Продолжаем публикацию материалов, подготовленных духовенством и прихожанами российских приходов РПЦЗ для 2-й сессии Собора РПЦЗ. См. вступление редакции РИ к первому опубликованному нами докладу.
Царский путь Русской Церкви
Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно…
Какие печальные лица
И как это было давно.
Какие прекрасные лица
И как безнадежно бледны —
Наследник, императрица,
Четыре великих княжны...
Эти стихи Георгия Иванова возвещают не о белизне кожи, но о душевной чистоте Царственных Мучеников. Они не замарали белоснежные ризы своих душ, даже находясь в огне величайших испытаний и ужаснейших унижений.
Откровение Иоанна Богослова говорит: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3:3-5).
Владимiр Вернадский считал, что слово "русский" восходит к иранскому "рухс", что значит "светлый, белый свет". Именно такими видели древние персы наших предков. Но сегодня слово "русский" нам напоминает о стремлении сынов и дочерей России к правде Божией. Не случайно российские Императоры назывались белыми Царями, не случайно русское движение сопротивления большевизму и расчленителям России именуется Белым. И сегодня подлинно русский человек отличается от прочих жаждой правды. Именно это небесное качество освящает душу каждого русского великоросса, малоросса, белоруса, русского удмурта, русского чуваша, русского мордвина, русского татарина, русского немца, русского еврея и представителей других национальностей России. Конечно, мы говорим не о всех русских по паспорту, но о русских по духу.
Российские великие страдальцы-правдолюбцы ХХ столетия от священномученика Петра, митр. Крутицкого, Патриаршего Местоблюстителя, до Александра Исаевича Солженицына, печальника Земли Русской, призывали иерархов Московской патриархии жить не по лжи. Но в наши архибедственные для духовной жизни времена сергианское желание лгать во имя церкви с маленькой буквы распространяется, как чума, и в тех юрисдикциях, которые формально находятся в оппозиции к Московской патриархии. Ярчайшим примером этого является одесский митрополит Агафангел (Пашковский), насаждающий под флагом РПЦЗ всё то, что уничтожает духовное наследие Русской Зарубежной Церкви.
Несомненно, победой правды Божией стал VI Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви за рубежом. Мы, при помощи современной техники участвовавшие в Соборе от начала до конца, можем свидетельствовать, что вопреки некоторым недостаткам прошедшее высокое собрание было действительно Собором нашей Церкви. Несмотря на острые дискуссии и различие мнений, на Соборе прозвучал голос истинной Церкви. Печатью русской правды стало послание VI Всезарубежного Собора, дышащее любовью к святой Православной Церкви, святым Царственным Мученикам и нашей многострадальной матушке России.
Несомненной победой было и то, что, отмежевавшись от апостасийного митр. Агафангела (Пашковского), соборяне не стали предавать его запретам и анафаме, но лишь засвидетельствовали, что этот человек и его окружение не имеют ничего общего с истинной Русской Зарубежной Церковью.
Можно много говорить о достоинствах Собора, но в то же время нельзя не сказать и о некоторых существенных недостатках, несущих опасность, если мы не обратим должное на них внимание. Я думаю, что на Соборе явно не хватало присутствия Михаила Викторовича Назарова, человека, кто первым заметил смертельную угрозу для нашей Церкви и принял удар на себя. Было странным, когда зачитывался доклад о секачевцах Виталия Шумило, не принадлежащего к нашей Церкви, в то время как герой противостояния с пашковским расколом Назаров безмолвствовал. Можно было хотя бы попросить, чтобы Михаил Викторович написал обращение к Собору. Я уверен, что наш владыка Ириней с радостью прочитал бы его.
Ныне 2017 год, год столетия русской катастрофы, пришедшей в нашу страну после того, как Богом данный Кормчий святой Царь-Мученик Николай II был вероломно отстранён от власти. Рухнула Российская империя и христианский мiр погрузился во тьму. Сбылось пророчество ап. Павла: «Тайна беззкония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник» (2 Фес. 2:7-8). Святая Царская Семья уподобилась своими страданиями Господу: их так же предали архиереи, священники, властители дум и общества; они подобно Спасителю в Гефсиманском саду побеждали искушения силой любви к Богу и к человеку.
