4.07.1916 (17.7.). ‒ Начало Среднеазиатского восстания в Туркестане.
Среднеазиатское восстание 1916 года ‒ вооружённое выступление населения среднеазиатских территорий, входивших в состав Российской империи, против русских поселенцев и самодержавной власти.
Долгое время причиной восстания считалось объявление населению среднеазиатских территорий, входивших в состав Российской империи, указа русского Императора Николая II о привлечении на тыловые работы в районах, близких к фронтам Первой мiровой войны, мужского населения в возрасте от 19 до 43 лет включительно.
В советской и современной историографии стран Средней Азии восстание также зачастую объяснялось и объясняется и такими причинами, как:
- передача правительством земель стран Средней Азии в собственность русским переселенцам и казачьему этносословию;
- реквизиция скота у коренного населения стран Средней Азии;
- бедность, якобы едва ли не на грани нищеты, и вооружённые конфликты с русскими переселенцами и казаками «на двух указанных выше почвах».
В целом, для советского и современного периода истории Средней Азии характерна героизация восстания ‒ путём объявления причиной восстания «недовольство» самодержавной властью Российском империи. При этом национальные и религиозные мотивы, а также жестокость восставших до сих пор либо преуменьшены, либо вообще замалчиваются.
Однако, по данным В.А. Моисеева, причины восстания во многом связаны с деятельностью агентов из Османской и Германской империи, зачастую использовавших близкую к Средней Азии территорию Китайского Туркестана ‒ в частности, Кашгара ‒ как плацдарм для своей деятельности ‒ незаконной, подрывающей духовно и физически, авторитет самодержавной власти Российской империи. [1]
Ещё в конце XIX века агенты из Германской и Османской империй, маскируясь под предпринимателей, торговцев, путешественников, миссионеров участили своё появление в Туркестане с целью разжигания панисламистских и антироссийских настроений. В 1898 году русские власти зафиксировали передачу духовным лидерам грамоты от османского султана с призывом начать газават против русских. Это событие послужило поводом к восстанию в Андижане.
В начале XX века германскими разведывательными службами были созданы два центра в Китайском Туркестане ‒ в Кашгаре и Кульдже ‒ с целью ослабления позиций Российской империи в Средней Азии. Так, перед началом Первой мiровой войны, в Кашгаре вёл диверсионно-подрывную деятельность немецкий разведчик Вернер Хентиг, создавший диверсионную группу из уйгуров, узбеков, киргизов и других, и активно засылавший эту группу на территорию российского Туркестана.
По данным русских архивных свидетельств, летом 1916 года находящиеся в пределах Восточного Туркестана дунганские войска были вполне готовы к мятежу благодаря воздействию германо-турецкой пропаганды. [2]
Военный губернатор Семиреченской области А.И. Алексеев в докладной записке генерал-губернатору Туркестанского края А.Н. Куропаткину в начале ноября 1916 года писал:
«Среди главных причин недовольства киргизов, приведших к открытому возмущению, надо считать: пропаганду, проникавшую из соседнего Китая (Кульджа, Кашгар), где имеются германские агенты, действующие через дунган и китайцев, в большом числе приезжавших на Каркару и Пржевальск; причастность к беспорядкам в Семиречье китайских анархистов партии «Геляо», имевших связь с немецкими агентами» [3].
В годы Первой мiровой войны германские агенты активно работали непосредственно среди населения Русского Туркестана, опираясь на тех его религиозных деятелей, которые были особенно недовольны российской властью в регионе. По указанию германских разведслужб, эти представители туркестанского мусульманского духовенства вели среди населения широкую антироссийскую пропаганду, распространяли листовки, призывали уклоняться от мобилизации в тыловые части войск. [4]
Как указано выше, поводом к восстанию, начавшемуся 4 (по новому стилю ‒ 17) июля 1916 года, в Ходженте Самаркандской области (ныне Худжанд, Таджикистан), стало объявление населению среднеазиатских территорий указа русского Императора Николая II о привлечении мужчин в возрасте от 19 до 43 лет на тыловые работы в районах, близких к фронтам войны.
Кроме Самаркандской области, восстание быстро охватило Сырдарьинскую, Ферганскую, Закаспийскую, Акмолинскую, Семипалатинскую, Семиреченскую, Тургайскую, Уральскую области, население которых составляло более 10 миллионов и было многонациональным.
По данным В. Н. Малярова, планировалось привлечь:
- из населения Туркестанского генерал-губернаторства ‒ 250 000 человек;
- из Степного края ‒ 230 000 человек
Недовольство населения Средней Азии также подогревали призывы сагитированных агентами разведок Османской империи служителей мусульманской религии к газавату («священной» войне) против русских, несправедливо именуемых ими «кафирами».
Генерал-губернатор Степного края Николай Сухомлинов отсрочил призыв местного населения на тыловые работы до 15 сентября 1916 года, однако это не остановило восстание в крае.
4/17 июля в Ходженте произошло столкновение местной полиции и толпы таджиков, требовавших уничтожения списков мобилизованных или хотя бы внесения в списки не одних только несемейных и неимущих лиц. Требования толпы удовлетворены не были, и тогда произошли вооружённые столкновения между протестующими и силами полиции, в результате которых оказались убитыми и ранеными десятки людей.
