21.07.2007       4

Явление иконы Божией Матери «Казанской». «Песчанский» образ Богородицы


8.07.1579 (21.07). - Явление иконы Божией Матери "Казанской". "Песчанский" образ Богородицы

Казанская икона Божией Матери – заступница Русского народа

Казанская икона Божией Матери. Один из списков XVII века

Казанская икона Божией Матери. Один из списков XVII века

Обрели икону в 1579 году, в трудные последние годы царствования Иоанна Грозного. Летом того года случился в Казани страшный пожар, уничтоживший половину города. Девятилетней девочке Матроне (или Марфе), дочери стрельца Данилы Онучина, явилась во сне икона Божией Матери, потом и Сама Богородица, поведав, что на том месте, где стоял сгоревший дом Онучиных, в земле находится Ее икона, которую надобно достать, – и велела передать это архиепископу и воеводам. Девочка поначалу рассказала о сне только своей матери, которая не обратила на это внимания. Тогда девочке во сне вновь явилась Божия Матерь и приказала исполнить ее поручение. Мать снова не послушала девочку. Тогда во время дневного сна Матрона чудесным образом было перенесена на середину двора и здесь явилась ей та же икона Божией Матери. От Ее лика исходили огненные лучи. Раздался голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих о том, чтобы достали Мою икону из недр земли, она явится в другом месте. Ты же лишишься жизни».

Матрона, убоявшись, уговорила мать пойти к городским воеводам, затем к архиепископу – но никто не хотел слушать о чудесном сне. Тогда мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копала долго и безуспешно. Узнав о чудесном сне, многие люди пришли помогать, но икону не нашли. Тогда девочка взяла лопату и сама копнула около печи в сгоревшем доме. Там и обнаружилась завернутая в куске сукна икона Божией Матери с Младенцем – совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.

Весть об этом облетела весь город. Архиепископ Иеремия, узнав о событии, тотчас поспешил с крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемый огромным стечением народа. Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении своего неверия. В ближайшую церковь святителя Николая нес ее плакавший от радости ее священник Ермолай – будущий Патриарх Гермоген. От иконы сразу же стали происходить чудеса, исцеления, ее почитание стало общерусским. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери и основать женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица, через которую было возвещено о явлении иконы, и ее мать.

В дальнейшем эта чудотворная икона стала одной из самых почитаемых на Руси как заступница Русского народа. С нее было сделано много списков, также чудотворных, особенно прославились московский и санкт-петербургский списки.

Уже в Смутное время начала XVII века, отмеченное междуцарствием, самозванцами, смутой, когда под польской оккупацией громко зазвучал голос духовного вождя сопротивления, святителя Гермогена – преподобный Сергий Радонежский в ночном видении явился Козьме Минину и одному епископу и возвестил о спасении Родины предстательством Пресвятой Богородицы. Эта весть ободрила православное воинство, наполнив его верой в помощь и заступление Царицы Небесной. Казанская икона (список) прибыла с ополчением Минина и Пожарского к Москве для ее освобождения. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было объяснено заступлением Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». 22 октября 1612 г. враг был изгнан из столицы и в память этого был установлен праздник сей чудотворной иконы в память об избавлении Москвы от ляхов (4 ноября по новому стилю – с 2005 г. провозглашенный "Днем национального единства" в РФ и стихийно ставший праздником русского сопротивления нынешней смуте). Этот список иконы до самой революции 1917 г. оставался в построенном для нее князем Пожарским Казанском соборе на Красной площади.

В начале правления Петра I святитель Митрофан Воронежский порицал молодого Царя за перенятие языческой европейской скульптуры и одновременно, по преданию, дал совет взять список иконы Казанской Божией Матери в новую столицу для ее защиты от врагов. «Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».

Отсюда происходит почитание этой иконы Петром, который уважал свт. Митрофана. В 1709 г. накануне Полтавской битвы Царю сказали, что в селении Каплуновке находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. По государеву указу образ был доставлен в стан русской армии, который расположился под Харьковом. Ожидая сражения, Царь долго молился пред иконой Божией Матери, он повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя, и русское воинство в этой битве легко разбило лучшую армию Европы.

