3.12.1533 (16.12). – Скончался Великий Князь Василий III Иоаннович
Правление Василия III
Василий III (25.3.1479–3.12.1533), Великий Князь Московский с 1505 г., старший сын Иоанна III и Софьи Палеолог – племянницы последнего византийского Императора. Продолжая политику своего отца по укреплению и централизации русских земель, Василий III включил в состав Московского государства последние полусамостоятельные русские княжества. В 1510 г. он упразднил вече в Пскове и вывез в Москву 300 семей псковичей вместе с вечевым колоколом, а в Псков прислал столько же жителей других городов. В 1514 г. отвоевал у Литвы древний Смоленск. В 1517 г. к Москве была присоединена Рязань, в 1522 г. – Новгород-Северская земля, также после побед над литовско-польским войском.
Войны с Литвой и Ливонским орденом, поляками и татарами в те времена были постоянными. В 1503 г. было заключено перемирие между Иоанном III и Великим князем Литовским, признавшим за Москвой право на владение Черниговом, Брянском, Путивлем, Гомелем и большей частью смоленских и витебских земель. Но перемирие было непрочным, ибо оставался еще под Литвою Смоленск. Военные действия возобновились в 1507–1508 гг., затем в 1512 г., когда в союзе Польшей и Литвой выступили крымские татары, против них было выставлено 100-тысячное русское войско с первыми отрядами "пищальников", вооружённых огнестрельным оружием. При осаде Смоленска в 1514 г. русские умело применили артиллерию, которая сыграла решающую роль при взятии крепости и города; в 1522 г. Литва признала его принадлежность к Москве.
В 1518–1522 гг. возобновилась оборонительная борьба с крымскими татарами и добавилась война с казанскими – из-за их постоянных набегов с уводом русских пленников. Потерпев поражение под Казанью, Василий III создал вблизи нее крепость Васильсурск, ставшую опорой в борьбе с Казанским ханством. В 1531 г. там при поддержке Василия III был посажен хан, лояльный Москве.
В царствование Василия III великокняжеская власть еще более приблизилась к значению царской, многие удельные княжества упразднялись, князья становились служилыми и, кроме своего титула, ничем не отличались от прочего боярства; принимались меры по ограничению привилегий княжеско-боярской аристократии. К концу княжения Василия III остались лишь два удела его младших братьев Юрия (Дмитров и Звенигород) и Андрея (Старица в Тверской земле и Верея на юго-западе). Прп. Иосиф Волоцкий называл Василия III «всея Русской земли государем». Именно в это время старец Филофей писал о преемственности Московской Руси от Византии как Третьего Рима и напоминал Василию III: «Един ты во всей поднебесной христианом Царь. Подобает тебе, Царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают».
При Василии III усилились экономические и политические связи со странами Европы, которые видели в Московской Руси растущее могучее государство, с которым лучше не ссориться. Значительное развитие получила общерусская культура. По приглашению Василия III публицист, писатель и переводчик прп. Максим Грек покидает Афон и переезжает в Москву, чтобы привести в порядок греческие рукописные книги и проверить переводы литургических текстов с греческого языка на старославянский. Максим Грек выучил руский язык и внес большой вклад в русскую культуру как богослов и писатель. Сохранились его труды: нравственно-обличительные (“Стязание о известном иноческом жительстве”, “Беседа ума с душой”), поучительные (“Главы поучительные начальствующим правоверно”), полемические (против католиков, иудеев, язычников, магометан, лютеран, астрологов), философские и богословские трактаты, послания и переводы. Однако этот подвижник, причисленный впоследствии к лику святых, впал в немилость из-за критики одного некрасивого поступка Великого Князя.
Это была очень трудная проблема, омрачавшая царствование Василия III. Первый его 20-летний брак с боярыней Соломонией Сабуровой оказался бездетным, и остро встал вопрос о наследнике престола. С разрешения митрополита Даниила царскую жену постригли в монахини и отправили в ссылку в Покровский женский монастырь в Суздале, после чего Царь женился на Елене Васильевне Глинской и имел от нее двух сыновей: Иоанна и Юрия.
Умер Василий III неожиданно в возрасте 54 лет вследствие царапины во время охоты, которая привела к заражению крови. Умирая, он благословил на великое княжение трехлетнего сына Ивана IV Васильевича (Грозного), при котором первые годы правила его мать – Великая Княгиня Елена Глинская.
Известие о кончине в 1533 г. Василия Иоанновича произвело чрезвычайно глубокое впечатление: люди всех званий шли во дворец с великим плачем проститься с усопшим. Когда же вынесли его тело в Архангельский собор для погребения, то народный вопль заглушил звон кремлевских колоколов. «Дети хоронили своего отца, – говорит летописец, – называя его добрым, ласковым Государем».
«Василий имел наружность благородную, стан величественный, лицо миловидное, взор проницательный, но не строгий, казался и был действительно более мягкосердечен, нежели суров, по тогдашнему времени... Снискав любовь народа, он, по словам историка Иовия, не имел воинской стражи во дворце, ибо граждане служили ему телохранителями», – описывает Великого князя Н.М. Карамзин.
«В управлении государством Василий шел во всем по стопам своего великого отца, был верен заветам предков, и к концу его княжения было создано обширное Московское государство, обитатели коего верили, что оно является Третьим Римом, который, по пророческим словам старца Елизарова монастыря Филофея, не прейдет во веки и соберет под властью своих государей все остальные державы. И вера эта укреплялась сознанием, что русские люди строят свое государство на незыблемых основаниях. Они строили его на самодержавной власти своих государей, почитаемых ими превыше всего на земле, на горячей приверженности заветам отцов, "чтобы не перестала память родителей наших и наша и свеча бы не угасла", на своей крови, безпрерывно проливаемой ими за Родину, и на непоколебимой преданности Православию и любви к Богу, которому они возносили обильные и слезные молитвы в сооружаемых ими храмах, возводимых в ХV и ХVI веке преимущественно во имя Архистратига Михаила, дающего победу над врагами, и во имя Царицы Небесной – утешительницы всех тех, кому приходилось в многочисленных бранных делах того времени терять близких себе людей», – такую характеристику царствования Василия III дает историк А. Нечволодов.
Очень интересно! Спасибо выложившим эту информацию.
Действительно очень интересно и познавательно. Вы делаете большое дело, просвещая наш народ и знакомя его с его же славной историей, в которой явно чувствуется десница Божия.
Государь всея Руси Великий князь ВасилийIII действительно был Великим для своего времени. Историю госудасртва Российского должен знать каждый Русский.