Святой Государь Николай Александрович в заключении писал: «Кажется иногда, что больше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего ждать? А все-таки никто, как Бог! Да будет воля Его святая».
Святая Императрица Александра Феодоровна в письме из заточения пророчески заметила: «Ужасно 17-е число».
И действительно, Промыслом Божиим многие роковые события для России связаны именно с этим числом. Старообрядческий раскол XVII века подорвал корневую систему нашего Отечества. 17 октября 1907 года Государь подписал манифест, которым так безумно воспользовалось «передовое» общество. 17 декабря был зверски убит Григорий Распутин. В 17 году – крушение российской монархии. 17 июля 1918 года была ритуально убита святая Царская Семья.
Не случайно, что мученическая кончина Августейших святых страдальцев приходится на день свт. Андрея Критского, создателя великого покаянного канона. Покаяние – вот то, что жизненно необходимо сегодня всем нам. И в 17-м, 18-м, 19-м, 20-м, и в последующих годах мы будем проходить между столетних памятных дат, напоминающих всем нам о том, что мы должны покаяться и измениться, взирая на образ святой Царской Семьи и всех святых Новомучеников Российских. Именно это покаянное делание может для нас стать благодатной защитой во времена новых апокалиптических испытаний, надвигающихся на весь мiр.
Господь судил нам служить на Ижевско-Удмуртской земле, освященной подвигом рабочих и крестьян, восставших в 1918 году против богоборческой большевицкой власти. Многие из них, начиная борьбу с сатанинским коммунизмом, еще имели в своей душе пережитки февральских цареборческих заблуждений. Но огненные испытания и священная борьба помогли им покаяться и осознать себя настоящими русскими патриотами-монархистами. Они положили свои головы за Святую Русь Дом Пресвятой Богородицы, сражаясь за Белое дело под руководством христолюбивых вождей – адмирала Колчака, генералов Каппеля, Дитерихса, Молчанова. Наши приходы ощущают молитвы и благословение этих витязе Свято-русской Державы. Вместе с тем наш верующий народ знает, что пред Богом возносят свои молитвы за нас, грешных вместе с другими новомучениками сыны и дочери ижевской и удмуртской земли, ставшие в 20-30-е годы на путь исповедничества и мученичества. Именно наш благословенный край стал оплотом церковной оппозиции сергианскому курсу так называемой советской церкви. Священники, монахи, мужчины, женщины и даже дети были мужественными духовными чадами исповедника свт. Виктора Глазовского и убиенного за Христа епископа Ижевского Синезия, катакомбного схиепископа Петра (Ладыгина).
Уверены, что именно по их благословению мы, повинуясь голосу своей христианской совести, в 2011 году открыто обратились к патриарху Кириллу (Гундяеву) с призывом прекратить безобразия в церковной ограде. Мы выступили против священников-экуменистов, содомитов, служителей золотого тельца. Мы выступили против того, чтобы Церковь превращали в карманную организацию сильных мiра сего; мы выступили за то, чтобы Церковь была Церковью, столпом и утверждением истины, а не подпоркой особняков и прочих недолговечных конструкций этого падшего мiра.
Ответом руководства Московской патриархии стала кампания травли и гонений, развязанных против нас. Но слава Богу, есть еще духовный порох в пороховницах, не оскудела еще добрыми и ищущими правды Христовой наша земля. Не побоялись стать рядом с гонимыми священниками сотни и сотни людей. И сегодня спустя уже почти шесть лет мы, благодаря Господа и Пречистую Матерь Его, свидетельствуем, что хотя у нас нет какой-то особой организации, мы имеем замечательную церковную общину, состоящую из нескольких приходов и всех нас объединяет любовь к Церкви Христовой и подлинной евангельской свободе. Для нас было естественным подчиниться благословению патриарха-узника Иринея Иерусалимского и воссоединиться с Русской Православной Церковью за рубежом.
После Гражданской войны белым изгнанникам удалось создать свободную часть Российской Православной Церкви. На Соборах РПЦЗ звучал голос не только Русского Зарубежья, но и всей Русской Церкви-Мученицы. Великие Первоиерархи РПЦЗ Блаженнейший митр. Антоний (Храповицкий), Блаженнейший митр. Анастасий (Грибановский), святой митр. Филарет (Вознесенский) и приснопамятный исповедник митр. Виталий (Устинов) были неформальными патриархами и печальниками всего русского народа.
