22.07.2019       16

Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви (часть 2)

Протоиерей Георгий Титов 

Продолжаем публикацию основных мыслей из докладов, подготовленных духовенством и прихожанами российских приходов РПЦЗ для 2-й сессии Собора (поскольку нет уверенности, что она состоится). См. вступление редакции РИ к первому опубликованному нами докладу о. Кирилла Игнатьева. Помещаемый ниже данный текст о. Георгия Титова обозначаем как часть 2 нашего соборного разговора о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви. – Ред. РИ.

Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви (часть 1: Иерей Кирилл Игнатьев)
Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви (часть 2: Протоиерей Георгий Титов)
Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви (часть 3: М.В. Назаров)

О русскости Русской зарубежной церкви, Её миссии в отношении России, окончании миссии, структуре и наименовании Церкви

Решения, принятые первой сессией Всезарубежного собора нельзя не оценить как положительные. Положительные, но не безусловно.

На мой взгляд, на Соборе не прозвучало главное. То из-за чего, к примеру, наш приход вышел из структуры митрополита Агафангела.  А это обезсмысливание самого Её существования вследствие убежденности самого митрополита и его соратников в том, что с Россией покончено, русские люди окончательно и безповоротно превратились в совков.

Русская Зарубежная Церковь есть именно Церковь русского народа, а не какая-то Церковь русской традиции

Кроме того, приходилось слышать от самого митрополита от его сподвижников, и не уверен, что не могу их услышать и от членов Собора, рассуждения о том, что, дескать, в рядах РПЦЗ много людей иных национальностей, есть и французы, и немцы, есть и американцы, в том числе афроамериканцы, есть всякие. Поэтому разговоры о русскости, как сейчас любят выражаться, неполиткорректны. РПЦЗ, по словам митрополита, это Церковь русской традиции, не более.

Конечно, вступление в нашу Церковь людей других национальностей можно только приветствовать.

Но Господь, отправляя на проповедь своих учеников и апостолов, сказал им: «научите все народы» (Евангелие от Матфея, 28:16-20), а не всех людей. Подчеркивая тем самым индивидуальность, личность каждого народа.

О народе как целом, как симфонической личности, говоря языком евразийцев, говорится и в 34 Правиле святых апостолов: «Епископам всякого народа подобает знать первого из них, и признавати его яко главу». С такой трактовкой структурирования Церкви не по территориям, а по народам были согласны, мало того доказывали и отстаивали эту точку зрения великие светочи Русской церкви свт. Иоанн Шанхайский, в особенности владыка Аверкий (Таушев)… В этом глубочайший смысл.

Как писал один из верных и великих чад Русской зарубежной церкви Иван Александрович Ильин:

«Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует... Он по-своему возносится духом и кается. По-своему организуется. У каждого народа свое особое чувство права и справедливости; иной характер; иная дисциплина; иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт. Словом: у каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий акт».

У каждого народа свои достоинства и свои недостатки. И Церковь, учитывая это, воспитывает и ведёт к Христу каждый народ своим индивидуальным путём.

На протяжении десятилетий Русская православная зарубежная церковь воспитывала оказавшуюся за рубежом часть русского народа в соответствии с его индивидуальными особенностями.  Вот что по этому поводу говорил свт. Иоанн Шанхайский:

«Каждому народу Божиим промыслом даны особые дарования.

Каждая Церковь осуществляет свое задание, сообразно с теми дарованиями. Посему каждый народ, или объединение сродных народов, имеет свою Церковь, и такое разделение церковной власти помогает делу проповеди.

Поэтому Православная Церковь допускает учреждение новых местных Церквей и тем – новых центров проповеди. Так возникла и Русская и славянские Церкви.

Итак, каждый народ имеет свои особенности духа и, то есть основание образования поместных народных Церквей.

Все они вместе составляют Единую Вселенскую Церковь и приносят в нее те особенности и дарования, как приносят добрые рабы приобретения на данные Богом таланты. Так созидается Богу угодное сочетание духовных звуков и цветов, которыми украшается Церковь, объединяющая во славу Божию все народы. Сию красоту земля приносит небу как благовонное кадило.

В ту красоту и Русская Церковь приносит свои цветы и свои звуки: сравним суровую иногда строгость праведников Востока и умиленность духа русских святых.

