15.09.2017       2

Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви


Приложение 1 к обращению: Православные на Украине против попытки отделения от единой Русской Церкви.

 

22 ноября под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всей Украины Владимира состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. В заседании приняли участие постоянные члены Священного Синода: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Черновицкий и Буковинский Ануфрий, управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, а также приглашены архиереи - митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, архиепископ Волынский и Ковельский Симеон, епископ Черниговский и Нежинский Амвросий.

Был рассмотрен ряд важных вопросов, которые стоят перед Украинской Православной Церковью и касаются как внутреннего устройства УПЦ, так и ее взаимодействия с обществом и властью. В частности, члены Синода заслушали информацию Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины относительно обострившихся в последнее время дискуссий относительно создания в Украине так называемой „единой поместной православной церкви". Было принято как базовый документ „Обращение Священного Синода Украинской Православной Церкви к Президенту Украины В. Ющенко, Председателю Верховной Рады Украины А. Морозу и народным депутатам Украины, премьер-министру Украины В. Януковичу и Правительству Украины, к верным чадам Украинской Православной Церкви, ко всем гражданам Украины, которым не безразличная судьба Украинского Православия, - неотъемлемой составляющей самобытности и основного исторического созидающего фактора государства Украины ". В обращении сформулирована общецерковная позиция относительно видения Украинской Православной Церковью состояния нынешних отношений с раскольническими группировками.

С информацией о состоянии церковно -государственных отношений, в частности, о невыполнении Государством взятых на себя обязательств при предоставлении заявки на вступление в Совет Европы относительно введения в стране не дискриминационной процедуры регистрации церквей и возвращения религиозным организациям церковного имущества в соответствии с выводом Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАРЕ) №190(195) но о фактах других нарушений прав верующих УПЦ выступил управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской Митрополии Митрофан.

На заседании Синода было также принято решение о праздновании в 2007 году юбилея 15-летия исторического Харьковского Собора, который стал важнейшей вехой в новейшей истории нашей Церкви, а также юбилея 15- летия пребывания на Киевский кафедре Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всей Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви. На заседании Синода было отмечено, что историческое значение Харьковского Собора заключается в том, что он помог нашей Церкви в сложных политических условиях найти правильный, канонический путь жизни и деятельности, свойственный ее природе. Синод принял решение совершить благодарственные молебны во всех храмах Украинской Православной Церкви, всем Преосвященным Украинской Православной Церкви обратиться с соответствующим посланием к своей пастве. Было также принято решение направить обращение к Председателю Верховной Рады Украины А.Морозу об отмене Постановления Президиума Верховной Рады Украины от 16.06.1992 года о неправомерности Харьковского Собора УПЦ, который проходил 27-28 мая 1992 года.

Синод также постановил считать невозможным участие Предстоятеля УПЦ в молитвенных собраниях с представителями раскольнических группировок и других религиозных течений Украины на основании 10, 11, 45, 67 Правил Святых Апостолов, 2 Правила Антиохийского и 33 Правила Лаодикийского Соборов. На заседании Синода было принято решение обратиться с письмами к Президенту Украины В.Ющенко, премєр-министру Украины В. Януковичу, главы Киевской городской государственной администрации Л.Черновецкому об острой необходимости в выделении в г. Киеве земельного участка для построения Кафедрального собора Предстоятеля УПЦ и Религиозного центра нашей Церкви. Члены Священного Синода также постановили обратиться к Святешему Патриарху Московскому и всей Руси Алексию II и Священному Синоду РПЦ с просьбой благословить открытие подворья Свято Успенской Киево-Печерской Лавры в г. Москве – принимая во внимание необходимость тесных взаимоотношений в делах паломничества, ввиду древних исторических связей и многочисленных обращений верующих

