02.12.2007       7

В Таганроге, по официальным сообщениям, скоропостижно скончался Император Александр I


19.11.1825 (2.12). - В Таганроге, по официальным сообщениям, скоропостижно скончался Император Александр I

Александр I и старец Феодор Кузьмич

Александр I ПавловичАлександр I Павлович (12.12.1777–19.11.1825-офиц., 20.1.1864-действ.), Российский Император, старший сын Императора Павла I. После рождения его забрала у родителей бабка, Императрица Екатерина II. Она считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца. Попечителем Александра был назначен ген. Н.И. Салтыков. Большое влияние на формирование характера Александра оказал его учитель швейцарец Лагарп (в 1784–1794 гг.), прививший ему либеральные взгляды.

28 сентября 1793 г. будущий Император женился на Луизе Марии Августе принцессе Баденской (в Православии Елизавета Алексеевна). Некоторое время Александр проходил военную службу в Гатчинских войсках, сформированных его отцом. 6.11.1796 с воцарением Павла I официально объявлен наследником престола. Павел назначил Александра военным губернатором Петербурга, шефом лейб-гвардии Семеновского полка, инспектором кавалерии и пехоты, а позднее – председателем военного департамента Сената.

Масштабные реформы благочестивого Павла I, который предпринял меры против масонского либерализма, пытался вернуть дворянство к службе, отменив "вольности", и облегчить положение крестьян – стали причиной дворянского заговора против Императора. Заговор был поддержан Англией, которую обезпокоила его внешняя политика. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павел I был убит масонскими  заговорщиками, которые действовали с молчаливого согласия цесаревича Александра Павловича, которого ввели в заблуждение относительно якобы губительности политики его отца и уверив, что речь идет только принудительной передаче престола от отца к сыну.

После убийства Павла I в своем манифесте Александр I объявил, что будет править "по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей". Александр I отменил все нововведения Павла I: восстановил "жалованные грамоты" дворянству и городам, объявил амнистию всем бежавшим за границу, вернул из ссылки до 12 тысяч опальных чиновников и вельмож, упразднил Тайную экспедицию, занимавшуюся сыском, отменил облегчения барщины.

Правда, в 1803 г. им был издан указ о вольных хлебопашцах, позволявший крестьянам выкупаться на волю по договоренности с помещиками. Но сделка сопровождалась такими кабальными условиями, что этим правом воспользовались менее 0,5 % крепостных. Тем не менее впервые в истории петровской России за крестьянством было признано законное право на владение землей, а помещики получили основание для освобождения своих крепостных с землей за выкуп.

Цензурный устав 1804 г. был самым либеральным в XIX в. в России. В 1803–1804 гг. была проведена реформа народного образования: учиться могли представители всех сословий, открылись новые университеты и привилегированные лицеи – Демидовский (в Ярославле) и Царскосельский. Стараниями М.М. Сперанского старые петровские коллегии заменялись министерствами. В 1811 г. закон строго разграничил права и обязанности Сената, Комитета министров и Государственного совета – этот порядок управления просуществовал с небольшими изменениями до 1917 г.

Во внешней политике в 1805–1807 гг. Александр I принял участие в коалициях против "узурпатора" Наполеона, но потерпел поражение под Аустерлицем (1805) и был вынужден заключить с Наполеоном крайне непопулярный в России Тильзитский мир (1807). Впрочем, успешные войны с Турцией (1806–1812) и Швецией (1808–1809) вновь укрепили международное положение России. Были присоединены Восточная Грузия (1801), Финляндия (1808-1809), Бессарабия (1812) и Азербайджан (1813), княжество Варшавское (1815). В начале Отечественной войны 1812 г. Александр I передал командование Барклаю де Толли, а затем М.И. Кутузову. Военные успехи России сделали Александра I вершителем судеб Европы, в 1813–1814 гг. русский Царь возглавил антинаполеоновскую коалицию и вошел в Париж во главе союзных армий, устроив на Пасху торжественный праздник русского православного духа. Однако никаких территориальных приобретений в Европе (за исключением княжества Варшавского) великодушный русский Император не предпринял.

В 1814 г. Сенат преподнес Александру I титул "благословенного, великодушного держав восстановителя". "Священный Союз" между европейскими монархами России, Австрии и Пруссии, созданный в 1815 г. по инициативе Александра I, был благородной русской попыткой спасения христианской Европы от антимонархических революционных последствий Французской революции, но европейские державы отнеслись к этой русской инициативе несерьезно и даже неприязненно.