После этой победы в 1710 г. по повелению Петра I список с Казанской иконы был перенесен в из Москвы в Санкт-Петербург. В 1737 г. в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в него и украшена золотой ризой с драгоценными камнями Императрицей Анной Иоанновной.

Павел I, вступив на престол в 1796 г., решает воздвигнуть более достойный храм для национальной святыни. Объявляется конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А побеждает бывший крепостной, еще не создавший себе имени архитектор А.Н. Воронихин. Утверждают, что он спроектировал собор по образу собора святого Петра в Риме, стараясь этим подчеркнуть, что Россия – преемница вселенской имперской державности от первого и второго Римов. В 1800 г. Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором С.-Петербурга, с большим вниманием следил за строительством и много помогал. В 1811 г. перед самым началом войны икона была перенесена в Казанский собор.

Во время Отечественной войны 1812 года, после назначения главнокомандующим Русской армии, Кутузов поехал в Казанский собор и молился у иконы Казанской. Просил благословения у Божией Матери на подвиг, на борьбу с врагами Отчизны. И снова Божия Матерь защитила православный русский народ от нашествия. 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платона разбили арьергард Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Враг потерял 7 тысяч человек. В этот день начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов. С этого дня армия неприятеля стала таять.

Казанский собор в Петербурге, хотя и непривычной нерусской архитектуры, стал храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно Кутузов, приведший Русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме освященном в честь иконы Божией Матери Казанской, которую он так почитал всю жизнь.

Большевики, как известно, превратили Казанский собор в атеистический музей, но петербургский чудотворный список Казанской иконы был перенесен в Князь-Владимірский собор, где пребывает поныне.

Судьба же первообраза явленной иконы точно не выяснена. В ночь на 29 июня 1904 г. собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; тогда безследно пропала и сама чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. Так ли было на самом деле? Вероятно, икона действительно была утрачена по грехам нашего народа, явно ослабевшего духовно перед революцией. В тот же год русское воинство постигли неудачи в войне на Дальнем Востоке.

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910–1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудотворцев.

Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798–1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, снесена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. Сейчас в нем находится филологический факультет Казанского государственного педагогического института. В глубине квартала расположены двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М. Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.

Главный монастырский собор в Казани, построенный на месте обретения иконы и снесенный при большевиках

Главный монастырский собор в Казани, построенный на месте обретения иконы и снесенный при большевиках

Помня о таком заступничестве Казанской Божией Матери в прошлом, в годы советско-германской войны верующие люди надеялись на ее помощь и предлагали обнести ею обороняемые Ленинград, Москву, называют и Сталинград – якобы "по личному приказу Сталина". В каких случаях это было сделано на самом деле, а в каких из этой веры возникли мифы, связанные с отмыванием фигуры "православного" Сталина – мы сказать не беремся, ибо никаких документальных доказательств этому нет. А мифов, в том числе так называемое "православное завещание Сталина" – слишком много, чтобы им можно было верить без доказательств...

Во всяком случае выглядят достоверными сведения о том, что с Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно, не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а насколько хватило сил. Разумеется, и для этих истощенных верующих, и для Богородицы это был не город с кощунственным богоборческим именем "Ленинград", а город святого Петра, которому надлежит восстановиться в будущем.

+ + +

В заключение несколько слов о широко разрекламированном возвращении иконы Казанской Божией Матери Ватиканом в 2004 г. Это один из списков иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями. Он был продан большевиками за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. Утверждалось, что эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Папа высказал пожелание вернуть икону в Россию, но условием ставил личную встречу в Москве с патриархом Алексием II, что было неприемлемо для последнего в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом (экспансия католических миссионеров на Украине и в РФ). В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти. Смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье. Ради такого исторически малозначительного списка тем более встреча с папой была отклонена.

Поэтому в 2004 г. Ватикан решил передать этот список Казанской иконы без всяких условий, хотя и с не меньшей пропагандной шумихой. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля список был передан кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, патриарху Алексию II, у которого список и хранится в домовом храме рабочей резиденции в Москве.