Рассеянные по всему свету, мы сохраняем данные нам Богом особенности духа. То призывает нас сохранять единство с Церковью, которой Богом вверено делание среди нас, наше духовное окормление и воспитание, поддержание нашего духовного горения, развитие наших талантов. Поэтому, рассеянные по всему свету, мы устраиваем наши русские церкви и все вместе составляем одну Русскую Церковь заграницей.

Духовные проявления Церкви во всех народах одинаковы, но виды – цвета и звуки – различны.

Разделение служений и дарований было угодно Творцу всех Спасителю Богу. Мы знаем и ощущаем духовную пользу и испытываем радость, видя, как разные народы, разных характеров и дарований, воздают славу Единому Богу. Поэтому, например, руководясь подлинным церковным сознанием и чувством, Сербская Церковь с радостью устрояла у себя Русскую Церковь, свидетельствуя духовную пользу ее пребывания». (Слова Иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан- Францисского Чудотворца, «Русский Пастырь», Сан- Франциско, 1994, с. 246-247).

Не буду приводить здесь обоснование архиепископа Аверкия (Таушева) ‒ всё это мной говорилось в статье перед совещанием в Навережье.

Точка зрения оппонентов национального подхода, обвинения в национализме и этнофилетизме были бы верны, если бы мы рассматривали народы, нации под углом биологии, так как они рассматривались в гитлеровской Германии.

Но нации – культурные образования. В основе культуры, как известно, лежит культ.

Примыкая к Русской зарубежной церкви, люди иных национальностей, входят в культурную сферу русского народа и, в силу этого, в меру глубины вхождения в Церковь становятся русскими. Ярчайший пример ‒ о. Серафим Роуз. То же касается и самой России, показательна точка зрения, высказанная на сайте ижевских батюшек неким Федором странником о том, что он русский удмурт. Такими же русскими при условии принятия Православия в его русской форме становятся и все представителя многочисленных этносов, населяющих Россию. Поэтому, этнофилетизм возможен там, где Поместная церковь ‒ это Церковь одного этноса, но не в Русской церкви.

Конечно, в рассеянии возможна ситуация, когда в той или иной стране преобладающим в числе членов нашей Церкви становится члены того народа, среди которого Она действует. И культурной ассимиляции не происходит. Люди усваивают только догматическое, каноническое, нравственное учение РПЦЗ, оставаясь американцами, немцами, французами и т.д. Но тогда происходит то, о чём говорил М.В. Назаров в своей книге о миссии русской эмиграции. Такая часть Церкви становится зародышем новой национальной Православной Церкви. В силу окончательного отхода от истинного Православия тех, на кого возлагались надежды, эта миссия, если она вообще возможна в наши апокалипсические времена, возможна и для зарубежных частей РПЦЗ. Но тогда само собой эти части приобретают новое название: Французская православная церковь, Американская и т.д.

Именно такой путь был бы естественным для структуры митрополита Агафангела на Украине, правда, если бы можно было признать так называемый украинский народ не исторической частью народа русского. Назвались бы Православной церковью украинского народа и в этом отношении претензии к ним были бы сняты.

Приходилось слышать от зарубежных братьев, что нет никакой разницы, жить ли православному человеку в США, Европе или России и исповедовать ли ему те или иные политические взгляды ‒ это всё равно. Если человек регулярно посещает храм, борется со своими страстями, старается воспитывать в себе личные добродетели, признаёт основные постулаты догматических и канонических установлений Православия, хотя и, вместе с тем, не обращает большого внимания на происходящие в мiре события и не признаёт какой-то особой роли России в мiре, ‒ то и его православие безукоризненно. Неужели мiровоззрение такого человека ущербно по отношению к Истине Христовой?

Скажу прямо, по моему мнению, да, мiровоззрение такого человека ущербно.

Где-то пришлось услышать, что среди лётчиков, бомбивших Сербию в 1999 году, были и «православные». Участие в акции американских вооруженных сил, исполнявших на тот момент миссию антихриста, является страшным грехом, за который не покаявшемуся человеку нет прощения.