Некоторых приводит в смущение тот факт, что мы пришли в Русскую Зарубежную Церковь как приходы Московского Патриархата, но, полагаю, что здесь нет причин для боязни. Мы всего лишь подчеркиваем исторический факт: сергианская Московская патриархия – это безблагодатная псевдоцерковная организация, созданная в 1943 году Сталиным и в новой России приспособленная режимом Ельцина для контроля над верующими страны.
Истинный Московский Патриархат – это совсем другое, это Поместная Православная Церковь, воздвигнутая православными Царями, святителями и всем народом русским. Последним каноничным Первоиерархом Московского Патриархата был Патриарший Местоблюститель свт. Петр Крутицкий, расстрелянный в 1937 году после многолетнего заключения в тюрьме.
И в нас не умерла надежда на то, что усилиями народа Божия будет собран Поместный Собор Российской Церкви для того, чтобы восстановить канонический порядок всей полноты Русской Православной Церкви. А пока это время не пришло, мы должны ограждать себя от тлетворного влияния экуменизма и сергианства.
Не скроем, что нам непонятно, когда люди, претендующие на звание членов Русской Зарубежной Церкви, возмущаются тем, что наши приходы стоят на твердых русских патриотических позициях. Я лично благодарю Бога за то, что уже много лет тому назад в качестве священника неоднократно выезжал вместе с нашими воинами в зоны контр-террористических операций в Чечне. Отец Михаил, насколько я знаю, благодарит Господа за то, что был полковым священником во время крупных учений вооруженных сил Российской Федерации. Отец Александр возносит свои благодарственные молитвы Господу за то, что в 90-е годы добровольно пошел служить в армию. Для православного человека защита Отечества всегда была священной.
Мы с уважением и пониманием относимся к американцам, любящим свою великую Родину, так позвольте же и нам, господа, быть патриотами России. Безусловно, нельзя политические разногласия переносить внутрь церковной ограды. У нас могут быть разные политические взгляды, но они не должны мешать нашему общему церковному деланию. Вместе с тем нельзя не заметить, что Русская Зарубежная Церковь – это не просто старостильная Церковь, но Церковь, созданная Белыми героями, сражавшимися за единую и неделимую Россию и сохранившими верность своему Отечеству в далеком изгнании.
Достойно слёз, когда возмущаются люди, якобы, принадлежащие к РПЦЗ, слыша, что Крым – русская земля. Надо вспомнить, что Русская Зарубежная Церковь зарождалась во время великого исхода из русского, а не украинского Крыма. В крымской земле кровь Нахимова, Истомина, Корнилова, героев генерала Врангеля. Крым для русских то же, что для сербов Косово. И Русская Зарубежная Церковь всегда была хранительницей патриотизма России.
Святители и отцы РПЦЗ на II Всезарубежном Соборе провозглашали:
«Еще громче вопиет к нам кровь наших мучеников, возглавленных Царем-Страстотерпцем и священномучеников, в челе коих стоят приснопамятные митрополиты Владимир, Вениамин и другие архипастыри, явившие себя истинными свидетелями Христовыми.
Жертва, принесенная ими, была бы неоправданной, если бы мы не продолжали их великого подвига, подъятого за родную землю. Ничто не вредит нам более на таком пути, чем пагубная страсть к раздорам и разделениям: это подлинно наш великий национальный недуг, в котором, однако, мы не можем винить никого, кроме самих себя... Настало время преодолеть эту болезнь, пробудиться от сна и, осенив себя крестным знамением, начать великое и святое дело воссоздания разрушенного Отечества чрез восстановление нашего тесного духовного единения между собой... Церковь была искони Собирательницею Русской земли и русского народного духа. Она остается таковой и до сего дня. Наш Собор в составе епископов, клира и мирян, стекшихся на него, не взирая на все трудности передвижения для русских изгнанников, подлинно со всех сторон вселенной, явился торжеством такого церковно-народного объединения вокруг ее вечного знамения – св. Креста.