+ + +

Отметим также, что 2/15 марта 1917 года, в день отречения Императора Николая II от престола и окончания самодержавия в России в Москве была явлена Икона Божией Матери, именуемая Державной – чудотворная икона-надежда на воскрешение православной государственности. Явилась же Державная икона под Москвою в Коломенском, в храме в честь Казанской Божией Матери, где был и поныне есть чтимый список с Казанской иконы. Этим обозначена некоторая преемственная связь между прежней, утраченной, и вновь явленной нам святынями.

М.Н.

В числе использованных материалов:
http://www.ikona.ru/bm_kaz.html
http://www.1000kzn.ru/article/ru/716/385/1/
http://www.klikovo.ru/db/msg/2354

"Песчанская" икона Богородицы

Песчанская икона БогородицыОдин из чудотворных списков Казанской иконы Божией Матери известен как "Песчанская" икона. Явление этого образа связано с именем святителя Белгородского Иоасафа.

В год своей кончины в 1754 г. епископ объезжал свою епархию, и накануне выезда ему был сон... Некая церковь и в ней, в неподобающем месте, икона Божией Матери. От нее исходило сияние и был глас: "Смотри, что сделали с ликом Моим служители этого храма". Прибыв в город Изюм Харьковской губернии, святитель в Вознесенской церкви узнал икону, которую видел во сне. Икона служила в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению епископа икону поместили в большой киот, а в 1792 г. церковь вместе с иконой была перенесена из городского предместья в более возвышенное место на Пески, почему и стали икону называть Песчанской. Вскоре икона прославилась чудотворениями.

Около 1800 г. в Изюме жил учитель местного училища Стефан Гелевский, у которого умирали дети; наконец, заболел и последний, сын Петр. Не теряя надежды на милость Божию, родители дали обещание отслужить молебен перед образом Божией Матери на Песках. По дороге в Вознесенский храм сын их умер. Мать хотела возвратиться назад, но отец настоял на исполнении данного обета. Никому не сказав о смерти ребенка, они во время молебна со слезами умоляли Божию Матерь стать их утешительницей. И по вере их чудо совершилось! При чтении в третий раз кондака «О Всепетая Мати...» дитя, до тех пор бездыханное, вдруг вскрикнуло так сильно, что привело в ужас всех присутствующих; отец же и мать лишились чувств. Придя в себя, они рассказали, как сын их умер дорогою, но пред иконой ожил по ходатайству Царицы Небесной. Младенец их поправился, вырос и жил потом в Санкт-Петербурге до преклонных лет. Слух о таком чуде быстро распространился. К чудотворной иконе стали стекаться толпы богомольцев. По их молитвам у Песчанской иконы Божией Матери совершались многие чудеса, люди исцелялись от неизлечимых болезней, прославляя Заступницу рода человеческого.

Чудотворный образ пришел на помощь нашему Отечеству в один из тяжких моментов его истории, в самый разгар Первой Мiровой войны, и был... отвергнут. Было это так. 4 сентября 1915 г. на на общем собрании членов "Братства святителя Иоасафа" попросил разрешение выступить военный. «Не удивляйтесь тому, что услышите, – сказал он. – Вопрос идет обо всей России, и я не могу молчать потому, что получил от угодника Иоасафа прямое повеление». И он рассказал о своем грозном сне за два года до войны. «Явившийся в сновидении святитель взял меня за руку, вывел на высокую гору, откуда взору открылась вся Россия, залитая кровью». Затем было еще одно видение угодника Божия. «Передо мной стоял святитель Иоасаф... "Поздно, – сказал он, – теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию. Владимирский образ Царицы Небесной и Песчанской образ Божией Матери нужно немедленно доставить на фронт, и пока они будут там находиться, до тех пор милость Господня не оставит Россию". Я очнулся и с удвоенной настойчивостью принялся выполнять прямое повеление Божие».

