20.08.2019       3

Дискуссия о словах Христа: «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44)

М.В. Назаров 

blankВновь и вновь на наш сайт и на мою личную почту приходят "отповеди" в связи с якобы моей "антисемитской" трактовкой слов Христа в восьмой главе Евангелия от Иоанна: «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44). Якобы Христос обращал эти слова не к иудеям, замышлявшим его убить, а к "уверовавшим в Него ученикам". Этот "богословский" абсурд весьма распространен в "просвещенных" кругах – с определенной целью: обелить антихристианский иудаизм.

Этот абсурд наглядно прозвучал и в официальном обвинительном судебном приговоре К. Душенову в феврале 2010 г. В тексте приговора содержится соответствующая трактовка этих слов Христа со ссылкой на "экспертизу" И.А. Левинской (ведущего научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН): «Слова Иисуса Христа, высказанные им в Евангелии от Иоанна в главе № 8, ст.31-47, приводимые подсудимым Душеновым К.Ю. как обоснование его позиции, нельзя согласно заключению той же экспертизы трактовать как осуждение иудеев вообще, поскольку они относились к конкретной группе последователей Христа». На этом основании судья К.М. Третьякова вынесла официальное постановление "именем государства РФ" о том, что коварно искавшие смерти Богочеловека еврейские религиозные вожди – были "группой последователей Христа"...

Но не только лукавые еврейские эксперты, малограмотные прокуроры и подчиненные властям судьи утверждают это. На том же суде официальный представитель Московской патриархии о. Александр Будников поддержал "антисемитское" обвинение. Со ссылкой на Будникова в приговоре суда сказано: «В этой ситуации единственным ориентиром для понимания позиции Русской Православной Церкви могут служить официальные документы и заявления Патриарха и Синода... Мнение о том, что иудеи являются противниками Бога, было резко осуждено Священным Синодом Русской Православной Церкви 20 апреля 2005 года...».

Также и на моем судебном процессе (всего были заседания: 8 августа, 12 сентября, 19 октября, 1 декабря 2005 г., 24 января, 1 марта, 11 апреля 2006 г.) адвокат Берла Лазара (г-н Асташенков) пытался доказать мой "антисемитизм" на основании моего толкования слов Христа «Ваш отец диавол», ссылаясь на мнение католической церкви и своего консультанта – тогдашнего заместителя главы ОЦВС МП о. Всеволода Чаплина, который, по словам адвоката, не решился прийти в суд для личного свидетельствования в защиту иудеев, а консультировал Асташенкова заочно.

Ну что ж, давайте обратимся к сути вопроса.

Во-первых, эта "антисемитская" трактовка не моя, и не Душенова или каких-то других злобных "антисемитов", а общепринятая в учении Православной Церкви: о различии между ветхозаветным иудаизмом и талмудическим антихристианским, об утрате богоизбранности евреями в результате распятия ими истинного Мессии – Сына Божия, и ожидании ими "иного мессии" (мошиаха-антихриста). Об этом в Евангелии содержатся не только многие иносказательные притчи Христа, но и Его прямые слова: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43). Поскольку Христос единосущен Отцу Им же вся быша, отвергнувшие Сына Божия иудеи отвергли этим и Самого Бога-Отца, что Сын Божий утверждает несколько раз: «видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» (Ин. 15:22–24); «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего... Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего...» (Ин. 8:19,44).

В числе христиан оспаривают это четкое положение христианского учения не только "политкорректные" (страха ради иудейска), но и главным образом жидовствующие т.н. "христиане". Они в истории бывали разные, но общий их знаменатель состоит в утверждении, что Бог у нас с иудеями-талмудистами один и тот же, что отвергнувшие Христа иудеи якобы не утратили богоизбранности, и потому крещение им не нужно, они и так спасены уже потому, что евреи. На эту тему в 2010 г. у меня была длительная полемика с моим бывшим студенческим другом Андреем (учеником о. Александра Меня), который в начале 1990-х гг. эмигрировал в США и устроился на службу сотрудником «Агентства по уменьшению угрозы при Министерстве обороны США» в Пентагоне.

Эта наша многогранная полемика была издана отдельной книгой в 470 страниц: Диспут Назарова с Кацманом о "православном антисемитизме". Приведу из нее отрывки, касающиеся 8-й главы Евангелия от Иоанна.

