4.12.1898 (17.12). Умер Павел Михайлович Третьяков, основатель Третьяковской галереи, переданной им в 1892 г. в дар городу Москве
Основатель Третьяковской галереи
Павел Михайлович Третьяков (15.12.1832–4.12.1898) – известный московский собиратель картин. Вместе с братом Сергеем Михайловичем он в течение более четверти века приобретал картины русских художников и таким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России, которая в 1892 г. вместе со зданием была принесена им в дар городу Москве.
Сын купца 2-й гильдии. Получил хорошее домашнее образование и работал c отцом, проявив огромную работоспособность и сметку. Расширяя дело отца, Третьяков с братом Сергеем построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тысяч человек. Увлеченный с юности искусством и руководствуясь глубоким патриотическим чувством, Третьяков начал на свои доходы собирать художественную коллекцию национальной русской живописи, пользуясь советами В.В. Стасова, И.Н. Крамского и др. Годом зарождения его галереи принято считать 1856 г., когда были приобретены картины "Искушение" Н.Г. Шильдера и "Финляндские контрабандисты" В.Г. Худякова. Затем последовала покупка работ И.П. Трутнева, А.К. Саврасова, К.А. Трутовского, Ф.А. Бруни, Л.Ф. Лагорио, К. Брюллова и др.
С самого начала Третьяков решил, что собирает галерею не для себя лично. В завещании, составленном уже в 1860 г., после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
Его подвижническая деятельность приобретает для России особое значение, если учесть, что в то время русская школа живописи как самобытное явление не имела известности за исключением некоторых имен. Произведения русских художников были рассеяны по частным коллекциям. Древнерусское искусство иконописи вообще не считалось художественным. В общественных вкусах доминировала художественная традиция Запада, возникшая в эпоху "Возрождения". И все это предстояло преодолеть частному предпринимателю Третьякову, собрать вместе, показать міру русскую живопись как явление, открыть имена, без которых невозможно сейчас представить русское искусство.
Десятилетиями Третьяков материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. Одушевлявшая Третьякова высокая цель и жертвенные личные качества снискали ему глубокое уважение и любовь художников. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами, хотя он предлагал не самые большие суммы. Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими.
Большое культурно-историческое значение имело осуществление идеи Третьякова о создании обширной портретной галереи деятелей русской культуры. Портреты и автопортреты выполненялись по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами, которые сохранили для потомков образы выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников (Л. Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других).
В 1874 г. Третьяков построил для своего собрания великолепное здание, которое с 1881 г. стало открытым для посещения. В 1892 г. он передал свою коллекцию (1276 картин и 470 рисунков выдающихся русских художников, а также коллекцию икон) и здание галереи в собственность Московской городской думы. С 1893 г. она получила название Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых и продолжала пополняться в значительной мере на средства П.М. Третьякова, который стал ее пожизненным попечителем и завещал проценты со своего капитала на будущее ее пополнение, положив начало музею мірового значения. В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств.
После революции большевики часть собрания (в основном иностранных художников, из коллекции брата С.М. Третьякова) перевели в Музей изобразительных искусств им. Пушкина, частично продали за границу. Тем не менее Третьяковскую галерею удалось сохранить как важнейшее достояние русской национальной культуры наряду с Русским музеем в С.-Петербурге.
+ + +
Душа Москвы
И. Шмелев
Неисчерпаемо море щедрых даров купечества во имя человека-брата; не перечислить имен достойных, не вспомнить минувших дел,всех,сполна: нельзя охватить Россию. Эта памятка говорит только о Москве...
Не только дело "богоугодное" нашло в московском купечестве силу великого размаха: российское просвещение в науках и искусствах также многим ему обязано.
Всему миру известна московская "Галерея Третьяковская"... – живая история русской живописи... Вложила она немало в добрую славу о России. Великую эту галерею всю жизнь собирали Третьяковы, именитые москвичи-купцы. Собрали, затратив миллионы. И принесли в дар Москве, – дар бесценный. И еще капитал оставили, с усадьбой и завещанием: хранить, продолжать и – доступ бесплатно всем...
Помню еще собрания Цветкова, С. Щукина. Библиотеку Хлудовых, из редкостей по церковному расколу. Собрания древней русской иконной живописи – К.Т. Солдатенкова, С.П. Рябушинского, Постникова, Хлудова, Карзинкина... Картинную галерею И.А. Морозова, на Пречистенке... – что еще?..
Московские клиники известны... Клиники воздвигались, словно по волшебству, в 80-90 годах минувшего века и все продолжали разрастаться. Жертвователи соревновали, "из-за чести". Большинство клиник – именные: гинекологическая клиника имени Т.С. Морозова, клиника по нервным болезням В.А. Морозовой, клиника по раковым опухолям, "зыковская", – ее же, детская клиника Мазуриных, по внутренним болезням...
Многие больницы созданы тем же купечеством московским: глазная Алексеевская, бесплатная Бахрушинская, Хлудовская, Сокольническая, Морозовская, Солдатенковская, Солодовниковская... – все без платы.
Богадельни: Набилковская, Боевская, Поповых, Казакова, Алексеевская, Морозовская, Варваринская, Ушаковская, Мещанские – Купеческого Общества, Солодовниковская... – на многие десятки тысяч престарелых. Многие детские приюты, убежища для вдов, сиротские дома... – без счета.
Дома дешевых квартир для неимущих, Бахрушина... Ночлежные дома Крестовниковых и Морозова, на 3-4000 бездомных...
Коммерческий Институт, коммерческие училища, Практическая Академия, техническое училище имени Комиссарова, – того самого мещанина Комиссарова, что вышиб из руки Каракозова оружие, направленное на Царя-Освободителя, – Мещанские училища – гиганты, десятки ремесленных училищ и школы рукоделий... – все создано купцами...
Родильные приюты, училище для глухонемых, Рукавишниковский приют для исправления малолетних преступников, с мастерскими и сельскохозяйственной школой в собственном имении, прядильно-ткацкие образцовые школы, школы технического рисования, школы фабричных колористов, литейщиков, художественной ковки, слесарей, монтеров... – на все широко давало купечество. Легко давало. Много дел человеколюбия и просвещения остались безыменными, по Слову: "пусть левая рука твоя не знает, что творит правая"...
Скончавшаяся во время войны В.А. Морозова оставила "в помощь жертвам войны" 6 000 000 зол. рублей...
Ю.И. Базанова -– московка-сибирячка, "друг студентов". За невзнос платы за учение тысячи бедняков-студентов могли потерять университет. Они его не потеряли, благодаря Базановой...
И как же легко и просто выкладывались деньги!... Не хлопотали о народе, не кричали, не суесловили. А делали, без шума, просто.
А тысячи церквей, по всей России!.. Все это создавалось – кем? Русскими, православными людьми, – "вчерашними мужиками" создавалось. Их надо вспомнить. Надо записать все – и помнить.
Март, 1930 г.