Мiровоззрение православного человека, в особенности, священника, т.е. человека, претендующего на духовное лидерство необходимо должно включать в себя знание о происходящей в мiре борьбе Христовых и антихристовых сил и их расклад. А что можно сказать о позиции тех, кто говорит о том, что равно неприемлемы националистические позиции противоборствующих на Украине сторон? Особенно подвергается здесь критике М.В. Назаров, позицию которого если и можно назвать национализмом, то это тот национализм, о котором говорил Иван Ильин, то есть самосознание ощутившей и принявшей свою Богом данную миссию в мiре и свои духовные дары нации. В отличие от этого национализма, который старается пробудить в русском народе Михаил Викторович, так называемый украинский национализм, есть дезертирство от возложенного на русский народ бремени Третьего Рима.   Особенно в наше время сознательным воином Христова воинства (а мы все члены воинствующей Церкви) может быть только человек не только лично нравственный в его быту и признающий основные постулаты православной веры, но и занявший своё место мiровом противоборстве.  Много, кстати, на это тему сказано вл. Аверкием. Вл. Анастасием, архимандритом Константином (Зайцевым), о. Серафимом (Роузом) и др. Но, видно, у многих членов нынешних РПЦЗ иные взгляды и иные авторитеты. В качестве пособия по восполнению недостающих знаний могу предложить работу М.В. Назарова «О "периодической системе народов" в драме истории».

О т.н. "киприанизме"

Особый вопрос — это тема сближения с греческими старостильниками. Я здесь, в общем, согласен с опубликованным мнением по этому вопросу ижевских батюшек. Но хотелось бы сказать, что вопрос киприанизма и антикиприанизма шире, чем вопрос взаимоотношений с греками. Думаю, что вопрос о том, что Митрополит Киприан, на мой взгляд, сформулировал здравый и универсальный подход к взаимоотношениям с Церквами, так называемого Мiрового православия. Этим же подходом руководствовалась и РПЦЗ в своих взаимоотношениях, к примеру, с Сербской церковью. Просто не сформулировав его так ярко и афористично, как митрополит Киприан. Здесь не время тщательно обосновывать правомерность, так называемого киприанизма. Хочу заявить, что я лично с экклесиологией митрополита Киприана, говорящей о больных членах Церкви, согласен полностью. На мой взгляд, отвергающих это греков обуяла ревность не по разуму. Возможно, что мои слова для кого-то не будут убедительны, но повторю то, что где-то уже говорил: не могу согласиться с тем, что на протяжении 15 лет ломал комедию, а не служил Литургию. И это моё ощущение и убеждение согласны с соборным мнением Зарубежной церкви, никогда не перестававшей считать МП Церковью. Да, больной, но Церковью. Как и мы с вами такие же больные, но, тем не менее, члены Церкви.

Не могу согласиться с позицией тех же батюшек и цитируемого ими о. Германа Иванова-Тринадцатого о том, что этот вопрос есть прерогатива поместных церквей, каждая из которых может решать его по-своему. На мой взгляд, это есть отказ от поиска истины.

Но, если наши заграничные братья продолжают называть себя частью Русской Церкви, тогда, следовательно, главный смысл их деятельности должен состоять в содействии просвещению главного массива проживания Русского народа – просвещению России, без которой в очень скором времени не будет русскости, а главное и православной истинной веры и за рубежом.

Русская зарубежная церковь, есть именно Церковь русского народа, а не какая-то Церковь русской традиции, как пытаются убедить сторонники митрополита Агафангела.

Я, кстати, считаю, что миссия РПЦЗ в отношении передачи в Россию неповреждённого Православия исполнена. Духовное наследие русского православного зарубежья в виде книг, иных письменных трудов, кое-где и в виде живого опыта передано на русскую землю. Могу привести в пример матушку Александру из монастыря под Одессой, пусть она в силу многих обстоятельств и не может быть с нами.  Не менее показателен пример М.В. Назарова впитавшего за границей, осмыслившего и успешно передающего духовный опыт РПЦЗ русским людям в России. Но возможна ли такая передача живого духовного опыта сейчас и в будущем?  Думаю, что за 25 лет такой возможности, скорее всего, она уже исчерпана.

Да, думаю, перед нашими заграничными приходами, особенно в США и других благополучных странах стоит другая задача. Под наплывом «колбасной» эмиграции из большой России и процессов ассимиляции потомков русских эмигрантов ‒ как самим устоять в истинном, не обмiрщённом Православии, в русскости и преданности России.

В России есть структуры и приходы РПЦЗ, сравнимые по численности и духовной наполненности с заграницей. Можно возразить, что сейчас в России меньшая религиозная свобода и деятельность в ней РПЦЗ затруднена. Могу сказать, что это в немалой степени из-за статуса зарубежности. Вопрос должен состоять уже не в соединении с МП, что уже показало свою несостоятельность, а о возвращении в Россию и соединении со здоровой частью низового духовенства и мiрян.

