5.03.1953. – Умер композитор Сергей Сергеевич Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев (11.4.1891–5.3.1953, Москва) – композитор, пианист и дирижёр. Родился в семье агронома в с. Сонцовка Екатеринославской губернии. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери и проявил выдающиеся способности. Ко времени поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4 опер, симфонии, сонат и фортепианных пьес. В 1909 г. окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 г. – дирижирования и фортепиано.
Становление Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложной обстановке всемiрного духовного разложения культуры, с претензией на новаторство разных разливов: абстракционизм, кубизм и проч. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себе их влияние, Прокофьев вместе с тем стремился к самостоятельности. Произведения разного стиля и качества, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. С 1908 г. Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр – исполнитель собственных произведений.
С весны 1918 г. начинается 15-летний эмигрантский период жизни Прокофьева. С разрешения наркома Луначарского он направляется через Японию на гастроли в США, где задерживается на три года. В основном дальнейшая жизнь его проходит в поездках по Америке и Европе (главным образом Франции) в связи с постановкой его сценических сочинений и концертной деятельностью. В 1922 г. он живёт в Германии, а с 1923 г. – в Париже. В этот период он создаёт оперы: комическую "Любовь к трём апельсинам" (1919), экспрессивную драму "Огненный ангел" (1919–1927). Творческое содружество с С.П. Дягилевым выразилось в создании новых балетов для его труппы: "Стальной скок" (1925) и "Блудный сын" (1928). В 1930 г. для театра "Гранд-Опера" был написан балет "На Днепре".
В жизни русской политической эмиграции не участвовал, занимаясь только музыкой. Однако в последние годы пребывания за рубежом усилились ностальгические чувства: «В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни». Поскольку Прокофьев вел себя в эмиграции подчеркнуто аполитично, в 1927 и 1929 гг. он приехал на обширные гастроли в СССР, где был обласкан большевиками, и в 1932 г. – в разгар уничтожения крестьянства коллективизацией и голодомором! – стал профессором Московской консерватории, а в 1936 г. – в разгар "безбожной пятилетки"! – окончательно с семьей поселился в СССР.
У большевиков возвращенец Прокофьев становится эффективным инструментом пропаганды вовне оптимистической музыкальной культуры соцреализма. Примером такового можно назвать оперу "Семён Котко" по повести В. Катаева "Я сын трудового народа": лживая народно-бытовая драма о событиях гражданской войны 1918–1920 гг. на Украине. Прокофьеву доверяли, отпускали в зарубежные концертные поездки, хвалили в печати, давали награды.
Постепенная реабилитация Сталиным русской истории позволила Прокофьеву обращение к народной историко-патриотической теме. Это проявилось в музыке к кинофильму "Александр Невский" Эйзенштейна, в кантате "Здравица" (1939) на народные тексты, в музыке к фильму "Иван Грозный" (1942–1945). В 1930-е гг. Прокофьев также написал многие популярные произведения для детей: сборник фортепианных пьес "Детская музыка" (1935), симфоническую сказку "Петя и волк" для чтеца и оркестра (1936), детские песни.
Главной работой военных лет стала опера "Война и мир" по роману Толстого (1941–1952). Тема войны отразилась и в других сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939–1942), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945–1947). С этой же темой связана и последняя опера "Повесть о настоящем человеке" по произведению Б.Н. Полевого (1947–1948).
Тем не менее в 1948 г. Прокофьев был объявлен буржуазным формалистом, после чего его заставили написать покаянное письмо Союзу композиторов и Комитету по делам искусств. Советские власти объявили его первый брак (заключенный в эмиграции) недействительным, и без оформления развода в январе 1948 г. композитор официально женился второй раз – на Мире Мендельсон (с которой уже жил нескольколет, оставив жену). А первая супруга была объявлена шпионкой и попала в лагеря (была освобождена в 1956 г.; позднее она сумела выехать из СССР как испанка по происхождению).
В послевоенные годы в творчестве Прокофьева всё большее место начинают занимать лирические или фантастические образы. Его по-прежнему привлекает мiр детства, юности, который однако подается с соответствующей идеологической нагрузкой: вокально-симфоническая сюита "Зимний костёр" (1949) и оратория "На страже мира" на тексты С.Я. Маршака (1950) – за оба произведения Государственная премия СССР, 1951; балет "Сказ о каменном цветке" по П.П. Бажову (1948–1950); 7-я симфония (1951–1952), за которую Прокофьев первым из советских композиторов был посмертно удостоен Ленинской премии (1957). Был также много раз лауреатом Сталинской премии в 1943; 1946 (трижды); 1947; 1951 гг. Член Национальной академии "Санта-Чечилия" в Риме (1934), Шведской королевской музыкальной академии (1947), почётный член "Умелецкой беседы" в Праге (1946).
Прокофьев скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Так как он умер в один день с объявлением о смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной.
Несмотря на верную службу марксистскому антирусскому режиму КПСС, Прокофьев вошёл в историю музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший свой самобытный стиль, связанный в то же время и с национальными традициями русской музыки (М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова). Можно лишь сожалеть о том, что композитору не хватило силы воли для нравственного жизненного самоопределения (когда такая возможность в 1920-е гг. имелась) и его талант оказался втиснут в тиски соцреализма, получив заметный налет идейной лживости, портящий многие его произведения.
Бог ему судья! А был ли он верующим?