Даровав в 1815 г. либеральную конституцию Царству Польскому, Александр I в 1818 г. обещал, что этот порядок будет распространен и на другие земли, "когда они достигнут надлежащей зрелости". В 1816–1819 гг. была проведена крестьянская реформа в Прибалтике. Были подготовлены проекты отмены крепостного права в России, но, столкнувшись с жестким противодействием дворян, Александр I отступил. С 1816 г. учреждаются военные поселения, и роль Александра I в их создании не менее значительна, чем А.А. Аракчеева.

Нашествие "цивилизованной Европы" на Россию в 1812 г. стало в петербургский период истории первой важной вехой возвращения русского самосознания от "европеичанья" к собственным национальным традициям. Для многих известных русских деятелей ХIХ столетия характерна эта эволюция (так возникло течение славянофилов). Схожее развитие проделал и Государь Александр I, отказавшись от своего западнического либерализма на опыте наполеоновской войны и неудачных попыток создать "Священный союз" с западными монархами.

С 1814 г. Царь стал более серьезно относиться к Православию, приблизив к себе архимандрита Фотия, и все больше отходить от либеральных идей, осознав подрывную опасность масонства. В 1822 г. Александр I издал указ о запрещении тайных обществ и масонских лож, а в 1821–1823 гг. поручил тайной полиции выявлять заговорщиков в гвардии и армии.

В 1825 г. он выехал на юг, желая посетить военные поселения, но сильно простудился на пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь – и умер 19 ноября 1925 г. (согласно официальным данным).

Между тем, вполне правдоподобна "легенда" о том, что он оставил трон, чтобы монашеским подвигом искупить свои грехи. Ведь серьезно обратясь к Православию, совсем иными глазами он должен был посмотреть на свое вольнодумство в молодости и на не предотвращенное им убийство масонами его отца... Такое, нравственно ущербное, начало царствования не могло не мучить Александра I и не побуждать к покаянию. Есть свидетельства, что до поездки на юг Александр I встречался со старцами, включая и прп. Серафима Саровского.

Старец Феодор Кузьмич (клише с фотографии)

Старец Феодор Кузьмич (клише с фотографии)

Первые данные о старце Феодоре Кузьмиче в Сибири относятся к 1837 г. Он был такого же сложения, как Император, знал пять языков, имел благородные манеры, но говорить о себе отказывался. Несколько человек, знавших Императора, опознали его, поэтому он стал сторониться общества и вел отшельническую жизнь, омеченную прозорливостью и чудесами.

Нижеприведенные сведения взяты из работы Романа Сергиева.

В предреволюционную пору в часовне деревни Зерцалы Боготольской волости Ачинского (позднее Мариинского) уезда Томской губернии, к которой когда-то был приписан Старец Феодор Козьмич, бережно хранились еще при жизни переданные им туда Печерский образ Божией Матери, Евангелие и раскрашенный разноцветными красками вензель. Икона помещена в простой деревянный киот, внутри отделанный золотым позументом. За стеклом хранился сам вензель. Вензель нарисован карандашом на простой писчей бумаге, пожелтевшей от времени, и раскрашен зеленовато-голубой и желтой красками. Он представляет собою букву «А» с изображением короны наверху и летающим голубком на месте горизонтальной перемычки.

C 1858 г. Феодор Козьмич поселился в доме томского купца С.Ф. Хромова, который позже построил для старца специальную келлию. Очевидец сообщал: «келлия Старца Федора Козьмича представляла собой небольшую крестьянскую хату из круглых кедровых бревен с двумя маленькими окнами; внутри беленая русская печь, в углу между окнами, сбитая из досок спанья лавка с небольшим досчатым изголовьем. В двух верстах от Томска на заимке супругов Чистяковых стояла такая же келлия, как в городе на участке; в этой келлии жил старец весной и летом. Инициалы А. I., вырезанные ножом, как говорили Чистяковы, собственноручно Старцем, были изображены на стене келлии и на изголовьи.

Когда во время ремонта келлии стали подводить под нее фундамент, то под самой келлией показался источник воды. На этом самом месте вырыли небольшой колодезь, устроили подвальное помещение, стены которого обложили кирпичом. С тех пор в колодце вода стала появляться ежегодно раз или два и, говорят, преимущественно в большие праздники: Св. Пасху, Благовещение и др. Вода имеет целебный характер. Зарегистрирован целый ряд случаев, когда принимавшие ее с верою, молитвами старца Феодора Козьмича исцелялись от разных болезней. Говорят, что вода эта совершенно не портится от времени, если даже она сохраняется в открытом сосуде.