Восьмая глава Евангелия от Иоанна

1 Иисус же пошел на гору Елеонскую.
2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что‑нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.
14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
15 Вы судите по плоти; Я не сужу никого.
16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.
19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.
21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти.
22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.
28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.
51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Андрей:
Я послал всем адрес радиопередачи, в которой я участвовал в Москве и на которой обсуждалась и тема "жид-иудей" и слова «Отец ваш дьявол». Если вы действительно хотите понять эти слова – послушайте передачу... (http://www.svobodanews.ru/audio/broadcastprogram/171872.html) Указываю вам на простейший факт: слова «Ваш отец диавол» (Ин 8:44) ОБРАЩЕНЫ ИИСУСОМ НЕ К НЕВЕРУЮЩИМ В НЕГО ИУДЕЯМ, А К СВОИМ УЧЕНИКАМ – факт, который евангелист Иоанн особо подчёркивает вводным предложением: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям» (Ин 8:31)... Создаётся впечатление, что все вы используете тексты Евангелия ДЛЯ ОПРАВДАНИЯ СВОЕГО АНТИСЕМИТИЗМА…

М.В. Назаров:
Здравствуй, Андрей. Ты меня разочаровываешь... Согласно твоей рекомендации прослушал твое выступление о "христианском антисемитизме" на Радио "Свобода". Прости, но удивительно жалкая и в то же время лукавая получилась у вас с Яковом Кротовым радиопередача. Ты бы уж, будучи в Москве, для этой темы пригласил меня в оппоненты, раз упоминаешь полемику на моем сайте. Ваш третий, звонко хохочущий участник – некая ученая Кузнецова – также духовная дочь о. Александра Меня. Таким образом, собрались три юдофила (если тебя обижает термин "жидовствующие") "разоблачать" "малограмотных православных антисемитов" (если тебе так уж нравится этот лукавый термин). Не заботясь о качестве своих суждений и не опасаясь серьезных возражений. (Надеюсь, ты сможешь устроить продолжение этой полемики с моим участием – что нередко делается на РС по телефонной связи.)

Поражает именно некомпетентность вашего козырного туза, г-жи Кузнецовой: не только ее вольные переводы Священного Писания, но и прямые "научные" подтасовки в обсуждаемой теме (которым ты, Андрей, поддакивал).

Например, якобы о. Александр Мень, вопреки заявлениям "антисемитов", не хотел создавать Еврейскую Церковь и вообще не придавал значения еврейскому национальному происхождению (для него не было "ни еллина, ни иудея")... Это явное лукавство. Вы все трое не могли не знать хотя бы интервью о. Александра журналу "Евреи в СССР", перепечатанное в парижском "Вестнике РХД" № 117 (1976, с. 112- 117): «Еврей христианин... не перестает быть евреем», «этот народ навсегда посвящен Богу. Таков смысл слов, сказанных некогда на Синае: "Вы будете царством священников и народом святым"...», «для христианина-еврея родство по плоти с пророками, Девой Марией и самим Спасителем... великая честь и знак двойной ответственности, как члена Церкви и как члена Народа Божьего»; «еврея-христианина и еврея-иудаиста связывает не только общность национального происхождения, но и вера в Единого Бога, вера в Священное Писание, общая религиозная этика»... И чем же, если не национальным чувством, объясняются высказанные там же притязания о. Меня на деканонизацию святых, от жидов умученных?

В этом интервью о. Александр положительно отвечает и на возможности «создания Еврейской Христианской Церкви с богослужением на иврите» на основе существующих в Израиле христианских общин: «со временем эти общины смогут соединиться в автокефальную еврейскую церковь», причем иудаисты могут рассматривать ее как «одно из течений» иудаизма... (Это наиболее вероятная причина убийства о. Александра хасидами в соответствии с законами "Шулхан аруха", см. в указанной ранее моей статье о нем (https://rusidea.org/25090905). Так, вероятно, предполагал и упомянутый Кузнецовой следователь, но Вы в своей "борьбе против антисемитизма" даже этот факт упорно замалчиваете, выгораживая убийц вашего духовного отца...)

В другой лукавой подтасовке легко может убедиться каждый, взяв в руки Священное Писание. По мнению духовной дочери Меня, слова Христа «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44) – якобы были обращены не к Его противникам-фарисеям, а к «уверовавшим в Него иудеям». (Как видим, в судебном решении по делу Душенова это все-таки не описка, "эксперт" Левинская тоже так "научно" аргументирует.) Однако не обязательно даже быть "профессиональным лингвистом" (как ты, Андрей, всегда подчеркиваешь о себе), чтобы увидеть тут подтасовку. Слова Христа, обращенные к уверовавшим в Него иудеям, совершенно иные в этой главе по смыслу (это только стихи 31-32), – они лишь вставлены в обширный диалог Христа с фарисеями, составляющий содержание всей 8-й главы. Вставлены потому, что в этом разговоре Христа с фарисеями многие другие слушатели поняли истину, «уверовали в Него» (30), и только к ним обращены следующие два стиха (31-32), а затем диалог с фарисеями продолжается со стиха 33, в котором вновь звучит голос фарисеев [посеявших сомнения в части уверовавших]. Если бы все дальнейшие слова были обращены Христом к "уверовавшим в Него иудеям", то как понять стоящие там же упреки Христа: «ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (37), а также прямо обратные по смыслу слова: «почему вы не верите Мне?» (46)... Причем ты, Андрей, сравнил слова Христа о диаволе с обычной, ничего не значащей бытовой бранью восточных народов, а ученая Кузнецова даже – с «бранью базарных торговок». А свой гениальный перевод посланий апостола Павла она назвала "гласом Святаго Духа"...

