26.01.2007      22082      3
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Присоединение Пскова к Московскому государству


13.01.1510 (26.01). – Присоединение Пскова к Московскому государству

Псков, Русь и Третий Рим

Присоединение Пскова к Московскому государствуПсков впервые упоминается в "Повести временных лет" в 903 г.¸ хотя псковский город Изборск и ранее – в 862 г. В составе Киевской Руси псковские земли с XII века в период раздробленности были частью Новгородской республики.  После разгрома Руси ордой, которая не затронула Псков и Новгород, и успешного сопротивления псковичей в 1240–1242 г. рыцарям-крестоносцам, когда князь Александр Невский в 1242 г. освободил Псков и разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена в Ледовом побоище, с 1348 г. Псков стал независимым от Новгорода княжеством – Псковской республикой – одним из крупнейших русских культурных и ремесленных центров того времени. Во многом Псковское княжество сохранило новгородский вечевой строй, в котором князья приглашались боярским советом на службу.

В ходе последующего объединения русских земель вокруг Москвы древняя Псковская земля вошла в состав единого Русского государства одной из последних – в 1510 г., хотя чувство национальной общности существовало всегда: из Московской летописи мы знаем, что в 1380 г. в Куликовской битве в войске Дмитрия Донского был и отряд псковичей во главе с князем Андреем Ольгердовичем. В 1399 г. Андрей Ольгердович отказался от княжения во Пскове за себя и за своего сына Ивана. Тогда псковское вече обратилось к сыну Дмитрия Донского, Великому князю московскому Василию I, с просьбой прислать в Псков князя из Москвы. Василий Дмитриевич выполнил эту просьбу, и с тех пор, в течение более чем ста лет, псковское вече выбирало князей из Москвы.

Василий II

Василий II

Сближение Пскова с Москвой было вызвано и чувством национальной общности, и политическими обстоятельствами того времени. Московские князья вели борьбу с новгородским боярством, стараясь подчинить республиканский Новгород своей власти. В этой борьбе они почти всегда имели Псков своим союзником. Псковичам же была нужна помощь Москвы в борьбе с Ливонским орденом и с Литвой. В 1406 и 1426 гг. литовский князь Витовт вторгался в псковские земли и пытался их захватить, но поддержка Москвы позволила Пскову справиться с вражескими нашествиями. С 1468 г. псковичи пускают в оборот печать, носившую надпись «Печать псковская вотчины великого князя Ивана Васильевича». Также стала употребляться формула: «вотчина Великого князя, псковичи, добровольные люди». Псковичи не возражали против того, чтобы называться вотчиной Великих князей, но подчеркивали, что они «добровольные люди», то есть подчиняются по своей воле. И тогда союз с Москвой еще не нарушал самостоятельности Псковской феодальной республики. Из Москвы псковичам присылали тех князей, которых они просили. Князья эти приносили присягу на верность Пскову: их полномочия оставались столь же ограниченными, как и раньше. Псковские бояре не раз изгоняли присланных из Москвы князей, если те не были им угодны. В 1456 г., во время конфликта между Новгородом и Москвой, псковичи даже поддержали соседей-новгородцев и послали полки против войска московского князя Василия II. Василий II без особого труда разбил военные силы своих противников. После чего псковские бояре просили у Великого князя прощения и признали его верховную власть, поступившись еще большей частью суверенитета.

Разумеется, существовать без поддержки Москвы Псков не мог. К новому Великому князю Иоанну III были отправлены послами псковские посадники. Иоанн III, напомним, взяв в супруги Софью Палеолог, утвердил преемственность Москвы от сокрушенного турками Второго Рима, объединил большую часть русских земель под властью Москвы и стал называть себя "Государем всея Руси". Московские наместники забирали себе все большую власть и в Псковской республике. В 1467 г. они получили право посылать своих управителей во все псковские пригороды. В 1483 г. князь Ярослав Оболенский, сговорившись с псковскими посадниками и боярами, даже изменил псковские законы о смердах. Это было нарушением законодательных прав веча и вызвало восстание, продолжавшееся три года, но окончившеся ничем.

В области внешней политики к концу ХV в. Псков полностью потерял самостоятельность. Если раньше Москва помогала Пскову в его войнах с Литвой и Ливонским орденом, то теперь войны вело само Московское княжество, в котором наравне с прочими сражались псковские полки.

Итак, к началу ХVI в. Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой в единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками республиканской самостоятельности Пскова.

