Кант на картине Иоганна Готлиба Беккера (1768)
В этом году исполнилось 300 лет со дня рождения и 220 лет со дня смерти знаменитого философа Иммануила Канта (Immanuel Kant, 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же). Канта считают главным представителем философии т.н. "немецкого идеализма" XVIII‒XIX веков. Правда, слово "идеализм" тут уместно лишь как обращение к идеальному мiру, то есть к мiру идей ‒ в отличие от философов-материалистов, возглавивших "прогресс" в эпоху "Просвещения".
В то же время философы-идеалисты были не так уж враждебны идеям "Просвещения" и увенчавшей его "Великой французской революции". Просто они понимали, что мiр нельзя объяснить столь примитивно лишь как материальную конструкцию, ведь любая конструкция предполагает определенные закономерности своего строения, которые, соединенные в план конструкции, как бы представляют собою ее идеальное содержание. Познание этих идеальных закономерностей и стало предметом размышлений философии "немецкого идеализма", связанного в основном с учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля ‒ классическая "обойма" этих имен в энциклопедиях всегда ставится на первое место.
Характерным и общим для "немецкого идеализма" стало то, что его отцы обратились к проблемам существования и устройства бытия "своим умом" ‒ как будто ранее в человеческой истории не было дано никакого ответа на эти основополагающие вопросы. То есть ‒ без христианского боголовия и "не нуждаясь в гипотезе о Боге" (как это сказал француз Лаплас относительно своих работ в области небесной механики).
Соответственно, не имея абсолютного критерия и центра мiроздания, направления такого умозрительного идеализма выявились очень разные. То есть, не отрицая мiр идей, в отличие от материалистов, философы-идеалисты пытались трактовать этот мiр вольнодумно и весьма произвольно, включая "творческую" фантазию. И этой новизной они вызывали интерес у той части общества, которая также "не нуждалась в гипотезе о Боге".
Владимир Соловьев (1853–1900) в энциклопедической статье для "Брокгауза и Ефрона" следующими словами характеризовал основополагающее значение в этом Канта:
«Кант — основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно быть разделено на два периода: докритический (или докантовский) и послекритический (или послекантовский). Согласно его собственному сравнению (с Коперником) К. не открыл для ума новых миров, но поставил самый ум на такую новую точку зрения, с которой все прежнее представилось ему в ином и более истинном виде. Значение К. преувеличивается лишь тогда, когда в его учении хотят видеть не перестановку и углубление существенных задач философии, а их наилучшее и чуть не окончательное решение. Такая завершительная роль принадлежит К. на самом деле только в области этики (именно в «чистой», или формальной, ее части), в прочих же отделах философии за ним остается заслуга великого возбудителя, но никак не решителя важнейших вопросов...
Семья отличалась честностью и религиозностью в пиетистическом духе (особенно мать). Такой же дух господствовал и в той школе (collegium Eredericianum), где К. получил среднее образование (1733—40). Директор этой коллегии, пастор Ф. А. Шульц, был в то же время проф. богословия в Кенигсбергском унив., куда К. поступил на богословский факультет. Пиетистическое воспитание несомненно оставило след у К. в общем характере и тоне его жизнепонимания, но не давало удовлетворения умственным запросам, рано возникшим в его несоразмерно развитой голове. Помимо богословских лекций, он с увлечением изучал светские науки, философские и физико-математические... Умственное развитие Канта шло от точных знаний к философии...
Самостоятельным философом он стал поздно, лишь к 45-летнему возрасту, но гораздо ранее заявил себя как первостепенный ученый. В 1755 г. он издал (анонимно) свою физико-астрономическую теорию мироздания («Allgemeine Naturgeschichte u. Theorie des Himmels»), которую, в сущности, лишь повторил Лаплас через несколько десятилетий. Эта теория, которую называют К.-Лапласовской, но по справедливости следовало бы называть Кантовской, остается общепринятою в науке...
На 47 году жизни получил место ординарного профессора логики и метафизики, защитив диссертацию «De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis» (1770). [Раньше этого, во время занятия Кенигсберга русскими войсками, открылась вакантная кафедра философии, которую желал занять К., но русский губернатор утвердил, по старшинству, другого кандидата]. Из философских трудов К. названное соч. — первое, где он является оригинальным мыслителем, с новым и важным взглядом, именно на субъективный характер пространства и времени. Незадолго перед тем, как видно из одного письма, он задумал еще другое небольшое сочинение, «О границах человеческого познания», которое предполагал издать в том же году, но оно появилось лишь через 11 лет, после того как разрослось в «Критику чистого разума» (1781).