Не осталась вне поля зрения членов Синода и робота комиссии по диалогу с “УАПЦ”. Стоит напомнить, что в конце 2005 года на имя Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всей Украины от руководства "УАПЦ" поступило письменное обращение с предложением возобновить диалог, начатый еще в 1995 году. Однако, в силу определенных обстоятельств диалог был прерван. Своим решением от 9 февраля 2006 года Священный Синод УПЦ благословил его возобновление. За последнее время были проведены две встречи, на которых были сформулированы важнейшие проблемы, которые требуют обсуждения и решения. Синод одобрил работу Синодальной Комиссии УПЦ и ее позицию в переговорном процессе с "УАПЦ" и назначил ее Председателем архиепископа Переяслав-Хмельницкого Митрофана, викария Киевской Митрополии, управляющего делами УПЦ.

На заседании Священного Синода были принятые и кадровые решения, в частности, Синод назначил архиепископом Тульчинским и Брацлавским архиепископа Херсонского и Таврического Ионафана (Елецких), освободив его от управления Херсонской епархией. Архиепископом Херсонским и Таврическим назначен архиепископ Хустский и Виноградовский Иоанн (Сиопко), он освобожден от управления Хустской епархией. Епископом Хустским и Виноградовским назначен епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), он освобожден от управления Тульчинской епархией. Священный Синод также назначил епископом Бориспольским, викарием Киевской Митрополии архимандрита Антония (Паканича), насельника Свято Успенской Киево-Печерской Лавры. Синод благословил превращение Симферепольского духовного училища Симферопольской епархии в Таврическую Духовную Семинарию.

На заседании Синода было принято решение об открытии ряда монастырей, в частности, Свято-Троицкого Старосельского женского монастыря в с. Староселье Маневицкого района Волынской области; Свято-Троицкого женского монастыря в г. Чигирин Черкасской епархии; Серафимивского женского монастыря в с. Лопуховый Тячевского района Хустской епархии; Что касается церковных праздников, то Священный Синод благословил местное празднование Собора Карпаторуских святых в первое воскресенье после дня памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Комментарии членов Священного Синода

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь:
Для нас очень важным было решение Синода об открытии Таврической Духовной Семинарии. По благословению его Блаженства и по решению Священного Синода мы получили новый статус. У нас есть духовное училище, сначала оно было двухгодичное, потом преобразовано в четырехгодичное, а теперь – возрождена семинария. Дело в том, что в Симферополе святителем Иннокентием Херсонским в 19 веке семинария уже была открыта, из ее стен вышли многие замечательные богословы, миссионеры. В советское время она прекратила существование. Сейчас нам нужны высокообразованные кадры. В каждом классе будет по 25 человек, которые будут получать качественное обучение. Это необходимо для нашего полуострова, но поступать в нее могут желающие со всей Украины.

Архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан:
Важным было принятие обращения к руководству государства, верующим, а также к разделенным братьям, которые пребывают вне спасительной церковной ограды. В нем изложена позиция Священного Синода, епископата относительно создания «единой поместной церкви». Мы, руководствуясь церковными канонами и правилами, изложили позицию Церкви, чтобы по этому поводу ни у кого не было никаких сомнений. В нем подчеркнуто самое главное – безблагодатность, неспасительность тех раскольничьих группировок, которые именуют себя «церквами» или «православными юрисдикциями». Был рассмотрен вопрос о подготовке к 15-летию Харьковского собора и юбилея предстоятельского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира, создана комиссия, которую мне поручили возглавить. Решено, что празднование будет проходить и в Харькове, и в Киеве. Положительно Священный Синод оценил начавшийся диалог с УАПЦ, комиссии поручено его продолжить.

