15.2.1940 года. ‒ Скончалась Анастасия Андреевна Кузьмина-Караваева, основательница детского приюта для сирот в русской эмиграции.
А.А. Кузьмина-Караваева. 1922 г. Архив русской эмиграции (Брюссель)
Анастасия Андреевна Кузьмина-Караваева (урожденная Селиванова, 1889‒15.2.1940) родилась в потомственной дворянской семье Московской губернии. Отец Андрей Николаевич Селиванов (1847 г.р.) ‒ генерал от инфантерии, член Государственного совета, герой взятия крепости Перемышль весной 1915 года. Будучи монархистом и православным патриотом, Андрей Николаевич, узнав о свержении монархии и образовании Временного правительства, объявил о том, что не намерен ему повиноваться и нарушать присягу. За это 70-летний генерал был арестован. О его дальнейшей судьбе подробных сведений нет. Генерал В.И. Гурко писал в своих воспоминаниях, что «к несчастью, генерал Селиванов был убит в первые дни революции». Сама Анастасия Андреевна молилась об отце как за «убиенного».
Муж Анастасии Андреевны генерал-лейтенант Аглай (Алексей) Дмитриевич Кузьмин-Короваев (Караваев) (1864‒1918) был заколот штыками в своем имении взбунтовавшейся толпой. По воспоминаниям родственницы, А.Д. Бушен, генерал Кузьмин-Караваев был убит в бессарабском имении свояченицы «людьми в кожаных куртках», пришедшими экспроприировать поместье. Жену, Анастасию Андреевну Селиванову, и детей спас местный крестьянин, который посадил их в телегу, прикрыл сеном и доставил на ближайшую железнодорожную станцию.
Пережившая гибель семьи Анастасия Андреевна дала обет Богу заниматься воспитанием сирот. Так, она создала в 1918 году в Крыму первый приют для детей-сирот, чьи родители погибли в смутные годы боев и отступлений, в их числе были армянские дети, спасавшиеся от турецкого геноцида. В ноябре 1920 г. с наступлением красной армии, дети были эвакуированы из Крыма с Русской армией генерала Врангеля.
В Константинополе Анастасия Андреевна устроила приют с помощью представителя Красного Креста Семена Николаевича Бабенко (ставшего впоследствии её мужем). Генерал Врангель выделил для этого помещения при военном госпитале. В это время при госпитале трудился иерей Владимiр Фёдоров (1872‒1954), который отступил с Белой армией из Воронежской епархии. Анастасия Андреевна предложила отцу Владимiру стать приютским священником. Так в 1921 году был основан приютский храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона, который отец Владимiр опекал последующие 20 лет. Как и Анастасия Андреевна, он отдался детям всецело, и его духовное-нравственно воспитательное влияние на детей было очень важное.
С приходом к власти в Турции Кемаль-Паши отношение к русским эмигрантам ухудшилось, и Анастасия Андреевна решила перевезти приют в другую страну. С помощью бельгийского кардинала Мерсье и Лиги Наций ей удается получить документы для переселения в Бельгию. Переезд состоялся в феврале 1923 г., в составе 146 детей разных возрастов: от грудных младенцев до подростков и 104 взрослых из воспитательского персонала. Также была перевезена приютская церковь. Первоначально приют разместился в г. Намюр, а затем в Льеже.
Протоиерей Владимiр Фёдоров и А.А. Кузьмина-Караваева (стоит в центре) с прихожанами приютского храма в Бельгии.
Там в 1924 г. родился Лев Калустов который описывает в своих воспоминаниях жизнь приюта в Бельгии:
«А когда мне было 5 лет, в 1929 г. приют переехал в Брюссель. Тут на улице Турель (rue de la Tourelle) пустовали два здания с общим садом. Бельгийские благотворители отдали их приюту. Малыши и девочки, а также администрация и кухня были в жилом доме. А старшие мальчики жили на втором этаже над храмом, устроенном в бывшем гараже. Это помещение было самым холодным и в приюте его прозвали «Сибирью».
Деньги для нас, по почину брюссельского бургомистра Адольфа Макса, собирал Комитет «Les amis de la maison russe» («Друзья русского дома»). Этом приют и жил. Но бывало, что средств не хватало, и нам, например, на несколько дней отключали электричество. В общем, жили трудно.