В 1509 г. в Псков был послан наместник – князь Иван Михайлович Репня-Оболенский, который отказался считаться с вече. Он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча. Узнав, что Великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника. Псковских послов Василий III не принял, но приказал им передать, что разберет их жалобы позднее, 6 января в Новгороде. Однако и между самими боярами согласия тоже не было, они жаловались друг на друга – было очевидно, что внутри псковской республики существуют острые "демократические" противоречия.

6 января 1510 г. по приглашению Великого князя Василия III, в Новгород съехались почти все посадники и многие бояре из Пскова. Бояре Василия III объявили собравшимся в Кремле посадникам великокняжескую волю: «Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику». Это означало полное упразднение Псковской республики и присоединение ее к Москве на равных основаниях с остальными русскими землями.

12 января в Псков прибыл великокняжеский посол Третьяк Далматов. Это был старый, опытный дьяк, давно выполнявший поручения Великих князей. По случаю его прибытия было в последний раз созвано вече, и Третьяк объявил собравшимся волю Василия III, но если вече не согласится с требованием Великого князя, он придет сюда с войском и ответственность за кровопролитие будет на псковичах. Псковичи попросили разрешения подумать и дать ответ на следующий день. Далматов разрешил. Большинство понимало безполезность и ненужность сопротивления ради каких-то личных привилегий и почестей. Существование Пскова без Москвы и московской помощи было немыслимым, а внешние угрозы были рядом. Вся предшествующая история Псковской земли предопределяла тот ответ, который на следующий день псковичи дали московскому послу.

Рано утром 13 января 1510 г. в последний раз зазвонил псковский вечевой колокол. На площадь перед Троицким собором сошлись все псковичи. От имени веча посадник передал Третьяку Далматову их ответ: они принимали все требования Великого князя Василия III и подчинялись его воле. Был снят вечевой колокол – символ псковской республики. Колокол был отвезен на подворье Снетогорского монастыря, а потом отправлен в Москву.

24 января в Псков приехал сам Великий князь Василий III. У Великих ворот его встретили духовенство и бояре, а на торговой площади у Святых ворот ждали все псковичи. Великий князь пошел в Троицкий собор, где отслужил благодарственный молебен.

Герб Пскова, утвержденный в 1781 г. Императрицей Екатериной II:  «В голубом поле барс и над ним из облак выходящая рука».

Герб Пскова, утвержденный в 1781 г. Императрицей Екатериной II:  «В голубом поле барс и над ним из облак выходящая рука».

Тем не менее поначалу Василий III сохранил некоторые остатки псковской самостоятельности: продолжали действовать многие из старых судебных законов Пскова; псковичам было разрешено избрание двадцати четырех старост из числа купцов и богатых ремесленников. Эти старосты составили так называемую земскую всенародную избу. Они получили право участвовать в решении судебных дел и в сборе налогов с населения.

Псковская земля славна в русской истории не только своим значением во времена Рюрика (отсюда, с берегов реки Великой, происходила св. Великая княгиня Ольга), но и в осознании себя Московской Руси «Третьим Римом, а четвертому не бывать», – как это прозорливо выразил старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей.

Использован материал:
"Псковский край в истории России". – Псков, 1994 г.
http://www.culture.pskov.ru/ru/history/join

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25012605

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 3 комментария
  1. Самуил:

    "...успешного сопротивления псковичей в 1240–1242 г. рыцарям-крестоносцам, когда князь Александр Невский в 1242 г. освободил Псков и разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена".
    Читаешь о лыцарях и думаешь - вот какие они, лыцари, прямо само олицетворение добродетели.
    Что же историки не пишут о многих КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ НА РУСЬ? О множественных попытках грабежа и разграбления Руси КРЕСТОНОСЦАМИ?

  2. Админ. - Самуилу:

    Вы о чем, мил-друг Самуил? Хотите писать о крестовых походах в статье о присоединении Пскова?

  3. спиридонова татьяна:

    спасибо самуилу за такой подробный доклад...

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Финансовая поддержка сайта
Благотворительный взнос
  • через систему QIWI
  • через Яндекс.Деньги
  • Подпишитесь на нашу рассылку
    Последние комментарии
    Последние сообщения на форуме

    Уважаемые читатели нашего сайта! Согласно европейским законам по защите данных в интернете, мы должны теперь уведомлять Вас, что наш сайт сохраняет файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование куки. подробнее

    The cookie settings on this website are set to "allow cookies" to give you the best browsing experience possible. If you continue to use this website without changing your cookie settings or you click "Accept" below then you are consenting to this.

    Close