Священный Синод Украинской Православной Церкви: “Мы стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей, но идем к этому каноническим путем”

Об этом идет речь в „Обращении Священного Синода Украинской Православной Церкви к Президенту Украины В. Ющенко, Председателю Верховной Рады Украины А. Морозу и народным депутатам Украины, премьер-министру Украины В. Януковичу и Правительству Украины, к верным чадам Украинской Православной Церкви, ко всем гражданам Украины, которым не безразличная судьба Украинского Православия, - неотъемлемой составляющей самобытности и основного исторического созидающего фактора государства Украины. Приводим полный текст Обращения:

Глубокоуважаемое руководство Украины, возлюбленные во Христе братья и сестры, дорогие соотечественники! Исполнилось 15 лет с тех пор, как Украина стала независимым государством и как суверенная страна вошла у семью народов мира. Исполнилось и 16 лет с тех пор, как Православная Церковь в Украине, которая ведет свою историю от Владимирового Крещения, получила новый канонический статус, будучи реорганизованной из Украинского Екзархата в Украинскую Православную Церковь. На сегодня Украинская Православная Церковь (именно таково, согласно уставным документам, ее официальное название), - это самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии „независимая и самостоятельная в своем управлении", как об этом говорит Патриарший Томос от 27 октября 1990 года. Украинская Православная Церковь, возглавляемая ее Предстоятелем Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, насчитывает больше одиннадцати тысяч прихожов, объединяет их в 35 епархий, охватывая все области Украины и АР Крым, несет свою спасительную миссию „ к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова"(Еф. 4: 12).

Украинская Православная Церковь, среди религиозных организаций, зарегистрированных в Украине как „православные церкви", - единственная, которая является собственно Церковью в Евангельском, Святоотеческом, православно-канонично-еклезиологическом значении этого слова. В отличие от других так называемых „православних церквей", она, имея апостольскую преемственность рукоположений епископата, хранит невредимым завещаное Господом нашим Иисусом Христом и Его учениками-апостолами учение. Установленые Богом Таинства, которые даны нам как средства спасения, являются действительными и действенными лишь в церковной ограде Украинской Православной Церкви. Свидетельством этому является единодушие в этом вопросе всей Вселенской Православной Церкви, всех Поместных Автокефальных и Автономных Церквей мира. Как есть один Бог - основатель Церкви, так есть на сегодня в Украине и одна Православная Церковь - неотъемлемая часть Всеправославного церковного мира. Это аксиома.

Приближается 15-я годовщина Архиерейского Харьковского Собора, Собора, на котором Украинская Православная Церковь избавилась позорных последствий тоталитарного советского прошлого. Руководствуясь велением апостола Павла: „ Извергните развращенного из среды вас!" (1 Кор. 5, 13), - она очистилась, лишив предстоятельских прав, человека, который в результате своего запятнанного прошлого стал несостоятельным выполнять обязанности кормчего церковного корабля при новых условиях социального уклада независимого государства. Однако, будучи „твердим, даже деспотическим лидером, очень опытным политиком, непревзойденным мастером политической интриги", этот человек, блудливо использовав национально-патриотические настроения, вывел из церковного ограждения УПЦ часть верующих, совершил раскол, создав для себя вопреки действующему законодательству новую религиозную организацию - „украинскую православную церковь - киевский патриархат". За такую деятельность он был ,,лишен сана не за убеждения, а за преступления против Церкви, которые сказались в сознательном грубом нарушении Священных Канонов" . Именно прежний Предстоятель, через свою деструктивную антицерковную дияльность в то время, сделал невозможным усовершенствование канонического статуса УПЦ путем постепенного осознания всем православным обществом целесообразности и необходимости такого процесса.

Свое отношение к новой псевдоправославной организации главы и представители всех Поместных Православных Церквей мира выражали неоднократно. Суть их сконцентрированна в одном коротком высказывании Святейшего Константинопольского Патриарха Варфоломея: „ Филарета никто не признает как архиерея", а „без епископа нет Церкви..." (Св. Игнатий Богоносец). Апостольская традиция является основным условием настоящего церквного бытия. Без нее ни одна Поместная Церковь не может быть участницей церковной Полноты, потому что теряет дары Пятидесятницы, посланные через харизматичный епископат в Таинствах Церкви. Православие не знает высших гарантий церковного единства, чем единство иерархии. Проявляясь в единственной благодатно-сакраментальной жизни, единство иерархии становится сущностным выражением соборности как наиболее универсального качества Церкви, которая отвечает универсальности дела Христова.