В 1930 г. в храме появился прекрасный регент, Сергей Павлович Хмелевский, бывший военный лётчик. Хор он воспитал хороший, стройный. Чистые детские голоса звучали очень красиво, и русские беженцы любили сюда приходить на богослужения. Хмелевский руководил и кубанским казачим хором, спевки которого проходили тоже у нас в приюте. В 1928 г. этот хор пел на похоронах ген. Врангеля.
Обычный день в приюте был таким: вставали рано утром, сразу занятие гимнастикой, затем шли в школу… Вечером – подготовка уроков. Затем ужин с благодарственной молитвой, затем кто играл, а кто опять готовился к урокам.
В бельгийской школе бывали трудности. Во-первых, с языком, так как в приюте мы говорили только по-русски и французский освоили медленно. Во-вторых, большинство бельгийских ребят относилось к нам плохо. Знаете, дети бывают довольно жестокими. Взрослые-то понимали, что в 17-м году Россия вышла из войны не просто так. А дети, может быть, по внушению кого-то из родителей, нас дразнили «изменниками», «sale Russe» – «грязными русскими» и т.п. Иногда приходилось драться. Но с возрастом становились умнее и такого уже не было.
А вот первый директор школы относился к нам очень хорошо. Когда в ноябре, на годовщину окончания войны, от школы шли с цветами на кладбище к памятнику погибшим, он брал нас вместе со всеми. Он ценил русских, сражавшихся с коммунистами. Вообще Бельгия до войны была консервативной, противокоммунистической страной. Это уже потом появилось много социалистов и прочих.
Детский крестный ход в приюте на Пасху. Архив русской эмиграции
По субботам и воскресеньям были богослужения с отцом Владимiром. Дети пели, читали, прислуживали в алтаре. Была дополнительная приютская школа: русская история (вела Мария Васильевна Крылова), литература (Аргира Всеволодовна Даниэль-Бродская), грамматика и математика (морской инженер проф. Зазулин Леонид Александрович), Закон Божий (о. Владимир). Самыми лучшими были не простые уроки, а лекции. Например, о Куликовской или Бородинской битве, Цусимском сражении. Это было интереснее, чем перечисление дат. Занятия в приютской школе были по четвергам после обеда, т.к. тогда в Бельгии в обычных школах этот день был укороченным.
На праздники Пасхи, Рождества и на выпускной бал дети устраивали представления с чтением стихов, пением, ставили спектакли. Сад приюта был одним из «русских» мест Брюсселя. Здесь часто устраивались различные собрания, молебны. Например, собирались скауты-«соколы», казаки, бывали маленькие парады Русской Стрелковой Дружины им. ген. Врангеля, т.к. по улицам в иностранной форме ходить было нельзя. Я и сам состоял в этой Дружине, вместе с несколькими другими старшими мальчиками из приюта. Это было что-то вроде военного училища для подготовки младших офицеров. У Дружины были отдельные роты в Брюсселе, Лувене, Льеже... Летом ездили в лагеря в Торикур (Thoricourt). … Пели песни: «Смело мы в бой пойдём за Русь Святую / И как один умрём...» и так далее.»
Как воспоминала одна из воспитанниц приюта : «Пансионат наконец нашел свое пристанище: усадьба, то есть дом с садом… Дом просторный, с башенкой, отсюда название улицы – Рю де ля Турель. С тех пор прозвали этот дом “Турель”. Церковь на “Турель”, пансион на “Турель” – всё на “Турель”. И это название стало синонимом семейного очага. Жизнь в нем кипела, дети посещали бельгийские школы, а дома, то есть на Турель, учились закону Божьему, русскому языку, истории, литературе. Их жизнь была тесно связана с храмом, который поместили в гараже, находящемся в саду. Очевидно, когда-то в этом домике находились лошади и кареты, а персонал жил наверху. Живя как бы при храме, дети, молодежь участвовали в богослужениях, свободно читали по-славянски, знали службы, составляли свой собственный хор, обладая прекрасными голосами и способностями».
Однако 15 февраля 1940 года, в праздник Сретения, Анастасия Андреевна умерла от сердечной болезни, это стало для приюта невосполнимой утратой. «Русский еженедельник в Бельгии» писал: «Как родная мать скорбела она о каждом ребенке; её кротость, обаятельность и сильная любовь к детям приобрела их взаимную любовь к ней <...> Верная хранительница заветов всего русского, она наставляла детей на жизненный путь, давала им уроки жизни, освещенные многолетней своей опытностью и знанием, внушала им веру в Бога, смирение, кротость, любовь и надежду на скорое возрождение национальной России <...> Она была редким примером не только для своих детей, но и для посторонних, всех, кто приходил к ней за советом и помощью она ободряла, очаровывала своей приветливостью и всем протягивала руку помощи, хотя и сама со своими питомцами часто очень и очень нуждалась».
