28.07/10.08. Празднование Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»
Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница" – одна из главных святынь Русской Церкви. Согласно церковному преданию, она была написана св. евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда Императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре Императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Византийский Император Константин IХ Мономах (правил в 1042–1054 гг.), выдавая в 1046 г. свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
При нашествии Орды Смоленск не был разрушен. В 1238 г. татарские полчища были уже в 24 верстах от города. Гибель города казалась неминуемой. Жители уповали только на Божие милосердие и молились в ожидании чуда. И вот благочестивому пономарю Успенской церкви было видение от Смоленской иконы: ее голос повелел привести в храм дружинника Меркурия в полном военном снаряжении. Повинуясь, воин пришел в храм «и виде Пречистую Богородицу, на злате престоле седяща, Христа в недрах имуща, обстоима ангельскими вои. Он же паде пред ногами Ее поклонися с великим умилением, ужасен бысть». Царица Небесная приказала Меркурию идти с мечом на врагов – ему искупить грехи соотечественников добровольной смертью. Воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Татары отступили. Приняв в битве мученическую кончину, Меркурий был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Великого княжества Литовского. Дочь литовского князя Витовта София в 1391 г. была выдана замуж за будущего Великого князя Московского Василия I Димитриевича (правление 1398–1425). В 1398 г. она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат.
В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая в 1524 г. в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 г. с чудотворной иконы был написан еще один точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 г., там была устроена деревянная церковь, а в 1802 г. – каменная.
Когда в Отечественную войну 1812 г. русские войска 5 августа оставляли Смоленск, икону взяли с собой. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимiрской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над неприятелем икона возвратилась в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 г. в память возвращения Смоленска России. Сейчас древняя святыня хранится в Смоленском Успенском соборе.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. У неверующих людей такое прославление списков вызывает удивление. Они знают, что картины великих художников ценятся только в оригинале. Но в данном случае материальная первозданность не имеет никакого значения в сравнении со значением духовным. Верующие получали и получают от всех списков иконы обильную благодатную помощь, потому что обращают молитвы не к "картине", а к Матери Божией: «Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»
Использованы публикации:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4319.htm
http://fotki.yandex.ru/users/samor-natalya/view/249075/?page=2
Низко кланяюсь Вам. Огромное спасибо,за написанную статью. Храни Вас Бог.