1.09.1951. – Умер в Нью-Йорке церковный писатель, историк и публицист Георгий Петрович Федотов
Г.П. Федотов
Георгий Петрович Федотов (1.10.1886–1.09.1951), историк, философ, публицист. Родился в Саратове в небогатой дворянской семье управляющего канцелярией саратовского губернатора. Учился в воронежской гимназии, причем последнее время на казенном содержании, ибо отец его рано умер. Окончил гимназию (1904) с золотой медалью.
В гимназические годы увлекся марксизмом, а став студентом в С.-Петербурге (механическое отделение Технологического института), участвовал в социал-демократическом движении, в том числе в т.н. "первой революции", последовали арест и высылка на два года за границу (вот какие жестокие меры применяла к революционерам "царская деспотия"). В 1906-1908 гг. изучал историю и философию в университетах Берлина и Йены, вернувшись в Россию поступил на историко-филологический факультет С.-Петербургского университета (1908). В результате продолжавшейся марксистской деятельности вновь имел конфликт с властями, от которого скрылся в Италию. Тем не менее в 1914-1915 гг. Федотов выдержал магистерские экзамены и стал приват-доцентом по кафедре средневековой истории Петербургского университета.
Февральскую революцию принял как должное, хотя уже и отошел от марксизма. В 1917 г. Федотов оставил преподавание и поступил на работу в исторический отдел Публичной библиотеки. Здесь он сблизился с деятелями так называемого "религиозного возрождения", которые заинтересовали его христианским осмыслением происходящего, также и в связи с богоборческим большевицким переворотом. Входил в религиозный кружок "Воскресение" и Братство "Христос и свобода". В 1918 г. он и его единомышленники стали издавать журнал "Свободные голоса", в первом номере которого Федотов опубликовал свое эссе "Лицо России". Подрабатывал переводчиком в частных издательствах, публиковал свои статьи по истории средних веков. В 1924 г. вышла в свет его единственная на родине книга "Абеляр".
В сентябре 1925 г., под предлогом научных занятий в иностранных библиотеках, выехал по французской визе в Париж. В 1926 г. в журнале "Версты" появились его статьи: "Три столицы" и "Трагедия интеллигенции", затем различные работы в "Пути" Н.А. Бердяева, в "Новой России" А.Ф. Керенского, в журналах: "Современные записки", "Вестник РСХД", "Православная мысль" и др. Перечень печатных изданий говорит не столько о всеядности Федотова, сколько о неоформленности его политических убеждений и православного мiровоззрения, что заметно и во всех статьях того времени. Тем не менее (или именно поэтому) ему удалось стать ведущим преподавателем либерального парижского Православного богословского института, который под влиянием масонских и экуменических организаций отделился от Синода Русской Зарубежной Церкви. С 1926 г. Федотов читал там лекции по истории Западной церкви, латинскому языку и жизни святых, активно участвуя в экуменическом движении.
Кризис демократии в Европе, повсеместное становление национально-авторитарных корпоративных (фашистских) режимов, выступивших одновременно против коммунизма и демократии, пробудили и в русской эмиграции как надежды на их поддержку целей русской освободительной борьбы, так и поиски модели своего "русского фашизма". Примечателен в этом отношении журнал "Новый Град", который Федотов издавал с 1931 по 1939 гг. совместно с Ф. Степуном и И. Фондаминским (вышло 14 номеров).
Это название хорошо отражает поиски всей эмиграцией русского пути – осуществления христианской правды-истины и правды-справедливости в общественных структурах современности. В редакционной программной статье журнала задачи русской эмиграции были поставлены следующим образом: не только по-новому осознать русскую идею после национальной катастрофы, но и построить с учетом европейского опыта Новый град – общество на христианских началах, «из старых камней, но по новым зодческим планам» (1931, № 1), с целью выйти из кризиса, в котором оказалась европейская цивилизация.
Федотов, в частности, выдвигал для этого понятие "трудовой строй", в котором не капитал – а «труд становится мерилом социальных ценностей и ложится в основу социальной иерархии. Если в феодальном и патриархальном обществе аристократия основывала свое право на землевладении (и военной доблести), в капиталистическом – на денежной собственности (и таланте), то в рабочем создается аристократия, основанная на труде (и творчестве)» (1932, № 3). «Весь смысл корпоративного государства – в осуществлении трудового социального строя» (1934, № 9).
И хотя Федотов признавал, что именно попытка реализации социалистических идеалов «повинна в гибели России», все же ставил себе «дерзновенную цель»: «спасти правду социализма правдой духа и правдой социализма спасти мiр». В 1932 г. он писал: «...гибель доктринального социализма есть творческая гибель. Если социализм умирает, то сама жизнь социализируется... Наше поколение не знает, и до конца не узнает, живем ли мы в начале социалистической Эры или в конце цивилизации» (1932, № 3).
Тем не менее марксистско-социалистическое прошлое порою проступало у Федотова в виде неприятных родимых пятен, вплоть до апологии красных зверств в Испании – что привело его к сотрудничеству с Керенским и к разрыву отношений даже с либеральным парижским Богословским институтом.
До начала Второй мiровой войны Федотов издал много книг: "Святые древней Руси" (1931), "И есть и будет" (1932), "Стихи духовные" (1935), "Эсхатология и культура" (1938), "Русский человек" (1938), "Создание элиты" (1939).
После оккупации Парижа немцами Федотов с помощью "Американского Еврейского рабочего комитета" выехал в США, куда прибыл в сентябре 1941 г. В США он через два года поисков работы был приглашен на должность профессора истории в только что открывшейся Свято-Владимiрской семинарии в Нью-Йорке, принадлежавшей Американской Православной Церкви – это было еще одно, сродни парижскому, либеральное ответвление от Русской Зарубежной Церкви, враждовавшее с ней.
В этот период Федотов опубликовал в либеральном "Новом журнале" свои не слишком глубокие и даже спорные статьи: "Новое отечество" и "Загадки России" (1943), "Россия и свобода" и "Запад и СССР" (1945), "Народ и власть" и "Христианская трагедия" (1949, 1950); не стеснялся сотрудничать также в эсеровском журнале "За свободу". Лучше бы он занимался только историей Церкви, в этой области его работы более ценны. Последняя из них "Русское религиозное сознание" (успел описать только "Христианство в Киевской Руси", 1946).
Но при всех своих полезных работах о русских святых, при многих верных мыслях в плане социального христианства с критикой западной демократии, Федотов, к сожалению прежде всего для него самого, не преодолел ни своих "прогрессивных" родимых пятен, ни изрядной доли юдофильской повинности (см. его "Новое на старую тему. К современной постановке еврейского вопроса", 1939), ни эсхатологической ограниченности в понимании судеб России, о которых он столь охотно и часто писал.
Скончался Г.П. Федотов в Бэконе (шт. Нью-Джерси, США) 1 сентября 1951 г.
Подробнее о журнале "Новый град" см. в книге "Миссия русской эмиграции", гл. 15-17 https://rusidea.org/431000