25.01.1721 (7.02). - Учреждение Петром I Святейшего Синода для управления Русской Церковью взамен патриаршей власти и Поместных Соборов
Отмена патриаршества и установление абсолютизма
В православном Третьем Риме, преемнике Византийского римского царства, было, согласно православному учению о симфонии, два главы – Царь и Патриарх, имевшие свои области служения: Царь заботился о земной жизни народа и защищал его от внешнего зла, Церковь заботилась о духовной жизни и защищала народ от внутреннего зла и греха. Так, совместно водительствуя и сотрудничая, оба главы вели народ к общей цели – ко спасению к жизни вечной в Царствии Божием. Русская Церковь имела полную свободу и всегда находилась в тесной связи с народом и государством, никогда не отделялась от них и всегда служила их истинному благу. В смутные времена или при временном ослаблении государственной власти Церковь брала на себя порою и бремя государственной ответственности (прп. Сергий Радонежский, многие св. митрополиты Московские, Патриарх Гермоген).
Западническая ломка Петром I традиционной русской жизни, естественно, не была поддержана Русской Церковью. У монарха, подражавшего западному абсолютизму (неограниченному ничем своеволию монарха), начались трения с архиреями, и после смерти в 1700 г. Патриарха Адриана (десятого по счету) Царь воспрепятствовал назначению его полноценного преемника. Рязанский митрополит Стефан Яворский был поставлен лишь Местоблюстителем патриаршего престола (1700-1721); то есть временно заменял Патриарха, будучи зависим от Правительствующего Сената. А в 1721 г. Петр по образцу европейских протестантских государств вообще упразднил патриаршество, учредив взамен "Святейший Синод" и тем самым превратив монархию из русской православной в западную абсолютистскую, что имело очень тяжелые последствия для Русской Церкви и государственности.
Это совершенно неканоничное изменение в управлении Российской Церковью было послушно одобрено и утверждено зависимыми от российской поддержки восточными Патриархами, находившимися под мусульманским владычеством. Они признали "Святейший Синод" своим братом, имеющим равную с ними власть и степень в церковной иерархии; то есть они признали что Святейший Синод имеет ту же власть что и Патриарх, хотя это уже было не церковное, а светское учреждение. Синод сперва назывался "Духовной коллегией", то есть стал чем-то наподобие министерства. Он состоял из: Президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех ассесоров. Первым президентом Синода стал митрополит Стефан Яворский. Позже, светские должности были заменены более подходящими названиями: первенствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде.
Большую роль в этой реформе сыграл молодой архиепископ Феофан Прокопович, получивший западное образование в Риме и ставший видным сподвижником Петра в государственных преобразованиях в сане митрополита. Уже в одной из своих первых проповедей, произнесенных им по прибытии в Петербург, по случаю рождения царевича Петра Петровича (28 ноября 1716 г.), Прокопович в присутствии Петра доказывал преимущества абсолютной монархии и ее необходимость и целесообразность в светских и церковных делах (отдельным изданием эта речь вышла под заглавием "Надежда на добрых и долгих лет российской монархии"). На эту же тему последовала его ставшая знаменитой речь 6 апреля 1718 г. "О власти и чести царской", где он еще резче сформулировал свои абсолютистские воззрения. Он был преданным приверженцем всех петровских реформ и официальным апологетом правительственных мер, что проявлялось неоднократно, особенно же в его трактате "Правда воли монаршей". Взгляды Феофана на взаимоотношения между государством и Церковью целиком совпадали со взглядами Петра: оба искали подходящий образец в церковных установлениях Пруссии и других протестантских стран.