К сожалению, в Украине исполняются слова Христа: „Имея глаза - не видите, и имея уши — не слышите" (Мк. 8, 18). Однако, ппомня и другие Его слова: „стучите — и отворят вам!" (Лк. 11, 9), мы считаем необходимым еще раз напомнить общецерковную позицию относительно этой организации религиозного направления, задекларированную представителями Поместных Православных Церквей - участников празднования 40-летия служения архипастыря Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины 8-9 июля 2006г.:

„Украинская Православная Церковь, как и все Православные Церкви мира, живет по своеобразной конституции - канонам, то есть правилами уклада внутренней и внешней жизни, сформулированным святыми апостолами, Вселенскими Соборами и принятыми для всецерковного обязательного употребления. Во время нарушения канонического уклада нарушается и церковная дисциплина, а это, в свою очередь, ведет к появлению расколов, ересей, деструктивных и тоталитарных сект, в результате чего страдают существенные свойства Церкви: единство, святость, каноничность, апостольство (что и случилось в Украине).

В мировом Православии не существует так называемого „киевського патриархата", а его руководителя - „патриарха Филарета" (Денисенко М. А.) никто не считает иерархом. „ Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя." (Гал. 6, 3). УПЦ-КП существует как организация, которая была искусственно создана в 1992 г. при активной поддержке светской власти, с грубым нарушением священных канонов... Она вывела себя из спасительной ограды Вселенского Православия, и является на сегодня организацией, возглавляемой светскими людьми в священнических одеждах. „УПЦ - КП" отошла от норм, которые определяют собрания верующих как Православную Церковь, что своим началом имеет Господа Иисуса Христа. Она лишена законной иерархической структуры и апостольского преемства. Эта организация является не церковным, а общественным новообразованием религиозного направления, в котором совершающиеся „священнодействия" потеряли свою сакральную сторону, стали безблагодатными, не действительными и неспасительними". Те, кто совершают такие „священнодействия", являются никем другим как кощунниками, которые возводят хулу на Святого Духа и соблазняют верных. А за такой грех „не будет прощения вовек"(Мк. 3, 29), и „лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской... " (Мф. 18, 6).

Приведенное выше разъяснение является основой к тексту данного обращения. К принятию и оглашению данного документу побуждают систематические и настойчивые попытки Президента Украины, направленные на „создание" единственной Поместной Украинской Православной Церкви. Заявления о такой необходимости звучат все чаще и становятся предметом церковно-политических спекуляций, как это происходило вокруг п.14 „Универсала Национального Единства". В своем ежегодном послании в Парламент Президент, в частности, говорит: „Не могу обойти вниманием наиболее чувствительную для общества проблему религиозной сферы - неестественное разделение православных церквей Украины. Неопровержимой является необходимость преодоления существующих между наибольшими православными юрисдикциями противоречий и утверждение единственной поместной соборной первоапостольной православной церкви.Безусловно, ее становление рассматривается в общем контексте развития и утверждения национальной идентичности украинцев. Ввиду стратегического значения этого вопроса, государство вправе его активно развивать и, не вмешиваясь во внутренние церковные дела, способствовать его розвязанню" Украинская Православная Церковь, безусловно, разделяет эту обеспокоенность, она поддерживает президентскую инициативу и готова к такой работе с активным привлечением к этому процессу своих представителей. Об этом говорилось многократно, как в официальных документах, так и во время личных встреч, была бы на то добрая воля и восприятие реалий в русле здравого смысла сторонами, которые отошли от канонического единства. Однако, из текста документа мы видим не понимание автором природы Церкви Христовой и природы раскола Украинского Православия.