Среди безчинств местного населения во время восстания также следует особо отметить:
- Разрушение железной дороги и убийство несколько десятков русских в Джизаке. Восставших возглавляли служители мусульманской религии, под названием «ишаны», активную роль в восстании могли играть и немецкие военнопленные [6]. Отрядами, разгромившими восстание в Джизаке, командовал полковник Иванов. В ходе подавления восстания погибло около 5000 его участников [7].
- Захват 23 июля (5 августа (по новому стилю) 1916 года почтовой станции Самсы (Верненский уезд в 80 верстах от города Верный) и перерыв сообщения на почтовом тракте Верный-Пишпек.
- Нарушение конными отрядами киргизских мятежников 11/24 августа 1916 года телеграфной связи между Верным, Пишпеком, Ташкентом и европейской Россией.
- Волна межэтнического насилия в Семиречье ‒ отряды дунган вырезали русские сёла Иваницкое и Кольцовка в окрестностях Пржевальска.
- Убийство пристава селения Заамин Соболева и «поход» мятежников на станции Обручево и Урсатьевскую под руководством имама главной мечети селения Заамин Касыма-ходжи, в ходе которого были убиты очень многие попадавшиеся им на пути русские.
- Сжигание восставшими деревень русских переселенцев, казаков, рабочих. В телеграмме военному министру от 16/29 августа 1916 года туркестанский генерал-губернатор Алексей Куропаткин сообщал: «В одном Пржевальском уезде в имущественном отношении пострадало 6024 семейства русских поселенцев, из коих большинство потеряло всю движимость. Пропало без вести и убито 3478 человек» [8].
- Разорение мятежниками Иссык-Кульского монастыря, убийство находившихся там православных монахов и послушников.
- Разорение сел Белоцарское, Столыпинское, Григорьевка, Высокое и Беловодское на реке Нарын.
- Убийства бандитами крестьян, служащих почтовых станций, железной дороги, врачей. Для подавления восстания было выделено 3,5 дружины, 7 рот из запасных стрелковых полков, 5 сотен, 14 орудий. Крупные боевые столкновения отмечены в урочище Асы, в районах Кастека, Нарынкола, Чарына, Курама, в Садыр-Матайской волости Лепсинского района и в других местностях Семиречья.
Настоятель собора в Пржевальске (ныне — г. Каракол в Кыргызстане), священник Михаил Заозерский, писал: «Положение наше было ужасное: Верный [ныне — Алма-Аты] в 400 верстах, до Пишпека 370 верст, до Ташкента 833 версты. 10 августа киргизы внезапно одновременно (значит, у них был заговор) напали на беззащитные русские селения всего уезда, угнали скот, который был на пастбище (село Покровское потеряло около 15 тысяч голов скота), и начали избивать работавших на полях; в селе Преображенском, по словам местного священника, убито в поле около двухсот человек… Пощады русским не было: их резали, избивали, не щадя ни женщин, ни детей. Отрезали головы, уши, носы, детей разрывали пополам, натыкали их на пики, женщин насиловали, даже девочек, молодых женщин и девушек уводили в плен».
Другой священник, отец Евстафий (Малаховский), писал церковному начальству: «Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят… Достаточно того, что на дороге попадались трупики десятилетних изнасилованных девочек с вытянутыми и вырезанными внутренностями. Детей разбивали о камни, разрывали, насаживали на пики и вертели. Более взрослых клали в ряды и топтали лошадьми. Жутко становилось при виде всего этого». (Источник)
12/25 августа казачий отряд в 42 человека из города Верный уничтожил одну из банд в районе города Токмак.
Были организованы военно-полевые суды.
27-28 августа (9-10 сентября новому стилю) хорунжий Берг и несколько десятков казаков разбили скопище киргизов, уничтожив до 800 человек и захватив много скота в Пржевальском уезде. По показаниям пленных, мятежниками руководил турецкий генерал и два европейца [8]. Отряд прапорщика Бойко истребил свыше 1000 повстанцев.
Всего при подавлении восстания в Пишпекском и Пржевальском уездах было убито около 3000 киргизов.
16 октября по итогам подавления мятежа в Семиречье Куропаткин принял решение о выселении киргизов из Пишпекского и Пржевальского уездов, в которых более всего пострадало русское население, и об образовании в связи с этим Нарынского уезда [8].
Потери русского мирного населения составили около 3000 убитых, было разорено свыше 10 000 крестьянских хозяйств. По современным оценкам в результате подавления восстания, при подавлении восстания погибло около 150 000 мятежников ‒ как в боях с русской армией, так и в результате голода и болезней, вызванных бегством в труднодоступные районы [9].
Вместо запланированных 480 тысяч, к февралю 1917 года удалось мобилизовать на тыловые работы лишь около 123 тысяч человек [8].
В ходе подавления восстания губернатор А. Н. Куропаткин отдал распоряжение конфисковать для нужд русской армии земли среднеазиатского населения, на которых стали жертвами безжалостных убийств русские переселенцы [8].