Андрей:
A) Самое главное, что Кузнецова сказала о словах «Ваш отец диавол», это то, что место это очень тёмное и загадочное и что ни один из авторов синоптических евангелий не упоминает этот случай. Если первые три евангелия – биографические хроники, то четвёртое, как считают библеисты, – скорее богословское осмысление миссии Иисуса Христа.

Б) Ты пишешь: «По мнению духовной дочери Меня, слова Христа "Ваш отец диавол" (Ин. 8:44) – якобы были обращены не к Его противникам-фарисеям, а к "уверовавшим в Него иудеям"». Во-первых, не важно, чья она духовная дочь. Во-вторых, ТАК СЛЕДУЕТ ИЗ ТЕКСТА. Здесь может быть несколько объяснений (см. ниже).

В) Твоё объяснение, что «слова Христа, обращенные к уверовавшим в Него иудеям, совершенно иные в этой главе по смыслу (это только стихи 31-32), – и они лишь ВСТАВЛЕНЫ в обширный диалог Христа с фарисеями, составляющий содержание всей 8- й главы», ‒ недостаточно убедительно. Это вольная трактовка. Коль скоро прибегать к предположениям, с ещё большим успехом, учитывая изначальную неисторичность данного евангелия, можно предположить, что слова «Ваш отец диавол» вообще никогда не были сказаны Иисусом – коль скоро столь важное заявление отсутствует у трёх остальных евангелистов – но были ВСТАВЛЕНЫ самим св. апостолом Иоанном из его собственных богословски-полемических соображений.

Г) В любом случае столь важные и очевидно эмоциональные слова Иисуса Христа мало соответствуют контексту главы, если не признать, что в 8-й главе описана проповедь Иисуса Христа большой группе поначалу уверовавших в Него иудеев, смущённых затем некоторыми словами Иисуса и вступивших с Ним в ПРЕРЕКАНИЯ. Пререкания эти очевидны из текста и очень естественны, как реакция слушающих, так как Иисус намеренно делает Свои высказывания особенно острыми и провоцирующими слушателей на наиглубочайшую переоценку многих традиционных понятий. Естественной реакцией людей на такие мысли могут быть активное недовольство и эмоциональные возражения в форме пререканий. Именно в процессе пререканий иудеи и называют Его еретиком («Ты Самарянин») и ненормальным («бес в тебе»), а Он отвечает, что спорящие с Ним – дети дьявола, и затем подводит под Своё эмоциональное высказывание вероучительную базу, поскольку оное вступает в явное противоречие с Его же словами «15 Я не сужу никого», даже несмотря на его вторую половину.

Д) В свете этого толкования вполне правдоподобной выглядела бы ситуация, при которой оскорблённый Иисус, которому заявляют, что в Нём бес, в сердцах отвечает своим оппонентом, что наоборот, их отец – дьявол. Нельзя забывать, что Иисус был полностью человеком в одной из Своих природ и потенциально ничто человеческое не было Ему чуждо. А то, что Его проповедь была ригористична (но далеко не столь сурова, как у Иоанна Крестителя) остра и эмоциональна – факт, очевидный из всех евангельских текстов.

И хотя сравнение с бранью на базаре или, как ты пишешь, «с обычной, ничего не значащей бытовой бранью восточных народов» не самое удачное, если заменить «низкое» понятие «брань» словом высокого стиля «пререкания», картина станет яснее. Кроме того, я категорически не согласен, что брань может быть «обычной, ничего не значащей бытовой». Всякая брань значит очень много, отсюда и рассуждения Спасителя о слове «рака» (Мф. 5:22).

М.В. Назаров:
... Ты пишешь далее в том же пункте: «Утверждение о "якобы сохраняющейся "богоизбранности" еврейства" в любом его состоянии не является богохульным – и я позже объясню почему». – Не знаю, Андрей, каким удивительным способом тебе удастся это объяснить. Прошу тебя начать с объяснения уже не раз приведенного мною выше аргумента – слов Сына Божия: «Кто не со Мной, тот против Меня» (Мф. 12:30). Этого вполне достаточно для уяснения сути антихристианского талмудического иудаизма даже без наглядных кощунственных примеров (каких множество: хула на Христа и Богоматерь). И мне непонятно твое игнорирование этого простого аргумента и твое упорное нежелание увидеть разницу между богоизбранным ветхозаветным иудаизмом, приуготовлявшим воплощение Христа, и антихристианским талмудическим – сатаноизбранным.