Стоит осознать, что в Украине не существует трех ветвей Православия, как об этом иногда говорят. Не существует трех Православных Церквей или юрисдикций, которые враждуют между собой. Церковью Христовой в Украине является лишь Украинская Православная Церковь. Остальные - это миряне этой же Церкви, которых имеем надежду, - временно то ли по собственной воле, или, будучи соблазненными, находятся вне ее границ и лишенны полноценного благодатного Евхаристичного общения со всем Православным миром. Одно дело юридически зарегистрироваться и называть себя «церковью», другое - быть ею в действительности. „Вне Церкви нет спасения", -говорит священномученик Илларион (Троицкий), повторяя слова святителя Киприана Карфагенского. Эту страшную и большую истину стоит осознать и, считая себя верующими людьми, не идти гиблым путем гордыни, прозябая в ней и уподобляясь „ лжецу и отцу лжи" ( Ин. 8, 44) „ не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище " (Иуды. 1, 6). Всем известна притча Спасителя о домах на песке и на камне (См.: Мф. 7, 24-27). Похоже, что именно такая ситуация складывается и с построением «единой поместной украинской православной церкви». Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день есть уже крепкий фундамент для этого здания - Украинская Православная Церковь, канонический статус которой, согласно с решениями Архиерейских Соборов Кириархальной Церкви может постепенно совершенствоваться.

Утверждение и перестройка в Украине Поместной Церкви возможна исключительно, отмечаем это слово, исключительно, на твердом камне - на базе Украинской Православной Церкви, путем совершенствования ее канонического статуса, в результате успехов в преодолении раскола и его последствий. Единство и быстрое достижение этой цели зависит не так от священноначалия и иерархов УПЦ, которых напрасно упрекают в нежелании утверждения Поместной Церкви в Украине, как от тех, кто сегодня нарушил это единство, а еще в большей степени от государственных мужей, которые поддерживают раскольническую деятельность и потакают ей.

Статус, который может приобрести Украинское Православия, должен быть в консультативном порядке согласован через Кириархальную Церковь со всеми Поместными Церквами. Должно быть достигнуто единодушие в этом вопросе. Об этом говорится в третьем пункте Определения „Об Украинской Православной Церкви" Юбилейнного Архиерейского Собора РПЦ, который проходил 13-16 августа в 2000 г. Со своей стороны, УПЦ предпринимает существенные шаги в этом направлении. Значительными являются ее достижения за последние 15 лет независимого бытия под руководством Блаженнейшего Митрополита Владимира. Эти достижения достигнуты ее внутренним потенциалом, который она продемонстрировала всему Православному миру во время празднования юбилеев - 70-летия со Дня рождения и 40-летия епископского служения своего Предстоятеля. В чествовании нашей Церкви и ее Главы приняли участие Предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей. Единственным, кто остался безразличным и не отозвался по приглашению, был тот, кто больше всех говорит о необходимости утверждення единственной Поместной Православной Церкви в Украине. Празднованием в Киеве на всеправославном уровне Юбилеев Предстоятеля УПЦ Президенту Украины предоставлялась уникальная возможность встретиться с представителями всего Православного мира, вести консультации, изложить свои желания и видение судьбы Украинского Православия, продемонстрировать реальную заинтересованность государственной власти в вопросе урегулирования его канонического статуса, продемонстрировать достигнутый уровень добрых взаимоотношений Церкви и государства, который является первым залогом успешного решения поставленного вопроса. Такого шага Президент Украины не предпринял.

На данном этапе развития церковного вопроса относительно единства Православия в Украине представителям власти стоит осознать: не от иерархов зависит успешное его решение, а от того, как церковный народ через призму своего духовного видения воспринимает то, что за него пытаются решить политики. Если каждая православная душа почувствует искренность намерений и слов государственного мужа, подкрепленных добрым делом в интересах Церкви, то она ответит взаимностью. Но если она почувствует лукавство и желание использовать ее в чьих-то целях - результата не будет, а получим лишь категорическое противостояние и исключительное невосприятие навязываемой идеологии. Государство хочет Поместного статуса Украинскому Православию. А каким статусом Украинское Православие владеет сегодня в Украине? Какой внутриукраинский статус предоставило государство Православию?

