29.10.2007       0

Кончина последнего (до восстановления патриаршества в России в 1917 г.) Патриарха Московского и Всея Руси Адриана


16.10.1700 (29.10). – Кончина последнего (до восстановления патриаршества в России в 1917 г.) Патриарха Московского и Всея Руси Адриана

Патриарх АдрианПатриарх Адриан (2.10.1636–16.10.1700) десятый и последний в досинодальный период Патриарх Московский.

Будучи еще архимандритом Чудова монастыря, Адриан обратил на себя внимание Патриарха Иоакима, поставившего его в 1686 г. митрополитом Казанским и Свияжским. Во время последней болезни Патриарха в марте 1690 г. митрополит Адриан находился в Москве и в качестве доверенного лица первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке Царицы Наталии Кирилловны 22 августа был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.

В послании пастве в связи с возведением на патриарший престол Адриан обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в том числе брадобритие, европейскую одежду и курение табака. Другое окружное послание Патриарха Адриана также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю.

Десятилетняя деятельность Адриана, заключившая собой патриаршеский период Русской Церкви, выпала на трудное время реформ Петра I. Адриан, расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы, тем не менее должен был осознать необходимость указаний Петра на неустройства в церковном управлении. Такова выпущенная Патриархом в 1697 г. инструкция старостам поповским или благочинным смотрителям о наблюдении везде церковного благочиния, снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, всеми церковными принадлежностями, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы бродячие и чёрные попы у приходских священников треб не отбивали, чтобы мiрские люди самовольно на себя монашеских одеяний не надевали, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах. Патрарх Андриан установил также сферы компетенции епархиального и патриаршего церковного суда, ограждал церковный суд от вмешательства светских властей. В 1700 г. в связи с подготовкой нового государственного уложения по поручению Патриарха Адриана были составлены "Статьи о святительских судах" с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве. Исследователи отмечают мягкость судебных решений Патриарха Адриана, его незлобивость и желание соборно решать спорные вопросы.

В патриаршество Адриана состоялись два Собора (оба в 1698). На Соборе в июне рассматривалось дело диакона Петра Артемьева, принявшего католичество и утверждавшего, что папа есть истинный пастырь. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом – в Соловецкий монастырь, где и умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, который, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными. В правление Адриана происходила также полемика братьев-греков Лихудов и прокатолически настроенного Сильвестра Медведева о времени пресуществления Святых даров во время евхаристии. Патриарх, разделявший православное учение братьев, передал этот спор на разрешение восточным Патриархам, и оно было признано правильным.

Несмотря на то что Адриан позволял себе иногда возражать Государю, он благословлял Петра в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после взятия Азова, в 1698 г., по возвращении Петра из "Великого посольства" в Европу. На средства Патриаршей казны по приказу Петра были выстроены два корабля (1698). В 1700 г. без сопротивления Патриарха было введено новое летосчисление – от Рождества Христова, началом года стали считать не 1 сентября, а 1 января. Непротивление Патриарха Адриана усиливавшейся антицерковной политике Петра I вызывало резкие отзывы современников (известны обличения юродивого Ивана Нагого, митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова)) и критику со стороны позднейших историков (например, А.В. Карташева).

Отношения Царя и Патриарха обострились после отказа последнего насильно постричь в монахини первую супругу Петра I Царицу Евдокию Лопухину (1698). Во время жестокой расправы над стрельцами в 1698–1699 гг. Патриарх Адриан выступил с печалованием о казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. Известна проповедь, сказанная Патриархом Адрианом перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта, в которой первосвятитель просил проявить милосердие к рядовым участникам бунта, однако призыв Патриарха не был услышан и казни продолжались.

С 1696 г. Патриарх Адриан был одержим "параличной болезнью", из-за этого часто жил в Перервинском монастыре святителя Николая под Москвой. В последние годы жизни Адриана назначения епископов часто производились по указанию Петра без согласования с Патриархом. В марте 1697 г. Патриарх Адриан составил духовное завещание, в котором, в частности, наставлял Царя пребывать в родительском благочестии. Патриарх Адриан скончался 15 октября 1700 г. и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля, Царь на погребении не присутствовал.

Патриархом Адрианом написано было несколько проповедей и богословских толкований, из которых некоторые были изданы: представленная в Палату об уложении "Записка о святительских судах", "Грамота о бороде" и др. Сохранилась (частично опубликована) переписка Патриарха Адриана с Петром, а также грамоты первосвятителя, записанные его секретарем иеромонахом Карионом (Истоминым), воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и другим.

Использованы материалы сайта "Патриархи Московские и Всея Руси" и др.

+ + +

Итак, с момента учреждения патриаршества на Руси и до его отмены Петром I и учреждения Св. Синода Русскую Церковь возглавляли следующие Патриархи (в скобках годы патриаршества): Иов (1589–1605), Игнатий (1605–1606, законность его патриаршества при Лжедмитрии не признана Церковью), Гермоген (1606–1612), Филарет (1619–1633), Иоасаф I (1634–1640), Иосиф (1642—1652), Никон (1652–1667), Иоасаф II (1667–1672), Питирим (1672–1673), Иоаким (1674–1690), Адриан (1690–1700). После восстановления патриаршества Поместным Собором 1917–1918 гг. единственным Патриархом, чье избрание не нарушало каноны, был свт. Тихон (1917–1925).

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25102904

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Георгий Стрижак 21.11.2024 в 09:53 на Этот день в истории: 7/20 ноябряСпасибо огромное, Михаил Викторович, за календарь сей ! Поздравляем вас с днем небесного покровителя архистратига Божия Михаила и всего воинства ангельского !
  • Антип 21.11.2024 в 08:40 на Тайна свободыЧеловек изначально свободен в выборе между Богом и дьяволом, между Добром и злом, между послушанием воле Божией и своеволием. Мне думается, что
  • МВН 21.11.2024 в 06:39 на Тайна свободыУважаемый Сергей. Ваши два пространных комментария публиковать не стану, чтобы не вводить кого-то в смущение, ибо они явно противоречат христианскому богословию. Достаточно
  • МВН 21.11.2024 в 02:34 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Ивану. Потому то они неверующие и духовно неграмотные манкурты с советско-западническим мiровоззрением. Поэтому они так себя ведут и без всяких договорняков. Эта
  • Иван 20.11.2024 в 17:59 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Как сказал Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано." Если исходить из того,

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.