12.07.2007       1

Убит заговорщиками Князь Андрей Боголюбский


29.06.1174 (12.07). - Убит заговорщиками Князь Андрей Боголюбский

Андрей Юрьевич БоголюбскийАндрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1110–29.6.1174) – внук Владиміра Мономаха, второй сын князя Юрия Владиміровича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осекевича. Великий Князь Владимірский в 1169-1174 гг., до того княжил в Вышгороде, участвовал в боевых походах отца и храбро принимал участие в боях, рискуя жизнью.

«Когда умер его дед, Андрею было около пятнадцати лет, и он, несмотря на то что жил большей частью в Ростово-Суздальских краях, вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей.

При таком порядке старший в роде одновременно являлся Великим Князем и сидел на старшем – Киевском – столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям – они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Он знал: умрет Киевский Великий князь – его достоинство вместе с престолом перейдет к следующему за ним по старшинству члену рода, и это вызовет перемещение остальных князей в те уделы, которые теперь соответствуют степени их старшинства. Новое положение будет сохраняться до тех пор, пока жив новый глава рода. Затем – новая передвижка. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол...

Св. Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1155 г. князь Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимірское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.

На великокняжеском столе св. Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа.

Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой [из Вышгородского женского монастыря] чудотворную икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником; увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!». [Эту икону назовут вскоре по месту ее пребывания Владимiрской и она станет главной святыней на Руси. – Ред.].

Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах.

Когда св. Андрей миновал Владимір, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. [В житиях указывается, что по дороге Князю явилась Божия Матерь. На месте Ее чудесного явления, по Ее повелению, Князь Андрей основал обитель с селением, названным Боголюбово. По просьбе Князя была написана икона Владычицы в том, виде, как Она ему явилась (1157), названная Боголюбской. – Ред.] Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимір сделал столицей княжества. [1 августа 1164 г., когда Андрей был в походе против волжских булгар, от Владимирской иконы воссиял дивный свет, который озарил весь княжеский полк. Память об этом чуде сохраняется и сейчас в праздновании 1/14 августа. – Ред.]

Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией во всем течении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то, что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.

Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя в 1174 г. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. Андрея. Главное лицо среди “начальников убийства” – ключник Анбал Ясин – иудей [при участии еще одного: Ефрема Моизича. – Ред.]. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию "Иуды с жидами" перед предательством Спасителя.

Летопись приводит и непосредственную причину преступления – это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие. Оплакивая своего господина, верный слуга Кузьма говорит: «Бывало, придет гость какой из Царьграда... или латынин... даже поганин какой если придет, князь сейчас скажет: поведите его в церковь, в ризницу, пусть видят истинное христианство и крестятся; так и случалось: болгары и жиды и всякая погань, видя славу Божию и украшение церковное, крестились и теперь горько плачут по тебе...» Согласно воззрениям Талмуда, гой, "совративший" еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти.

Узнав об убийстве князя, владимірцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимірской предотвратили дальнейшие кровопролития. Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов великого князя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности».

Митрополит Иоанн (Снычев)
http://www.hrono.info/biograf/bogolyub.html

+ + +

Как был убит Великий князь. Однажды Андрей казнил одного из ближайших родственников своей жены, Кучковича. Тогда брат казненного Яким Кучкович вместе с зятем своим Петром и некоторыми другими княжескими слугами решил избавиться от своего господина. К заговору вскоре пристали домашние слуги князя – некий яс (осетин) по имени Анбал и еще жид по имени Ефрем Моизич.

В ночь с 29 на 30 июня 1174 г. они для храбрости напились вина и, пьяные, пошли к княжеской спальне и выломали двери. Андрей вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нем (тот меч принадлежал прежде св. Борису), но меча не было. Ключник Анбал украл его днем из спальни. В то время, когда Андрей искал меч, двое убийц вскочили в спальню и бросились на него, но Андрей был силен и уже успел одного повалить, как вбежали остальные и бросились на Андрея; тот долго отбивался, несмотря на то, что со всех сторон секли его мечами, саблями, кололи копьями. «Нечестивцы, – кричал он им. – Зачем хотите сделать то же, что Горясер [убийца св. Глеба]? Какое я вам зло сделал? Если прольете кровь мою на земле, то Бог отметит вам за мой хлеб». Наконец Андрей упал под ударами; убийцы, думая, что дело кончено, взяли своего раненого и пошли вон из спальни, дрожа всем телом, но, как скоро они вышли, Андрей поднялся на ноги и пошел под сени, громко стеная; убийцы услыхали стоны и возвратились назад, нашли князя по кровавому следу и прикончили его.

4 июля состоялось погребение Князя в построенном им Успенском соборе во Владиміре. Открытие св. мощей Князя Андрея произошло в 1702 году.

Церковь отмечает память его в день погребения 4 (17) июля.

