19.11.2022       11

"Осколки" РПЦЗ как зеркало мiровой смуты перед концом времен...

М.В. Назаров «Русская идея» 

Продолжение готовящейся книги: "О ПРОБЛЕМАХ, ЗАБЛУЖДЕНИЯХ И ЕРЕСЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ" (вступление, предыдущие разделы и планируемое рабочее содержание здесь).

...
V. РПЦЗ, "ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ОСКОЛКИ" И ПРАВОСЛАВНЫЕ РЕВНИТЕЛИ В МП
(Предыдущие материалы этого V раздела: Соединение может быть только в истине..."; О попытках предотвратить капитуляцию Синода РПЦЗ (Л); Перезахоронение РПЦЗ(Л) – акт легитимации Великой криминальной революции.)

"Осколки" РПЦЗ как зеркало мiровой смуты перед концом времен...

«В мучительный процесс возрождения русского православного народа русское зарубежье может внести свой опыт, если оно само полностью примет и признает церковную истину как единственную основу своей жизни», – провозгласил Архиерейский Собор РПЦЗ (Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей // Церковная жизнь. 1993. № 3–4). К сожалению, этого не произошло: сама РПЦЗ оказалась ослаблена под натиском врагов России и к нашему времени фактически прекратила свое существование как былая церковная структура и духовная власть в отношении к судьбе нашего народа.

Итак, РПЦЗ (Л ‒ Лавра), далее РПЦЗ (МП), отказалась от миссии Русской Зарубежной Церкви, сохранявшей должную точку отсчета в постоянной Мiровой войне сил добра и зла, предпочтя "заклание" в лоне советской Церкви.

Отколовшаяся от РПЦЗ еще в 2001 году РПЦЗ (В ‒ митрополита Виталия), хотя и сделала это "фальстартом", ослабившим здоровые силы РПЦЗ, ‒ в духовном плане оказалась во многом права, но не смогла продолжить авторитетную миссию РПЦЗ для верной части нашего народа, поскольку не смогла сочетать стояние в Истине с любовью к собратьям и стала дробиться на "осколки" (самым заметным из них стала РИПЦ), которые считали "единственно истинными" только себя и поэтому враждовали друг с другом, выставляя себя на посмешище. Это не могло способствовать серьезному к ним отношению со стороны верующих в РФ, ищущих истинную Церковь.

Самый крупный "осколок", не признавший капитуляции Синода в мае 2007 года , образовался вокруг единственного епископа, который дождался безспорного факта предательства своего священноначалия, нарушившего решение своего же Всезарубежного Собора, и канонично объявил о неприятии этого. Это был епископ Таврический и Одесский Агафангел (Пашковский). Уже незадолго до подписания Акта капитуляции, 9/22 апреля 2007 г. он заявил:

«Продолжаю считать Акт о каноническом общении неприемлемым, о чем подавал особое мнение на последнем Архиерейском Соборе. В этом меня тогда поддержали епископы Даниил и Гавриил. Также хочу напомнить, что этот Акт не был окончательно утвержден ни Всезарубежным, ни Архиерейским Соборами. Попытка на последнем Архиерейском Соборе делегировать полномочия утверждения Акта Архиерейскому Синоду встретила решительное сопротивление со стороны владыки Амвросия (который настаивал, что только Собор полномочен принимать поправки к Акту), и, поэтому, никакого решения об окончательном утверждении Акта легитимно не выносилось. Таким образом, 17 мая готовится подписание документа, законно не принятого и не утвержденного Русской Зарубежной Церковью».

В связи с вхождением части РПЦЗ в состав Московской патриархии еп. Агафангел распространил Оповещение от 4/17 мая 2007 года:

«Я остаюсь на прежнем Положении о РПЦЗ – до подлинного разрешения принципиальных для всей нашей Церкви, вопросов. Продолжаю считать для себя указы и иные распоряжения любых инстанций церковной власти Московской Патриархии, не имеющими канонической силы».

На следующий день после подписания Акта, 5/18 мая, в интернете было распространено заявление епископа Ирийского Даниила (Александрова), викария Восточно-Американской епархии РПЦЗ(Л), окормляющего старообрядческие общины: «Я, епископ Даниил Ирийский, не буду подписывать Акта о соединении с Московской патриархией. Я остаюсь членом Русской Православной Церкви Заграницей, а остальные могут устраивать свое будущее, как находят нужным».

В лице епископов Агафангела и Даниила и их многочисленных единомышленников, не признавших незаконную унию с МП, традиционная РПЦЗ, казалось, продолжила существовать как РПЦЗ (А) и, при прогрессирующем объединении отступнических сил могла способствовать объединению единомысленных православных верующих разных юрисдикций, готовых продолжать "подвиг русскости".

Причем теперь МП не сможет называть не присоединившуюся часть РПЦЗ "расколом". Поскольку МП в сущем сане (признав все рукоположения) приняла тех, кого ранее клеймила как "раскольников", рукоположения у которых недействительны ‒ значит, все-таки МП изменила свое мнение об РПЦЗ как о "расколе"? Значит, и та же самая традиционная позиция РПЦЗ (А), не капитулировавшей перед МП – это не раскол.

Владыку Даниила эмиссары синода РПЦЗ (МП) сразу же "убедили" в том, что ему лучше дезавуировать свое заявление и уйти на покой...

Таким образом еп. Агафангел (Пашковский) остался единственным, под омофором которого, не имея иного каноничного выбора, оказались почти все приходы и духовенство РПЦЗ, не принявшие Акт о соединении РПЦЗ (Л) с МП.

Однако обещания еп. Агафангела сохранять традицию и миссию Русской Зарубежной Церкви оказались обманными. Это выявилось не сразу, наиболее откровенно ‒ начиная с 2010-х годов и особенно в связи с укроамериканским переворотом в Киеве в 2014 году.

В данной книге уже подробно рассказано о русофобии и хилиазме-гитлеризме московского прихода РПЦЗ (А) под покровительством первоиерарха этой юрисдикции.

Его "истинный антикоммунизм" все больше проявлялся как хорошо известный вид американской "русофобии" Холодной войны, отождествлявшей русский народ с его коммунистическими поработителями. Это дополнялось горячей дружбой последнего "верного" епископа РПЦЗ с американским послом в Киеве Джоном Хербстом, который приложил немало усилий для поощрения украинской русофобии и разрушения связей "незалежной" Украины с Москвой. При этом Агафангел постепенно пошел дальше, заявив, что «русского народа больше нет, а есть советский».

