Читая многочисленные архипастырские послания к Рождеству Христову и не будучи богословом, дерзну все же высказать достаточно простое и очевидное мнение, воспринятое мною от выдающихся православных авторов, ‒ мнение о нашем смирении. Комментарий этот навеян частым тезисом во многих стандартных посланиях архипастырей к празднику, ежегодно повторяющихся и учащих паству брать пример с Христа, Который умалил Свою Божественную сущность и показал, что «нет в мiре более действенного оружия против сатаны, чем смирение». Поэтому ‒ не противься злому, не тщись протестовать против неправедной власти, а молись ‒ и «Господь всё управит» (в обиходе: «Святейший всё управит»). Ибо Сам Сын Божий явил нам примеры Своего смирения ‒ и в Рождестве, явившись людям в хлеву беззащитным младенцем вместе со скотиной, и в Своем Распятии на кресте, смертию смерть поправ.
Это так. Однако смирение Божие и смирение человеческое имеет все же разные уровни, цели и результаты.
Нельзя не видеть того, что Сын Божий умалил Свое могущество не из смирения перед злом и перед сатаной (не поклонился ему: «отойди от Меня, сатана». ‒ Мф. 4: 10), ‒ а прежде всего Он умалился из стремления в Своем телесном Человечестве взять на Себя человеческие грехи для их преодоления, грехи всего мiра (1 Ин. 3:5; 1 Пет. 2:21, 24). Смиренное самоумаление могущества было необходимо Христу также и для того, чтобы не принуждением (чудесами или упреждающим силовым сокрушением сатаны) побудить людей следовать Его учению, а вызвать в людях добровольное осознанное желание следовать Христовым заповедям, избавляясь от сатанинского порабощения. Иначе такое принуждение мог бы Христу поставить в упрек и лукавый сатана: мол, люди согрешили добровольно, переступив Твою заповедь послушания и поверив мне, а Ты их хочешь сделать святыми по принуждению, ‒ в чем тогда их заслуга?.. Таковы двоякая (хотя и не постижимая нами во всей полноте) суть и цель жертвенного Божественного самоумаления и смирения вплоть до крестной смерти.
В то же время Христос не смирялся перед злом и не учил людей этому, а давал пример сопротивления злу даже силою (например, в изгнании торговцев из храма; в изгнании бесов из людей, в иконографии есть множество изображений, как ангелы Христовы воюют с бесами, и антихриста в конце истории Он убивает).
Альбрехт Дюрер. Битва ангелов с демонами
К этому вспомним и утверждение о разделении людей в их отношении к христианству: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Тут явно речь идет о противоборстве Истины и зла. И священное Писание, и святые отцы утверждают, что не всякий мир предпочтительнее войны, мира со злом быть не должно. Вот что писал об этом первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет.
«Ангелы пели о мире, но часто говорят теперь, что если Христос принес мир на землю, то он не осуществился, потому что и после Его Рождества, по-прежнему между людьми много вражды, бушуют войны, а в особенности теперь всякие войны, самые лютые, междуусобныя. Но напрасно упрекают христианство в том, что оно не исполнило свое обещание и не дало оно мiру мира. Когда речь идет о внешнем мире, то не его Христос принес. Спаситель, наоборот, определенно и категорически сказал, как мы читаем в Евангелии: «Не думайте, что Я принес мир на землю, не мир принес Я, но меч» (Мф.10:34). Это Его буквальные слова в Евангелии. Противоречия тут нет с тем, что пели святые Ангелы, потому что мир бывает разный. Мы много слышим: призыв о мире, о мире всего мiра, о конференциях мира и т.д. Как много говорится красивых слов на эту тему! И впереди всех с такими речами, как раз, идет та власть, главная задача которой никак не допустить мира на земле! А она кричит о мире больше всего! Сколько лжи, сколько фальши в этих криках и все они, – горе-миротворцы, хотят в одну кучу со своим миром свалить начало, которое непримиримо с ним совершенно и не может вместе с ним существовать.