Боголюбово. Лестничная башня, место убийства князя

Боголюбово. Лестничная башня, место убийства князя

Использован материал: http://www.hrono.info/biograf/bogolyub.html

+ + +

Чтобы охарактеризовать личные качества этого выдающегося государственного деятеля, лучше всего процитировать Льва Александровича Тихомирова: «Одарённый огромными способностями, он в то же время отличался превосходными нравственными качествами. Его память не запятнана никакими пороками, никакими низкими поступками, никакими даже случайными преступлениями. Его благочестие, его искренняя вера, молитвы и посты, его широкая благотворительность – несомненны. При редкой храбрости и военных талантах, он приобрёл много военной славы, но не дорожил ею и не любил войны. Точно так же, при огромных трудах на пользу своей земли, он совершенно не дорожил популярностью. Всей своей жизнью он представляет человека идеи, который только ею дорожил, был готов для неё всё сделать, всем пожертвовать и всем рискнуть».

В чём же заключалась идея, овладевшая сыном Юрия Долгорукого и внуком Владиміра Мономаха?.. Она родилась в его сознании как результат напряжённых размышлений, материал для которых предоставляла ему его широкая образованность. Как отмечают летописцы, он был человеком "книжным", учёным. Это был мыслитель, и мыслитель незаурядный, сумевший опередить своё время и заглянуть в будущее Русской земли, понять ее историческое предназначение, угадать Божий о ней Замысел. Родившаяся и окрепшая в нем идея была идеей Руси как православного царства.

Какую роль сыграло здесь то обстоятельство, что его прапрадед был император Константин Мономах, сказать трудно, но идея эта, безусловно, византийская. Можно сказать и больше: в ней заключался зародыш будущей идеи "Третьего Рима". Андрей Боголюбский предвосхитил её за целых триста лет до того, как она прозвучала в послании инока Спасо-Елеазаровского монастыря московскому Великому Князю Василию Третьему. Андрей будто предвидел, что Константинополю стоять осталось не так уж долго, и положил делом своей жизни готовить ему замену.

Он начал с установления единовластия в своей суздальской земле. Вскоре она стала являть собой разительный контраст по отношению к остальной Руси: всюду происходили раздоры и усобицы, а здесь царили порядок и спокойствие. Однако Боголюбский не собирался ограничивать поле своей деятельности собственным уделом и ждал только удобного момента, чтобы распространить её на всю Русь... «С Андрея, – пишет Соловьев, – впервые высказывается возможность перехода от родовых отношений к государственным».

Другой поступок Андрея Боголюбского можно назвать классическим для правителей, приучающих подданных к своему самовластию. Он сделал то же самое, что делали три других великих теоретика и практика этой формы правления – Эхнатон, Иван Грозный и Петр Великий [а также Император Константин Великий], – перенёс столицу в новое место (во Владимір), как бы начиная историю России с нуля...

Владимір не прижился в новой роли, как и вся программа Андрея Боголюбского создания русского царства. Она была выдвинута преждевременно... Князя, в конце концов, убили свои же. Русь вернулась к феодальной раздробленности, которую удалось преодолеть лишь к 1448 г. [научением от обратного: в итоге попущения более чем двухвекового ордынского ига по нашим грехам. – Ред.], когда Василий Темный покончил с последним смутьяном Шемякой и стал де-факто первым русским царем, а наша Церковь обрела автокефалию.

Но подвиг Великого князя Андрея не пропал даром: если бы не было первой, неудачной, попытки создать Российскую православную империю, не было бы и второй, удачной. Учитывая огромное историческое значение этого подвига, а также праведность жизни Андрея Боголюбского, его горячую веру и мученическую кончину, наша Церковь причислила его к лику святых. Думается, совсем не случайно то обстоятельство, что его память отмечается в тот самый день, когда был убит, также предательским образом, последний российский Император Николай II – 4 июля по юлианскому календарю. Сам Господь устроил так, что обоих великих страстотерпцев мы поминаем в храмах одновременно.

В.Н. Тростников
http://www.russdom.ru/2004/200407i/20040712.html

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25071202

Оставить свой комментарий
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. blank Евгений Шутенков:

    Был я в граде Володимире. Очень понравился мне город Владимир, даже просто пребывание там вызывает радость на душе. Спрашивал я у местной жительницы, был ли Владимир столицей Руси, она ответила: "Да".
    Спросил: "А будет?". Она ответила: "Не надо, не хотим".
    Я думаю, что в будущем столица Руси будет уже не в Москве (и не в Санкт-Петербурге). Какой бы не было это сложной и тяжёлой для некоторых мыслью, но уже надо подумывать и готовиться к тому, что столица Руси будет в другом городе. Может быть придётся нескольким городам разделить столичные функции. Историю Руси придётся опять начинать с нуля.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.