В следующие 12 лет вышли и все другие главные сочинения К. в области философии: «Prolegomena zu einer jeden künftigen Metaphysik die als Wissenschaft wird auftreten können» (1783), где К. в другом порядке излагает сущность своей критики познания; «Grundlegung zur Metaphysik der Sitten» (1785); «Metaphysische Anfangsgründe der Naturwissenschaft» (1786); «Kritik der praktischen Vernunft» (1788); «Kritik der Urtheilskraft» (1790); «Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft» (1793). Из мелких сочинений, кроме упомянутой латинской диссертации, значительный философский интерес имеют: «Идея всеобщей истории» (1784), «Вечный мир» (1795), «Об успехах метафизики со времени Лейбница и Вольфа» (1791), «О философии вообще» (1794), «Спор факультетов» (1798). Меньший интерес представляют «Грезы духовидца» (1766) — сочинение докритической эпохи, написанное под влиянием Давида Юма; предмет его — видения и теории Сведенборга, к которому К. относится крайне скептически, хотя одна из основных мыслей шведского мистика — об идеальности пространства и времени — отразилась в латинской диссертации К., а потом и в «Критике чистого разума».
Сочинение о «Религии в пределах одного разума» вызвало крайнее неудовольствие начальства, и К. получил (в 1794 г.) королевский указ, начинавшийся так: «Прежде всего посылаем вам милостивый привет, наш достойный и высокоученый любезный верноподданный! Наша высочайшая особа уже давно с великим неудовольствием усмотрела, что вы злоупотребляете своей философией для извращения и унижения некоторых главных и основных учений Св. Писания и христианства». Далее говорилось, что в случае упорства К. должен «неизбежно ожидать неприятных распоряжений». К. отвечал, оправдывая свою точку зрения, и заявлял в заключение, что в качестве верноподданного он обещается в лекциях и сочинениях своих вовсе не касаться религии, как естественной, так и откровенной...
Не дожив двух месяцев до 80 л., К. умер от старческой немощи. Личность и жизнь К. представляют совершенно цельный образ, характеризуемый неизменным преобладанием рассудка над аффектами и нравственного долга над страстями и низшими интересами. Поняв свое научно-философское призвание как высшую обязанность, К. безусловно подчинил ей все остальное. В силу ее он победил даже природу, превратив свое слабое и болезненное тело в прочную опору самой напряженной умственной энергии. Весьма склонный к сердечному общению, К. находил, что семейная жизнь мешает умственному труду, — и остался навсегда одиноким. При особой страсти к географии и путешествиям он не выезжал из Кенигсберга, чтобы не прерывать исполнения своих обязанностей. По природе болезненный, он силою воли и правильным образом жизни достиг того, что дожил до глубокой старости, ни разу не быв болен...»
Не стану пересказывать подробный анализ Соловьевым философии Канта. Следует признать, что все названные немецкие философы в течении жизни меняли свои взгляды, углубляя метафизическое понимание идеализма и отходя от примитивных либеральных общественно-государственных идей "Просвещения". Некоторые (например. Ф. Шеллинг) приходили к выводу о необходимости возвращения к Богу, без Которого мiр необъясним. Гегель по сходной причине пришел к выводу о необходимости Бога как Абсолюта, но счел богом некий абстрактный абсолютный дух истории.
У Канта важно отметить, что он всё же, благодаря религиозному воспитанию, не отвергал окончательно веру в Бога и стремился дать новое, разумное и потому "непоколебимое" обоснование нравственности и существования Бога. Он начал с критики современных ему распространенных доказательств веры, не стремясь ее опровергнуть, а лишь чтобы показать недостаточность существующих доказательств и дать вере в Бога более прочный фундамент как единственно возможное устройство мiроздания. Кант благоговел пред Божественной мудростью, отраженной в мiроздании. Он по-своему пытался примирить рационализм и религиозную веру, однако не доходил в этом до "просвещенческого" атеизма. Он стремился обосновать религию и необходимость существования Бога как гаранта нравственного закона, истины, добра и красоты. Есть книга "Кант" православного философа Арсения Гулыги о духовных устремлениях и непрестанном саморазвитии Канта в поиске истины, чем этот философ и дает человечеству «уникальный образец самопознания». Помимо умозрительной философии, Кант разрабатывал учение о государстве и праве. Он выступал против господства в международных отношениях права сильного и считал необходимым создание равноправного союза народов. В трактате "К вечному миру" он впервые прописал культурные и философские основы желаемого объединения Европы в семью просвещенных народов.