Смерть Анастасии Андреевны и начавшаяся вскоре война положили конец существованию русского приюта. К сожалению, большинство документов, связанных с его деятельность, архивы исчезли во время войны. Однако храм, который стал именоваться в честь Св. великомученика и целителя Пантелеймона и св. Николая Чудотворца в Брюсселе уцелел и продолжает свою деятельность и в наши дни, и память об Анастасии Андреевне Кузьминой-Караваевой, спасшей и воспитавшей около трех сотен русских детей, продолжает жить до сих пор.
Составила Н.Н. Селезнева с использованием сведений и фотографий из источников:
https://pravoslavie.ru/60429.html
https://iremember.ru/memoirs/grazhdanskie/kalustov-lev-vartanovich-kaloustoff-levon/
Из истории национального воспитания: русский приют в Бельгии (1920-1940-е годы) // Известия ВГПУ, № 1 (2 7 4 ), 2017 г.
и из личного архива семьи Сéлезневых.
Русский храм бывшего приюта А.А. Кузьминой-Караваевой во имя великомученика Пантелеимона и святителя Николая Чудотворца в Брюсселе (двойное название с 1946 г.). Современный вид. В последние годы храм находится в юрисдикции Архиепископии Православных Церквей Русской Традиции в Западной Европе (Московский Патриархат). Этот храм у русских эмигрантов попытается отнять группа облагодетельствованных ими "православных" франкоязычных мошенников, поддерживаемых бельгийскими русофобскими чиновниками.
Борьба церковного прихода святых Пантелеймона и Николая за сохранение храма
Письмо бывшей в прошлом прихожанки и регента Надежды Николаевны Селезневой (Москва):
Ваше Высокопреподобие отец Кристоф,
уважаемые члены прихода Святой Троицы и святых Космы и Дамиана!
С глубокой грустью узнала о письме отца Прохора (Спасского), настоятеля прихода святых Пантелеймона и Николая, который сообщает исключении его общины по решению суда.
Хотя я покинула приход в 1996 году, чтобы присоединиться к Русской Зарубежной Церкви, а затем переехав в Москву на постоянное жительство, я все равно продолжаю любить этот храм, как и прежде, ‒ он был моим духовным и семейным прибежищем на протяжении почти 40 лет.
История этой скромной, маленькой церкви описывалась много раз, однако я хотела бы напомнить вам о ней в свете моих личных воспоминаний.
Эта часовня — не просто кирпичное здание, а прежде всего место, которое вот уже более 90 лет благословляется молитвами нескольких поколений верующих прихожан. Она приняла и утешила в своих стенах многих русских сирот и беженцев после большевицкой революции, а также армянских, бельгийских, сербских, польских, греческих православных верующих.
Я предлагаю вам прочитать воспоминания бывшего церковного старосты Льва Калустова (1924‒2021), который эмоционально описывает историю этого теплого маленького прихода, устроенного в гараже маленького особняка на улице де ла Турель.
Эта церковь также стала домом нашей семьи. В 1938 году мой отец Николай Селезнев (1907‒1986), проработав почти 8 лет ассистентом в Лаборатории гражданского строительства Университета в г. Льеж, прибыл в Брюссель, где был принят на работу старшим инженером в горнодобывающую компанию. Он вошел в приход церкви святых Пантелеймона и Николая в юрисдикции парижского митрополита Евлогия (Георгиевского) (1868‒1946).
Именно в этой маленькой церкви «Ла Турель» мой отец встретил свою будущую жену, и именно там они поженятся и именно там дадут духовное образование своим пятерым детям. Его брат Михаил присоединится к нашей семье несколько лет спустя. Эта маленькая часовня станет для всех нас духовным пристанищем.
Мой отец не только возьмет на себя руководство хором после смерти Сергея Хмелевского (1893‒1941), но станет активным членом приходского совета.
Это произошло по инициативе отца Георгия Тарасова (будущего архиепископа Георгия Сиракузского, 1893‒1981) и именно мой отец выдвинул проект, чтобы купить эту землю «Турель» и юридически оформить церковь. С этой целью в 1948 году была создана некоммерческая организация «Конференция Святого Пантелеймона» (l’ASBL "Conférence Saint-Pantéleimon") официальным офисом по адресу rue de la Tourelle, 46. Архиепископ Георгий был назначен президентом, а мой отец ‒ вице-президентом.