Что, по-твоему, Андрей, означают эти слова Христа: «Как убежите вы от осуждения в геенну?.. Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, ... которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам: что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:33–38).

"Пустой дом" – лишение благодати. Как при этом может быть верным твое и о. Александра Меня утверждение, что «Любого христианина и иудаиста связывает вера в Единого Бога, вера в Священное Писание и общая религиозная этика» – ? Какой может быть у нас "единый Бог"??? Христос прямо сказал: «Если бы Бог был отец ваш, то любили бы Меня... Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего... Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:40, 19, 44).

Вопреки логике и элементарной очевидности ты вместе с Кузнецовой (кстати, "профессионалы", не имеющие страха Божия, тоже нередко лукавят в своих интересах даже в интерпретации Священного Писания) настаиваешь: «столь важные и очевидно эмоциональные слова Иисуса Христа мало соответствуют контексту главы, если не признать, что в 8-й главе описана проповедь Иисуса Христа большой группе поначалу уверовавших в Него иудеев, смущённых затем некоторыми словами Иисуса и вступивших с Ним в ПРЕРЕКАНИЯ».

Дорогой Андрей. В 8-й главе нетрудно увидеть и разделить две группы собеседников, прямо противоположных по их отношению ко Христу. С кем были "пререкания" Христа – ясно и многократно сказано на протяжении всей этой главы: «книжники и фарисеи» (3, 13 и др. по тексту), то есть религиозные лидеры иудеев. Именно к ним обращены далее слова Христа: «ищете убить Меня», «почему не верите Мне» – разве могли быть эти слова обращены к "уверовавшим в Него иудеям"? Не могу поверить, что ты и "профессиональная" Кузнецова столь неумны, чтобы не видеть и не понимать тут очевидного, на что я уже обратил твое внимание. Следовательно: вы оба лукавите (Кузнецова – уж точно "профессионально"). Причем лукавство ваше доходит до дерзости.

Если ты так уверен, что Христос словами "ваш отец диавол" порицал "уверовавших в Него", то зачем же тогда используешь еще один, противоположный, оправдательный аргумент: «можно предположить, что слова "Ваш отец диавол" вообще никогда не были сказаны Иисусом – коль скоро столь важное заявление отсутствует у трёх остальных евангелистов – но были ВСТАВЛЕНЫ самим св. апостолом Иоанном из его собственных богословски-полемических соображений». – У каждого евангелиста можно найти сведения, отсутствующие в других Евангелиях, так что это не аргумент. Это весьма дерзкое и неуважительное отношение к великому Апостолу, граничащее с обвинением его в подтасовке евангельских свидетельств о Христе "из собственных полемических соображений" (!).

Дерзко и твое отношение к Самому Христу – твоя попытка умалить духовное значение Его слов: мол, они были сказаны "эмоционально", "в сердцах"; Христос «подводит под Своё эмоциональное высказывание вероучительную базу, поскольку оное вступает в явное противоречие с Его же словами»; «Нельзя забывать, что Иисус был полностью человеком в одной из Своих природ и потенциально ничто человеческое не было Ему чуждо». – То есть ты приписываешь совершенному Человеку, Богочеловеку, способность допускать неконтролируемые эмоциональные излишества, не соответствующие подлинному смыслу говоримых слов и даже "вступающие в противоречие"... Так можно далеко уйти в подобном свободомысленном отношении в "огромному мiру Православия": до Ренана и еще дальше, при этом настаивая на своей "православности".

Да, чего не сделаешь, чтобы любой ценой обелить современный талмудический иудаизм и его "отца". Страшное и опасное это стремление.

Несовместимы с христианским учением твои слова, Андрей: «Я не считаю, что еврейство находится в духовной пропасти и не вижу, в чём оно должно "испуганно каяться"». Несовместима с христианством и твоя апология цитат из интервью твоего духовного отца Александра Меня, который продолжал считать евреев "народом Божиим" – по кровно-национальному критерию, вопреки критерию духовному. «Никакого догматического значения он [этот факт] не имеет. Почему это должно кого-то беспокоить?» – благодушествуешь ты. Причем тот факт, что и католики, и начальство МП отказались от канонов, от святоотеческой традиции и перешли на позицию жидовствующих – не доказательство твоей и их правоты, а доказательство огромного агрессивного влияния иудаизма в современном мiре – несомненное достижение в подготовке царства антихриста.

Неужели ты, "православный", не понимаешь, что утверждение о "едином Боге" у христиан и современных талмудических иудеев – это, в сущности, богохульное желание благословить именем Господа Бога человеконенавистнические "Танию", "Талмуд" и "Шулхан арух" – то есть сделать Бога ответственным за жидонацизм, наглядно выраженный сегодня в политике и законодательстве сионистского государства, кощунственно оккупировавшего Святую Землю для воцарения там антихриста в восстанавливаемом третьем Храме.

