11.08.1979. Умер о. Георгий Флоровский, православный философ и патролог.
Георгий Васильевич Флоровский (28.08.1893–11.08.1979) родился в Елисаветграде, в семье православного священника. В 1894 г. семья переехала в Одессу, где отец получил место настоятеля кафедрального собора и ректора Одесской семинарии. В 1916 г. Георгий окончил историко-филологическое отделение Новороссийского университета (в Одессе). В 1919 г. – приват-доцент кафедры философии и психологии. В январе 1920 г. эмигрировал вместе с родителями в Болгарию, где участвовал в создании Русского религиозно-философского общества.
Затем жил в Праге, где стал одним из основателей евразийского движения (вместе с Н.С. Трубецким, П.Н. Савицким, П.П. Сувчинским и др.), участвовал в евразийском сборнике-манифесте "Исход к Востоку" (1921). В 1923 г. защитил в Праге магистерскую диссертацию "Историческая философия Герцена", преподавал на Русском юридическом факультете (1923–1926). Принимал участие еще в двух евразийских сборниках – "На путях" (Берлин, 1922) и "Россия и латинство" (Берлин, 1923). Постепенно осознал историософскую ложность евразийства и порвал с ним после публикации статьи "Евразийский соблазн" ("Современные записки", 1928, № 34).
В 1926 г. был приглашен профессором кафедры патрологии Русского Богословского института в Париже. Лекционные курсы по истории патристики стали основой двухтомного исследования: "Восточные отцы IV в." (Париж, 1931) и "Византийские отцы V–VIII вв." (Париж, 1933). В 1932 г. принял священство. В годы Второй мiровой войны Флоровский жил в Югославии.
В 1948 г. о. Георгий переехал в США, где преподавал, а затем стал деканом Свято-Владимiрской семинарии в Нью-Йорке (Американской Православной Церкви). Он внес серьезный научный вклад в такие различные области, как литература, история философии, богословие, история русской религиозной мысли. С другой стороны – участвовал в сомнительном экуменическом движении, даже избирался в исполнительный комитет Всемiрного совета церквей (1948).
В 1956–1964 гг. – возглавил кафедру истории Восточной церкви в Гарвардском университете. В последние годы жизни преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения. Несмотря на такую явную принадлежность в "демократическому" Православию, уже в парижский период в своем фундаментальном труде "Пути русского богословия" (1937) о. Георгий дал точную критику многим уклонам русских философов от истины Православия. Тогда же в упомянутых книгах об Отцах Церкви выразил как свою основную богословскую концепцию идею «неопатристического синтеза», то есть возвращения к учению Отцов Церкви с учетом современного философского опыта. Знаменитый его призыв: «Вперед – к Отцам».
Можно сказать, что в целом мiровоззрение о. Георгия Флоровского на протяжении его жизни странно сочетало экуменический либерализм в отношении к окружающему мiру с традиционным православным богословием в научной работе. В частности о. Георгий точно вскрыл оккультно-мистическую червоточину "софиологии" В.С. Соловьева, о. Павла Флоренского и о. Сергия Булгакова.
Умер о. Георгий в Принстоне, успев обратить внимание на признаки идейного и духовного пробуждения в СССР того времени.
Благодарю за указание на неточность с местом рождения. Исправлено.