К сожалению, оказалось, что владелец помещения уже несколько лет назад заложил свою недвижимость и несколько раз. Поскольку наш приход не был первым покупателем, у нас не было шансов выиграть дело и мы находились под угрозой высылки. Но с Божьей помощью и благодаря финансовой и юридической поддержке мужа одного из наших прихожан, барона Лорана-Бориса Вольтерса (1901‒1994), президента нефтеперерабатывающего завода Петрофина приход в конце концов выиграл дело. Церковь официально стала владелицей в 1965 году.
Бельгийское правосудие приняло во внимание тот факт, что часовня была местом религиозного поклонения, которое не могло быть подлежать экспроприации.
Несмотря на глубокую связь с русской культурой, мой отец имел универсальное видение Православия. Он любил вспоминать слова святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича) (1896-1966): «Не напрасно Господь изгнал нас из земли нашей. Это не только из-за наших грехов, но и чтобы мы могли быть проповедниками Евангелия по всему миру».
Поэтому мой отец считал важным донести до западного мира красоту и богатство Православия. С этой целью он принял участие в переводе литургических текстов, а также в музыкальной обработке песнопений на французском языке в тесном сотрудничестве с отцом Франком Дюкеном (1896‒1955). Он был также в контакте с епископом Иоанном Сен-Денийским (Евграфом Ковалевским, 1905‒1970), первым иерархом Православной Церкви Франции, рукоположенным в 1964 году святителем Иоанном Шанхайским.
Мой отец также с большим уважением относился к отцу Петру Струве (1925‒1968). Он, по благословению архиепископа Георгия (Тарасова), основал ваш приход Святой Троицы и Святых Космы и Дамиана в Брюсселе, на улице Капитан Креспель, освященный 1 ноября 1967 года. Тогда мне было 9 лет, но я всегда буду помнить радость, царившую в тот день в том крошечном гараже на улице Креспель. Это было похоже на Пасху.
После трагической смерти отца Петра в 1968 году архиепископом был рукоположен в священники отец Марк Никез, а настоятелем этого франкоязычного прихода был назначен Георгий (Тарасов).
У него всегда были прекрасные отношения с моим отцом, основанные на доверии, уважении и дружбе. У обоих была общая миссия – свидетельствовать о Православии на Западе, на местных языках. Задача была не из легких, и мой отец с помощью Петра Роснянского приложил все усилия, чтобы адаптировать мелодии славянских песнопений к французским текстам.
В начале 1970-х годов приход Святых Пантелеймона и Николая столкнулся с новой угрозой экспроприации после того, как в квартале Леопольда, где он располагался, обосновались европейские учреждения. Квартал быстро стал объектом внимания спекулянтов недвижимостью. Согласно ст. 25 Закона о городском планировании 1963 года, частные застройщики, владеющие более чем половиной кваартала, могли экспроприировать остальное. К сожалению, именно так и произошло с нашей землей и нашей часовней, которая подлежала сносу. Но опять же, слава Богу и юридической консультации отца Марка, который был адвокатом, некоммерческая организация "Conférence Saint Pantéleimon" выиграла дело. Конечно, мы потеряли весь сад, который выходил на улицу Турель, но часовня была спасена благодаря тому, что и на этот раз к ней отнеслись как к месту религиозного поклонения. С тех пор адрес прихода стал следующим: рю де Мот, 47.
В 1981 году, после смерти г-на Симона Тутунджи, члена прихода «Св. Пантелеймона и Николая», приход унаследовал его дом, расположенный по адресу rue Paul Spaak, 26, в престижном районе авеню Луиз. После подписания акта о приобретении этой недвижимости, ASBL "Conférence Saint-Pantéleimon", также сохранила владение церковью Святых Пантелеймона и Николая по адресу 47, улица де Мот.
Новое приобретенное здание (по адресу rue Paul Spaak, 26) было передано в распоряжение франкоязычного прихода, который к тому времени создал собственную некоммерческую организацию с названием "Община Святой Троицы". Долгосрочный договор аренды был подписан в 1982 году между "Свято-Пантелеймоновской конференцией" и «Свято-Троицкая община» сроком на 50 лет, он заканчивается в 2032 году.
