21.07.2007       4

Умер поэт, государственный деятель Гаврила Романович Державин


8.07.1816 (21.07). - Умер поэт, государственный деятель Гаврила Романович Державин

Г.Р. Державин

Гаврила Романович ДержавинГаврила Романович Державин (3.7.1743– 8.7.1816) – русский поэт и государственный деятель. Родился в деревне Кармачи (или Сокуры) Казанской губернии (ныне Лаишевского района Татарии), в обедневшей дворянской семье, учился в Казанской гимназии (1759-1762). С 1762 г. служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, участвовавшем в дворцовом перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Произведенный спустя 10 лет в офицеры, Державин участвовал в подавлении пугачевского бунта 1773–1774 гг. Затем служил в Сенате, в 1780 г. получает чин статского советника. После сочинения "Оды к Фелице" (1782), обращенной к Екатерине II, был награжден Императрицей. Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785–1788). Был кабинет-секретарем Екатерины II (1791-1793), в 1794 г. был назначен президентом Коммерц-коллегии.

С возвращением Россией из-под польской оккупации западно-русских земель (так называемые "разделы Польши") вместе с коренным русским населением (малороссами и белорусами) в составе Империи оказалось и около миллиона евреев, переселившихся за эти века в "толерантную" к иудаизму Польшу (после их изгнания из разных европейских стран из-за несовместимости жидонацистской талмудической морали с христианством). Так православная Россия впервые столкнулась с еврейской проблемой в столь крупном масштабе. По поручению Государя Павла I сенатор Державин провел тщательное исследование причин ненависти местного населения к евреям, изложив свои выводы в примечательном документе  "Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и о прочем" (1800). Эта работа стала в дальнейшем основополагающей для понимания социальных причин еврейского вопроса, однако, к сожалению, далеко не всегда учитывалась при попытках его государственного решения.

В 1802–1803 гг. Державин – министр юстиции, с 1803 в отставке.

Как поэт впервые выступил в печати в 1773 г. Вначале Державин, хорошо владея немецким языком, делал свободные переводы немецких авторов и писал собственные подражательные оды в строгих классических традициях М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова. К счастью, Державин не учился канонам стихосложения, и это позволило ему, вопреки критике друзей, создать свой более свободный поэтический стиль, внося в него элементы романтизма и живой разговорной речи.

Это заметно у него даже в самых торжественных по стилю произведениях – одах: "Ода на смерть князя Мещерского" (1779), "Ода к Фелице", "Бог" (1784), "Видение Мурзы" (1789), "Водопад" (1798) и др. Нередко Державин соединял элементы оды и сатиры в одном стихотворении, осуждая политические страсти и общественные пороки ("Властителям и судиям", 1780-1787; "Вельможа", 1774-1794). Пушкин характеризовал его поэзию: «Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры, их горделивые разоблачал кумиры». Но разумеется, Державин не вкладывал в критические строки никакого революционного содержания, как это потом пытались выпятить советские литературоведы. Для него куда важнее было провозгласить подвластность любого смертного единому, Божественному закону. Это же представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в "Оде к Фелице", что растрогало Императрицу.

Несмотря на внесенные им в русскую поэзию новые свободные от классицизма черты, Державин был убежденным консерватором и в политике, и в литературе, друзьями его были в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 г. Державин состоял в литературном обществе "Беседа любителей русской словесности", защищавшем архаический литературный стиль. Это не помешало Державину в то же время благожелательно относиться к настоящим талантам в молодом поколении: например, к В.А. Жуковскому. Державин "заметил" и высоко оценил талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Это событие позже было исполковано Пушкиным как символическая передача поэтической преемственности.

Умер Г.Р. Державин 8 июля 1816 в своем новгородском имении Званка.

БОГ

О Ты, пространством безконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех Лицах Божества! [*]
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.

Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, –
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Твоего рожденны[*],
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.

Хаоса бытность довременну [*]
Из бездн ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну [*],
В Себе Самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты Свет, откуда свет истек.
Создавый всe единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся [*];
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под Тобой.

Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи міры –
Перед Тобой – как нощь пред днем.

Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Міры умножа миллионом
Стократ других міров [*], – и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед Тобой – ничто.

Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есть и Ты!

Ты есть! – природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

Я связь міров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое безсмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! – в безсмертие Твое.

Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении безсильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.

1784


[*] Примечание. В этой знаменитой оде Державина присутствуют некоторые богословские неточности (отмечены выше звездочками), вызвавшие критику более образованных богословски современников. В частности, Бог создал лишь один мір, до его сотворения Богом не было вообще ничего, в том числе хаоса, кроме того, с богословской точки зрения, Бог творит мір и всю тварь в нем (включая ангелов) именно из ничего, а не "рождает" из Себя. То есть мір не является частью Бога, как это утверждается в некоторых языческих религиях, христианских сектах, пантеизме, кабалле и т.д., делающих на этом основании Бога ответственным за существование зла в міре.

Властителям и судиям

(Переложение 81-го псалма, напечатано в 1795 г. после Французской революции)

Восстал всевышний Бог да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защитить безсильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса;
Злодейства землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья:
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един Царем земли!

1795

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25072104

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 4 комментария
  1. АНТОН:

    ОЧЕНЬ ЛУКАВО!
    СПАСИБО ВАМ!

  2. Сергей Воронин:

    Читайте в Библии (сокращаю1)
    ...и носилась Тьма над Водами...
    стало быть, до Сотворения уже были в наличии и ВОДЫ и ТЬМА...
    вот такие пироги-с....

  3. Р.П. Земанова-Копецкая:

    Спасибо большое!

  4. Кирилл:

    Читаем Библию и не слушаем еретиков (всегда "сокращающих" то, что опровергает их ереси): "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою" (Бытие 1:1-2) - очевидно, что сотворил всё это из ничего.
    Читаем также и "Беседы на Шестоднев" свт. Василия Великого, и аналогичную книгу свт. Иоанна Златоуста.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.