Тем не менее Петру было ясно, что все это новшество выглядело нечестивым переворотом в глазах духовенства и народа, и потому он пожелал дать своей реформе доходчивое обоснование. По приказу Петра Феофан написал "Духовный регламент", призванный стать основным законом церковного управления. Получился рациональный политический, во многом даже сатирический трактат, в котором древние церковные правила, которые остались в силе, были с неимоверной натяжкой применены к современному подчиненному положению Русской Церкви как государственной структуры. Созданная вместо Патриарха "Духовная коллегия" была подчинена Царю через специального чиновника-министра – оберпрокурора. Таким образом Русская Церковь лишилась независимости и самостоятельности.
"Духовный регламент" заканчивается подписями Петра I, далее – семи сенаторов, шести митрополитов, одного архиепископа, двенадцати епископов, сорока семи архимандритов, пятнадцати настоятелей монастырей, пяти иеромонахов; итого 87 подписей духовных лиц – столько было собрано за год. В инструкции Сената стояло: «А буде кто подписыватца не станет, и у того взять на письме за рукою, какой ради притчины оной не подписываетца, чтоб о том показал имянно...». Как видим, большинство архиереев не осмеливалось возражать, опасаясь репрессий (которые последовали против несогласных), лишь ходатайствовали перед Царем о переименовании нового органа в "Святейший Правительствующий Синод", так как название "Духовная коллегия" непонятно народу и может вызвать недоумения во время публичной храмовой молитвы. Царь согласился с этими доводами и немедленно одобрил переименование. Так высшее русское духовенство беспрекословно подписало "Духовный регламент" о капитуляции Церкви перед абсолютистским государством.
Брожение и несогласие, однако, долго не утихало в низовом духовенстве и церковном народе. Поэтому уже 7 июля 1721 г. Феофан счел необходимым выпусть свое новое сочинение "Розыск исторический", представляющее собой апологию антицерковной реформы.
Разумеется, для историков Церкви несомненна неканоничность этой реформы Петра, как и то, что смиренно принятая иерархией и паствой, новая церковная власть стала все же законной в глазах народа. При этом синодальный период явился эпохой небывалого внешнего роста Церкви. При Петре I население России составляло около 15 млн. человек, из них 10 млн. были православными. В конце синодальной эпохи, согласно переписи 1915 г., население империи достигло 180 млн., а РПЦ насчитывала уже 115 млн. чад. Столь стремительный рост Церкви явился, конечно, плодом самоотверженного подвижничества русских миссионеров и следствием расширения пределов России, роста ее могущества. В синодальный период происходит расширение духовного образования в России; к концу XVIII в. в России существовали четыре духовные академии, 46 семинарий. Правда, качество духовного образования нередко оставляло желать лучшего, ибо находилось под сильным влиянием как католической, так и протестантской школ, что отразилось, к сожалению, и в становлении церковной науки – и это тоже прямое следствие петровских реформ.
Тем не менее, несмотря на этот внешний рост Церкви и на многих явленных в синодальную эпоху великих подвижников благочестия на Руси, Церковь как духовная власть не смогла сыграть должную водительскую роль в наступившее новое смутное время начала ХХ века. Позорное поведение большинства высших архиереев в дни антимонархической революции в марте 1917 года показывает всю глубину духовного безсилия Церкви, обезглавленной Петром. Но в условиях последовавших после революции кровавых богоборческих гонений несомненным духовным вождем России вновь стал обретенный в 1917 году предстоятель Церкви - св. Патриарх Тихон.
Подробнее о полномочиях и об устройстве Святейшего Синода см.: http://kds.eparhia.ru/bibliot/istorserkvi/smolih/glava1/2/
Все так называемые Патриархи после последнего Андриана - советские куклы, не патриархи вовсе. И хватит дурить людей.
Да нет Тихон все же законно избраный Патриарх, хотя и с оговорками о том, что и он повинен в поддержке Церковью Февральского переворота.