Неужели ты не понимаешь, что маскируешь этим пришествие антихриста и помогаешь ему? Я тебе, кажется, уже задавал вопрос: из какого же иного народа по-твоему возьмется антихрист и кем будет? В лоне какого другого народа готовится для его царства материальная и религиозная база? В лоне какого другого народа его ("иного мессию") страстно ждут и молятся о его скорейшем пришествии для всемiрного торжества этого народа над всеми другими? [См.: "Мошиах уничтожит все народы".]

Но ты, как вижу, не готов отвечать на вопросы честно. Например, вновь у тебя не обходится без лукавства относительно твоего духовного отца: якобы «Под "деканонизацией святых, от жидов умученных" о. А. имел в виду только тщательную проверку реальных фактов, стоящих за канонизацией. И не более того». – Но вот его слова: «Я надеюсь, что эти святые будут деканонизированы» (интервью, с. 113). Такая защита убийц-антихристиан только потому, что они евреи (как и его и твое отношение к делу Бейлиса) тоже несовместима с христианством. Как видим, у вас всех кровная принадлежность к еврейству (или страх иудейский) стоит выше верности истине и выше церковного почитания святых, которые приняли мучения для разоблачения талмудического иудаизма как сатанизма. Это ты уже продемонстрировал вполне, и если твой подход к проблеме не изменится и мне не удастся обнять тебя как православного брата-единомышленника – буду считать хотя бы это достижением в нашей полемике, позволяющей кому-то раскрыть глаза...

+ + +

Наш диспут заканчивается тем, что мой оппонент сам же подвел себя под анафему своими утверждениями:

«ХРИСТОС НЕ БЫЛ ХРИСТИАНИНОМ – ОН БЫЛ ИУДЕЕМ. Евангелия не дают нам никаких свидетельств о том, что Он намеревался основать новую религию»... И без Христа «еврейский народ – в отличном состоянии». Евреи не нуждаются в Христе для спасения к жизни вечной, ибо еврейский «Бог сохраняет Свои отношения со своим народом и помимо Христа». «Где сказано слово в слово, что иудеи были ОБЯЗАНЫ принять Иисуса Христа?». «Евреи не были обязаны поголовно принимать Христа... Это их право... Они... вольны думать про нашего Спасителя и Его матерь всё, что угодно». Христианские увещевания в попытках обратить к Истине жидов-христоборцев – это «извращённое хамство – лезть в чужую религию и гадить в ней». Это «православный антисемитизм» и «подготовка нового холокоста». «Христиане в целом и православные в частности несут прямую ответственность за целенаправленный геноцид евреев в ХХ веке. Я заявляю это как христианин и каюсь в этом нашем коллективном христианском историческом грехе перед всеми евреями». «Иудаизм есть самая терпимая из всех религий человечества... Единственно, что должны христиане (но только те, которые живут по заповедям любви и благодарности Богу!) испытывать к иудеям – это чувство покаяния».

Лучше бы мой оппонент, возвещая свое жидовствующее "ТОРЖЕСТВО ИСТИНЫ", прочел Чин Торжества Православия (https://rusidea.org/26022101) со всеми анафематствованиями того, что противно Православию, и применил его к своему учению и к себе лично. В этом Чине в частности возглашается анафема: «4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мір Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: Анафема! (трижды). 5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: Анафема! (трижды)».

+ + +

И вот на днях на форуме РИ у меня появился новый оппонент Василий Л., отвергающий вышеприведенные объяснения и упрекающий меня в неверной трактовке 8-й главы.

М.В. Назаров
Отправлено ему: Вс авг 04, 2019 11:43 am
... Еще раз предлагаю Вам подумать головой о словах Христа: «ищете убить Меня», «почему не верите Мне» – разве могли быть эти слова обращены к "уверовавшим в Него иудеям"?

Василий Л.
Отправлено: Вс авг 04, 2019 2:33 pm
Михаил Викторович! Чуть ниже приведу толкование свт. Иоанна Златоуста. А пока отвечу на вопрос: да, могли. Также как слова "не знаете коего духа" к Апостолам Иоанну и Иакову, "Отойди от меня, сатана" к Апостолу Петру обличали их помышления, но не означали, что Апостолы стали врагами...
Теперь, как и обещал, толкование Свт. Иоанна Златоуста на эти слова:

"Ст. 31-34 Глаголаше убо Иисус к веровавшым Ему Иудеом: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы. Отвещаша (и реша) Ему: семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже: како Ты глаголеши, яко свободни будете; Отвеща им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха.