Князь Н.Д. Жевахов и другие члены братства поверили полковнику. Возглавить миссию поручили князю. Добившись личного распоряжения Государыни Александры Феодоровны, князь Жевахов отвез иконы в прифронтовую ставку. Многолюдные крестные ходы сопровождали путь поезда из Харькова. И совсем по иному были встречены иконы в Могилеве: Государю о прибытии проезда из Харькова не докладывали, а князю было заявлено, что в ставке некогда заниматься пустяками. Крестного хода с иконами по линии фронта не состоялось, тем не менее иконы были оставлены в ставке на несколько месяцев до конца 1915 г. По многочисленным свидетельствам, во время пребывания этого образа на фронтах русские войска не знали ни одного поражения.

С тех пор Песчанская икона Пресвятой Богородицы считается в народе покровительницей и заступницей России в дни тяжких испытаний. Празднования совершаются 8/21 июля и 22 октября/4 ноября вместе с празднованием Казанской иконе Богородицы. С Песчанской иконы было сделано много списков. Первый же образ, к сожалению, до настоящего времени не обнаружен. По некоторым сведениям, он был вывезен с белой эмиграцией за рубеж и там следы его затерялись...

Князь Жевахов также оказался в эмиграции, где писал в 1928 г.: «Но как ясно, что все беды явились следствием ослушания воли Божией, так ясно и то, что Господь простит этот грех лишь после того, когда повеление святого Иоасафа будет выполнено. Так думают те, кто на протяжении восьми лет своей беженской жизни, безуспешно разыскивали Песчанский образ Богоматери по всей Европе и не находил его, так думают и те, кто верил афонским старцам, связавшим спасение России с обретением этого образа и возвестившим, что момент его обретения явится первым реальным моментом на пути к спасению Отечества. Момент этот наступил: афонские старцы вымолили у Бога милость и сей образ дивными путями Промысла Божия явился к одному из них и препровожден в Европу именно к тем людям, коим предуказанно идти впереди священной рати и чьи святые имена, доныне сокрытые, будут из поколения в поколение славиться благородным потомством. Первый шаг к спасению России сделан Самим Богом, даровавшим зарубежной России Песчанский образ Божией Матери. Второй шаг должен быть сделан каждым, кто верует в Бога…».

Летом 1999 г. группа благочестивых православных решила хотя бы с опозданием исполнить волю Божией Матери – совершив крестный ход со списком Песчанской иконы над просторами нашей родины на самолете вместе с другими иконами, среди которых была и Державная икона Божией Матери.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25072103

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 4 комментария
  1. blank Алеша:

    Замечательная статья

  2. blank Юлия:

    Я ходила к этой иконе,а когда отходила на меня вылилось масло с водой из лампады и потекло по лбу и волосам - что это значит?
    Спасибо!

  3. blank полина:

    замечательно

  4. blank Галина.:

    21 июля обретена Величайшая Святыня. Казанский собор невообразимо прекрасен.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • МВН 11.03.2024 в 07:39 на Первый Земский Собор на РусиАндрей Устинов, а разве в этой статье утверждается что-то иное, что монархия не была самодержавной? Вы зачем-то ломитесь в открытую дверь.
  • Андрей Устинов 11.03.2024 в 05:51 на Первый Земский Собор на РусиНикакой сословно-представительной монархии на Руси никогда не было. Была монархия самодержавная. Земские соборы собирались самодержавным царем для заслушивания голоса земли, с которым
  • Юрий 10.03.2024 в 14:03 на Мультатули возмущен «беспардонным враньем в его адрес»Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа !
  • Свен 10.03.2024 в 06:21 на Первый Земский Собор на РусиНародный художник России скульптор В.М. Клыков мудрым был мужиком и дело предлагал,но руководство РПЦ МП посчитало,что нужно восстанавливать инфраструктуру и в итоге
  • Свен 10.03.2024 в 06:16 на Мультатули возмущен «беспардонным враньем в его адрес»С. Франк верно отметил ложное понимание Христовой заповеди Толстым, следование её букве, но не духу, разумение под ней безусловного запрещения всяких «действий

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.