За все эти годы не было ни одного конфликта интересов между "основным" приходом и "присоединённым" приходом. Оба сообщества жили в духе взаимодополняемости, доверия и единства. Я также помню многочисленные совместные праздники, особенно в дни приходских праздников и в пасхальный период. Это были времена радости, мира и прежде всего взаимной любви во Христе.
Это единство было обусловлено в основном тем, что духовенство и члены двух приходов подчинялись своему архиепископу. Принцип моего отца был таков: пока епископ не учит ересям, мы обязаны ему повиноваться.
Когда в возрасте 38 лет мои новые убеждения обратили меня в сторону Русской Зарубежной Церкви, я позвонила своему бывшему духовнику, архиепископу Сергию (Коновалову, 1941‒2003), чтобы объяснить ему причины такого выбора. Выслушав меня, он спокойно ответил: «Я ничего не могу вам запретить и позволяю вам поступать по совести!» Следуя примеру Бога, который из Любви уважает наш выбор, архиепископ Сергий предоставил мне свободу решать свое будущее.
Дорогой отец Христофор, разве это не пример для подражания каждому христианину? Поскольку Бог уважает наши выбор, не должны ли мы предоставить эту свободу другим?
Вы решили вместе с вашим приходом Святой Троицы и святых Космы и Дамиана не следовать Архиепископу Иоанну и 28 сентября 2019 года присоединились к Румынской Православной Митрополии Западной и Южной Европы. Однако отец Прохор (Спасский) и приход святых Пантелеймона и Николая, настоятелем которого он является, решили сохранить верность Западно-Европейской Архиепископии.
Какие силы побудили вас, батюшка, подать в суд на отца Прохора и его приход за сделанный этот выбор? Кто дал Вам право изымать антиминс, выданный 24.02.2020, более двадцати лет, назад архиепископом Сергием (Коноваловым) отцу Прохору в то время, когда вы уже были в румынской Церкви? Вы справедливо обвиняете сановников Московской Патриархии в их тоталитарном и неосоветском поведении, но разве вы сами не действуете таким образом, еще более авторитарным?
Проанализировав хронологию событий на основе последних публикаций в бельгийском государственном издании Moniteur, относительно некоммерческой организации "Конференция Святого Пантелеймона" от 11/07/2006, 19/12/2012, 24/03/2015, 29.06.2017 и 14.04.2020, мы с удивлением видим, какую хитрую стратегию вы применили для "Конференции Святого Пантелеймона", владелицы двух церквей, расположенных на улице Мот, 47 и улице Поль Спаак, 26, чтобы перевести ее под контроль ее приходского филиала, некоммерческой организации "Община Святой Троицы" (COST).
Подведем итоги: Арендатор расторгает договор аренды, обманным путем присваивает себе не только имущество, которое сдавалось ему в аренду, но также являлось жильем арендодателя. Он был выселен по решению суда, который обязывает его платить штрафы, если он откажется покинуть помещение. Если бы только это было простая недвижимость, да, но это место православного богослужения и прежде всего Дом Божий, независимо от его юрисдикции.
Этот приход святых Пантелеймона и Николая был создан русскими изгнанниками, выброшенными на чужбину большевицкой революцей и переживший все эти годы благодаря Богу и упорству потомков этих эмигрантов, которые сегодня оказались изгнанными из собственной церкви!!!
Конечно, отче, вы приложили все усилия, чтобы не нарушать закона для достижения своих целей и вы, скорее всего, выиграете дело в бельгийских судах, но в таком случае помните, что в один прекрасный день Вам придется предстать перед другим судом — Судом Божьим.
Не гнев побуждает меня написать вам это письмо, а скорее чувство глубокой печали и, главное, жалость, ... не к отцу Прохору, который, несмотря на все свои слабости, как и все мы, имеет достаточно веры в Бога, чтобы принять Его волю, какой бы она ни была, но особенно она обращена моя жалость вам, отче, и всем прихожанам, которые вас поддерживают, потому что если вы откажетесь от пути примирения, вам придется ответить за свои поступки перед Богом на Страшном Суде.
Отче, дорогие члены прихода Святой Троицы и святых Космы и Дамиана, ради памяти архиепископа Георгия (Тарасова), отца Петра Струве, отца Марка Никеза и моего отца Николая Селезнева, и накануне примирительного заседания в суде, которое состоится завтра утром, я взываю к вашей христианской совести: выберите путь мира и верните церковь, расположенную на улице Мот, 47 ее владельцу!!!