Следуя этому главному критерию, Агафангел принимал в общение неканоничное духовенство (украинских самосвятов-русофобов, еретичествующих лжекатакомбников), сформировал себе соответствующий состав духовенства, избравшего его митрополитом. Фактически он стал инструментом американской антирусской геополитики, то есть открыто направил РПЦЗ на служение врагам исторической России и Православия, оправдывая это допустимой в Церкви "свободой политических взглядов", и даже свой синод в 2014 г. демонстративно перенес из Одессы в Нью-Йорк.

Причины измены этого архиерея были сначала местечковые, ради сохранения своей одесской епархии при покровительстве самостийных властей, затем и ради служения общей с ними американской "крыше" с подчинением ей всей своей РПЦЗ (А),– что в ходе укро­американской революции 2014 г. вылилось в национальное и вероучительное предательство с гонениями на защитников традиции РПЦЗ. Возвращение русского Крыма в состав России Агафангел назвал "объявлением войны" против Украины. Оправдал на своем сайте массовое убийство русских в Одессе и поддержал "гуманитарными поставками берцов" карательную войну киевской хунты против несогласного с переворотом русского Донбасса. И всё это сопровождалось самым разрушительным для Церкви – постоянной ложью первоиерарха в большом и малом для прикрытия своей измены.

В оправдание этот архиерей объявляет русский народ безвозвратно падшим и "несуществующим", отрекаясь от него с молитвой фарисея: «Спасибо Тебе, Господи, что мы не такие грешники, как они». Один из его еретичествующих клириков (который по каноническим причинам вообще не может быть таковым) прямо заявил на официальном сайте РПЦЗ (А), что и «РПЦЗ на территории РФ – нет!», ибо все "совки". А потому, мол, всем "истинным зарубежникам" надо сваливать с проклятой Богом русской земли [1]...

Постоянно упоминаемый в связи с этим о. Лев Лебедев, талантливый автор РПЦЗ в РФ, однако допускавший немало ошибок (например, в апологии и пропаганде кирилловских самозванцев), – объявлен непререкаемым авторитетом в вопросе, что русского народа "больше нет". Сам первоиерарх Агафангел заявил: «в СССР не было места русским людям», и первого настоящего русского человека он встретил только в Америке в лице митрополита Виталия [2].

Но митрополит Виталий никогда не согласился бы с таким "богословием Митрополита Нью-Йоркского", ибо считал пастырской обязанностью попечительство Зарубежной Церкви о русском народе и предупреждал его относительно антирусской политики Запада. Не согласились бы с этим и вожди эмиграции 1920-х гг., на которых ссылаются нынешние "белосовки". Возглавители РОВСа и РПЦЗ были правы в политическом смысле, что "СССР – не Россия", но ведь именно для спасения России от советских оккупантов эмиграция и вела свою деятельность, и все это время в зарубежных храмах звучала и звучит Молитва о спасении России...

Свою поддержку укроамериканского переворота 2014 г. на Украине и карательной войны против сторонников единства с русским народом начальник РПЦЗ(А) оправдывает тем, что в РФ установлен "чекистский режим" и идет "восстановление коммунизма". Поэтому: «Я лично, поддерживаю ту политическую силу, которая в большей степени дистанцируется от коммунизма и большевизма, вне зависимости от того, каких политических или религиозных взглядов придерживаются её носители» [3]. «Сейчас граница неосоветского государства проходит между Украиной и РФ... Я, как правящий архиерей, от имени всех приходов РПЦЗ на Украине, попросил помолиться о тех, под чьей защитой мы здесь находимся» [4], а также молиться о сохранении единой Украины (в советских границах!) под властью русофобской хунты от «нашествия супостатов» [5] (курсив наш)...

Те же молитвы об антирусской киевской хунте были им предписаны и приходам во всех других странах, что вызвало ропот. То есть он откровенно заявляет: хоть с чертом (Новым мiровым порядком антихриста), но против "большевиков" (мифических)... А его свитой началась мифологизация истории Украины и реабилитация Мазепы (анафематствованного Церковью), так что "дистанцирование от большевизма" тут ни при чем – это наглядные примеры измены.

Призывы российских прихожан сопротивляться обоим видам зла – и советизации, и Новому мiровому порядку (в лице антирусской киевской хунты и ее американских хозяев) – глава РПЦЗ (А) объявил "ересью третьей силы" и "хулою на Христа" [6]. Затем от имени своего Архиерейского Собора объявил несогласие с ним российских клириков – «ересью филетизма» и «плодом горе-патриотизма, основанного на советском образе мышления...» [7]. Один из его иерействующих активистов заявил даже: «С этой точки зрения все разговоры про "Третий Рим", "русский мiр", "особый русский путь", "русский народ-богоносец", "особую русскую духовность" и пр. – чистая ересь» [8].

Архиерейский Собор этой юрисдикции, собранный в мае 2014 г., проигнорировал обращения пермского, барнаульского, трех ижевских приходов и последнее (четвертое) обращение московского прихода: «Допустимо ли для Русской Православной Церкви за границей признавать нынешнюю нелегитимную антирусскую власть в Киеве, установившуюся с помощью США путем кровавого государственного переворота, – властью, достойной молитв о ее сохранении от "супостатов", понимая под супостатами якобы всё еще "коммунистическую РФ"? Допустимо ли настаивать на признании преступных большевицких границ, расчленивших русский народ? Допустимо ли при этом называть русских людей, не желающих признавать эти большевицкие границы и антирусскую власть – "путинистами", "совками", "террористами", "российскими диверсантами", а оборонительный референдум в Крыму называть "войной РФ против Украины" и публиковать угрозы "Никогда мы не будем братьями… кровью умоетесь"? Побережемся, чтобы эта кровь не пала и на нас» [9].

Более того, в оправдание этого укроамериканского сергианства его апологеты стали утверждать, что «русский народ выступает инициатором прихода Антихриста» [10]. Сам первоиерарх сочинил на эту тему статью "Откуда опасность?": «Мое личное убеждение заключается в том, что в эсхатологическом плане намного большая опасность исходит не от Запада, а от левых и коммунистических сил, которые единственные подходят в качестве почвы, из которой может произойти Антихрист»[11].