Часто вижу в прежних изданиях РПЦЗ, как нашу Церковь в отличие от структур московского и константинопольского подчинения называли синодальной и соборной, что в принципе-то, всё равно. Думаю, что такое название вместо Зарубежной было бы крайне уместно, по крайней мере, для той Её части, что находится в России. Зарубежная часть могла бы оставить старое наименование. Литургическое и прочее единство от этого не пострадало бы.  Но России не российские приходы РПЦЗ, а, к примеру, Российская Соборная Православная Церковь. Для зарубежных приходов название РПЦЗ, конечно, должно остаться. В отношении административного единства и общего названия возможны варианты: РПЦЗ за границей входящая в общую административную структуру подобно РПЦЗ МП и, следовательно, РПЦЗ как часть РСПЦ или же РПЦЗ как самостоятельная структура, находящаяся в литургическом единстве с РСПЦ.

Понимаю, как дорого название зарубежной церкви для многих и многих собратий, как дорого и для меня. Но приходится видеть, как название «зарубежная» отталкивает людей. Понятно, что такое отношение безосновательно, но объяснить всем и каждому, в чём здесь дело, мы, с нашими скудными средствами информации, не в состоянии.

Конечно же, я на предложенном названии РСПЦ не настаиваю, наверное, можно предложить и более удачное, но новый смысл деятельности требует и нового выражения в названии.

Возможно, что указанные преобразования, тем не менее, не послужат более лояльному отношению к нам властей и притоку прихожан. Но этого требует, уверен, сама суть вещей, благо Церкви.

Протоиерей Георгий Титов, настоятель Вознесенского прихода РПЦЗ (г. Барнаул)

Статьи о. Георгия Титова на нашем сайте:
О правомерности национального начала в жизни Церкви.
Пути РПЦЗ в современном мiре. Доклад на конфренции Русской Православной Церкви за границей (Одесса, 8.8.2012).
Австрийский христианский корпоративизм
Корпоративизм как основа христианской монархии.
Только тогда, когда мы выбьем из себя дух безгласия и ложного смирения...
Священна ли Родина с гееннским огнем?
О книге Корнелиу Кодряну "К моим легионерам"
«Обратившись к глубинным пластам личности русского человека…» Слово священника к "красным патриотам" ко дню 7 ноября
Историческое бытие народа и личности в творчестве православного философа (о П.Е. Астафьеве)

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250945839

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 16 комментариев
  1. blank Евгений Соколов:

    Полностью согласен с мыслями, высказанными в статье о.Георгия Титова " О русскости Русской зарубежной церкви, Её миссии в отношении России, окончании миссии, структуре и наименовании Церкви". Я нахожусь в РПЦЗ более 40 лет и был духовным чадом м.Виталия. РПЦЗ всегда считала себя свободной частью Русской церкви и никакого соборного суждения о наличии благодати в МП никогда не выносила. Личное мнение отдельных архиереев РПЦЗ - не в счет. М.Виталий принимал бывших прихожан МП без повторного крещения и даже покаяния, хотя не допускал совместного служения с МП или с американской Митрополией. Вопрос о "киприанизме" - личный "пунктик" о.Виктора Мелехова, который пытается взорвать изнутри любую юрисдикцию, в которой бы он не появлялся. Кризис в РИПЦ - прямое тому свидетельство. К сожалению, у него находятся последователи. Лично для меня "киприанизм" мертв, к тому же он никогда не был принят в качестве учения. Он содержался в тезисах м.Киприана Оропосского и Филийского (Куцумбаса). Самого м.Киприана давно нет в живых, два старостильных греческих синода объединились и официально заявили, что не следуют учению м.Киприана, а страсти все кипят... На мой взгляд, все те, кто изменили традиционную экклезиологию исторической РПЦЗ в сторону православного радикализма не должны называть себя ее последователями.
    Что же до названия "Зарубежная церковь", то оно свято для ее послдователей за границей. Но такое название в России она, разумеется, носить не может. Это просто нелепо. Церковь должна быть единой по существу, а не по названию ее отдельных частей. Евгений Соколов, журналист.

  2. blank Валентина Дмитриевна Сологуб:

    ЕСТЬ ЛИ СЕГОДНЯ В РОССIИ ИСТИННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ?
    http://www.virtus-et-gloria.com/Menu.aspx?book=texts%2F170117doc.html
    В этом соборном труде приняли участие многие бывшие прихожане РПЦЗ и РИПЦ. На примере многолетних взаимоотношенiй этих двух церковных организаций рассматриваются фундаментальные экклесиологические проблемы, касающиеся нынешних "осколков" исторической РПЦЗ. Поэтому данную статью можно воспринимать как участницу развернувшейся, давно назревшей злободневной дискуссии. Выражаем надежду, что редакторы РИ сочтут возможным ее опубликовать.