Надежда Селезнева
Москва, 1 декабря 2022 г.
+ + +
Ответа о. Д'Алуазьё на этол письмо Н.Н. Селезневой не было. После первого суда приход стал подавать апелляции.
Обращение игумена Прохора (Спасского), настоятеля прихода святых Пантелеймона и Николая:
В соответствии с несправедливым решением суда первой инстанции города Брюсселя от 16 июня 2022 года, наша церковь и ее настоятель, игумен Прохор, были приговорены «покинуть церковное помещение, занимаемое с 1929 года, оставив всю обстановку, утварь и исторические литургические украшения, находящиеся в ней, до 15 ноября 2022 года».
«В случае, если отец Прохор и Строительный Комитет [Fabrique] не покинут помещение, они должны будут совместно [in solidum] выплатить штраф в размере 100 евро в день просрочки, максимальная сумма которого составит 30 000 евро!» Это решение было нами обжалованно.
Снимаемое церковью помещение поступило на продажу в 1948 году. Тогда было создано прихожанами нашей церкви Святых Пантелеймона и Николая в Эттербеке Общество - «Conférence St-Pantélеimon» - asbl COPA, для приобретения здания.
С момента своего создания (1929) приход непрерывно находился под омофором Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе (рю Дару в Париже).
В 1967 году наша церковь приютила франкоязычный православный приход, получивший название «Святой Троицы и Святых Косьмы и Демьяна» («Ste-Trinité-Saints-Côme-et-Damien» - asbl COST).
В 1982 году наша же церковь, через свое общество - asbl COPA, предоставила в распоряжение COST здание (r. P. Spaak 26), которое мы унаследовали в предыдущем году от одного из наших прихожан. Ректор и президент COST были приглашены приехать и заседать в asbl COPA.
На рубеже 2012-2015 годов, в результате различных, если не преступных, то, по крайней мере, юридически неприемлемых фактов, о которых мы не могли подозревать, администраторы COST обманом захватили власть в нашем обществе COPA asbl. Случилось хуже: когда этот "дочерний приход" покинул нашу архиепархию в 2019 году, не вернув нам управление ASBL, а его администраторы потребовали от прихода покинуть помещение - уйти из нашей церкви, оставив всё имущество.
В середине 2021 года инициатор этой операции по радикальному уничтожению места служения, которое всегда принадлежало приходу, иерей Кристоф Д'Алоизио, ушел с поста президента COPA и был сменил другим Д'Алоизио, своим родным отцом. После вынесения решения, благодаря вашей помощи и поддержке, мы собрались с силами и вместе с нашими адвокатами решили противостоять и подали апелляцию на решение суда, чтобы сохранить возможность продолжать служение в нашей церкви.
Но юридическая битва все еще продолжатся, и наши вовлеченность и активное участие должны оставаться полными, тем более что ASBL COPA упорно держится своих претензий и даже, в частности, требует:
- Увеличение штрафных выплат до 250 евро за день просрочки, без ограничения (вместо нынешних 100 евро, с ограничением);
- Выселить нас с помощью полиции сразу же после вынесения судебного решения;
- Присудить нам солидарно выплачивать 1.100 € / месяц в качестве компенсации за «незаконное использование помещения» с 25 февраля 2020 года до полного освобождения помещения, с начислением процентов по законной ставке с
соответствующих дат.
Однако мы твердо убеждены, что их требования будут отклонены и что наша апелляция будет успешной.
Защита нашего дела требует постоянных усилий, а также усилий наших адвокатов и максимальной поддержки со стороны всех вас.
Мы надеемся, что подробности этого дела, уникального в летописи православного мира, пояснят вам его суть и вызовут жест солидарности.
Заранее благодарим вас!
На банковский счет прихода:
Получатель: Paroisse Saints Pantéleimon et Nicolas
Банк: BNP Fortis Paribas
IBAN: BE 04 0017 3167 6231 ; BIC: GEBABEBB
Сообщение: "Поддержка защиты в суде" - «Soutien à la défense en justice»
или онлайн на сайте Leetchi:
https://www.leetchi.com/c/la-paroisse-saints-panteleimon-et-nicolas
От всего сердца поблагодарю всех тех, кто уже помог нам материально. С их помощью мы все еще находимся в своем храме и продолжаем служить и работать, как прежде...
Призываю на всех вас Божие благословение
Игумен Прохор с прихожанами
24 апреля 2023 г.
+ + +
Окончательного решения суда еще нет.