Христос, желая углубить в иудеях веру, так, чтобы она не была поверхностною, пронзает душу их словами самыми разительными. Конечно, им, как верующим, естественно было бы и обличения перенести; но они тотчас вознегодовали. Как же (Христос) в этом случае поступает? Сначала увещевает: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете, и истина свободит вы. Как бы так говорит: Я намерен нанести вам глубокую рану, но вы не бойтесь. Впрочем, этим же самым Он уже смирил и гордость их души. От чего, скажи мне, освободит? От грехов. Что же эти гордецы? Семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже (ст. 33). Тотчас ниспала мысль их, а это произошло оттого, что они были крайне пристрастны к предметам мирским. Аще пребудете во словеси Моем. Этим Он показал, что Он знает тайны их сердца, знает, что они, хотя и уверовали, но не были твердыми в вере. При этом Он обещает им нечто великое, именно – что они будут Его учениками. Так как некоторые прежде отпали от Него, то, намекая на них, Он говорит: аще пребудете; ведь и те слушали и уверовали, но отпали, потому что не были твердыми в вере. В самом деле, мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним (6, 66). Уразумеете истину, то есть Меня, потому что Аз есмь истина (14, 6). Все иудейское было образом, а истину вы узнаете от Меня, и она освободит вас от грехов. Как тем Он говорил: во гресех ваших умрете, так и этим сказал: свободит вы.

Не сказал: Я избавляю вас от рабства, но представил им самим уразуметь это. Что ж они? Семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже. Но если уж следовало негодовать, то справедливее было бы на то, что Он сказал прежде, именно: уразумеете истину, и – сказать: что же? Разве теперь мы не знаем истины? Значит, закон и наше знание – ложь? Но они ни о чем этом не заботились, а беспокоятся о мирских делах, предполагая этого рода рабство. Есть, подлинно есть и теперь много таких, которые стыдятся вещей безразличных и этого рабства; но не стыдятся рабства греховного, и лучше хотели бы тысячу раз назваться рабами в этом отношении, нежели однажды в том. Таковы-то были и иудеи. Они и не знали другого рабства, а потому и говорят: ты назвал рабами людей, происшедших от рода Авраамова, – людей благородных, которых, по этой именно причине, не следовало называть рабами. Мы, говорят, никогда не были рабами. Вот чем тщеславятся иудеи! Мы – семя Авраамле, мы – израильтяне; а о своих делах никогда не упоминают. Поэтому Иоанн взывал к ним, говоря: не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама (Мф. 3, 9). Но почему Христос не обличил их? Ведь они много раз бывали в рабстве: и у египтян, и у вавилонян, и у многих других. Потому, что Он говорил не для состязания с ними, но для их спасения и пользы: вот о чем Он заботился. Он мог бы, конечно, сказать о четырехстах лет рабства; мог бы сказать о семидесяти; мог бы сказать о рабстве во времена Судей, иногда в продолжение двадцати лет, иногда двух, иногда семи; мог бы сказать, что они никогда не переставали быть рабами. Но Он старался доказать не то, что они были рабами людей, но что они – рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое; от него может избавить один только Бог, потому что никто другой не может отпускать грехов, что они и сами признавали. И так как они признавали это делом Божиим, то Он и приводит их к этому, и говорит: всяк, творяй грех, раб есть греха (8, 34), показывая, что Он говорит об этой свободе, о свободе от этого именно рабства.
Ст. 36-38 аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете: вем, яко семя Авраамле есте: но ищете Мене убити, яко слово Мое не вмещается в вы: Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю: и вы убо, еже видесте у отца вашего, творите.

