6.03.1961. – Умер в Брюсселе контр-адмирал Борис Андреевич Вилькицкий, исследователь Арктики
Последнее географическое открытие
Борис Андреевич Вилькицкий (22.3.1885–6.03.1961) родился в С.-Петербурге (в Пулково) в военной семье потомственного дворянина Андрея Ипполитовича Вилькицкого, генерал-лейтенанта корпуса гидрографов, начальника Главного гидрографического управления. Окончив Морской корпус и Морскую академию, Вилькицкий-младший служил на Балтике и в Тихом океане. Правда, боевое крещение в войне с Японией получил на суше: в ноябре 1904 г. под Порт-Артуром был ранен и вместе с другими защитниками крепости попал в плен. По возвращении из плена Вилькицкий получил ордена св. Станислава, св. Владимiра с мечами и бантом и св. Анны 4-й ст. на кортик.
В 1908–1912 гг. выполнял ответственные гидрографические и геодезические работы на Балтийском море и на Дальнем Востоке, однако его манила Арктика. 26 июня 1913 г. Владивосток провожал экспедицию, пытавшуюся впервые пройти Северным морским путем с Дальнего Востока в Европу. Капитан 2 ранга Вилькицкий был назначен командиром одного из двух судов – "Таймыра". Менее чем через месяц в связи с тяжелой болезнью начальника экспедиции генерал-майора И.С. Сергеева Вилькицкому по приказу морского министра пришлось встать во главе похода.
Пройдя Берингов пролив, ледокольные пароходы "Таймыр" и "Вайгач" упорно пробивались на запад между кромкой льдов и побережьем. 20 августа на горизонте неожиданно открылась полоска земли. Командир экспедиции Вилькицкий удивился: на карте в этом месте была сплошная голубизна. Мифическая Земля Санникова? Нет, ибо район, где промышленник Яков Санников в 1811-м и полярник барон Эдуард Толль в 1885 г. видели загадочную сушу, миновали давно.
Нанеся на карту ранее неизвестный остров, названный именем наследника Цесаревича Алексея, двинулись дальше на северо-запад. Утром 22 августа прямо по курсу открылись контуры высокого протяженного берега. И вновь на карте в этом месте – водная пустыня. Высадились на берег, и командир "Вайгача" П.А. Новопашенный определил координаты: 80 градусов 04 минуты северной широты и 97 градусов 12 минут восточной долготы. На флагштоке под дружное "ура" взвился русский флаг. Вилькицкий зачитал приказ об открытии новых земель и присоединении их к российским владениям. Архипелаг единодушно решили назвать именем Императора Николая II.
Так было совершено последнее на планете крупное географическое открытие. 25 ноября "Таймыр" и "Вайгач" благополучно прибыли во Владивосток. Затем в 1914–1915 гг. Вилькицкий совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, открыв новые острова, первоначально названные именем Новопашенного, командира "Вайгача" (ныне – острова Жохова, который был вахтенным офицером при открытии острова и затем умер в экспедиции от болезни). Однако лишь 20 сентября 1916 г. российский МИД специальной нотой довел до сведения международного сообщества, что в результате гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1913–1915 гг., которой руководил капитан 2 ранга Вилькицкий, открыт архипелаг, названный Землей Императора Николая II. МИД заявил, что «имеет честь нотифицировать настоящим правительствам союзных и дружественных держав включение этих земель в территорию Российской империи». Задержка с официальным объявлением открытия, возможно, объяснялась начавшейся Мiровой войной...
Открытый экспедицией архипелаг (впоследствии было установлено, что он состоит из четырех крупных островов) оказался по площади почти в 38 тыс. кв. км – чуть меньше Дании. Поразительно, как долго он мог оставаться незамеченным, тем более, что эта земля летом в хорошую погоду видна невооруженным глазом даже с северной оконечности Евразии, открытой штурманом С.И. Челюскиным еще в 1742 г. Главной помехой для более раннего открытия архипелага было то, что пролив, получивший имя Вилькицкого, почти всегда закрыт льдами, а дальняя кромка берега сливается с торосами. Блестящие результаты экспедиции Вилькицкого были оценены по достоинству. Все ее участники получили памятные нагрудные знаки, многих удостоили орденов. Сам Вилькицкий был пожалован аксельбантом флигель-адъютанта Его Императорского Величества, Русское географическое общество удостоило полярника своей высшей награды – Константиновской медали.