  3. Уважаемая Валентина Дмитриевна!
    Приведенный Вами "соборный труд" основан на утверждении, что «всѣ безъ исключенія церковныя группы, претендующія на каноническое и духовное преемство съ РПЦЗ и Катакомбной Церковью (такъ называемые «осколки» РПЦЗ), въ настоящій моментъ представляютъ собой типичныя лже-церковныя организаціи, положившія въ основу своей дѣятельности Ложь, отцомъ которой, какъ извѣстно, является діаволъ (Ін. 8:44)... Все так называемые «осколки» РПЦЗ, якобы противостоящие сергианской лже-церкви, положили в основу своей деятельности Ложь и служат не Господу нашему Иисусу Христу, а его извечному противнику..., и, судя по всему, закулисно руководятся тем же богоборческим ведомством, которому служит МП. Они не являются Церковью Христовой». -- Однако никаких доказательств, особенно утверждению о "закулисном руководстве богоборческим ведомством", не приводится.
    Церковью авторы данного текста объявляют только самих себя, но я не стал читать их документ до конца, увидев в нем тоже места с явной ложью.

  4. blank Георгий:

    Монофелитство и киприанизм
    (церковно-исторические и богословские параллели)

    1. "Очень тонкая ересь";
    2. Изобретена ради объединения с недавно анафематствованными еретиками;
    3. Во время распространения осуждена Поместным Собором;
    (4.) Принималась под давлением мирской власти.

    I. К киприанизму зачастую относятся не очень серьёзно, объясняя это тем, что не для всех понятна его природа: если и признают его ересью, то очень тонкой и малодоступной для понимания, а потому якобы не вызывающей обычных при принятии ереси последствий.

    – а. Однако не менее тонкой была и ересь монофелитства. Едва ли читая диспут прп. Максима с принявшим ересь Патриархом кто-нибудь усомнится в том, насколько сложные богословские вопросы там поднимались и как было трудно в них разобраться даже богословски образованному человеку, не говоря уже об остальных.

    – б. Также едва ли можно утверждать незначительность ереси Киприана на том основании, что монофелитство искажает учение о Боговоплощении, тогда как киприанизм относится к области экклесиологии. Ведь Церковь – Тело Христово, а учение о Церкви является продолжением как учения о Христе, так и о совершенном Им спасении. Да и любая ересь есть богохульство, а богохульник, согласно учению святых отцов, не спасется, каким бы незначительным богохульство ему ни казалось.

    II. Монофелитство было специально изобретено как компромиссное учение ради объединения православных с осуждёнными ранее монофизитами. И если взглянуть на историю киприанизма, станет видна очень похожая картина: родоначальник ереси Киприан Оропосский сформулировал своё злоучение в ответ на принятую РПЦЗ анафему, подводящую итог полувековой борьбе с экуменизмом.

    – а. Ослабляя решительность православного учения киприанизм делает шаг навстречу экуменистам.

    Достигается это посредством частичного отрицания смысла анафемы, провозглашающей не только экуменизм ересью, но и экуменистов – еретиками. Киприан соглашается с первой частью православного учения, но отметает вторую. Он заявляет, что ему якобы определенно известен момент отступления благодати от принявшего ересь сообщества, и этот момент точно не может наступить до тех пор, пока экуменисты не будут осуждены общеправославным (объединительным) Собором. Не стоит и упоминать, что вероятность такого Собора в современных условиях постхристианской действительности близка к нулю, важнее другое: следуя такой логике нельзя будет считать и католиков осуждёнными еретиками до проведения общехристианского объединительного Собора...

    Монофелитство следовало таким же лукавым путём, формально соглашаясь с тем, что учение об одном естестве во Христе является ересью, и формально провозглашая два естества Богочеловека, однако оно отрицало вытекающую из этого другую неотъемлемую часть учения – две воли и энергии Спасителя, без чего исповедание двух естеств становилось пустой игрой воображения.

