31.10.1917 (13.11). – Убиение протоиерея Иоанна Кочурова, первого из священномучеников после Октябрьского переворота
Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров (13.7.1871– 31.10.1917) родился в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии в многодетной семье сельского священника. Его отец Александр многие годы совмещал своё приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища. Следуя стопам отца, Иоанн поступил в Данковское Духовное училище, а затем закончил Рязанскую Духовную Семинарию (1891) и поступил в Петербургскую Духовную Академию.
По окончании Академии отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он был рукоположен в сан священника преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, и назначен настоятелем церкви святого Владимiра в городе Чикаго. Паства в Америке сильно отличалась от российской, как и окружающая среда с ее религиозным разнообразием даже среди православных. Отец Иоанн усердно принялся за миссионерскую деятельность, для чего организовал приходские братства, вошедшие в «Православное общество взаимопомощи», которое вскоре он сам возглавил. Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах Чикагско-Стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стритоле. Трудами отца Иоанна был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. Возведение нового храма благословил Святитель Тихон, будущий Российский Патриарх. Деньги на его постройку были собраны отцом Иоанном в 1900 г. во время отпуска в Россию. Освящение нового храма, совершенное святителем Тихоном, стало настоящим праздником для всей русской православной епархии в Северной Америке. За эти труды о. Иоанн награжден орденом святой Анны III степени.
В 1907 г. отец Иоанн по собственному прошению вернулся на родину и был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы. В этом же году он стал исполнять обязанности законоучителя Нарвских гимназий. С ноября 1916 г. отец Иоанн назначается приходским священником Екатерининского собора Царского Села. С первых месяцев отец Иоанн зарекомендовал себя как вдохновенный проповедник, собиравший православных христиан со всех концов Царского Села.
25 октября 1917 г. большевики захватили власть в столице и повели наступление на Царское Село. 30 октября во время артиллерийского обстрела Царского Села (в котором находились казачьи отряды генерала П.Н. Краснова) испуганные жители стали стекаться к Екатерининскому храму, где отцом Иоанном был совершен особый молебен о прекращении междоусобной брани. После молебна, несмотря на продолжающийся обстрел, состоялся крестный ход, на котором о. Иоанн произнес проповедь, призывая народ к спокойствию в виду грядущих испытаний по грехам нашим.
31 октября отряды большевиков вступили в Царское Село, оставленное казаками (они ушли, чтобы не подвергать обстрелу мирное население). Священники были сразу же арестованы. В тот же день отец Иоанн за его проповедь подвергся избиению, а затем его, полуживого, красногвардейцы долго волокли по земле на окраину города – к Феодоровскому собору – и там убили на глазах сына-гимназиста. Тело убитого пастыря было вечером доставлено в часовню Дворцового госпиталя, оттуда перенесено в Екатерининский Собор, где 4 ноября 1917 г. было совершено отпевание. Погребли батюшку по просьбе прихожан в усыпальнице под Собором (он был взорван в 1939 г.). Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и 17-летний сын о. Иоанна.
Отец Иоанн стал первым (из известных нам) священномучеником, пострадавшим от коммунистов после Октябрьского переворота. Патриарх Тихон, лично знавший отца Иоанна, писал его вдове: «Храним в сердце твердое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова».
Хотелось бы узнать, как отнёсся о.Иоанн к февральскому (1917) антимонархическому бунту?
Милостивый государь. Вы ратуете за "социализм", но в это слово вкладывают очень разные понятия. В СССР - вполне конкретное, кроваво-террористическое: с историей строившей его компартии так и не удосужились ознакомиться? Прочтите статьи о декрете об ограблении Церкви: https://rusidea.org/25020502, письма Ленина и Троцкого о необходимости разгрома Церкви: https://rusidea.org/25031502, о "безбожной пятилетке" https://rusidea.org/25051510
Убиенного отца Иоанн очень жаль. Очень жаль его сына. Жаль всех, кто погиб во время Гражданской войны. Очень не хочется повторения.
Хотя, нет, жаль не всех... Кроме того не понятно, почему всё здесь описанное называется "мученичеством за Христа"? Что за "безстрашная проповедь" была произнесена отцом Иоанном?