Таким образом, по этому верованию, антихрист придет в "совковом народе" РФ ("бывшем русском") от потерпевших историческое поражение "коммунистов", а не от того единственного народа, который страстно ждет антихриста, и от подконтрольного ему мiрового жандарма США, готовящего Новый мiровой порядок "мошиаха" – всемiрного иудейского правителя из колена Данова. Ранее сей "первоиерарх" отвергал и грядущее воцарение антихриста в восстановленном Третьем храме в Иерусалиме. То есть в очередной раз он выгораживает иудаизм и не желает знать даже то, что с духовной точки зрения сам коммунизм есть секулярный вариант иудаизма. Эта "богословская" теория "антихриста в России" – полная противоположность православной традиции в этом вопросе, которую Церковь хранит от святых отцев и которую в Русской Зарубежной Церкви применительно именно к Западу развивали святитель Аверкий (Таушев), о. Константин (Зайцев) и другие отцы РПЦЗ [12].

За сопротивление всей этой изменнической политике первоиерарх РПЦЗ (А) объявил автора данной книги "агентом КГБ" и "отлучил от Церкви" [13] (после чего и я со своей стороны с полным правом могу его называть не своим "митрополитом", а г-ном Пашковским), при этом и его Собор проигнорировал многочисленные требования нашего московского прихода и других провести положенный суд, а несогласных клириков "запретил в служении". Считать эти репрессии законными невозможно, они привели лишь к отделению от первоиерарха группы российских клириков, констатировавших:

«Главный сайт Русской Зарубежной Церкви [internetsobor.org] под руководством митр. Агафангела был превращен в орудие русофобии, борьбы с исторической Россией и шельмования несогласных с этим... Митр. Агафангел в своем управлении Церковью обнаружил множество неправд: вероучительные, канонические, нравственные, пастырские, исторические. Сложившееся положение побуждает нас констатировать, что историческая РПЦЗ оказалась раздроблена, ни одна из ее образовавшихся частей ныне не обладает полнотой полномочий прежней единой РПЦЗ» [14] – так после многолетних попыток исправить положение охарактеризовало его в декабре 2014 г. совещание российских клириков.

Не стану тут описывать всё подробно ‒ желающие могут найти информацию на сайте "Русская идея".

Однако с началом войны на Украине и в этом небольшом "осколке" ушедших от г-на Пашковского архиереев неожиданно обнаружилась слепота относительно происходящего на Украине. Два зарубежных архиерея обвинили РФ, заявив: «Военное вторжение на Украинскую землю — это, без сомнения, ПРЕСТУПЛЕНИЕ, которое повлекло за собой все остальные трагические и кровавые события. Оценку актам бесчеловечия в городах и весях Украины даст международное расследование»... А российский архиерей охарактеризовал воюющие стороны как «два бандита», между которыми не может быть выбора... Разделенного русского народа и его право на оборону и на воссоединение эти архипастыри не хотят замечать. Как и того, кто начал эту войну, грубо поправ международные конвенции о правах "нацменьшинств" (в данном случае далеко не меньшинства ‒ а исконного русского народа на Украине), запретив русский язык и образование, кто попрал конвенции и Устав ООН, дающие право "нацменьшинству" на самоопределение в случае подавления его культуры, кто за восемь лет после госпереворота убил тысячи мирных граждан в Донбассе...

В связи с укроамериканским переворотом примерно такую же позицию демонстрировали и другие "осколки". Они проклинают крымский референдум как "аннексию", радуются убийству "путинских террористов" в Одессе и ждут не дождутся войны НАТО против РФ. В этом отличается лауреат премии Ленинского комсомола Черкасов-Георгиевский, ссылающийся якобы на благословение своего сайта самим митрополитом Виталием (Устиновым):

«Наследница СССР Эрэфия... совецкая свора не может утолить жажду крови... Двадцать лет громят Кавказ, отодрали от Грузии Абхазию, Южную Осетию, теперь откромсали украинский Крым. Пришла очередь востока Украины. На ее границе грохочут эрэфовские танки... [Но] На смену европейским ошметкам сплотился и возрос на планете американский новый Рим, разгромивший СССР на холодной войне. Теперь США придется воевать с РФ по-горячему. В третьей мiровой войне, которая непременно разовьется после "самообороны" "миротворцев" РФ на востоке Украины, американцы победят без протухших европейцев... будет бить тончайшая электроника роями ядерно трепещущих ракет. Матросовы, наторевшие выкашивать чеченскую "зеленку", давить броней разбегающихся грузин, тыкать дулами ошеломленных крымских украинцев, понадобятся лишь для того, чтобы жариться в руинах ядерных пожарищ... По выжженной эрэфовской земле, угробленной кучкой взбесившихся толстосумов, затопают в респираторах негры из Луизианы, цветные из Нью-Мексико, белокурые парнишки с чуингамом за щекой из Техаса». «Ежели сгинет русская земля, заклейменная ныне буквами РФ, в Третьей мировой войне, наша совесть будет спокойна» [15].

И всё это вещается от имени "истинной традиции РПЦЗ"... Таким образом, к огромному сожалению, и та часть РПЦЗ, которая в разное время отказалась принять капитуляцию ее Синода, оказалась недостойна выполнения исторической миссии Русской Зарубежной Церкви как духовной власти для нашего народа. Она оказалась расколота на десяток "осколков", которые, имея общую идеологию, из-за властных амбиций своих архиереев (в основном уже внутрироссийского происхождения) не имеют церковного общения друг с другом. (Святые отцы учат, что отстаивание Истины без любви к собратьям может вести к сектантскому фанатизму, любовь без верности Истине ведет к безответственной ее утрате; необходимо мудрое сочетание того и другого, чего в данном случае не наблюдается...)

Не стану затрагивать больные вопросы каноничности образовавшихся юрисдикций (все ссылаются на указ № 362 1920 г.), тем более что при переходе из одного "осколка" в другой клирики принимаются в сущем сане. Обращу внимание на то, что образовавшиеся юрисдикции обнаруживают ныне разное отношение к идеологии и миссии РПЦЗ.