Утверждение Поместной Церкви не может быть односторонним актом выполнением воли власть предержащих. Заинтересованной в достижении этого статуса, который бы помогал церковной миссии, должна быть и Церковь, чего, к сожалению, сегодня в Украине не наблюдается. Взаимоотношения между Церковью и государством далеки от гармоничных, далеки от тех, которые способствовали бы ускорению воплощения в жизнь идеи Поместной Церкви. В первую очередь, это касается затягивания и нежелания предоставить Церкви статус юридического лица, в результате чего Церковь не может стать владельцем имущества, которым пользуется, и тем, которое возвращается тем религиозным организациям, которые входят в ее состав. Острую конфликтность сохраняет положение обветшалого Закона Украины „О свободе совести и религиозные организации" относительно поочередного использования культовых сооружений (ст. 17). Данное положение создает условия для фактической зависимости религиозных организаций от предвзятой позиции местных органов власти и постоянно провоцирует межцерковные конфликты и столкновения (см. Дополнение). Но ввиду того, что было издано уже несколько Указов Президента Украины и Кабинета Министров Украины относительно возвращения религиозным организациям церковного имущества и преодоления последствий политики прежнего СССР относительно религии, ни один из принятых нормативных актов в полном объеме не выполнен.

Предстоятеля Украинской Православной Церкви не допускают к Богослужению в исторический кафедральный собор Киевских митрополитов - Святую Софию Киевскую. Кафедральный Свято-Владимирский собор и резиденция Предстоятеля УПЦ по-разбойничьему заняты раскольниками в 1992 году содержатся ими, и до сих пор не возвращены Церкви - их законному владельцу.

Государство остается глухим и к многочисленным просьбам относительно провозглашения Дня памяти святого равноапостольного великого киевского князя Владимира (28 июля) государственным праздником. Не получено, не ввиду их официального характера, ответа на ни одно из Обращений и Заявлений Священного Собора или Синода УПЦ по тому или другому вопросу. Примером пренебрежительного отношения со стороны государства к православным и их религиозным убеждениям и чувствам стал приезд в Украину в настоящее время покойного понтифика Ивана-Павла II и необоснованое пастырской целесообразностью перенесение из Львова в столицу Украины - златоглавый Киев – резиденции униатов - сугубо регионального явления Западной Украины. Церковь остается неуслышанной во многих вопросах внешней и внутренней жизни. И именно в таком состоянии непозитивного отношения к ней государства от нее же требуют продвижения к желаниям государства! Является ли это логическим? Нормальным ли является со стороны Президента Украины называть „натюрмортом" возложение цветов к памятнику князю Владимиру главами и представителями конфессий?

УПЦ не имеет доступа к школе и средствам массовой информации, систематически шельмуется горсткой националистов и ставится в идеологические границы «меньшей знасимости». Но не ввиду этого, как Церковь своего народа, она всегда призывала, призывает и будет призывать к единству Православия, поскольку ненормальное состояние разделения отвлекает внимание и распыляет силы на внутреннюю, никому не нужную борьбу и вражду. Вместо этого необходимо совместными усилиями решать вопрос своей прямой миссии — евангелизации украинского общества, активизировать социальную, благотворительную и просветительскую деятельность, а не упрекать друг друга в непатриотичности или доказывать - кто из нас больший украинец, необходимо показывать веру свою от дел своих (Иак. 2: 18).

Само государство, желая иметь Поместную Украинскую Православную Церковь, стесняется в своих законодательных нормативных актах именовать себя Православным, стесняется отметить особенную роль Православия в собственном же становлении и тысячелетнем процессе создания государства Украина. Для того, чтобы в Украинской Православной Церкви, во всей Ее Полноте вызрело и пришло в действие желание приобрести статус автокефальной, необходимо, по крайней мере, законодательно урегулировать особый статус Православия в Украине. Государство должно сказать: „Я - православное", - и тогда приобретение статуса Поместной, с включением к диптиху, будет закономерным, логическим, исторически и канонически обоснованным.