Может быть правильно это называть "политические репрессии"? Но тогда и разбираться следует в политическом контексте, а не религиозном. Если кто-то из священников думал, что им разрешено мутить воду, и за это ничего не будет, то эти люди ошибались.
Мученичество за Христа! Такие факты конечно были, но они не описаны. Описаны главным образом случаи политических расправ, случаи бандитизма, а также ритуальные убийства. Зачем наводить тень на плетень? Кому это выгодно сейчас? Это выгодно компании Чубайса и кто за ним стоит - приватизаторам, врагам России, врагам Христа: "лишь бы не социализм"! Простите меня.
Уважаемый МВН, спасибо за ссылки!
Конечно я знаком с данной темой, поскольку она муссируется уже много-много лет. Однако всё это приводится далеко не добросовестно (особенно по части "ограбления"). Вся правда здесь еще далеко не сказана. Кроме того, Вы же сами понимаете, что история партии никак не может быть отражена в трёх приведённых ссылках. Или Вы хотите знать только "эту" историю? Почему? Это угодно Богу?
Практически с самого начала перестройки я хожу в храм, много принимал участие в разных церковных делах, но вот это удивительное верхоглядство, характерное для части церковного народа, меня всегда удивляло. Оказывается, для того, чтобы утвердить веру православную, надо без разбору опорочить социализм и разгромить его. Ну с чего люди так решили, и сами ли они решили?
Хорошо, пусть будет так - посмотрим, что из этого выйдет дальше (хотя и так уже понятно). Впрочем вопрос сложный, мы его здесь конечно не решим. Спаси Господи.
Ответ "Дмб 82":
Вас интересует вопрос, почему смерть священномученика Иоанна Царкосельского понимается как "мученичество за Христа" а не просто политические репрессии? Именно потому, что свмуч. Иоанн явил в своей жизни и кончине пример подражания Христу. Его молитва о прекращении братоубийства была молитвой-подвигом, на который его смогла подвигнуть жизнь самого Христа.Вспомните вопрос о канонизации святых Бориса и Глеба, и это тоже можно рассмотреть как политические репрессии - шел передел власти. Но главное то, что человек носил себе идеал Христа, идеал истинного человеколюбия, и за верность этому идеалу пострадал, причем пострадал мученически.В этом и состоит "мученичество за Христа", о которым Вы спрашиваете. Политический аспект здесь вторичен, хотя, конечно, является важным, так как определяет историю земную, которая разомкнута в историю небесную.
Ответ на : //Хотелось бы узнать, как отнёсся о.Иоанн к февральскому (1917) антимонархическому бунту?//
Наверное так же как и Тихон (Белавин). Они думали что скинув Царя им будет хорошо. Папацезаризм их лишил разума. Думали так же и некоторые о светской жизни. А получилось, что историю России они не знали и не понимали. Царь - это ключевая фигура. И если хочешь поиграть в св. свящ. мч. Ермогена, то не забывай что он Царя ведь хотел на Российском Престоле. Если светского прогресса хочешь, то не забывай, что ты под Богом и от Него весь прогресс, и именно помазанника Божиего спасал светский гражданин И.Сусанин.
Про совков не говорю, это отдельный клинический случай.
//Вас интересует вопрос, почему смерть священномученика Иоанна Царкосельского понимается как "мученичество за Христа" а не просто политические репрессии?//
Конечно он был мучеником за Христа. Но были и другие, которые заявляли, мол за чем вы нас убиваете, мы же за вас и за отделение Церкви, вы к нам не лезьте, а мы к вам. Показательно знаменитое письмо епископов с Соловков http://drevo-info.ru/articles/25719.html
Именно так они пишут вначале письма, так они относились к советской власти как и Тихон, правда в конце письма пишут, что советская власть и православие несовместимы. Прозрели.
Так вот убитые не прозрев, думаю новомучениками являются с натяжкой. Так как все они кроме единиц священников-монархистов следовали схеме "Вся власть от Бога". Правда может и неосознано, т.к. эта формула была внедрена в православие России.