У одних более выражено покаянное стремление окончательно преодолеть наследие феврализма в Церкви и официально восстановить богоугодное отношение к православной монархии в том числе и на богослужебном уровне. У других такой потребности нет – особенно в американских приходах, где прихожане "привыкли пользоваться благами демократии"; попытки поставить этот вопрос на обсуждение не удавались "ради сохранения церковного мира" (там некоторые не пошли на унию с Московской патриархией лишь из боязни потерять всё те же "кирпичи" своих храмов, отнятием которых МП шантажировала капитулировавших)... Заметно также разное отношение к опасностям антихристианской глобализации и электронного контроля над человечеством (одни драматически преувеличивают значение технических средств, другие обращают внимание только на эти преувеличения, не давая убедительного ответа на саму проблему). Приходилось даже читать мнения одного архиерея на Кубани, что антихрист "уже приходил" в СССР, якобы предсказанный в Откровении запрет покупать-продавать реализовался большевиками в виде хлебных карточек, в СССР и было уже самое настоящее царство антихриста, сейчас лишь восстанавливаемое на новом этапе после некоторой "передышки"...

Отношение к МП со всеми ее грехами – особая проблема. Одни анафематствуют "сергиан" (что, впрочем, не означает анафему всей РПЦ МП), другие уже анафематствовали всю РПЦ МП как лжецерковь и требуют того же от других. К тому же не всегда в высказываниях представителей "зарубежного" духовенства можно заметить традиционное для исторической РПЦЗ разделение между политикой неправедных властей в РФ (в т.ч. церковных) – и национальными, в т.ч. геополитическими правами нашего народа и исторической России, которые существуют независимо от недостойных власть предержащих.

Из всех отмеченных препятствий в возвращении опыта русской эмиграции очевидно, что нынешний режим в РФ, конечно, противоречит русской национальной традиции, исторической правде, попирает духовные ценности и разлагает народ. Повсеместно сохраняется советская топонимика, символика и памятники палачам-богоборцам, разрушителям России, по-прежнему празднуются или лукаво перелицовываются коммунистические праздники. Это не что иное, как продолжающееся богопротивление, которое лишает нашу страну Божией помощи. Однако всё же называть этот режим "советским и чекистским" неточно. Это богопротивление другой разновидности, ближе к западной.

Аверкий архиепископ Сиракузский и ТроицкийЕще в годы Холодной войны Запада и СССР видные идеологи РПЦЗ архиепископ Аверкий (Таушев) и архимандрит Константин (Зайцев) предвидели это перерождение советского режима и уже тогда отмечали: «Богоборческий марксо-коммунизм, или большевизм, борьбу с которым ставят себе главной задачей все национально-настроенные русские люди-патриоты, является всего лишь одним из детищ, злым порождением этого "мiрового зла". Бороться только с ним [коммунизмом] это значит – рубить ветви, не замечая ствола и корня, их породившего и их питающего» [16]. С тех пор режим тем более изменился в направлении того основного "ствола", от которого вырос. Вот лишь несколько основных различий прежнего советского и нынешнего режимов.

1. Коммунистическая идеология сейчас в РФ не является государственной. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной» (ст. 13 Конституции РФ), – хотя на практике это выливается в государственную "демократическую" идеологию подражательства западным либеральным принципам легализации греха. В РФ из-за консервативности нашего народа еще не дошло до насаждения однополых браков, инцеста, эвтанации и т.п. – это в глазах отчаявшихся нормальных европейцев даже делает РФ "оплотом христианских ценностей". (К этому в чем-то близка даже консервативная идеология компартии Зюганова, которая выдает за сущность коммунизма те русские качества, на которых паразитировала КПСС, однако по-прежнему тупо почитает имена богоборцев, оправдывая их преступления.)

2. Экономическая система РФ не социалистическая, а полная ей противоположность – т.н. капиталистическая в ее худшем варианте: криминально-олигархическая. Народное достояние после крушения СССР "прихватизировано" номенклатурой КПСС и ее доверенными лицами, причем государственный сектор экономики в РФ во многих доходных отраслях даже меньше, чем, например, в Германии или скандинавских странах – в РФ всё самое ценное (вопреки государственной выгоде) было отдано на откуп приближенным к власти новосозданным миллиардерам, которых государство даже подпитывает из госбюджета в кризисные моменты, но которые за это должны платить лояльностью.

Большой порок нынешней российской экономики, навязанный Америкой, – в привязанности эмиссии рубля к долларовым поступлениям от экспорта, складируемым в западных банках. Это заставляет РФ фактически кредитовать США экспортом российских природных ресурсов, ограничивает собственную денежную массу и понуждает отечественные предприятия брать дорогие кредиты в тех же западных банках, где хранятся неприкасаемые валютные накопления РФ от экспорта. В результате производство в РФ было удушено как менее эффективное в сравнении с импортом. [Западные санкции в связи с украинским кризисом конфисковали российские "резервы" в западных банках, пресекли финансовые связи с РФ, но зависимость осталась.] Только из-за такой колониальной зависимости от "мiровой экономики" западные экономические санкции могут наносить РФ ущерб, но Путин за полтора десятилетия своего правления ничего изменить не пожелал (в т.ч. в западническом составе своей администрации), надеясь умилостивить США: быть торговым вождем Великой сырьевой колонии, экспортируя природные ресурсы и импортируя всё необходимое, – это ему проще, чем реально (а не на словах) развивать отечественную финансовую систему и промышленное производство. Однако какое же это "восстановление коммунизма" с его "железным занавесом", центрально-директив­ным планированием и экономической автаркией? [Поэтому президент компрадорской РФ и на Украине в 2014 г. признал переворотную русофобскую власть легитимной, предал восстание Новороссийского ополчения и восемь лет пытался "жить дружно", пока НАТО не прижало его к стенке.]

3. В отличие от СССР, свобода слова в РФ не под тотальным запретом с угрозой репрессий за любую инакомыслящую бумажку, а осуществляется на западный манер: это полный контроль за главными СМИ ("чего нет в СМИ – того не существует") при допущении "свободы писка" в малотиражных изданиях и интернете. Хотя и эта частная область свободы постоянно сокращается, список запрещенных публикаций растет, ст. 282 УК РФ непрерывно работает, однако у каждого думающего человека при желании есть возможность найти правдивую информацию. Даже на центральных телеканалах, которые заполонены советскими и неосоветскими фильмами иногда прорываются и правдивые версии, как и документальные фильмы о дореволюционной России, революции, коллективизации, ГУЛаге. Правда, в основном "антисоветизм" подается в западнической трактовке, и в теледискуссиях об этом участвуют обычно русофобы-западники и коммунисты (например, Сванидзе vs Кургинян), а русская православная оценка не допускается, ибо она показала бы ложь тех и других.