В 1915–1917 гг. Вилькицкий командовал эсминцем "Летун", участвовал в боевых действиях на фронтах Мiровой войны на Балтийском море. После Февральской революции капитан 1-го ранга Вилькицкий – дежурный офицер оперативного отделения Службы связи Балтийского флота. После захвата власти большевиками он был в июне 1918 г. назначен начальником гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана. Однако симпатий к богоборческой власти интернационалистов питать не мог и служить ей не стал. С образованием в Архангельске антибольшевицкого правительства Северной области (во главе с членом Учредительного собрания Н.В. Чайковским) вошел в его подчинение; в 1919 г. был произведен в чин контр-адмирала.
При эвакуации войск Северной армии генерала Миллера из Архангельска 19–21 февраля 1920 г. контр-адмирал Вилькицкий руководил этой операцией, одновременно командуя ледокольным пароходом "Косьма Минин" с пассажирами на борту и буксируя яхту "Ярославна" в сопровождении ледокола "Канада". По пути в Норвегию в районе полуострова Рыбачий принял под свою команду еще пароходы "Кильдин" и "Ломоносов", которые вышли из Мурманска. Преодолев при выходе из Архангельска ледовые поля и длительное преследование и погоню (с артиллерийским обстрелом) кораблями красного флота, караван Вилькицкого 26 февраля 1920 г. вошел в фиорд норвежского порта Тромсё. После доставки генерала Миллера и пассажиров в Норвегию Вилькицкий привел свой ледокольный пароход "Косьма Минин" и сопровождавшие его пароходы на Черное море, передав их в Крыму в состав Черноморского флота продолжавшей борьбу Белой армии генерала Врангеля.
После Октября 1917 г. открытая Вилькицким Земля Императора Николая II из-за своего названия оказалась в идеологической опале. «В 1918 г. в Советской России была опубликована карта Северного Ледовитого океана, на которой открытый всего пять лет назад архипелаг не был указан вовсе, – рассказывает сотрудник Государственного центрального музея современной истории России Виктор Рыков, специально предпринявший длительный и трудоемкий поиск в картографическом фонде Российской государственной библиотеки. – Правда, когда в 1924 г. США попытались поднять в этом районе свой флаг, советское правительство в меморандуме, подписанном наркомом иностранных дел Чичериным, напомнило о своих правах на земли, открытые Вилькицким. Причем они были названы именно так, как это было нотифицировано царским правительством в 1916 г., то есть Землей Императора Николая II».
В конце 20-х годов архипелаг все же появился на советских картах, но получил иные названия – сначала Северная Земля, потом Таймырский. И только после экспедиции Г.А. Ушакова и Н.Н. Урванцева в 1930-1932 гг. окончательно приобрел современное название – Северная Земля. Островам его были даны названия: Октябрьской революции, Большевик, Комсомолец, Пионер, а остров Цесаревича Алексея был переименован в Малый Таймыр... После Второй мiровой войны на архипелаге был устроен полигон для проведения подземных ядерных испытаний.
На протяжении многих десятилетий официальная пропаганда противопоставляла советского ученого Георгия Ушакова предшествующим исследователям, приписывая ему «открытие огромной полярной страны», а деятельность белоэмигранта Вилькицкого замалчивалась. Между тем он пытался продолжить свою научную деятельность исследователя Арктики, ища новых работодателей. С этой целью в феврале 1920 г. Вилькицкий прибыл в ведущую морскую державу Англию, где состоял на службе в частных судовладельческих компаниях.
Но вместо новых полярных плаваний ему оставались лишь занятия теорией. Борис Андреевич продолжал интересоваться проблемами русского Севера и высказал ряд конструктивных предложений по организации судоходства по так называемому Карскому морскому пути. В 1923–1924 гг. по приглашению внешнеторговых организаций СССР участвовал в подготовке и проведении 3-й и 4-й Карских товарообменных экспедиций. При этом Вилькицкий занимал позицию ученого, выраженную, например, в статье, опубликованной в парижской газете "Возрождение" к 20-летию его полярной экспедиции. Да, он отвергает советскую власть, осуждает ее, но отделяет ее от национальных интересов своего народа и не может не «радоваться такому неожиданному оживлению в изучении наших полярных вод».
Жизненные трудности и необходимость заработка заставили Вилькицкого несколько лет проработать гидрографом в Бельгийском Конго в тяжелых климатических условиях. В 1929 г. он перебрался в Бельгию, трудился на фабрике канцелярских товаров – и это обладатель высшей награды Русского географического общества! На дело, ставшее основным на всю жизнь – приведение в порядок материалов давней экспедиции – оставались вечера да редкие выходные.