К явлениям, которые не способствуют взаимопониманию между государством и Церковью в этом вопросе принадлежит и практика, когда к участию в том или другом событии государственного уровня, которое происходит при участии Президента Украины, приглашаются главы и представители „традиционных для Украины" конфессий и религиозных организаций. Негативная сторона этого, безусловно, полезного соучастия государственного и религиозного руководства в разнообразных мероприятиях сегодня сводится, к сожелению , в желании свести ее к уровню общей молитвы и к общему участию в свершении обрядов или священнодействий, как то: панихиды, молебны, доставка Благодатного огня. Инициатором таких общих, сугубо религиозных, или светских мероприятий, протокольной частью которых является религиозная составляющая, выступает светская сторона, нередко лица из окружения Президента Украины. Именно таким способом, поставив на один уровень с иерархией канонической Церкви, отдельные личности, которые симпатизируют „неканоническим православным", желают вывести их из безблагодатного состояния изоляции и церковной неполноценности, через СМИ показать Украине их молитвенную равнозначность, сведя разницу лишь к юрисдикционной принадлежности. Неучастие Предстоятеля УПЦ в подобных мероприятиях трактуется как его личная прихоть и нежелание молиться за Украину. Однако эти инсинуации далеки от истины. Чуть ли не ежедневно Блаженнейший Митрополит Владимир совершает Божественную Литургию и, как Предстоятель Канонической Украинской Православной Церкви, возносит за каждым Богослужинием свои, по мере благодати поданной ему Богом, молитвы за Украину, за наш страждущий украинский народ, который, безусловно, достоин лучшей жизни, и за власть, основной целью деятельности которой должно быть улучшение уровня этой жизни.

Предстоятелю УПЦ в вышеуказанных мероприятиях невозможно принимать участие в связи с решением Священного Синода УПЦ, принятым на основании церковного права, которого УПЦ безусловно придерживается, будучи Церковью Апостольськой. 10-те Апостольское правило говорит: „Если кто-то с отлученным от общения церковного помолится, хоть это было даже и в доме: такой пусть будет отлучен"; 11-те Правило Святых Апостолов говорит: „Если кто-то, из тех, кто принадлежит к клиру, с отлученным помолится: пусть будет отлучен". Об этом же идет речь и в 45-ом и 65-ом Апостольских правилах, 2-м правиле Антиохийского и 33-м Лаодикийского соборов. В свете последних событий создается впечатление, что, собственно, не единая Поместная Церковь нужна тем, кто так часто говорит об ее утверджении, а лишь реабилитация и легализация „филаретовщини", как метко назвал народ „УПЦ-КП".

Украинская Православная Церковь имеет свое видение установления в Украине единства и поместности. Об этом она говорит на протяжении уже 15 лет, но ее голос так и остается „УОХ сиатапииз ип сиезегио" . Еще 8 декабря в 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир выразил предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ-КП с целью преодоления церковного раскола в Украине. Священный Синод выразил надежду, что, со своей стороны, УАПЦ и УПЦ-КП обнаружат добрую волю в этом благом намерении, поддержав это решение, счел возможным немедленное начало ведения такого диалога при следующих условиях:

1. Прекращение насилия со стороны сторонников „украинской православной церкви - киевский патриархат" относительно Украинской Православной Церкви.

2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений.

3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.

4. Не участие бывшего митрополита Филарета (Денисенко) - поскольку он не является членом Церкви, будучи отлученным от нее.

Эти четыре пункта необходимы для начала и нормального ведения диалога остаются базовыми условиями и в настоящее время. Позиция священноначалия УПЦ относительно последующего канонического статуса Украинской Церкви осталась неизменной с 1993 года, когда она была изложена в Обращении Священного Синода УПЦ. Повторим ее и сегодня: „Мы также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей, но идем к этому каноническим путем".

