12.12.1790 (25.12). Умер историк кн. Михаил Михайлович Щербатов, автор "Истории Российской от древнейших времен"
Михаил Михайлович Щербатов (22.7.1733–12.12.1790), князь, один из основателей русской исторической науки, почетный член Санкт-Петербургской Академии наук (1776). Родился в Москве в семье генерал-майора древнего известного рода, происходящего от Рюрика, получил глубокое и разностороннее домашнее образование. В раннем детстве был записан в гвардейский Семеновский полк. В 1756 г. произведен в прапорщики, но вышел в отставку сразу после манифеста "О вольности дворянства" (1762) в чине капитана. В 1767 г. он поступил на гражданскую службу: работал в Комиссии по составлению нового Уложения и выдвинулся как лидер оппозиционного правительству родовитого дворянства. В 1768 г. назначен официальным историографом. В 1771 г. сделан герольдмейстером и в эти годы разбирал по поручению Екатерины II бумаги Петра I. В 1773 г. пожалован в камергеры, в 1778 г. президент Камер-коллегии с чином тайного советника, в 1779 г. назначен сенатором. В своем окружении выделялся начитанностью, ораторскими способностями, а также строгим нравственным подходом к разбираемым делам. Около 1788 г. вышел в отставку в чине действительного тайного советника и занялся историко-литературным трудом.
Уже с 1760-х гг. Щербатов переводил стихи, философские сочинения. С 1760-х гг., занимаясь изучением семейных преданий и биографий своих знаменитых предков, он начал писать и свой главный труд: "История Российская от древнейших времен" (доведена до 1610 г.), который стал первым опытом полного изложения отечественной истории. Многотомная "История" начала выходить с 1770 г. и печаталась в течении 20 лет. Щербатову в связи с его происхождением и привязанностью к московской старине удалось отразить в ней русский "дух почвы". Он исследует начало Русского государства, роль христианства и Церкви в его становлении, при этом обличает Царя Иоанна Грозного, который поступал «не яко праведный судия, но яко раздраженный самовластитель». Критические замечания он делает и о правлении Петра I, одним из первых нарушая его установившийся культ.
Историю Щербатов называл "наукою причин", стремясь к исследованию всех фактов, и положительных, и отрицательных. Однако в духе своего времени (эпоха "Просвещения") он сводил исторический прогресс к уровню знаний, наук и разума отдельных выдающихся личностей. Православного понимания смысла истории, к сожалению, в этом труде нет. В то же время он насыщен большим количеством актовых, летописных и других источников, которые Щербатов в должности официального историографа разыскал в государственных архивах, в частности: "Царственная книга", "Летопись о многих мятежах", "Журнал Петра Великого" и др. Опубликованными им источниками пользовались все последующие русские историки.
Нужно сказать, что для своего времени Щербатов был человеком редких по масштабу разносторонних познаний в областях политики, истории, литературы, права, естествознания, экономики, медицины, знал иностранные языки. В 1770-х гг. написал ряд публицистических статей и заметок, "Краткую повесть о бывших в России самозванцах" (1774), книги о древних чинах и древних русских монетах, "Краткое историческое повествование о начале родов князей российских, происходящих от Великого князя Рюрика" (1785), произведения о Петре I. В 1783 г. написал утопический роман "Путешествие в землю Офирскую", в котором изложил свой идеал сословно-элитарного государства. В конце 1780-х гг. примечательно его сочинение "О повреждении нравов в России", где он резко критиковал политику правительства и нравы придворной среды (опубликовано лишь в 1858 г. Герценом).
Богатейшая библиотека кн. Щербатова и архив его рукописей были куплены у наследников Императрицей Екатериной II, которой они не осмелились перечить.
«Познание истории есть необходимо нужно каждому благородному человеку, ибо чрез знание древних деяний не токмо научается человек, как ему в разных обстоятельствах направлять свой поступок, как в политических и военных делах поступать, но просвещая свой разум, научается из примеров древних добродетели, и к омерзению пороков сердце его обращается».
Интересно где сейчас его библиотека и архив? В Эрмитаже или продана как библиотека Николая Второго в США?