«Глупость человека извращает путь его,
а сердце его негодует на Господа». (Притч.19,3)
Все люди созданы по образу и подобию Божию. Наверное, глупых Господь специально не создавал, они ему такие не нужны, но получились такими в силу разных обстоятельств (в т.ч. родительской наследственности) в грешном земном мiре. Но Он их милосердно любит и таких убогих, терпит, уважая их свободу и не принуждая быть умными (то есть зрячими) вопреки их воле и способностям (хотя желающим прозрения всегда помогает). Говорят даже, что глупость как слепота ума ‒ не самый страшный грех, и она бывает полезна для осознания на ее фоне вовсе не глупых вещей. (Вспомним знаменитую сатирическую "Похвалу глупости" Эразма Роттердамского.) В Церкви таких людей деликатно называют "простецами", и Церковь свидетельствует, что они не лишены спасения. А быть одинаково умными все не могут, да это и не нужно.
Картина "Притча о слепых" нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, 1568 г. (Музей Каподимонте в Неаполе).
Однако в Священном Писании мы не находим похвалы глупости, наоборот: только её многократное осуждение, в том числе очень актуальное в нашу эпоху ресоветизации: «Как пёс возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (Притч. 26,11).
Причем в этом возвращении на блевотину у нас участвуют и вовсе не глупые люди с высшим образованием и даже облеченные духовным саном ‒ вплоть до "Святейшего". То есть, можно выделить разные категории глупых: пассивные и активные, то есть просто глупые овцы и умные их пастыри (в том числе учёные профессора), избравшие служение глупости.
Таким образом, глупость бывает разная и в её причинах, и в её последствиях. И Господь ее может терпеть до определенного предела.
1. Возможно, большинство глупых в своей глупости как слепоте ума виноваты и сами тем, что, будучи свободными, ленятся учиться, умнеть, искать Истину, не пользуются данными им Свыше талантами, а зарывают их в землю или продают за чечевичную похлебку. Часто виноваты и воспитатели, с детства направляя развитие ума и совести своих чад в неумном направлении, и упомянутые пастыри.
Однако возникает такой вопрос: почему одни позволяют себе оглупить, а другие нет, находясь в тех же условиях, вырастая в таких же атеистических семьях, детсадах, школах, вузах? Принадлежа к тому же народу в той же его великой историей и предками, и богатой культурой?
Почему, например, в СССР постоянно обнаруживались инакомыслящие "враги народа", не желавшие быть глупыми за нужную для пропитания тела похлебку? Почему они даже под угрозой заключения (а были времена даже и смерти) ‒ отказывались быть глупыми и упорно искали и отстаивали Истину в условиях тотального уголовного запрета на нее? То есть, не всё так просто с оправданием пассивной "простецкой" глупости. Ведь есть и такая пословица: «простота хуже воровства» (ворами называли преступников), наверное потому, что она вроде бы безобидна, но: «Ежели дуракам волю дать, так они умных со свету сживут» (Салтыков-Щедрин. "Карась-идеалист"). «О, святая простота!», ‒ сказал Ян Гус на костре, увидев старушку, подбросившую вязанку хвороста в огонь...
2. Вторая категория глупых, но, в отличие от "простецов", элитарная, интеллектуальная и убежденная в своей умности, ‒ это ведущие деятели гуманитарных и прочих наук, культуры, СМИ, Церкви, патриоты в административных структурах. Всем им сегодня доступно познание Истины, но они удивительны тем, чтоу них нет такой потребности, ибо «ум у них ‒ дурак» (по меткому выражению одного крестьянина в отношении своего барина, Л.Н. Толстого). До революции это был так называемый «орден русской интеллигенции», который (по более позднему выражению одного из его представителей, Г.П. Федотова) отличался «идейностью своих задач и безпочвенностью своих идей». Солженицын назвал его советскую разновидность "образованщиной". Сейчас она составляет правящий слой Олигархата РФ.
