25.03/7.04.1925. - Преставился свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
Тяжкая ноша св. Патриарха Тихона
В день Благовещения в 1925 г. скончался Святейший Патриарх Тихон, волею Божией поставленный – Поместным Собором и жребием – во главе Русской Церкви в безпрецедентное время богоборческих гонений.
Св. Патриарх Тихон (в мiру Беллавин Василий Иванович) (19.01.1865–25.03[7.04].1925) родился в с. Клин Торопецкого уезда Псковской губернии семье священника. После местного духовного училища поступил в Псковскую духовную семинарию, которую окончил в числе первых, и был направлен в Петербургскую духовную академию. В 1888 г., получив степень кандидата богословия, стал преподавателем Псковской духовной семинарии. В 1891 г. принял монашество и был рукоположен в сан иеродиакона.
В 1898 г. он уже был возведен в сан епископа Люблинского и назначен викарием Варшавской епархии. Затем Тихон получил назначение в Америку как епископ Алеутский, где распространял Православие, открывал школы и храмы, учредил Св.-Тихоновский монастырь в Пенсильвании, стал в 1905 г. архиепископом.
С 1907 г. он был отозван в Россию, служил в Ярославской епархии. Убежденный монархист, архиепископ Тихон стал председателем Ярославского отдела Союза Русского Народа. В 1913 г. из-за разногласий с губернатором был переведен архиепископом Литовским и Виленским. В начале Великой войны, в 1915 г., когда русская армия оставили Вильно, переехал в Москву. В 1916 г. принял участие в совещании монархистов, боровшихся против так называемого "прогрессивного блока", и Император Николай II пожаловал Тихону "за труды во славу Отечества" бриллиантовый крест для ношения на клобуке.
И хотя в дни сокрушения монархии он, к сожалению, тоже оказался в числе будто ослепших архиереев, подчинившихся революции и даже благословивших масонское Временное правительство (многие из них потом должны были горько каяться в этом), в дальнейшем развитии революции, в сопротивлении большевикам, он достойно и мудро выполнил свой долг, что было признано всеми частями Русской Церкви (в том числе Зарубежной), почитающими его как святого.
После Октябрьского переворота с началом гонений Патриарх призвал народ к активному сопротивлению богоборческой власти, начавшей борьбу против Церкви: 23 января/5 февраля 1918 г. был опубликован Декрет "Об отделении церкви от государства, а школы от церкви", что означало лишение Церкви всего ее имущества. Одновременно в январе 1918 г. Патриарх анафематствовал большевиков. В марте, после подписания большевиками Брестского мира, Патриарх Тихон выпустил осуждающее послание:
«Заключенный ими мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чужого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры; мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный город Киев, мать городов, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской; мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, - такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же православной принесет великий урон и горе, а отечеству неисчислимые потери... Мы призываемся совестью своей возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить пред всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир; этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа».
Когда распространилась весть об убийстве большевиками Государя (а семья якобы была эвакуирована), 8 (21) июля в переполненном народом Казанском соборе в Москве, расположенном на Красной площади, Патриарх произносит проповедь:
«Мы к скорби и стыду нашему дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное. Так,на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович, по постановлению Уральского Областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство – Исполнительный Комитет одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит пред нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы, после отречения, найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь заграницей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией...»
В первую годовщину Октябрьского переворота Патриарх опубликовал обличительное обращение к Совнаркому:
«Реками политая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.... Великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.
Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевляющее их сознание, что "больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други свои" (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационалом...
Отказавшись защищать Родину от внешних врагов, вы, однако, безпрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете?
Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мiровой революции.
Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир...»
В январе 1919 г. Патриарх благословил Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака на борьбу с богоборцами-большевиками, послав к нему священника с личным письмом и фотографией образа св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Московского Кремля. (Заметим, что годом ранее Патриарх отказал в благословении "демократической" армии генерала Деникина.)