4. Несомненна общая "совпатриотическая" тенденция нынешней власти с сохранением своей преемственности от СССР как в символике, так и в системе школьного образования и во внешней политике. Однако называть это "восстановлением советского режима" всё же неверно. Цель Путина и его правящего слоя, вышедшего из КПСС и КГБ, иная: отмыть и облагородить ушедший советский строй как собственное прошлое и как легитимную преемственную основу своей власти, выпятив его научно-технические, военные, спортивные и прочие достижения, и особенно – победу в ВОВ, которая превращена в некий истерически-религиозный ритуал.

Эта неосоветская мифология, с явным ущербом для престижа нашей страны в глазах восточноевропейских соседей, насаждается не в идеологических, а в прагматических целях из нежелания личного покаяния нынешних правителей за их соучастие в укреплении богоборческого марксистского режима и за служение ему. Поэтому продолжается оболванивание народа, поощряется его "совковость" и духовная малограмотность вкупе с западным либеральным развратом через ТВ – ибо таким народом проще управлять посредством дозируемых материальных благ. Но ведь это основной принцип западной демократии, а не коммунистического строя с его "Моральным кодексом". (Кстати, примерно так же, без всякого покаяния, США посредством Голливуда "облагородили" и отмыли свой расистский геноцид индейцев, а французы – богоборческую Французскую революцию.)

5. Эта "неосоветизация" основана и на психологической народной ностальгии по государственному порядку, более устойчивому уровню жизни, меньшей преступности и большему социальному равенству, а также – на ностальгии по утраченной советской "имперской" государственной мощи (военной, геополитической).

6. Такую ностальгию подпитывает и нынешняя нагло антироссийская политика США и их европейских вассалов, с циничной ложью "двойных стандартов" и науськиванием на РФ всех ее противников. В отпоре западной русофобии правители РФ лишь прибегают к инерции недавней Холодной войны, "патриотически" обеляя внешнюю политику СССР уже в оборонных, а не былых, агрессивных целях. Разумеется, это подпитывает западные утверждения, что РФ продолжает советскую агрессивную политику.

7. Более всего правящему слою РФ хотелось бы быть принятыми в западной "общечеловеческой семье" с ее апостасийным курсом. В Конституции РФ 1993 г. статья 15 п. 4 уже закрепляет примат международного права над законами РФ. Правители РФ мечтают даже войти в состав мiровой закулисы (прощая ей все ее преступления против исторической России), – как это откровенно признал генеральный директор информационно-аналитического агентства при управлении делами президента Путина А.А. Игнатов:

«Ключевым фактором, влияющим на современные глобализационные процессы, является деятельность Мирового правительства. Не вдаваясь в душераздирающие подробности, рисуемые нам многочисленными теориями заговора, следует признать, что эта надгосударственная структура вполне эффективно исполняет роль штаба "Нового мирового порядка". Однако в своей работе эта организация ориентируется на интересы малочисленной элиты, объединенной этническим родством и инициацией в ложах деструктивной направленности. Данное обстоятельство – узурпация власти в Мировом правительстве хасидско-парамасонской группой – требует скорейшего исправления... Российская элита должна войти в Мировое правительство и его структуры... иметь возможность влиять на решения, принимаемые тайными международными структурами власти» (Независимая газета. 2000. 7 сент).

8. Поэтому нынешняя "неосоветизация" Путина – всего лишь симулякр (от лат. simulo, "делать вид, притворяться"). Своим обращением к советской символике (как и паразитированием на дореволюционной истории, и "перезахоронением" наследия русской эмиграции) нынешняя власть лишь пытается замаскировать свою суть и получить легитимацию в глазах собственного народа. И обличать нынешних правителей РФ нужно именно в этом главном – в богопротивлении западно-олигархического, компрадорского типа (еще хуже с этим на Украине), без "истинно антикоммунистического" драмирования. Нынешнее "демократическое" разложение народа даже опаснее, чем был грубый и лживый советский диктат. Тогдашнюю ложь "коммунизма" по ее партийной тупости было легче распознать, чем нынешнюю ложь, когда она имеет сотни новых масок "добра" и новых проявлений, в которых истина просто топится в океане новой лжи, а не грубо запрещается прежними методами. И, к сожалению, всё это конформистски покрывается церковным руководством, которое и само заинтересовано в "отмывании" советского режима, чтобы не каяться в служении ему.

9. Однако слишком часто критика нынешней власти "истинными антикоммунистами" не отличает симулякра от сути власти, а ее эгоистичных интересов от национально-исторических прав нашего народа – отсюда поддержка "истинными антикоммунистами" укроамериканской революции и ее карательной войны против восставшей Новороссии («Боже, даруй украинцам и русским победу над чекистской РФ» [17]). То есть эта кичливая "истинность" превращается в ту же русофобию, мало отличимую от западной, и реализация их призывов может привести только к замене одних олигархов другими (что и произошло на Украине в 2014 г.).

10. В такой ситуации, вспоминая опыт русской эмиграции и помня о "хрупкости России", нравственно оправдан не выбор одной из сторон в этой конфронтации между планами мiровой закулисы и планами Путина, а позиция русской православной "третьей силы" в отстаивании исторических прав и традиции нашего народа, в уповании на Божию помощь. К этому в частности призывает Союз русского народа, в котором, хотя и после двух смут, произошло наибольшее восприятие опыта русской эмиграции:

«Итак, легальная смена власти невозможна, "березовая революция" или "национальное восстание" в данных условиях лишь расчистят дорогу иным оккупантам. Есть ли выход? Какой урок из всего этого должны вынести православные патриоты? Да в сущности, он православным патриотам давно известен: продолжать делать наше Русское дело по совести, отстаивать Истину, распространять правду о России и ее месте в мiре, о смысле истории и на каком этапе ее мы находимся, о цели жизни и условии спасения – не исчисляя Божиих сроков и независимо от шансов на политический успех. В этом наш нравственный категорический императив. Потому что "не в силе Бог, а в правде" – это наше главное и мощнейшее оружие и только на этом пути нашему народу можно надеяться обрести Божию помощь, а без нее ничего не достичь. В сравнении с этим путем все прочие "программы" и "стратегии" – утопия.