Думаю, тут причина уже не просто в слепоте ума, а в слепоте души и искореженной совести и не только советским богоборческим строем, но и греховностью всего мiра сего, во зле лежащего, в котором эта, в основном советская "образованщина" прозападнического разлива, искренне видит норму. Их эгоистичные души утратили способность различения духов, добра и зла, должного и недолжного. И потому могут быть забесовлёны, становясь нравственно невменяемыми, душевно и духовно глупыми, даже если называют себя "православными патриотами", а то и "суперправославными". (За последними примерами далеко ходить не надо: большинство авторов степановской "Русской народной линии" и деятелей сталинистского "Изборского клуба".)
3. Примыкающая ко второй третья и высшая категория глупых, ‒ пастыри и правители, то есть не слепые, а зрячие и лукавые служители глупости. В отличие от второй категории они сознают свое враньё, но оправдывают его в стиле "Великого инквизитора" (у Достоевского). Глупость народа им нужна как менее угрожающая власти, чем народный ум. Методы весьма разнообразны, но едины по сути. Иезуиты руководствовались приспособительной моралью, когда «цель оправдывает средства». И у наших пастырей бытует выражение "ложь во спасение", хотя это искажённая цитата из Библии с другим смыслом: «ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» («ненадёжен конь во спасение, не избавит великою силою своею» (Пс. 32:17).
Можно, конечно, допустить случаи, когда с педагогической точки зрения лучше не говорить правду человеку (особенно ребенку) во избежание худших последствий. Но такие бытовые житейские обстоятельства никак не могут оправдывать ложь в серьёзных нравственных, духовных, церковных вопросах о смысле жизни и судьбы государства. Ведь Христос сказал, что диавол ‒ «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Такие пастыри могут злоупотреблять "ложью во спасение" как в своих корыстных личных целях, так и в государственных ‒ в роли жреческой обслуги неправедных и преступных правителей.
То есть их "цель", которой они "оправдывают средства", вовсе не благая. И в нынешней форсируемой ресоветизации это совершенно очевидно ведет к противоположному результату.
Например, президент не раз повторял, что нельзя очищать страну от памятников сатанистам-богоборцам и даже от мумии главного из них в сатанинском зиккурате, устроенном в священном центре России ‒ якобы чтобы «не сталкивать лбами народ». В реальности же он именно сталкивает ради своих эгоистичных интересов: чтобы не каяться в своем служении антинародному богоборческому режиму, скрывая его преступную сущность, фальсифицируя историю, ибо восстановление правды угрожает его власти и всему компрадорско-олигархическому режиму. При этом его государственная глупость "в квадрате" состоит в том, что он верит в возможность создать на основе советской лжи и оглупленного народа прочную государственную "скрепу".
Соответственно и "Святейший" в своем репертуаре учит, что необходимо христианское "примирение белых и красных", потому что в СССР были «стремление к справедливости, солидарность и энтузиазм», как он это заявил на Всемiрном русском народном соборе 11.11.2014 г. на тему "Единство истории, единство народа, единство России" и в рождественском интервью Первому Каналу 07.01.2015 г., а также на открытии III Рождественских Парламентских встреч в Государственной Думе 21.01.2015 г. ‒ Но ради какой цели в СССР культивировались эти стремление к справедливости ("грабь награбленное!"), солидарность и энтузиазм ("классовая борьба, смерть буржуям и врагам народа!", "Долой Бога!")? И разве не было сутью, целью и главным достижением СССР ‒ разрушение православной государственности Третьего Рима?! Разве «Удерживающим был и Советский Союз»? ‒ как это недавно ляпнул глава "духовной власти" всея Олигархата.
"Примирение" на этой основе ‒ это глумление над жертвенным подвигом Новомучеников и над памятью о многих миллионах христиан, убитых богоборческой властью. (В 2025 году в патриаршей проповеди в праздник Собора новомучеников не было ни слова о Новомучениках!). И еще хуже: этим обрекаются на духовную погибель непрозревшие старшие поколения нашего народа, выросшие оболваненными в СССР, которые предстанут нераскаянными на Страшном суде пред Господом. Им вряд ли поможет упомянутая их "простота" непротивления кощунственной лжи, которой учат их пастыри, а самим пастырям тем более не поможет оправдание "ложью во спасение". И еще хуже: это проповедь "примирения Христа и велиара", на основе еретического советского "богословия" о богоугодности любой власти, ‒ значит и власти уже близкого антихриста!