Господь благословил наше Соборное делание, увенчав его полным миром, единомыслием и дав нам высокое утешение ощутить себя, как един дух и едино тело, как призванных в едином уповании нашего звания.
Бережно храня в своей душе это благоухание духа соборности, которым неоднократно спасалась Русь в минувшие века, мы хотели бы естественно распространить его и далее, мы желали бы, чтобы он дохнул в самой толще народной на Русской земле. Это и побуждает нас обратиться к вам, дорогие братья, несущие свой тяжелый крест в пределах нашего Отечества, чтобы "советовать" с вами об общем деле спасения Отчизны, как это делали русские люди встарь в трудные минуты своей исторической жизни и сказать вам от сердца к сердцу: мы едино с вами. Мы чада одной и той же Матери – Русской Православной Церкви, дети одного и того же великого русского народа».
Неправда, когда утверждают, что ижевцы принуждали митр. Агафангела выступать против властей Украины. Мы всего лишь призывали одесского архиерея во время страшной братоубийственной войны не заниматься политической деятельностью, но быть общим печальником и миротворцем разделённого народа.
Основоположник Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший митр. Киевский и Галицкий Антоний в 1930 году писал:
«Идите же смело, други, за Веру, Царя и Отечество! – И пусть никто не скажет: хорошо тебе посылать нас, сидя в православной Сербии, где тебя никто не тронет, а нам-то каково идти на врагов веры почти с голыми руками.
Други, я оказался за границей не по своей воле, не как беглец: меня схватили почти такие же большевики — петлюровцы (украинские националисты) вооруженные, усадили в автомобиль и отправили под заряженными винтовками в Австрию, где тогда водворились поляки, и держали меня и еще двух архиереев в плену более полугода, а отпустили из плена только тогда, когда в России окончательно запановали большевики, уже приговорившие меня к смертной казни».
Митр. Агафангел (Пашковский), заключив политический брак с украинскими националистами, коих Блаженнейший основоположник РПЦЗ митр. Антоний называл «почти такими же большевиками», тем самым поставил себя вне Русской Зарубежной Церкви. Один грех ведет, как известно, неминуемо к другому греху: растоптав заветы отцов РПЦЗ, одесский митрополит стал вероломно нарушать и другие традиции и принципы не только нашей Церкви, но и христианства вообще.
Сегодня много споров о юрисдикциях и, к сожалению, именно главным в церковной жизни считается мощная организация. Как-то при этом забывается, что самая мощная религиозная организация у Римо-католической церкви. Но можем ли мы назвать её наследницей Церкви Христа? Какая организация была у прп. Максима Исповедника? Какая организация была в России у Новомучеников и Исповедников российских? Организация была разгромлена, но Церковь жила и являла великих святых. Мы должны думать более не об организации, а о хранении святого Православия и духа любви.
Великого старца-старостильника Иеронима Эгинского спросили: «Отче, Вы со старостильниками?»
– Да.
– Но с кем Вы, с каким Синодом?
– Со всеми.
– Но ведь они во вражде между собой.
– Я там, где не вражды.
Эту мысль святого старца исповедуют и наши верующие. Мы хотим смотреть поверх барьеров ненависти, вражды и нагромождений карликовых юрисдикций. Сегодня множество так называемых осколков РПЦЗ и в большинстве из них есть замечательные священнослужители и мiряне. Неужели они являются чужими для нашей Церкви? В России много непоминающих патриарха Кирилла (Гундяева) священников, гонимых и переживающих искушения. Неужели и мы будем по-фарисейски объявлять их безблагодатными, не имеющими никакого отношения к истинной Церкви? Очевидно, что нам необходимо возрождать тот мирный дух, ту твердость и мягкость, тот царский путь, далёкий от крайностей, какой был в Русской Зарубежной Церкви во времена её рассвета и истинного свидетельства русскости.
Прот. Сергий Кондаков
Настоятель храма св. Царя-Мученика Николая в Завьялово
Ижевск,
2017 г.
См. предыдущие материалы данного обсуждения:
Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви. Часть 1: иерей Кирилл Игнатьев.
Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви. Часть 2: протоиерей Георгий Титов.
Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви. Часть 3: М.В. Назаров.
Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви. Часть 4: прот. Евгений Корягин