    Таким образом, как монофелитство и моноэнергизм, так и киприанизм отметают ту часть православного учения, которая имеет наиболее практический смысл и объясняет, в чем же проявляется на деле более абстрактная часть учения. Как исповедание двух естеств во Христе было бы пустой формальностью без признания также и двух природных действий – Божественного и человеческого, – без которых не может существовать и познаваться ни одна природа; так и признание несогласного с Преданием Церкви учения ересью было бы совершенно бесполезным, если бы его носители, нераскаявшиеся даже после такого осуждения и упорно продолжающие следовать ему, не считались еретиками со всеми вытекающими последствиями (то есть признанием их уже отлученными от Церкви Самим Святым Духом и запретом для верных общения с ними).

    – б. Если для ересиарха Киприана объединение с экуменистами в одну Церковь парадоксальным образом исключало евхаристическое общение (для чего было придумано неслыханное у святых отцов учение о здоровых и больных в вере членах Церкви), и ограничивалось одним формальным признанием себя частью Церкви "православных" экуменистов, то архиереи РПЦЗ не стали излишне лукавить, ограничиваясь полумерами, и использовали данное компромиссное учение по его прямому назначению – ради подготовки полного объединения.

    Не трудно провести параллель между киприанитами и либеллатиками, которые покупали справку о принесении жертвы идолам, фактически не участвуя в ней самой. Что же касается архиереев РПЦЗ, то их стремлением было сделать так, чтобы сама жертва перестала быть такой явной и отвратительной, в чем им помогли без сомнения согласованные действия архиереев МП, принявших в 2000 году католическую версию экуменизма, очень похожую на киприанизм, к которому уже была приучена паства РПЦЗ.

    В отличие от протестантской версии с признанием полного равенства всех участников экуменического движения, католическая предлагает учение о частичной благодатности остальных членов экуменического сообщества, оставляя полную благодатность лишь за собой. Теперь и МП по примеру католиков провозгласила Православную Церковь обладающей всей полнотой благодати, тогда как иные конфессии признала частично благодатными в зависимости от степени удаленности от Православия. При этом были формально запрещены даже совместные молитвы и богослужения. Стоит ли говорить, насколько это учение походит на предварительно принятый РПЦЗ в 1994 году киприанизм?! Здесь и ущербность благодатности иных участников экуменического сообщества ("больные в вере члены Церкви"), и отказ от непосредственного общения с ними...

    "Вот! – воскликнули архиереи РПЦЗ, – Да в МП приняли ту же веру, что исповедуем и мы! Больше нет препятствий к воссоединению!"

    Оказалось, что киприанизм как злочестивая богословская идея компромисса с еретиками вполне способна перешагнуть узкие рамки, заданные Киприаном, и предложить не только уже полное единение с "православными" экуменистами, но и частичное – с остальными участниками экуменического движения – более древними еретиками.

    III. Ещё одно сходство с монофелитством заключается в том, что киприанизм был осуждён ИПЦ Греции подобно тому, как и монофелитство было осуждено Римской Церковью в период его распространения.

    Прп. Максим Исповедник ссылался на это обстоятельство как на одну из причин невозможности иметь общение с теми, кто принял ересь. Ведь до осуждения (хотя бы и местного масштаба) можно было оправдывать себя неведением, тогда как сам факт осуждения ставит ребром вопрос об отношении к этому учению и допустимости продолжения общения с теми, кто его принял.

    (IV.) Частичное сходство можно усмотреть и в том, что киприанизм хотя изначально и не создавался по заказу светской власти, тем не менее был ею использован при подготовке "воссоединения" РПЦЗ с МП.

  5. Георгий, я не богослов и у меня нет желания изобретать что-то новое в опровержение Ваших назиданий. Всё уже давно сказано. Задам лишь несколько вопросов Вам лично.

    Стоило ли Вам трудиться над этой проповедью против т.н. "киприанизма", если Вы не привели его самоопределение, приписываете ему априори свое "непререкаемое" определение "ереси" и не учитываете всех возражений против Вашей "истинно православной" трактовки?

    По-Вашему, м. Киприан выдумал ересь: "неслыханное у святых отцов учение о здоровых и больных в вере членах Церкви". Но если бы все всегда оставались здоровыми, то зачем в Церкви целительная исповедь? Зачем епитимья ‒ проще отсечь грешника от Церкви, как это делаете Вы и все антикиприанисты?

    Тот факт, что членами Церкви люди остаются и в согрешившем состоянии ‒ это зависит от тяжести греха, а не просто от факта греховности. Нет людей безгрешных. Вы (как и все антикиприанисты), видимо, считаете себя членом Церкви и даже наделенным правом учить других, поскольку безгрешны? Где та граница греха, которая отделяет грешника от Церкви ‒ Вам она лично открыта Господом?