В марте 2005 года мы в очередной раз обращались к епископату, духовенству, монашествующим, верным чадам Украинской Православной Церкви, а также к братьям и сестрам, которые находятся вне церковного единства со Вселенским Православием. В Обращении было изложено видение Украинской Православной Церковью последующего развития церковно-государственных и межконфессиональных отношений. Просим и сегодня, во Имя Господа нашего Иисуса Христа, ради единства и мира нашей родной Церкви и Украины, ради собственной вечной жизни, ради того, чтобы не стать посмешищем для будущих поколений и негативным примером в учебниках церковной истории, переборов собственный эгоизм и гордыню, а иногда и просто обычное невежество, вернитесь в лоно Матери-Церкви. Двери наших сердец открыты навстречу вам.Будем помнить, что нет греха, которого бы не простил Господь, которого бы Церковь не покрыла своей любовью. Проповедью покаяния начал свое служение Предтеча Господень Иоанн. Его словами призываем вас и мы к урегулированию церковного неустройства в каноническом, Богом, Святыми Апостолами и Святыми Отцами установленном порядке. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее мы вместе едиными устами и единым сердцем сможем воспевать Господнее Имя...

Покаяние, к которому призывает Святая Церковь тех, кто отошел в раскол, - это не унизительная процедура вымаливания прощения, как это кто-то себе, возможно, представляет. Покаяние мирян - это признание перед Богом собственного несовершенства, которое повлекло отдаление от Бога и от Его Церкви.

Покаяние „иерархов" - это признание перед всей Церковью, а в первую очередь перед своими же верующими собственной вины, которая сделала их „ слепыми вождями слепых "(Мф. 15, 14). Есть принципиальные еклезиологические моменты, которыми нельзя пренебрегать. Те сегодняшние „епископы" то „духовенство", которые отошли от Церкви, не могут быть принятыми в „сущем сане", который получили в расколе по уже обозначенным выше причинам. Однако они могут быть возобновлены в том сане, в котором были до отхода в раскол. Украинская Православная Церковь смотрит на тех, кто в расколе не как на врагов, а как на заблудших братьев, которым необходимо помочь вернуться в лоно Святой Вселенской Православной Церкви. Эти слова от частоты их повторения, кое-кто может назвать банальными, однако у каждого, кто себя считает верующим, рано или поздно такое время наступит, когда он будет поставлен перед реальностью их правоты и фатальности своего положения.

Сегодня мы должны начать свободный диалог между православными христианами Украины относительно достижения церковного единства на основе сурового соблюдения церковных правил. Только каноническое единство Украинского Православия может стать основой получения Украинской Православной Церковью надлежащего канонического статуса. „Церковь ожидает тех, кто ушел. Ожидает, чтобы они вернулись. И тогда будет Единая Церковь..."

Пресс-служба Украинской Православной Церкви
Перевод с украинского пресс-службы СПГУ

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/300016

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. Раб Божий Семен:

    Если наши Архиреи потеряли благодать Господа нашего Иисуса Христа, и стремятся Разорвать тело Христово, Святую церковь, то их надо изгнать с их кафедр,или погубят много душ человеческих.
    Да хранит Господь церковь нашу от разных самосвятов и раскольников.Молюсь чтобы Господь вразумил заблудших,Аистинных пастырей Господь не оставит своей благодатью. Спаси Господи!

  2. раба Божия Юлия:

    очень точно описано отношение государства к Церкви. нельзя обвинять архиереев за стремление к автокефалии, так как нельзя сказать, что все православные Украины против автокефалии. Зачем расписываться за Бога - благословенна автокефалия или нет? Если Он распоряжается в Церкви и является Ее Главой, то Он поможет Украинской Церкви с решением вопроса об автокефалии. Тем более, что у нас есть немало достойных архиереев, способных принять богодухновенное решение

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.