О военных слухах и междоусобицах говорил Господь, что люди будут, в конце концов, умирать от одного страха, от ожидания того, что "ЧТО" еще придет на вселенную. И в то же самое время, Господь, беседуя со Своими апостолами, говорил как раз о том, о чем пели Ангелы. Господь сказал: «Мир оставляю вам, мир даю вам» ! И тут же добавил: «Не так, как мiр дает, – Я даю вам» (Ин.14:27), т.е. тот мир совсем не тот, о котором кричат эти лжемиротворцы! Христос дает мир, прежде всего, мир человека с Богом, с совестью, мир любви исполненный, а не лжи и фальши. И вот этот мир Христос Спаситель действительно принес на землю. И тот, кто исполнен настоящей христианской настроенности, тот знает, что такое МИР. Преподобный Серафим Саровский говорил одному из посетителей: «Радость моя, стяжи мирный дух, и не только сам спасешься, а тысячи вокруг тебя спасутся». Истосковалось человечество об этом истинном настоящем мире, потому что во всех этих ложных призывах мира оно не видит! Разве мы не видим, во что превращается жизнь?! Мир все дальше и дальше от нее! А ведь когда-то Господь сказал через пророка, что эти люди обманывают своих слушателей, говорят: «мир! мир!», а мира нет» (Иер. 6:14). И Господь прямо говорит: «Нечестивым нет мира» (Ис. 48:22)! И не будет его в человечестве, потому что оно все больше и больше предается нечестию. Но да не смущается сердце наше! Свой мир Господь дал всякой душе, которая ищет этого мира и которая покорна Ему. Достаточно человеку встать на добрый путь христианской жизни, и сразу мир полный воцарится в его душе».
(Митрополит Филарет. Проповеди. N.Y. 1989. Т. II)
Человеческое же смирение имеет смысл, противоположный гордости. Слова Христа о непротивлении злу («кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». ‒ Мф. 5:39) Церковь учит понимать так, что на приносимое тебе зло следует отвечать не злом по ветхозаветному принципу "око за око", а добром; суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить всеведающему и справедливому Господу. Но при этом речь идет лишь о твоей щеке – это значит: прости своего личного врага, не мсти ему и не умножай этим зло; однако не подставляй врагу щеку ближнего – его защити. То есть это не означает непротивление любому злу во всех случаях. Многие святые Отцы Церкви, например, св. Феодосий Печерский, в связи с этим учили: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиими». Тем более, если зло атакует наши святыни, нашу веру, нашу Церковь ‒ ему нужно оказывать сопротивление вплоть до мученичества.
Об этом очень четко и убедительно говорится в книге выдающегося православного философа И.А. Ильина "О сопротивлении злу силою", которая нашла высокую духовную оценку у первоиерархов РПЦЗ. (В отличие от политики митрополита Сергия Страгородского в СССР, учившего о подчинении богоборческой власти "не только из страха, но и по совести".)
При этом, конечно, не следует ставить себе утопических задач искоренения мiрового зла. Это не по силам людям, а только Самому Христу, мы можем стремиться лишь ограничивать действие сил зла в нашей личной и общественной жизни ради более благоприятных условий духовного роста наших сограждан для их спасения к жизни вечной.
Разумеется, прежде всех это должно быть задачей Церкви, четко проводящей границу между добром и злом во всех проявлениях нашей жизни: и личной, и общественной, и государственной. Если же церковное начальство этого не делает из своих мiрских интересов приспособленчества к мiру, во зле лежащему, то задачу сопротивления злу берут на себя низовое духовенство и верные мiряне ‒ они тоже часть Церкви. Мы живем во время "мобилизации мiрян", о чем еще в ХХ веке писал историк Церкви А.В. Карташев, который в своей книге "Воссоздание Св. Руси" продемонстрировал свой трудный путь преодоления либеральных заблуждений молодости.
Понятно, что возможности мiрян гораздо меньшие в сравнении с возможностями титулованных архипастырей. Но даже при виде превозмогающей силы зла у верных Богу вступает в действие нравственный императив: пусть зло господствует не через меня; делай, что должно и будь что будет. Полагаясь на волю Божию.
Грешный мiрянин М.Н.
Рождество 2018
Когда я впервые прочел Новый завет (а было это в зрелом возрасте), я как раз удивился тому настолько Иисус был бескомпромиссным горящим человеком и отнюдь не лез за жестким словом в карман. Порой думаю, что мне следовало бы у него поучиться. Окружающие сказали бы, что он их глубоко оскорблял. Собственно они и оскорбились. Сейчас вот думаю, что его бы упекли по 282-й давно и надолго.
"И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей"
Подсудное дело. Такие дела.
Но при этом, конечно, он не терял нить милосердия. Тут тонкая грань.
Ну, а мы скисли, конечно, что и говорить.