Как мы все же любим мерять своими земными мерками даже Богопомазанников - Православных Царей. Но, по-моему, кто интересуется этой темой серьезно, знает, что Помазанники Божии не судятся судом человеческим, и даже Вселенскими Соборами, но только Судом Божиим, ибо он Его Помазанник, т.е. Христос Господень. Почитайте, что говорят о Петре I Великом и его реформах наши истинные святые Отцы Церкви. Например, свт. Филарет, митр. Московский, или прп.Серафим Саровский, называя его Царь из царей. Нам же до сих пор паполюбивое священноначалие и им подобные историки вешают "лапшу" об этом Великом Государе, возродившем мощь России, точно так же, как и о святом Царе Иоанне Грозном и великом старце Григорие Ефимовиче. И все реформы Петра вполне обоснованны и законны. А упразднение папостремительного патриаршества и замена его на коллективного патриарха - Синод, были тоже необходимостью, ибо сравнительно недавно за подобные дела патриарха Никона освободили и от патриаршего, и даже от священнического сана, разжаловав до простого монаха, сослав до конца дней на покаяние в монастырь. И в случае с Никоном, - Великий князь, и Царь Петр I свои действия совершили, изложив реальную ситуацию 4-м Восточным православным патриархам, попросив их официальное мнение и согласие. Что и было ими официально дано. Со стороны Петра I такая реорганизация в церкви была лишь прививкой священноначалию от грядущей тяжелой болезни предательства Богопомазанника, проявившейся "во всей красе" при Николае II. Но там была только прививка. Хотя она и оттянула глобальное предательство на 2 века, но, видимо, мало чему их научила. Поэтому, Самодержец Святой Царь Николай II, кто был единственно способен законно восстановить патриаршество, все же, за свое более чем 2-х десятилетнее правление, это не сделал. Они его даже при Синодальном управлении церковью умудрились предать, за что и поплатились, но уже "на всю катушку" глобальным их истреблением большевиками, а не отделались только прививками. И введение должности обер-прокурора Синода - светского лица, было грамотным и догматически законным решением, поскольку по 6-му Правилу Святых апостолов, духовное лицо, занимающиеся "мирским попечением", извергается из сана. Но ведь кто то и в Синоде должен был решать вопросы взаимодействия с правительством (Сенат) и с окружением Государя. Это и есть "мирское попечение". Духовными же вопросами Церкви и Синода обер-прокурор не занимался. Поэтому не хаять надо наших Великий строителей, собирателей и защитников Святой Руси, а воздавать им должное, и знать свою истинную историю. Рекомендую очень на сайте "Руси Православной": //www.rusprav.org/ открыть материал от 1.1.2010г. "Царские беседы священника Романа Зеленского", где прослушаете очень интересный курс и о Царе Петре I Великом и о Святом Царе Иоанне Грозном и о других русских Государях и Государынях. Божьей помощи всем любящим Родину, храни вас Господь!
Царь суду земному не принадлежит, Он ответчик только Богу. Очевидно, что вся возня папистов-масонов направленная на то чтобы устранить Царя и стать вместо Него, а затем привести в мир антихриста, разрушалась о непоколебимую скалу Удерживающего эту тайну беззакония - Русского Царя Самодержавного, Богопомазаника, христа Господня!
Мною Цари царствуют,- говорит Господь,- и сердце Царя в деснице Божией. Поэтому все верные с благоговением и ужасом ВИДЯТ, как верно и точно разили врага (антихристов-папистов) Русские Цари! Как мудро и твёрдо Они принимали решения, которые хранили мир Церкви и Отечества долгие годы.
Но вот, исполнились времена и пришло предательство-отступление русского народа от своего Царя, о котором предупреждал нас Св.Апостол Павел, и взят от среды Удерживающий, и тайна беззакония свершается на наших глазах.
Ушёл Моисей на гору Синай и на короткое время как-бы оставил народ. И что же? Аарон не устоял и воздвиг буйному народу золотого тельца! Уразумейте, окаянные, не хулить Богопомазаников-Царей, а каяться в страшном грехе Богоотступничества мы, русские люди, должны сейчас. Святой Царь-Искупитель Николай со своей Святой Семьёй перед нашими очами на Кресте Екатеринбургской Русской Голгофы.