И в заключение следует все же напомнить, на каком этапе истории мы находимся – это необходимо для точности суждений и прогнозов. Как православные люди мы знаем, что со времен Адама земной мiр во зле лежит, и "рай на земле" невозможен; задача христианской государственности всегда была: помочь спасению от ада. Однако в наше время это уже непосильная задача для христиан, ибо такой государственности больше нет. Времена наступают апокалипсические: апостасия ширится глобально, христианская цивилизация идет к концу, а царство антихриста строится быстрыми темпами. Пророчества наших подвижников о восстановлении исторической России во главе с Помазанником Божиим могут исполниться только на короткое время, в виде автаркии, с Божией помощью. А она подается только достойным и готовым ее принять. Будем сохранять надежду, что это всё еще возможно, пусть даже и в результате очистительной катастрофы, к которой ведут нашу страну и ее власти, и "оппозиция", и ее зарубежные менторы.

Оптимизм такой нашей веры основан на Священном Писании: даже в царстве антихриста до конца останется непобежденный им "стан святых и град возлюбленный" (Откр. 20), который устоит и перед нашествием сатанинских полчищ Гога и Магога и спасется в Царствие Божие. Ни один народ в мiре, кроме православного русского, не сохраняет ныне эту потенциальную возможность. Сохранение ее и осуществление должно быть целью истинно русской оппозиции в ее деятельности. А размеры этого "стана и града" будут, с Божией помощью, зависеть от нашей безкомпромиссной активности в сопротивлении злу и в отстаивании Истины для как можно большего числа наших соотечественников» (http://www.rusidea.org/?a=130116).

«СРН в данной ситуации считает необходимым разъяснение нашему народу подлинной расстановки сил в стране и мiре для отстройки разумной и независимой русской гражданской силы... Включайтесь в наши дела по сопротивлению лжи и распространению правды о смысле России и смысле истории – для самоорганизации русского народа, каждый на своем месте в своей профессии – и для создания того ядра русского народа, которое будет готово получить Божию помощь. Ибо без Божией помощи – никому ничего не добиться: ни легальным путем, ни революционным.
Это не есть в данной ситуации просто "третья сила" между внешними и внутренними врагами России. С духовной точки зрения это должна быть ПЕРВАЯ РУССКАЯ СИЛА, соответствующая Божию замыслу о России» (http://www.rusidea.org/?a=130121).

Миссия русской эмиграции

"Путем зерна"...

Разумеется, описанная миссия русской эмиграции – это лишь следование долгу, а не претензия на собственную чистоту риз. В книге "Миссия русской эмиграции" я отмечал, что нахождение не со своим порабощенным народом требует оправдания и накладывает на эмиграцию определенное моральное обязательство. И только жертвенной деятельностью, направленной на свою страну, это оправдание достижимо. Как не является добродетелью и другой вариант: оставаться в стране, ничего не делая для приближения ее освобождения, но при этом кичиться своим (сов)патрио­тиз­мом. Критерии для заслуг и оправданий в том и другом случае перед Богом одинаковы: кто как способствовал, в меру своих возможностей, спасению своего народа. И каждого Господь Бог будет судить с учетом того, что ему было дано на его конкретном месте в пространстве и времени.

К эмиграции в ее условиях большей свободы, несомненно, будет предъявлен особый счет, и особенно к Русской Зарубежной Церкви. Можно ли считать, что после описанной катастрофы РПЦЗ – капитуляции ее основной части в одну сторону, раздробления на "осколки" и одесской измены в другую сторону – миссия РПЦЗ в России фактически провалилась? Думается, что это не так.

Известно сравнение части эмигрантского Православия с "умершим зерном", которое, перестав быть русским и "умерев" на чужбине в национальном отношении, проросло новой жизнью в нерусских народах, став в них зачатком Православия: в Америке, в Европе, у арабов на Святой Земле. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». – Ин. 12:24). Это сравнение, наверное, можно применить и к возвращению наследия русской православной эмиграции в постсоветскую больную Россию...

В любом случае судьба нашей страны зависит не от эмиграции, а от русских в России. И, может быть, где-то посеянные зерна прорастут хотя бы в малом числе и кому-то пригодятся. К сожалению, люди трудно учатся на чужом опыте, даже на опыте части своей нации. К тому же нынешние властители России этому активно мешают. Но не количеством определяется Истина, не количеством определится и последняя миссия как русской эмиграции, так и России.

Конечно, глядя на нынешнее положение в РФ и в мiре, вспоминаешь слова Самого Господа: «Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земле» (Лк. 18:8)... Вспоминаются и пророчества многих святых (св. Нифонт Цареградский, свт. Кирилл Иерусалимский, блаж. Иероним, прп. Нил Афонский и др.) об отступлении священноначалия в конце времен. В том числе предсказания известных русских святых, что «архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиеерев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут» (прп. Серафим Саровский); «имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное» (свт. Феофан Затворник).

Утешает, однако, то, что и слова Откровения о сохраняющемся до конца истории «стане святых и граде возлюбленном» (Откр. 20) – непреложны. Если мы, наследники РПЦЗ, окажемся не способны его сами создать под четким единым омофором, придется его искать. Он несомненно будет противостоять антихристу на Русской земле, освященной кровью безчисленных мучеников. Ибо, повторим, никакой другой народ в мiре не совершил такого христоподражательного подвига, как они, и никакой другой народ уже не имеет ни способности, ни желания создавать такой святой Стан и Град. Важность православной России как удерживающего оплота для сопротивления антихристу, независимо от конформизма церковных начальников, понимают многие и в Сербской Церкви, и старостильные юрисдикции греков, румын, болгар и др. Со многими из них для нас также естественно молитвенное и евхаристическое общение. И в той части РПЦЗ, которая избрала добровольный плен в МП, многие не изменили своих взглядов на мiровое противостояние добра и зла, как и многие в самой РПЦ МП...