Умер адмирал Вилькицкий в Брюсселе. В 1996 г. хлопотами его потомков прах выдающегося русского полярника лег в родную землю на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с останками отца и брата. Но для увековечения памяти о нем не сделано главное – на географические карты не вернулись исконные названия, данные Вилькицким островам, которые были открыты в ходе его знаменитой экспедиции. Попытки патриотической общественности, вплоть до обращений к президенту РФ, не дали результата. Межведомственная комиссия по географическим названиям по поручению из Кремля мотивировала отказ тем, что названия архипелага Императора Николая II и острова Цесаревича Алексея «практически не употреблялись», к тому же переименование, мол, вызовет путаницу на картах и в справочных изданиях.
1 декабря 2006 г. Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа было принято постановление, которым предлагалось возвратить архипелагу Северная Земля прежнее название Земля Императора Николая II, а также переименовать остров Малый Таймыр в остров Цесаревича Алексея, остров Октябрьской революции – в остров Святой Александры, остров Большевик – в остров Святой Ольги, остров Комсомолец – в остров Святой Марии, остров Пионер в остров Святой Татьяны и остров Домашний – в остров Святой Анастасии. Однако после объединения Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Законодательное собрание Красноярского края (тогда губернатором был покровитель хасидизма Хлопонин) не поддержало эту инициативу.
Так и остается неосуществленной надежда из 30-х годов самого Бориса Андреевича Вилькицкого: «Пройдут годы, забудутся ужасы революции и гражданской войны… исчезнут одиозные народу имена, рассеянные по необъятному простору России, как уже исчезли улицы и заводы с именем Троцкого; вернется Ленинграду имя великого Петра, как и другим городам их исторические названия, обретут вновь и эти земли имена покойных Государя и Цесаревича, имена, принадлежащие им по праву истории». Посткоммунистическая власть свято блюдет свою преемственность от большевицкой, и лишь для маскировки этого в глазах охмуряемого Русского Зарубежья время от времени перезахоранивает прах белоэмигрантов – в виде снисхождения победителя...
Именем Вилькицкого назван пролив между полуостровом Таймыр и Северной Землей (длина 130 км, а ширина в самом узком месте между мысом Челюскин и мысом Таймыр на острове Большевик – 56 км). В честь отца и сына Вилькицких были также названы залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на островах Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшельда).
Использованы сведения из "Википедии" и статьи Юрия Рубцова (www.rian.ru)
Уважиые господа
Я немецкий журналист и автор, давно занимаюсь арктикой, глубоко меня потресла героическая и одновременно трагическая судьба Бориса Андреевича Вилькицкого. С большим интересом прочитала Вашу статью. Вы вспомнили там его потомков. Очень бы хотелось с ними встретится. Булу Вам бескрайнне благодарна если Вы мне поможете выйти на контакт с ними.
С уважением
Эльке Виндиш
mailto: elke_windisch@yahoo.de
НА ЭТИ ВОТ ОСТРОВА НАС, ЦАРЕВЫХ СЛУГ И ХОЛОПОВ СВЕЗУТ КОГДА ПОПЫ ПРЕДАДУТ СЕБЯ ПРОКЛЯТИЮ И
ОТВЕРГНУТ ОКОНЧАТЕЛЬНО УСТОИ НАШЕЙ ВЕРЫ
И ТАМ КАК ПРОРОЧЕСТВОВАЛ ПУШКИН БУДУТ И БЕЛКИ С ИЗУМРУДАМИ И АНГЕЛЫ - БОГАТЫРИ И БОГОРОДИЦА -
ЛЕБЕДЬ ЧИСТАЯ НАС КАК МОИСЕЯ НЕКОГДА В ВЕЛИКИМИ ЧУДЕСАМИ ЗАЩИЩАТЬ И ОТ РАДИАЦИИ В ТОМ ЧИСЛЕ
И ПОСЛЕ ТОГО КАК БОГ РУКАМИ ВРАГА УНИЧТОЖИТ ДРУГИХ ВРАГОВ ЧТОБ НАМ НЕ БЫТЬ ПО ПОЯС В КРОВИ, МЫ ВЕРНЕМСЯ ПРИБИРАТЬ ЗЕМЛЮ К ВСТРЕЧЕ ГОСПОДА!
Спасибо за рассказ ещё об одном герое русского народа, за то, что возвращаются к нам имена людей, которых старались стереть из памяти народной.