Приидите вси вернии, поклонимся и припадем, и восплачим перед Господом и Богом нашим о прощении подлейшего греха - предательства Веры, Царя и Отечества нашего - Святой Руси.
Матушку нашу, Русь Святую, невозможно было победить никаким оружием и никакому супостату. Только предательства своих сыновей не смогла она перенести! Последнее, что она сделала для нас - кротко и смиренно взошла на Крест, чтобы молить Господа о прощении нашего греха. Господи, помилуй...
Да, уж, что верно, то верно. Тайна беззакония будучи безсильна перед Удерживающим и его верными сынами пошла бродить в низах, т.е. в низких, приземлённых умах. Кто любит Бога, тот чтит Царя. А кто чтит Царя, тот Любит Бога. Только чистые сердцем Бога узрят.
За верность Царя Бог всегда миловал Русь. А Русские Цари, Слава Богу, всегда были истинными Богопомазаниками! Кто думает и говорит иначе, тому анафема трижды.
(11 анафематизм: Помышляющимъ, яко Православнiи Государи [Помазанники Божии] возводятся на Престолы не по особливому о Нихъ Божiю Благоволенiю, и при Помазанiи Дарованiя Святаго Духа къ прохожденiю великаго сего [Царского] Званiя въ Нихъ не изливаются; и тако дерзающимъ противу Ихъ на бунтъ и измену, анафема, трижды).
Верно говорят: Народ согрешит Царь отмолит, но если Царь согрешит Народ не отмолит. Без Царя как без Отца. Царь - живая икона Господа! Восстающий на Царя восстаёт на Господа. Предавший Царя предал не только себя, но и весь свой род. Он как лютый зверь восстал на всех своих родных и близких и умертвил их, т.е. они как-бы насильно умерли для него из-за него.
Окончание статьи - сплошное противоречие. Честно говоря, удивляюсь такой расплывчатой статье на уважаемом мною сайте. Полагаю, что Царская тема - краеугольная тема сего дня. От её правильного (православного) понимания зависит всё. Надо думать не о том как сделать жидов православными, а о том как "православным" не стать окончательно жидами.
Да, уж, что верно, то верно. Тайна беззакония будучи безсильна перед Удерживающим и его верными сынами пошла бродить в низах, т.е. в низких, приземлённых умах. Кто любит Бога, тот чтит Царя. А кто чтит Царя, тот Любит Бога. Только чистые сердцем Бога узрят. За верность Царя Бог всегда миловал Русь. А Русские Цари, Слава Богу, всегда были истинными Богопомазаниками! Кто думает и говорит иначе, тому анафема трижды. (11 анафематизм: Помышляющимъ, яко Православнiи Государи [Помазанники Божии] возводятся на Престолы не по особливому о Нихъ Божiю Благоволенiю, и при Помазанiи Дарованiя Святаго Духа къ прохожденiю великаго сего [Царского] Званiя въ Нихъ не изливаются; и тако дерзающимъ противу Ихъ на бунтъ и измену, анафема, трижды). Верно говорят: Народ согрешит Царь отмолит, но если Царь согрешит Народ не отмолит. Без Царя как без Отца. Царь - живая икона Господа! Восстающий на Царя восстаёт на Господа. Предавший Царя предал не только себя, но и весь свой род. Он как лютый зверь восстал на всех своих родных и близких и умертвил их, т.е. они как-бы насильно умерли для него из-за него. Окончание статьи - сплошное противоречие. Честно говоря, удивляюсь такой расплывчатой статье на уважаемом мною сайте. Полагаю, что Царская тема - краеугольная тема сего дня. От её правильного (православного) понимания зависит всё. Надо думать не о том как сделать жидов православными, а о том как "православным" не стать окончательно жидами.
Ваша статья слишуком велика для формата отклика и не может быть тут размещена.
мурня какаято можно было короче