    Вы отказываете м. Киприану в его праве на мнение о "моменте отступления благодати от принявшего ересь сообщества" на том основании, что Вы сами считаете себя вправе в роли Судии решать, что такое ересь, и утрируете мнение м. Киприана.

    Причем тут какие-то монофелиты, либеллатики и католики, о которых якобы "киприанисты" утверждают, что "нельзя будет считать и католиков осуждёнными еретиками до проведения общехристианского объединительного Собора"? Причем тут "объединительный Собор", если есть догматы и каноны, достаточные для определения ереси?

    Что же касается архиереев РПЦЗ, капитулировавших перед МП, то причем тут "предварительно принятый РПЦЗ в 1994 году киприанизм"?! Без Вашего "киприанизма" капитулировать перед шантажом было бы невозможно?
    Прошу Вас угомониться и не писать тут пространные "единственно безгрешные" трактаты.

  6. blank Георгий:

    В комментариях здесь ведут дискуссии, а в дискуссиях принято выражать свою точку зрения. Вы считаете это учительством, унижающим собеседников или оскорбляющим их?

    Боюсь, Вы не совсем поняли, что речь идет не о больных нравственно членах Церкви, каковыми являются, несомненно, все в той или иной степени, почему покаяние св. отцы не оставляли до самого отшествия из этого мира. Ересь киприанизма провозглашает, что в Церкви есть больные в вере члены. Согласно же учению святых отцов, ересь отсекает от Церкви, которая есть Столп и утверждение Истины. Это, конечно, не касается различных недоумений или искренних заблуждений. В том-то и дело, что даже после осуждения ереси Церковью, киприаниты считают еретиков частью Церкви. В свете этого различия попробуйте перечитать написанное.

  7. Георгий, формат комментариев предусматривает краткие отклики на содержание опубликованного текста, а у Вас целая статья не по теме.
    Я не сказал, что Вы оскорбляете или унижаете собеседников, которых там и нет. Мне не понравился Ваш "избирательный" подход в ней, с моей точки зрения утрированный.
    Приведите, пожалуйста точные слова м. Киприана о том, что он считал осужденных еретиков частью Церкви. А также факты, что капитулировавшие архиереи МП оправдывали это "киприанизмом" в Вашем его толковании. И постарайтесь изложить это кратко.

  8. blank Георгий:

    Киприанизм возник как реакция на анафему РПЦЗ. Киприан утверждал, что экуменисты - это не отпавшие от Церкви еретики, а больные (не нравственно, а в вере) члены Церкви. Они будут оставаться таковыми до тех пор, пока не пройдет "Всеправославный собор", включающий самих экуменистов, и на этом соборе экуменисты не будут осуждены.

    То есть анафема РПЦЗ признается недостаточной для констатации факта отпадения от Церкви экуменистов. Киприан признает значение анафемы лишь в отношении экуменизма как ереси, но не экуменистов, как ее носителей. Он не считает их осужденными еретиками, но лишь больными в вере членами Церкви, не считает таким образом, что РПЦЗ вправе их осуждать. Утверждает, что это может сделать лишь совместный с экуменистами "Общеправославный" собор.

    Как видите, те слова, что Вы просите процитировать, привести невозможно, так как Киприан не утверждает прямо, что осужденные еретики есть члены Церкви, но вводит учение, согласно которому они лишь только могут стать осужденными еретиками в случае соответствующего решения "будущего Всеправославного собора".

    Второй Ваш вопрос я не понял: "... капитулировавшие архиереи МП оправдывали это киприанизмом". Перед кем капитулировали архиереи МП, перед требованиями РПЦЗ осудить экуменизм? Они прославили часть новомучеников, смешав их с сергианами, как Вы знаете, а также приняли католическую версию экуменизма, очень похожую по своему учению на киприанизм. Архиереи РПЦЗ в ответ признали, что ереси сергианства и экуменизма уврачеваны и можно объединяться.

  9. Хотя Вы точных слов м. Киприана снова не приводите, все-таки сейчас Вы смягчаете свою трактовку киприанизма: "Киприан признает значение анафемы лишь в отношении экуменизма как ереси, но не экуменистов, как ее носителей". Тут вопрос в том, кого считать экуменистами - наверное нельзя всех, "заподозренных" Вами и другими антикиприанистами, объединять в одну кучу.
    Про "капитулировавших архиереев МП" - у меня описка в спешке, прошу прощения. Разумеется, в соответствии с Вашим утверждением, я имел в виду архиереев РПЦЗ, капитулировавших перед МП под шантажом - при чем тут "киприанизм"?..