Но именно его первая обличительная работа ("Критика чистого разума") создала ему ложную славу опровергателя бытия Божия. К сожалению, в этой работе и в дальнейших Кант так и не вышел за рамки рационализма, не учел в числе познавательных человеческих инструментов Откровение Божие, чем и ограничил свой огромный аналитический талант.
В своих основных трудах Кант с позиций деизма относился к Богу как чему-то далекому от человека. Молитву как призывание Божией милости и церковное богослужение он называл "суеверием". Религия важна только в утилитарных целях нравственности. Для религии как личной связи с Богом и Его Откровения в концепции Канта нет места. По сути дела, религия у него заменена самодовлеющей моралью: «По отношению к Богу никаких особенных обязанностей нет». Так в течение жизни Кант все дальше отходил от Бога.
Однако интеллектуальная честность Канта все же привела его в конце жизни к выводу в его последнем труде, опубликованном лишь в 1938 году посмертно (Opus postumum) и не известном его современникам и тогдашним историкам мiровой философии. В нем Кант пересматривает свои критические воззрения «в классической традиции богословия» и возвращается к размышлениям о Боге, в Котором видит Личность ‒ «Высшее существо, которое знает всё», в этом «Сущность величайшего бытия».
+ + +
Интерес к юбилею Канта в России объясняется тем что им увлекались многие российские философы и деятели культуры (см.: Немецкая философия и романтизм в России, западники и славянофилы), а также тем, что он некоторое время (1758‒1762 гг.) был российским подданным и затем даже членом Российской академии наук.
Кант принял российское подданство в результате присоединения Восточной Пруссии к Российской империи в 1758 году в ходе Семилетней войны. Русские офицеры посещали его лекции в университете, приглашали на обед. Кант с удовольствием посещал встречи русской дворянской знати, на которые его звали. Уже значительно позже, в июле 1794 года, Кант был избран членом Петербургской Императорской Академии наук. В тексте выданного ему диплома говорилось:
«По повелению светлейшей и могущественнейшей Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ всея Руси Самодержицы я, Екатерина Дашкова, кавалер ордена св. Екатерины, директор Академии Наук, согласно праву, дарованному мне Государыней, провозглашаю настоящим почетным дипломом Иммануила Канта, профессора философии в Кёнигсберге, мужа знаменитейшего, достойного всяческого отличия за его славные успехи в науках, по общему решению всей Петербургской академии, иностранным членом нашего общества и надлежащим образом жалую его почетом, привилегиями и милостями, дарованными корпорации академиков».
Это, конечно, говорит и о либеральном просвещенческом духе екатерининской эпохи...
В результате Второй мiровой войны, Восточная Пруссия была аннексирована Советским Союзом в виде территориальной контрибуции и стала "Калининградской" областью. Древний город Кёнигсберг, построенный немцами в 1255 году в виде королевского замка в честь короля Чехии Пржемысла Отакара II при решающей помощи которого и был основан (Königsberg, по-латински Regiomontium, по-русски ‒ Королевская гора) получил имя одного из большевицких вождей, запятнавших себя кровью (Калинин подписывал расстретьные списки).
В 2018 году в ходе акции с присвоением российским аэропортам имен великих российских деятелей для местного аэропорта было предложено имя Канта, что вызвало протесты красной общественности.
В ночь на 27 ноября памятник Иммануилу Канту был облит краской. У памятника, который находится на площади перед Балтийским федеральным университетом имени И. Канта, анонимные активисты разбросали листовки с провокационными призывами. Подобный акт вандализма был совершен этой ночью и на могиле Канта у стены Кафедрального собора. (Бронзовый памятник философу, установленный в Калининграде в 1992 году, является копией скульптуры Христиана Рауха, изготовленной для Кенигсберга в 1857 году и утраченной в конце Второй Мировой войны. Мемориал над могилой Канта был установлен к его двухсотлетнему юбилею в 1924 году по проекту известного немецкого архитектора Фридриха Ларса. Является объектом культурного значения федерального уровня. ‒ "Российская газета", 27.11.2018.)
По этому поводу у нас есть пословица: "Заставь дурака Богу молиться...". И вообще, вместо профанации народного толкования патриотизма в ходе подобных "демократических голосований" лучше бы очистили город от имени уж точно русофобского имени и вернули городу его историческое название. Чем оно хуже "немецких" Петербурга или Екатеринбурга? Ведь и Императрица Елизавета Петровна, будучи горячей русской патриоткой, приняла город в состав нашей Империи с его тогдашним названием, а не с именем большевика – палача и богоборца.
М.В. Назаров
апрель 2014 г.