Аще убо Сын вы свободит (ст. 36). Видишь ли единосущие Его с Отцом, – как Он показывает, что имеет одинаковую с Ним власть? Аще Сын вы свободит, то уже никто не станет этому противоречить, и вы будете иметь верную свободу, потому что Бог оправдаяй. Кто осуждаяй? (Рим. 8, 33, 34). Этим он показывает, что Он свободен от греха, и вместе намекает на свободу только по имени. Последнюю дают и люди, но первую – один Бог. А чрез это Он убеждает их стыдиться не того рабства, но рабства греховного. И, чтобы показать, что они, хотя бы и не были рабами, так как отвергли от себя то рабство, тем не менее – рабы, Он тотчас присовокупил: воистинну свободни будете (ст. 36). А этим присовокуплением Он и показывает, что их свобода – не истинная. Потом, чтобы они не сказали, что не имеют греха (а можно было думать, что они и это скажут), смотри, как Он подверг их обвинению в нем. Не обличая всей их жизни, Он выставляет на вид то злодеяние, которое они только еще хотели совершить, и говорит: вем, яко семя Авраамле есте, но ищете Мене убити (ст. 37). Незаметно и мало-помалу отстраняет их от этого родства, научая не превозноситься им, потому что как свобода и рабство, так и родство зависят от дел. И не сказал Он тотчас: вы не дети Авраама, вы человекоубийцы, а Он праведник; но пока еще соглашается с ними и говорит: вем, яко семя Авраамле есте, но не в этом дело; а потом произносит против них более сильное обличение. И весьма часто можно видеть, что Он, намереваясь совершить что-нибудь великое, после совершения говорит с большим дерзновением, так как свидетельство от дел заграждало им уста. Но ищете Мене убити. Что ж, скажут, если справедливо? Напротив, совсем несправедливо. Поэтому Он представляет и причину: яко слово Мое не вмещается в вы (ст. 37). Как же было сказано, что они уверовали? Но я уже сказал, что они опять отложились. Поэтому-то Он сильно и обличает их. Если вы тщеславитесь родством с ним, то вам надобно выказывать и жизнь его. И не сказал Он: вы не вмещаете слова, но: слово Мое не вмещается в вы, показывая тем высоту Своих догматов. А за это не убивать следовало, напротив – еще более почитать и уважать, чтобы научиться. Что ж, могли сказать, может быть, Ты от Себя это говоришь? Поэтому Он присовокупил: Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю, и вы, еже слышасте у отца вашего, творите (ст. 38). Как Я, говорит, и словами и истиною являю Отца, так и вы – своими делами. Я имею не только одно и то же существо с Отцом, но и одну и ту же истину.
То именно и служило для них препятствием приступить ко Христу, что они почитали это родство достаточным для своего спасения. Но о какой говорит Он истине? О той, что Он равен Отцу. Действительно, за это иудеи искали убить Его, как Он и говорит: ищете Мене убити, яко истину вам глаголах, юже слышах от Отца Моего (ст. 40).
Реша Ему: мы от любодеяния несмы рождени: единаго Отца имамы, Бога (ст. 41). Что вы говорите? Вы имеете отцом Бога и обвиняете Христа, когда Он говорит это? Видишь ли, что Он называл Бога Отцом Своим в особенном смысле?

Так как Он отстранил их от родства с Авраамом, то они, не имея ничего сказать против этого, отваживаются на нечто еще большее, – прибегают к Богу. Но Он лишает их и этой чести, говоря: аще Бог Отец ваш бы был, любили бысте убо Мене: Аз бо от Бога изыдох и приидох: не о Себе бо приидох, но Той Мя посла. Почто беседы Моея не разумеете? Яко не можете слышати словесе Моего. Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити. Он человекоубийца бе искони и во истине не стоит: егда глаголет лжу, от своих глаголет (ст. 42–44). Он отстранил их от родства с Авраамом; но так как они отважились на большее, то Он уже наносит им удар, говоря, что они не только не чада Авраама, но что они сыны диавола. Чрез это Он нанес им рану, равную их бесстыдству. И это не оставляет без свидетельства, но подтверждает доказательствами, потому что убивать, говорит, свойственно злобе диавола.

Это достаточное свидетельство, что слово "ищите убить Меня" и "почему не верите Мне" обращены к "уверовавшим в него иудеям"?

Продолжу своими словами. Мало уверовать. Надо изъять корень греха – гордость... Поэтому и лечит их Господь объяснив, что богоизбранность не в происхождении, но в следовании закону Божию...
Не в этом ли и смысл омовения ног ученикам на Тайной вечери? Именно смирение открывает дорогу к Богу. "Не будешь иметь части со Мною... Научитеся от Меня яко кроток есмь и смирен сердцем"...

М.В. Назаров
Отправлено: Вс авг 04, 2019 4:35 pm

Уважаемый Василий. В диспуте с Кацманом 8-я глава была лишь одной из обсуждавшихся тем, и я высказался по ней кратко, указав на основное противоречие в жидовствующей трактовке: не может у жидов-антихристиан быть один Бог с христианами, что многократно утверждает Христос в Евангелиях, не только в данной 8-й главе от Иоанна. И это непреложный факт, который 8-я глава не опровергает (как тщатся доказать жидовствующие), а существенно дополняет.

Приведенный Вами текст Иоанна Златоуста, разумеется, имеет глубокий богословский смысл, но и он не подтверждает того, что Христос говорил об "отце диаволе" именно и только уверовавшим в Него (а не уверовавших, стало быть не обличал?). Ибо святитель пишет: «... Но ищете Мене убити. ... Как же было сказано, что они уверовали? Но я уже сказал, что они опять отложились. Поэтому-то Он сильно и обличает их».