Это уже не просто опасная для страны кощунственная глупость "в квадрате", а измена Богу, спасительной миссии Церкви, исторической России и нашему многострадальному народу, всё еще оккупированному врагами, которые его дехристианизируют (государственный крестоповал даже в президентском гербе), денационализируют (искусственная заместительная мигрантизация), закабаляют цифровизацией в угоду еще и Новому мiровому порядку. С моей точки зрения, такое возможно лишь из-за неверия в Бога, в Его законы и смысл истории. Это неверие и есть их главная глупость даже не "в кубе", а "в энной степени".
Поэтому тщетны попытки увещевать кого-то со стороны лояльных патриотов, которые сетуют на "плохих бояр", мешающих "хорошему царю" и его "Святейшему" жрецу. На самом деле они хитропланово и лукаво, не страшась Бога, ведут такую целенаправленную политику с соответствующей государственной идеологией, несмотря на якобы ее запрет в конституции: "Спорам о государственной идеологии положен конец" (потому, что она давно есть ‒ такая, какая есть), ‒ заявил "Святейший" в речи на XXV Всемiрном Русском Народном Соборе XXV в марте 2024 года.
Над этими проблемами и категориями глупости приходится задуматься в связи с четвертьвековым правлением нынешнего Хозяина страны, в которой мы живем.
Он явно не глупый, находчивый, остроумный, но ум у него специфический: приспособительный к ситуации и к аудитории. Он профессионально умно сформировался в той конторе, которая приучает своих служащих к использованию всех средств для достижения нужной цели ‒ в данном случае уже для сохранения личной власти. У него очевиден такой приспособительный профессионализм и в общении с людьми, чтобы производить на них нужное впечатление, и в государственных СМИ (в роли подсвечника, и с демонстративным управлением военными самолетами и подводными лодками, с крещенскими купаниями, полетом со стерхами, доставанием древних амфор с морского дна, игрой одним пальцем на пианино), и в своих высших хитроплановых стратегиях на международной арене, где он успешно водит за нос менее хитроумных, а более хитроумная закулиса успешно водит за нос его.
В его великой мудрости его убеждает весь его административный, жреческий, научный, идеологический аппарат и информационный потенциал страны, который по этому принципу и сформирован. Фактически создан очередной культ личности. К нему уже неприлично обратиться бездолжного эпитета: "Уважаемый (или даже дорогой) Владимир Владимирович!" (бурные продолжительные аплодисменты, все встают). Почти как дорогой Леонид Ильич. Правда, нынешний Вождь более умён, чтобы не уподобляться застойному тщеславию генсека (с его 114 наградами, включая пять золотых звезд Героя) и любит выглядеть скромным и мудрым.
Вопросы у "простецкого" народа, однако, множатся: почему огромная страна под его умным управлением никак всенародно не "встанет с колен"? Почему богатейшие в мiре природные ресурсы не могут преодолеть нищету огромной части народа? Почему русский народ вымирает, а нерусские пришельцы поощряются, в том числе в деторождении и социальных благах? Почему весь управленческий аппарат сверху донизу пронизан коррупцией, без которой Олигархат, пожалуй уже не способен существовать? И т.д.и т.п. (См.: Десять вопросов президенту Путину, которые никогда не звучат на кривой линии...)
Полагаю, что ответ о причине всего этого уже дан выше: глава государства давно мог бы, но не хочет возрождать Россию и наш народ, заботясь прежде всего о сохранении своей власти и Олигархата. А главная причина ‒ мiровоззренческая отмеченная в пункте 3: высшая степень глупости ‒ неверие в Бога, в Его законы и смысл истории. Но кому дано больше власти, с того больше и спросится на Страшном Суде.
В России же без Божиего вмешательства ради сохраняющихся немногих праведников уже ничего не изменить. Вся надежда на Бога и на них.
М.В. Назаров
26.2.2025