  10. blank Прозелит:

    Если экуменизм не осуждён как ересь никаким Собором, то это не ересь, а преступление от канонов. И если архиерей преступник, он не лишается Господом благодати епископства.

  11. blank Георгий:

    Отвечу сразу на два комментария.

    Экуменизм осужден, например, РПЦЗ, но даже если бы этого не было, то это не означает, что это - не ересь, поскольку ересью является учение, противоречащее богооткровенному учению Церкви, независимо от его осуждения кем бы то ни было. Собор лишь подтверждает, что это ересь, чтобы ни у кого не оставалось недоумений.

    А необходимость, будто бы, дожидаться объединительного собора ведет прямо к общению со всеми еретиками (какой объединительный собор с католиками осудил филиокве, например? - Никакой. Значит, это не ересь, а католики вполне себе члены Церкви?!).

    Свт. Филарет (Вознесенский) отправлял Скорбные послания главам всех Поместных православных церквей, участвующих в экуменизма, но никто не отрекся от ереси. Спустя какое-то время стало ясно, что этого и не произойдет, так как дело тут не в заблуждении или недоумении. Тогда была провозглашена анафема, но даже она не заставила экуменистов задуматься. А к экуменистам относятся, как минимум, участники ВСЦ (так называемое "мировое православие").

    Киприанизм же оказался очень удобной платформой для объединения с экуменистами: во-первых, экуменисты (и в частности МП) не признавались отпавшими от Церкви, так как считались всего лишь "больными в вере", но членами Церкви; во-вторых, это позволяло не требовать от МП невыполнимого условия отречения от экуменизма и покаяния в нем, вместо чего МП приняла католическую версию экуменизма (вместо протестантской), что было признано архиереями РПЦЗ согласным с их собственной верой. Ранее протестантский вариант экуменизма требовал признания равноправности всех участников экуменического сообщества, а теперь МП признает лишь частичную благодатность остальных. Чем это не "больные в вере" члены Церкви?! Архиереи РПЦЗ признали экуменизм уврачеванным и препятствия к объединению отпавшими.

  12. "МП приняла католическую версию экуменизма (вместо протестантской), что было признано архиереями РПЦЗ согласным с их собственной верой" - что за чушь?
    Это начинает надоедать...

  13. blank Георгий:

    Что Вам может казаться чушью, то является прописной истиной для любого православного архиерея. Когда тебе предлагается на рассмотрение вероучительный документ (а ради этого собрался целый Архиерейский Собор РПЦЗ), то ты выражаешь свою оценку степени его православности. Так имитация решения вопроса сергианства была оценена архиереями РПЦЗ как снимающая этот вопрос. То же самое с вопросом о почитании Новомучеников. Если же по третьему пункту расхождений - экуменизму - не было никаких нареканий, то это означает, что документ об "отношении к инославию" был признан соответствующим исповеданию самих архиереев РПЦЗ. То есть ересь была не опознана и не осуждена, а принята так, как если бы ничего противного православию не заявлялось. Как такое могло произойти? Благодаря предварительному принятию схожего учения, так что в сравнении с собственным исповеданием этот документ не вызывал отторжения.

  14. Георгий. Повторяю в последний раз и на этом заканчиваю дискусию:
    Вы сами данное богословское мнение утрируете и называете "ересью" и все свои дальнейшие аргументы "логично" строите на этом, мол, как можно проповедывать и не осуждать "ересь", ведь каноны это предписывают... А если кто не осуждает как "ересь", - тот и сам "еретик". Вам бы к инвизиторам на службу...

  15. blank Георгий:

    Есть подробное исследование экклезиологии Киприана Оропосского:
    https://vertograd.narod.ru/0700/voloshin.htm
    Может быть, прочитав его Вы по другому посмотрите на вопрос.

  16. Георгий, по-моему мы уже закончили дискуссию о греховности "киприанистов" и безгрешности их Судей - "антикиприанистов". Ваши аргументы с благодарностью Богу за то, что "мы не такие, как они", - я прочел и высказал свое мнение. Не уверен, что в рекомендуемой Вами ссылке на известном мне сайте что-то найдется нового под Луной. Нет времени на ознакомление с повторами.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.