То есть Христос обращал эти слова не к уверовавшим в Него иудеям (такого обличения уверовавшим Он не мог сказать, ибо для этого не было причины, да и какой смысл был бы в этом?). Он обращался к ранее уверовавшим, но которые "опять отложились", т.е. перестали быть уверовавшими, – они-то и вступили в дальнейшие "пререкания" (33 и далее). Причем из всех евангельских событий очевидно, что провокаторами неверия в Христа, хотевшими убить Его, были фарисеи-книжники, которые и в 8-й главе присутствовали при разговоре изначально и именно они искушали Христа, «чтобы найти что‑нибудь к обвинению Его» (6). Это ясно как 2х2, иначе бы это противоречило основному богословскому стержню Евангелия. И при этом не сказано, что уверовавших больше не оставалось – они, конечно же, тоже были, но слова Христа относились не к ним.

В этом смысле "отложившимися" можно считать вообще всех иудеев, которым пророками было возвещено пришествие Христа-Мессии и которые этого ждали и веровали в это, но они отложились от Христа, когда Он пришел. И первыми отложившимися были иудейские вожди, ждавшие Мессию для своего национального господства над народами и потому разочаровавшиеся в Христе, они добились Его казни и обрекли обманутый ими народ на служение диаволу. Доказывать иное на основании 8-й главы Евангелия от Иоанна – это жидовствующее буквоедское лукавство.

Не забудьте также, что именно св. Иоанн Златоуст говорил о них: «то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не поклоняются Богу, нет; там место идолослужения... пора уже показать, что там в синагоге живут и демоны, я не только в этом месте, но и в самых душах иудеев».

Вы приводите и свой неудачный пример: «Также как слова "не знаете коего духа" к Апостолам Иоанну и Иакову, "Отойди от меня, сатана" к Апостолу Петру обличали их помышления, но не означали, что Апостолы стали врагами...». Но разве они хотели убить Христа? Они всего лишь проявили непонимание Его слов, и через них сатана пытался соблазнить Христа, однако они не стали Его сознательными врагами. А талмудические иудеи-антихристиане – стали (по причине своей национальной гордыни, о чем говорит свт. Иоанн Златоуст) и остаются таковыми уже более двух тысячелетий.

Я не понимаю, что Вы, Василий Л., так упорно тщитесь доказать: то, что Христос обличал только уверовавших в Него иудеев, своих учеников (составивших Церковь), но не обличал иудеев, отвергших Его? И что у талмудистов отец не диавол? Если Вы не жидовствующий – то какова Ваша цель?

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250946835

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 3 комментария
  1. blank Петр Павлович Иванов Мюнхен:

    Смело! Неотразимо! Превосходно!
    Спасибо и низкий поклон Вам, дорогой Михаил Викторович!
    Под антисемитизм попадают даже заслуженные сионисты и иудеи - если имеют другие мнения и суждения, но не совпадающие с каким нибудь лидером хасидов, например, на сегодняшний день.
    Ярлык "антисемит" - необходимо изъять из юриспруденции - как элемент частых подтасовок и злоупотреблений.
    "Антисемит" - это чудовищное пугало - изобретение сатанистов-талмудистов.
    Многие евреи вздохнут свободно при упразднении термина "антисемит", - свободу еврейскому народу - от талмудистской религии с её сотнями придуманных кошерных установок.

  2. blank Святослав Хоробрый:

    Спорить с иудеями бесполезно... Они во всех своих "доказательствах" всегда опираются на исторически ложные духовные источники,которые они сами же и сочинили. Получается тупиковый замкнутый круг, или ложь...

  3. blank Александр Турик:

    "Логика, (то есть гармония смыслов) есть мнение Бога о Самом Себе", так писал И.Ильин. И в этом сила слов Христа. Давайте поразмыслим. Если все евреи без исключения только по своему расовому происхождению являются носителями религиозной истины, подлинными сынами Божиими, то, кто тогда христиане? То есть те, уверовал в проповедь Христа? В лучшем случае - религиозными сектантами, а в расовом смысле унтерменьшами, так как им невозможно стать иудеями по крови, какие бы духовные подвиги они не совершали. Но тогда встаёт вопрос, зачем тогда Мессия приходил к "погибшим овцам Израиля"? Не логичней было бы прийти Мессии в Рим к римским патрициям и жрецам, то есть в цитадель т.н. язычества? Вдумываясь многие годы в смысл Евангелие, я обратил внимание на очень важный момент - Христос всегда обращался к евреям, особенно к фарисеям и другим совопросникам и противникам в третьем лице, то есть он никогда не отождествлял себя с иудеями. То есть, иудеи не были для него носителями истинной веры, а только претендовали на это, более того, он считал их самозванцами. Этот очевидный факт уже один опровергает теорию о том, что иудеи-евреи уже одним своим кровным родством с Авраамом являются носителями религиозной истины . Это опроверг сам Мессия. Унтерменьши не мы, христиане, а именно, те, кто считает себя иудеями.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.