Говоря о гонимых христианах-исповедниках самых последних времен, почитаемый всеми нами о. Серафим (Роуз) высказывался в одном из писем, что в столь критических условиях вообще «вопрос юрисдикций отступит на второй план... каждый монастырь или общину мы рассматриваем как часть будущей катакомбной "сети" борцов за истинное Православие»[18].

Похоже, это время наступает. В мiре множатся признаки конца истории, и в это вписывается происходящее с Русской Зарубежной Церковью, когда оказываются прельщены даже избранные (Мр. 13:22; Мф. 24:24). Мы – невольные свидетели этой драмы и затронутые ею участники, считающие, что отстаивать Истину надо до конца, в любых условиях. Но, к сожалению, со времени капитуляции архиереев РПЦЗ (МП) ни от них, ни от других "осколков" не было издано ни одного послания, чутко раскрывающего для русского народа духовную суть происходящих в мiре событий ‒ последний этап Мiровой войны за установление Нового мiрового порядка. Даже война на Украине мало кем из архиереев была осознана в этом масштабе.

И хочется всё же надеяться, что именно идеологическое и духовное наследие РПЦЗ, особо ценное в обороне от внешних мiровых сил зла, окажется востребованным для этого Стана и Града. И этим РПЦЗ продолжит выполнять свою миссию до конца усилиями тех, кто потрудится для этого помимо нас и лучше нас.

(Из заключения книги "Миссия русской эмиграции" ‒ https://rusidea.org/431000)

+ + +

Я уделил так много внимания миссии и капитуляции Русской Зарубежной Церкви не потому, что принадлежу к ней и был участником всех описанных событий. А потому, что идеология РПЦЗ была стержнем русского патриотизма в ХХ веке, поскольку в РПЦЗ концентрировалось осознание духовного состояния Русской Церкви, России и мiра. И я убежден: эта идеология РПЦЗ и сегодня является верной и необходимой для спасения России от атакующего Нового мiрового порядка ‒ царства антихриста.

Наследие РПЦЗ было частично воспринято в российской православной среде и особенно в издательском деле. Но только частично. Даже при переиздании трудов зарубежных авторов в них иногда делались цензурные сокращения. В следующем обзоре речь пойдет об этих патриархийных патриотах и о протестующих "ревнителях".

(Окончание данного V раздела книги последует: "Лояльные «паписты» и «ревнители» в МП перед концом времен…")

[1] Тезисы доклада иерея В. Леоничева. Одесса, 2012. – http://sinod.ruschurchabroad.org/120809–5konf.htm

[2] Подробнее: Назаров М. Сообщество "Митрополита Нью-Йоркского" на службе антихристу. – http://rusidea.org/?a=130173

[3] Доклад Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Агафангела Архи-ерейскому Собору "О разрушительной деятельности М.В. Назарова". – http://www.rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=48119#p48119

[4] http://internetsobor.org/forum/topic/7/133 – 05 Окт 2014 06:55 #12 и 06 Окт 2014 04:58 #14

[5] Митрополит Агафангел: Молитвы о мире на Украине, 8.03.2014. –http://internetsobor.org/index.php/novosti/rptsz/mitropolit-agafangel-molitvy-o-mire-na-ukraine

[6] Подробнее: Назаров М. Третья сила – за Третий Рим! – http://www.rusidea.org/?a=130156

[7] Послание Чрезвычайного Архиерейского Собора 14/27 ноября 2014. – http://www.rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=48665#p48665

[8] Александр Смирнов, иерей. Осуждение этнофилетизма. – http://www.rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=48559#p48559

[9] Архиерейскому Собору РПЦЗ от прихожан Московского прихода Свв. Новомучеников и Исповедников Российских 2/15.5.2014. – http://www.rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=46654#p46654

[10] См.: Сообщество "Митрополита Нью-Йоркского" на службе антихристу. – http://rusidea.org/?a=130173

[11] http://internetsobor.org/avtorskaia-kolonka/stati/avtorskaia-kolonka/mitropolit-agafangel-otkuda-opasnost

[12] Сообщество "Митрополита Нью-Йоркского" на службе антихристу. – http://www.rusidea.org/?a=130173

[13] Протоколы Архиерейского Собора 2014 года с комментарием. – http://www.rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=46651#p46651

[14] Послание собрания представителей российских приходов РПЦЗ ко всем верным чадам РПЦЗ, 5.12.2014. – http://www.rusidea.-org/forum/viewtopic.php?f=5&t=3323&p=48749#p48749

[15] http://apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=2878; http://apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=3012

[16] Аверкий (Таушев), архиеп. Покров Божией Матери над Россией и Русская Зарубежная Церковь // Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Джорданвиль, 1975. Т. II. С. 514–515.

[17] Девиз блога активистки РПЦЗ(А): http://vk.com/t_kungurova.

[18] Не от мiра сего. Жизнь и учение о. Серафима (Роуза) М., 1988. С. 915.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250969699

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 11 комментариев
  1. blank Николай:

    Как я понимаю, Пашковский к тому же этнически из жидов, что тоже немаловажно. Я, кстати, наблюдал Валерия Лионичева в его подмосковном доме-храме, когда приезжал туда в мою бытность «катакомбником» сиверсовского разлива в составе сиверсовской «общины» с Романом Бычковым. Очень мило они тогда, да и потом на бычковому х презентациях ворковали. Думаю, их Демин свёл. Расист расисту глаз не выклюет…

  2. blank Сергiй:

    //лауреат премии Ленинского комсомола Черкасов-Георгиевский// Он теперь переобулся, став ярым запутинцем и сторонником СВО.

  3. blank Никодим:

    Черкасов-Георгиевский, который теперь действительно стоит на стороне РФ в СВО, лауреат не премии ВЛКСМ, а Союза писателей России. Еще новость опубликовал недавно по данной тематике А.Пашковский, который написал на своем сайте, что выяснился настоящий оперативный псевдоним М.Назарова в ГБ -- "Вальтер". Это утверждение, конечно, невозможно проверить из-за его обычной в такой спецслужбе секретности.