Однако после победы большевиков в гражданской войне над Белыми армиями и крестьянскими восстаниями надежды на продолжение вооруженной борьбы уже не было. В то же время репрессии большевиков на внутреннем фронте против Церкви усилились: в марте 1922 г. Ленин и Троцкий излагают свои секретные планы разгрома Церкви под видом "борьбы с голодом". Патриарх Тихон выпускает воззвание, называя святотатством требования конфискацию властями богослужебных предметов. Начинаются массовые столкновения верующих с войсками при обороне храмов от разграбления. Патриарх был вынужден пойти на уступки и отказаться от политического противоборства с властью, сделав об этом публичное заявление. Однако, как говорил сам Патриарх: "Я написал там, что я отныне - не враг Советской власти, но я не писал, что я друг Советской власти".
Трудность патриаршего служения в эти годы состояла не только в кровавом разгуле богоборческой власти, но и в том, что значительная часть русского народа впала в небывалую смуту, забыв свою присягу Помазаннику Божию. Это проявилось и у части духовенства, готового "реформировать" Церковь по указке властей (обновленцы). Патриарх понимал, что преодолеть эту духовную болезнь невозможно было одною силою оружия, а лишь на пути страдания и покаяния... Вот в чем надо искать смысл политических уступок св. Патриарха советским властям: он отдавал Божие – Богу, а кесарево – кесарю. Но Божие – кесарю он не отдавал.
В тех условиях это было его личным самопожертвованием не только ради спасения паствы, но и для защиты призвания самой Церкви. И народ абсолютно доверял своему Первосвятителю, – ведь при этом борьбу с сатаной свт. Тихон, готовый на мученичество, не оставлял ни на миг, закладывая основу для грядущей победы. За это и был отравлен жидобольшевиками, опубликовавшими от его имени подложное патриаршее "завещание" (ныне это достаточно убедительно доказано историками; ГПУ само составляло документы, добиваясь подписи Патриарха, и неоднократно прибегало к опубликованию отвергнутых Патриархом документов: такова публикация в декабре 1923 г. отмененного Патриархом послания о введении нового календарного стиля, публикация фальсифицированного "интервью" Патриарха в связи со смертью Ленина и др.). Мощи Святого Патриарха Тихона хранятся в Донском монастыре в Большом соборе во имя Донской иконы Божией Матери.
+ + +
Святый патриарше Тихоне,моли Бога о нас!
Святый патриарше Тихоне,моли Бога о нас!
Святый Патриарше Тихоне, моли Бога о мне грешном. Помоги мне укрепиться и выстоять в мире сем прелюбодейном!
Святый Патриарше Тихоне, моли Бога о нас!
Ну да, "ослеп", благославляя массонов на убиение Святой Руси и получая утверждение на исполнение патриаршего служения у Керенского; анафематствовал, не назвав по имени не одного еретика, ни самой ереси; и стал богоборческой власти и не врагом, но и не другом. Не то, ни се, ни холоден, ни горяч. И одобрен такими же, ни холодными, ни горячими. Господь Духом Святым сказал чрез Апостола Иоанна, что изблюет таковых из уст Своих. Не думаю, что Христос благословил бы массонов. Не думаю, что Тихон имеет сходство со Христом, ка сын с отцом. Бог ему Судия.
Виктор, может быть, довольно повторять заученные штампы и стоит взглянуть на факты непредвзято?! Тогда и вопросов не будет, и ясно станет, что Св. Патриарх Тихон был в то время подлинным национальным лидером, совершая молитвенный подвиг за Святую Русь и анафематствуя богоборческую власть! То, что пишите Вы, ничем не лучше тех пасквилей, которые сочинялись большевицкими агитаторами... Бог поругаем не бывает!
Я полностью согласен с казаком, уж слишком дорого России обошлось " ослепление " Тихона.
Место ему в пантеоне борцов с коммунистами, которые и пришли к власти с попустительства таких как он...