и католичество. Тем не менее при ордене иезуитов в Риме был создан так называемый Восточный институт "Руссикум" для изучения Востока и подготовки католических проповедников для СССР.
Ныне орден иезуитов открыто ведет "христианизацию" России, с чем можно ознакомиться на его сайте (слева фото с этого сайта в теме: "Хочешь стать иезуитом?").
Использованы материалы:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб. 1896
Bertelsmann Lexikon, Germany, 1992.
С.В. Булгаков. Православие. (Из настольной книги для священно-церковно-служителей). Киев, 1912.
про жыдобольшивиков чистая правда
Руководство России почему-то упускает из виду, что в отличие от Русской Православной церкви, являющейся неправительственной организацией, Ватикан - это государство, полноценный субъект международных отношений, чья политика теснейшим образом связана с политикой ведущих стран Запада: США, Англии, Франции. Германии. Каждый католический священник - это фактически агент влияния иностранного государства.