  4. Никодиму (пишущему с IP "из Бухареста"). Благодарю за информацию. Но она не совсем верна. Сведение о премии ВЛКСМ (полученной им еще в советское время) взято мною точно, правда давно, из биографии Черкасова-Георгиевского, весьма похвальной (судя по подробностям, вероятно, написанной им самим), но если в том источнике данное сведение было приукрашено, то я не виноват - помню это хорошо и искать ее не стану. Сведение г-на Пашковского-старшего о псевдониме агента "Вальтер" также точно, но не полно. Вот эта полная информация, заинтересовавшая Вас: https://rusidea.org/250958163 .

  5. blank Никодим:

    Спасибо за некоторые уточнения по затронутым мною темам, Михаил Викторович. Ваша версия о лауреатстве ВЛКСМ В.Черкасова-Георгиевского, возможно, идет от его премии в 1982 году в журнале "Смена", который тогда являлся органом ЦК ВЛКСМ, где он работал корреспондентом. На его авторском сайте "Меч и Трость" об этом так сообщается: "О ПИСАТЕЛЕ ВЛАДИМИРЕ ЧЕРКАСОВЕ-ГЕОРГИЕВСКОМ. БИБЛИОГРАФИЯ ТИПОГРАФСКИ И ЭЛЕКТРОННО ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ -- Владимир Георгиевич Черкасов (литературная фамилия Черкасов-Георгиевский) родился в 1946 году в Москве, где и проживает. В 1974 году закончил Редакторский факультет Московского Полиграфического института. Работал корреспондентом и на других должностях в редакциях центральной прессы. Лауреат журналистской премии в 1982 году за беседы-очерки о современных русских писателях, опубликованные в журнале "Смена". Член Союза журналистов Москвы, член Союза писателей России. Лауреат Всероссийской литературной премии Союза писателей России в 2003 году за книгу "На стрежне Угрюм-реки. Жизнь и книги писателя Вячеслава Шишкова", опубликованную в издательстве "Терра"". Прозаик, биограф, автор 22-х книг, с переизданиями -- 33-х, общим тиражом около четырехсот тысяч экземпляров; также литературовед, православный публицист. -- http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=19&mode=thread&order=0&thold=0

  6. Благодарю за Ваше уточнение о премии, но это не моя версия, повторяю: я ее взял из опубликованной биографии сего писателя. Мне она тогда показалась вполне вероятной из-за его работы в этом органе ЦК ВЛКСМ и в МВД. Возможно, он сам преувеличил, а потом осознал, что это его не украшает, и исправил...

  7. blank Никодим:

    Михаил Викторович, а как Вы расцениваете переход В.Черкасова-Георгиевского с оппозиционной на российскую идейную позицию в СВО? Так же он перепечатал на своем "Мече и Трости" подборку выдержек из Ваших статей на эту тему --
    МОСКОВСКИЙ ПУБЛИЦИСТ М.НАЗАРОВ О РОССИЙСКО-УКРАИНСКОЙ ВОЙНЕ
    11 Мар, 2022 г. --
    «Русские и украинцы в драме истории» --
    «Еще об информационном оружии в Мiровой войне» --
    «О церковных посланиях и выступлениях духовенства в связи с войной на Украине»
    http://apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=3749

  8. blank Никодим:

    В завершение темы об упомянутой Вами, М.В., пресловутой в СССР премии. Такая премия была присуждена историку С.Волкову, как сообщает Википедия -- "Премия Ленинского комсомола (1989) — за цикл работ «Ранняя история буддизма в Корее» и «Чиновничество и аристократия в ранней истории Кореи»... ДАЛЕЕ -- С начала 1990-х С.В.Волков, располагая, благодаря связям с русской эмиграцией, почти полным собранием её военной периодики и литературы по истории Гражданской войны, занимался также историей Белого движения. Одним из результатов этой работы стало составление (в основном по архивным данным) базы данных участников Белого движения и эмиграции (на конец 2008 года — свыше 250 тыс. справок, а в общей сложности, с членами семей, не менее 500 тыс. человек)[5] и публикация на её основе ряда книг: об офицерах гвардии, кавалерии, флота и морского ведомства, о первых добровольцах на Юге России. В результате он выступил как составитель, научный редактор, автор предисловия и комментариев к книгам серии «Белое движение» — за пять лет в ней были опубликованы 26 томов воспоминаний участников Белого движения, подобранных по тематическому принципу. Это самое капитальное издание такого рода, в котором собраны большое количество воспоминаний, в том числе публиковавшихся в малотиражных эмигрантских изданиях и практически неизвестных в России".

    С.Волков, как давнишний автор эмигрантской газеты "Наша страна", известен оппозиционером РФ, однако теперь, так же, как В.Черкасов-Георгиевский (с которым они были одно время соратниками в книгоиздании -- серия "Россия забытая и неизвестная" и публицистике по Белому Делу) Волков стоит в СВО на российской "империалистической" позиции, как он ее называет сам в своем ЖЖ. Насколько известно по Вашим некоторым высказываниям, Вы критически относились и к С.Волкову. Не изменилось ли Ваше такое отношение к упомянутым здесь мною людям теперь в новых военных условиях с учетом ваших сходных по ним взглядам?

  9. Мое критическое отношение к Волкову имело иную причину:
    Необходимый разговор с белой эмиграцией. - https://rusidea.org/12011
    Правда и ложь о "непредрешенчестве" и "Императорском Доме". - https://rusidea.org/250933768
    Что-то было и на форуме РИ (в связи с "Нашей страной"), но форум все еще не работает. Надеюсь заработает.

  10. Не берусь расценивать нынешнюю позицию ЧГ. Тем более что она вероятно вынужденная? - я пытался раскрыть некоторые последние публикации на его сайте, но они не открываются: "Не удается получить доступ к сайту", похоже его сайт "полузаблокирован" и доступна только главная страница? Или только мне там закрыт доступ?
    К тому же многие сторонники СВО перегибают палку в другую сторону, не желая видеть связанных с этим критических проблем. Я поддерживаю законное стремление русского народа к обороне от укронацистов и к воссоединению, но также и вижу, что для правителей РФ причина СВО не в этом, и они могут в очередной раз пойти на попятный по своим компрадорским соображениям...

  11. blank Никодим:

    Спасибо за отзывы по затронутым вопросам. Сайт "Меч и Трость" В.Черкасова-Георгиевского "полузаблокирован" цензурой РФ только с ресурсов на территории РФ. В заграничном интернете он полностью читается, как и через VPN в РФ.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.