Из 933 участников восстания, отданных под суд, 346 были оправданы, а из 587 приговорённых к смертной казни был казнён 201 человек [9].
Губернатор А.Н. Куропаткин предлагал установить на вверенной ему территории особые условия для исключения недовольства, в частности, земельным вопросом. Им планировалось создание уезда с исключительно русским (включая казачье) населением вокруг озера Иссык-Куль и особого киргизского горного уезда с центром в Нарыне. Однако воплощению в жизнь этих планов помешали Февральская и Октябрьская революции, гражданская война и установление в Средней Азии советской власти.
Автор: Александра Солнцева.
Источники
1. Моисеев В.А. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX века ‒ 1917
год).
2. Ряполов В.В. Германо-турецкая агентура в Средней Азии и Афганистане в начале XX
века Архивная копия от 24 мая 2021 на Wayback Machine // Вопросы истории. 2007. № 3.
С.147-152.
3. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане: сборник документов. — М., 1960. —
С. 374.
4. Ряполов В.В. Туркестан в планах кайзеровской Германии в начале XX в. — C. 92
Архивная копия от 24 мая 2021 на Wayback Machine
5. Маляров В.Н. «Организация рабочей силы в тылу армии является государственной
потребностью столь же необходимой и неотложной, как и формирование самой армии». //
Военно-исторический журнал. — 2017. — № 4. — С.33—38.
6. Джизакское восстание 1916 г. // Красный архив, № 5 (60). 1933. Дата обращения: 23 мая
2021. Архивировано 26 февраля 2018 года.
7. Миклашевский А. Социальные движения 1916 года в Туркестане. // Былое, 1924, № 27-
28. — С. 238—274.
8. Ганин А.В. Последняя полуденная экспедиция Императорской России: Русская армия
на подавлении туркестанского мятежа 1916—1917 гг. // Русский сборник. Исследования
по истории России. Т. V. / Редакторы-составители ‒ О. Р. Айрапетов, Мирослав
Йованович, М. А. Колеров, Брюс Меннинг, Пол Чейсти. — М.: Модест Колеров, 2008. —
С. 152—214. — ISBN 978-5-91150-054-4
9. Папазов А.В. Среднеазиатское восстание 1916 года и роль генерал-губернатора А.Н.
Куропаткина в его подавлении Архивная копия от 2 ноября 2021 на Wayback Machine //
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и
политические науки. — 2012. — № 2. — С. 111.
Барельеф памяти погибших в 1916 году киргизов в мемориальном комплексе Ата-Бейит в Киргизии.
В октябре 2023 года президент РФ Путин в очередной раз во время официального визита в Киргизию в возложил цветы к Мемориалу "жертвам восстания 1916 года".
Ред. РИ.
Разумеется, в советское время подавление восстания 1916 года трактовалось как "зверства царского режима". И особенно это стало раздуваться против "русского колониализма" в последнее время, в том числе в школьных учебниках бывших "братских республик". При этом об инициаторах и о русских жертвах этого восстания не упоминается, русские выступают лишь в роли оккупантов и карателей.
29 июля 2016 года в Казахстане отмечалось столетие народного восстания. В райцентре Кеген установлен памятник.
2 сентября 2016 года к 100-летию «Үркүн» в мемориальном комплексе Ата-Бейит (Киргизия) был открыт Мемориал памяти погибших в 1916 году.
17 сентября 2016 года президенты Киргизии — Алмазбек Атамбаев, РФ — Владимир Путин, Армении — Серж Сагсян и премьер-министр Молдовы Павел Филип почтили память погибших, возложив цветы к Мемориалу памяти погибших в 1916 году в мемориальном комплексе Ата-Бейит.
В октябре 2017 года Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал закон о учреждении в память о восстании и исходе киргизского народа в Китай праздника «Дни истории и памяти предков», отмечаемого 7—8 ноября.
В октябре 2023 года президент РФ Путин в очередной раз во время официального визита в Киргизию в возложил цветы "жертвам восстания 1916 года". Точнее ‒ почтил память изменников-убийц тысяч русских ‒ ради мигрантопроводной "дружбонародности".
Также и зверские погромы русских в азиатских республиках в годы развала СССР так и остались безнаказанными и замалчиваются нынешними правителями РФ, их инициаторы и участники (наподобие таджикской поэтессы Гулрухсор Сафиевой) прекрасно себя чувствуют в нашей стране и пользуются всеми государственными социальными благами наравне с российскими гражданами, и вдобавок сами сотнями тысяч ежегодно приобретают гражданство.
Кроме того: как откровенно признал руководитель фракции "Единой России" в Госдуме Алик Абдуалиевич Васильев (Асанбаев) в декабре 2024 года: из-за «угрозы потери стабильности в государствах Средней Азии... наш союзнический долг, братские отношения открыли двери для мигрантов. Чтобы они могли вот эту взрывоопасную молодёжную среду каким-то образом канализировать к нам...».
Что тут сказать - Путин - патологический враг русского народа. Настоящий большевик, марксист-ленинец, навешивающий лапшу на уши про "русский мир"...