После смерти Феодора Козьмича Хромов возымел намерение построил на этом месте монастырь. Когда возник вопрос, как назвать предполагаемый монастырь: Александровским или Феодоровским, – решили бросить жребий, и жребий указал, что монастырь должен быть назван Феодоровским.

Старец скончался 20 января 1864 г. в Томске и был погребен на территории Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Надпись черной краской на белом деревянном кресте гласила: «Здесь погребено тело Великаго Благословеннаго старца, Феодора Козьмича, скончавшегося в Томске 20-го января 1864 года». На нижней перекладине восьмиконечного креста написаны тою же краскою литеры: «Е. И. В. А. I», т. е. Его Императорское Величество Александр I.

Эту могилу посещали: Великий Князь Владимир Александрович (1868), Великий Князь Алексей Александрович (в 1873), специальный посланник Великого Князя Николая Михайловича, занимавшегося изучением жизни и эпохи Императора Александра I, Н.А. Дашков; военный министр А.Н. Куропаткин (1899), министр путей сообщения М.И. Хилков (1902), статс-секретарь А.Н. Куломзин, главнокомандующий армией на Дальнем Востоке Н.П. Линевич и другие.

До революции, по крайней мере дважды, вполне официально были напечатаны подтверждения о посещении могилы Старца Феодора Козьмича Цесаревичем Николаем Александровичем, будущим Государем. В 1907 г. впервые об этом сообщил в своей статье Великий Князь Николай Михайлович: «Могила эта пользуется большим почетом у набожных слоев общества города Томска, она также уже многие годы посещается и путешественниками. Из известных лиц могилу эту посетил ныне благополучно Царствующий Государь, будучи еще Наследником, во время Своей поездки по Сибири», после его Восточного путешествия 1890-1891 гг. Устройством храма на месте келлии Феодора Козьмича должен был ознаменоваться день Венчания Царя с Царицею. Благословение на постройку было дано св. прав. о. Иоанном Кронштадтским. По некоторым сведениям, тайными заказчиками и жертвователями на это были Государь с Государыней, намечавшие причисление старца Феодора Козьмича к лику святых. Однако Мiровая война война и революция помешали осуществлению этого проекта. На могиле старца успели построить только часовню. (При советской власти ее разрушили и на этом месте устроили туалет...)

В 1984 г. было установлено празднование в честь Собора сибирских святых, в число которых включили и старца Феодора как небесного покровителя Томска. Обретены мощи старца Феодора Томского были 22 июня/5 июля 1995 года. Мощи Его покоятся в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Алексиевского Томского мужского монастыря. По молитвам святого угодника Божия праведного Феодора не прекращается подаваться благодатная помощь обращающихся к нему. Часовня же над могилой праведного Томского Старца была восстановлена по первоначальному проекту на прежнем фундаменте в 1997-1998 гг.

+ + +

Нельзя не привести тут и сведения о супруге Александра I Елизавете Алексеевне. Вскоре после объявленной смерти Императора она в апреле 1826 г. покидает Таганрог и едет в Петербург. В г. Белёв она останавливается в доме купца Дорофеева и этой же ночью 4/17 мая 1826 года на 48-м году жизни Императрица умирает, согласно официальной версии. Однако есть свидетельства тому, что Императрица Елизавета Алексеевна не умерла в Белёве, а также предприняла страннический путь и 20-летний подвиг молчания и скончалась 6/19 мая 1861 года в Сырковом монастыре Новгородской губернии в возрасте 72 лет под именем Веры Александровны – Веры-молчальницы. Там ей была отведена особая келья в виде маленькой избушки, состоящей из одной выбеленной комнаты и маленьких сеней, по внешнему виду являлась копией Томской келлии старца Феодора Козьмича. На могиле Веры-молчальницы был поставлен памятник в виде гроба из темного гранита с бронзовыми львиными лапами, стоящего на высоком пьедестале из красного гранита. С западной стороны гробницы помещена икона Св. Муч. Веры; с южной – надпись:

«Здесь погребено тело возлюбившей Господа всею крепостию души своея и Ему Единому известной рабы Божией Веры, скончавшейся 1861 года мая 06 дня в 6 часов вечера, жившей в сей обители более 20 лет в затворе и строгом молчании, молитву, кротость, смирение, истинную любовь ко Господу и сострадание к ближним сохранившей до гроба и мирно предавшей дух свой Господу»

+ + +

Итак, множество реальных фактов говорят о том, что легенда об оставлении Царем Престола (замаскированном под "кончину") и превращении его в сибирского старца Феодора Кузьмича – совсем не фантастична. Наоборот, она вполне логична для русского міроощущения и разделялась как многими современниками, так и серьезными историками. В России может быть все, любое чудо, пока в русском народе жива его чудотворная идея Святой Руси.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25120205

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 7 комментариев
  1. blank Александр:

    Тайга… В глуши ее, близ малого селенья,
    В бору когда-то старец чудный жил…
    Кто он – не знал никто, но утешенье
    Печальный и больной у старца находил…
    Высокий, ласковый, с прекрасными глазами,
    С улыбкой мягкою и полной доброты
    Он оделял нуждавшихся дарами…
    Имел он тонкие и строгие черты;
    И было в нем такое обаянье,
    Такая сила в взгляде чудных глаз,
    Что на Сибири сложилося сказанье
    “Благословенный Царь давно живет у нас”,
    Рассказывал мне: когда сгущались тени
    В лесной глуши, к сну близилась земля,
    Он выходил на низкие ступени
    И, сев, глядел на лес и на поля
    С убогого крыльца и, подперев рукою
    Седую голову, задумывался он…

  2. blank Про статью:

    Из статьи:
    //Тем не менее впервые в истории России за крестьянством было признано законное право на владение землей//. Мне интересно, кто эти безграмотные статьи на "Русской идеи" пишет? Значит, впервые в истории России...А может быть автору статьи для начала пойти и подучить эту самую самую историю, прежде чем заниматься графоманией.

  3. blank М.В. Назаров - любезному критику:

    Эти безграмотные статьи на "Русской идее", если не указано авторство или источник, в основном пишу я, ее главный редактор - он же и единственный пишущий сотрудник. Часто приходится заниматься графоманией в спешке - календарь-то надо ставить каждый день. Благодарю за замечание. Виноват, исправлюсь и подучу историю. В данном случае правильнее было бы для таких грамотных критиков написать: "впервые в ПЕТРОВСКОЙ России". Впрочем Россия и стала так называться с Петра, ранее была Русь.
    А пока не подучусь - буду признателен и за столь же проницательную критику по другим статьям.

  4. blank Ольга.:

    СУПЕР!

  5. blank Алексей:

    "Александр I...отменил облегчения барщины.", значит, сделал жизнь крестьян более тяжелой.
    Как сочетается это со святым старцем Федором Кузьмичем, кем он стал (мог стать) впоследствии?
    Или эти годы (1825-1864) были его тяжелым путем личного покаяния, в том числе и за это? (Уже не царем, а старцем он испытал на себе произвол властей, был бит и сослан в Сибирь.)

  6. blank * * * - Алесею:

    Так это было в его молодости, за которую он потом всю жизнь каялся...

  7. blank МВН:

    Президент русского графологического общества Светлана Семенова, проанализировавшая рукописи императора и старца Федора, сообщила что они написаны почерком, принадлежащим одному и тому же человеку. http://m.rg.ru/2015/07/23/reg-sibfo/pocherk.html

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Антип 21.11.2024 в 08:40 на Тайна свободыЧеловек изначально свободен в выборе между Богом и дьяволом, между Добром и злом, между послушанием воле Божией и своеволием. Мне думается, что
  • МВН 21.11.2024 в 06:39 на Тайна свободыУважаемый Сергей. Ваши два пространных комментария публиковать не стану, чтобы не вводить кого-то в смущение, ибо они явно противоречат христианскому богословию. Достаточно
  • МВН 21.11.2024 в 02:34 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Ивану. Потому то они неверующие и духовно неграмотные манкурты с советско-западническим мiровоззрением. Поэтому они так себя ведут и без всяких договорняков. Эта
  • Иван 20.11.2024 в 17:59 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Как сказал Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано." Если исходить из того,
  • Георгий Я 20.11.2024 в 12:36 на Петиция против ведущего «Соловьев Live»За такое кощунство нужна петиция не только против этого "ведущего", но и ... всего "сборища сатанистов", которых мы постоянно видим на государственных

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.