Святитель Димитрий Ростовский: «О смирении» - "Смиренно мысли, смиренно говори, смиренно мудрствуй, смиренно делай всё, да не будет у тебя преткновений на всех путях твоих. Помни, откуда взялись плоть и душа. Кто их сотворил и куда снова пойдут? – Посмотри на себя извне и увидишь, что ты весь – тлен. Всмотрись внутрь и познай, что все в тебе суетно; без Господней благодати ты не что иное, как сухая палка, безплодное дерево, иссохшая трава, годная лишь на сожжение, изношенная одежда, бочка с грехами, вместилище скверн и животных страстей, сосуд, наполненный всяким беззаконием. Не имеешь от себя ничего благого, ничего благоугодного, только грех и преступление: никто из вас, заботясь, не может «прибавить себе росту хотя на один локоть» (Мф. 6, 27) и ни одного волоса сделать белым или черным... Однако смирен будь не безусловно, но в разуме, смиренномудрствуй не безсловесно, не перед всяким безславием смиряйся, да не безсловесному скоту уподобишься. Ибо смирение, как и всякое другое всё, с разумом приемлется, без разума же отвергается, и безсловесные скоты часто смиренные бывают, но не в разуме, сего ради никакой пользы и похвалы недостойны, но ты в разуме смиренномудрствуй, да не прельщен и посмеян от супротивных во всём будешь. "
" К числу великих отцов принадлежал старец по имени Агафон, знаменитый по добродетелям смирения и терпения. Однажды посетили его некоторые братия. Они слышали о его великом смирении и захотели испытать, точно ли он имеет смирение и терпение. Для этого они сказали ему: "Отец! многие соблазняются на тебя за то, что ты одержим в сильной степени страстью гордости и столь презираешь других, что считаешь их за ничто; также ты непрестанно осыпаешь злоречием братию. Очень многие утверждают, что тайной причиной такого твоего поведения является блудная страсть, которою ты объят; чтобы прикрыть собственную порочную жизнь, ты постоянно занимаешься клеветой на других". На это старец отвечал: "Сознаю в себе все эти пороки, в которых вы обличили меня, и не могу допустить запирательства в стольких беззакониях моих". С этими словами он пал к ногам братий и сказал им: "Умоляю вас, братия, молитесь прилежно ко Господу Иисусу Христу обо мне, несчастном, обремененном безчисленными грехами, чтобы Он простил мне тяжкие беззакония мои". Но братия к прежним словам присоединили и следующие: "Не скроем от тебя и того, что многие признают тебя еретиком". Старец, услышав это, сказал им: "Хотя я обременен многими другими пороками, но отнюдь не еретик; этот порок чужд душе моей". Тогда братия, пришедшие к нему, пали ему в ноги и сказали: "Авва! просим сказать нам, почему ты нисколько не смутился, когда мы обвиняли тебя в таких важных пороках и грехах, а обвинение в ереси встревожило тебя? Ты не мог вынести и решительно отверг его". Старец отвечал им: "Первые обвинения в грехах я принял для приобретения этим смирения и желая, чтобы вы имели мнение обо мне, как о грешнике; мы удостоверены, что в сохранении добродетели смирения - великое спасение души. Господь и Спаситель наш Иисус Христос, когда иудеи осыпали его многими укорами и клеветой, претерпел все это и предоставил нам Свое смирение в образец для подражания. Приведенные против Него лжесвидетели говорили против Него много ложного, но Он переносил терпеливо клевету, возведшую Его на Крест. Апостол Петр, указывая на это, говорит: "Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1 Пет. 2, 21). Подобает нам терпеливо, со смирением переносить все неприятное. Но обвинение в ереси я не мог принять, с великим омерзением к нему отверг его, потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Живого и Истинного Бога и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолять о своих грехах, и во всех отношениях является погибшим". http://verapravoslavnaya.ru/?Svyatye_o_smirenii
О совести
Они убеждены, что мы должны голосовать за них бесплатно, за «красивые глаза». А Вова, лет сорока, убогий сирота, «копать огороды, колоть дрова и т. д.», росту метра полтора, говорит, что просит власти помочь поменять окно, «дует зимой!» (в конуре в советской общаге, где у него имеется только электричество), но безрезультатно, «только обещают». «Ни за кого больше не пойду голосовать» - бедняга! Возможно ли организовать фонд помощи подобным ему, малоимущим, инвалидам? А Вову, кстати, постоянно задействуют на хоз. работах наше местное священство, которым, как он говорит, «его жалко». Как они с ним рассчитываются, один Бог знает. Вова также давно уже просит власти помочь подключить его конуру к газовой трубе, чтобы установить газовую плиту и отопительный прибор, что ему также давно уже «только обещают». «Помочь» он просит власти, поскольку его копеечные заработки рабским трудом (сколько он, невелик ростом, в состоянии накопать или наколоть?) не дают ему возможности полной оплаты благоустройства его жилища. Так что голосуем мы «за красивые глаза», но не просто бесплатно отдаём им наши голоса, а они потом уже как бы с нашего позволения, уже как Власти, ещё и дерут с нас три шкуры. И «только обещают» бедняге Вове и иже с ним. А Вове и надо-то (учитывая, что он часть расходов берёт на себя) долларов четыреста-пятьсот. Если двести человек скинутся по два-три доллара, и всех делов! Надо же помочь бедолаге. //