16.06.1918 (29.06). - Память священномученика епископа Гермогена Тобольского и Сибирского
Тобольский архипастырь Царской Семьи
Священномученик епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Долганов) (25.4.1858–16.6.1918) был одним из духовных вождей дореволюционного черносотенного движения. Он родился с именем Георгий в семье единоверческого священника Херсонской епархии. По окончании духовной семинарии сдал экзамен на аттестат зрелости в гимназии, чтобы поступить в университет. Окончив в 1889 г. университет в Одессе по юридическому факультету, а также прослушав курсы историко-филологического и математического и духовно созрев за это время, он вернулся на духовную стезю и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1892 г. принял монашеский постриг с именем Гермоген, в том же году был рукоположен во иеромонаха.
После окончания академии в 1893 г. был назначен инспектором, а затем ректором Тифлисской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
14 января 1901 г. в Казанском соборе Петербурга архимандрит Гермоген был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. В 1903 г. получил самостоятельную кафедру, став епископом Саратовским и Царицынским с правом присутствовать в заседаниях Св. Синода.
Служение Владыки отличалось неослабевавшим горением духа: процветала его трудами миссионерская деятельность, устраивались религиозные чтения и вне богослужебные беседы, программу для которых составлял сам же епископ и он же руководил ими. Большое внимание он уделял изданию простой и доступной религиозной литературы для народа. Св. праведный Иоанн Кронштадтский как-то сказал, что может умереть спокойно, зная, что такие епископы, как Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело. Отец Иоанн писал святителю Гермогену в 1906 г.: «Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас».
В 1905–1907 гг. епископ Гермоген стал одним из видных духовников и организаторов народного черносотенного движения, оказавшего стихийное сопротивление первой попытке еврейской революции. Всероссийский съезд Русских Людей, который проходил в Киеве в октябре 1906 г. направил приветственные телеграммы следующим своим главным духовным вождям: митрополиту Московскому Владиміру (Богоявленскому), архиепископу Волынскому Антонию (Храповицкому), епископу Таврическому Алексию (Молчанову), епископу Вологодскому Никону (Рождественскому) и епископу Саратовскому Гермогену (Долганову) – вот в сущности была тогда наиболее верная своему долгу борьбы со смутой духовная власть России.
В ответной телеграмме святитель Гермоген писал черносотенному движению: «Господь да объединит вас крепко, могуче, и да оденет вас всех одеянием несокрушимым из пламенной, до смерти непобедимой ревности о защите Веры, Царя и Отчизны». В 1907 г., выступая на собрании Саратовского отдела Союза Русского Народа, святитель Гермоген назвал это «новой формой освободительного движения» от противников «исторического нашего уклада русской православно-церковной жизни народной под руководством пастырей». Согласно уставу почетным председателем Союза являлся епархиальный архиерей.
Епископ Гермоген не раз проявлял свою безкомпромиссность и в оценке деяний местных губернских властей: в 1908 г. он воспротивился празднованию юбилея Л.Н. Толстого; в 1910 г. протестовал против постановки сомнительных с точки зрения Православия пьес в саратовском театре, чем заслужил себе славу "мракобеса" в либеральное печати.
В 1908–1910 гг. епископ Гермоген находился в хороших отношениях с Г.Е. Распутиным, но к 1911 г. стал одним из самых непримиримых его противников и написал просьбу Государю о его удалении из столицы. В то же время святитель вступил в спор с обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером, не одобрив предложенного института диаконисс (наподобие западных конфессий), о чем также послал свое мнение Государю.
В результате этих разногласий епископ Гермоген был удален из присутствия в Св. Синоде и отправлен в его епархию. Тем не менее он не подчинился и, сославшись на болезнь, остался в Петербурге. На это 17 января 1912 г. последовал другой царский указ: уволить Преосвященного Гермогена от управления епархией и отправить на покой в Жировицкий монастырь. Председатель Государственной Думы М.В. Родзянко вспоминал, что на его вопрос о судьбе владыки Государь ответил: «Я ничего не имею против епископа Гермогена. Считаю его честным, правдивым архипастырем, прямодушным человеком… Он будет скоро возвращен. Но я не мог не подвергнуть его наказанию, так как он открыто отказался подчиниться моему повелению». В августе 1915 г. епископ Гермоген был переведен в Николо-Угрешский монастырь под Москвой.
После Февральской революции владыка как "монархист-реакционер" был немедленно отправлен на далекую Тобольскую кафедру. Там его застал Октябрьский переворот, после которого большевики начали преследования черносотенцев и их духовных вождей. А особой заботой владыки стали вернувшиеся с фронта Великой войны одурманенные большевицкой пропагандой русские воины. Он создал особый солдатский отдел при Иоанно-Димитриевском Братстве. В это мятежное время владыка призывал свою паству «не преклонять колена пред идолами революции», бороться против коммунизма, денационализации и искажения русской народной души.
Богу было угодно, чтобы в Тобольске опальный вновь встретился с сосланной туда же арестованной Царской Семьей, они с Государем попросили друг у друга прощения и примирились. Владыка тайно посылал заключенным Царственным узникам иконы, просфоры, молитвы и благословения, поддерживал с ними переписку, называя их Августейшими Страстотерпцами и многострадальным Святым Семейством, – то есть предвидя их скорое мученичество. На литургии Владыка всегда вынимал частички за Царскую Семью.
25 декабря 1917 г. в Покровском храме города Тобольска, в присутствии Царской Семьи диакон Евдокимов провозгласил им многолетие – как было положено по дореволюционному богослужебному Уставу. Последовал арест настоятеля и диакона. Настоятель храма протоиерей Васильев на допросе заявил, что «не подотчетен рачьим и собачьим депутатам», а диакон Евдокимов сказал: «Ваше царство минутное, придёт скоро защита Царская. Погодите ещё немного, получите своё сполна».
На запрос об этом происшествии из местного органа большевицкой власти владыка Гермоген ответил письменно, отказавшись от какого бы то ни было личного общения: «Россия юридически не есть республика, никто ее таковой не объявлял и объявить не правомочен, кроме предполагаемого Учредительного Собрания. Во-вторых, по данным Священного Писания, государственного права, церковных канонов, а также по данным истории, находящиеся вне управления своей страной бывшие короли, цари и императоры, не лишаются своего сана как такового и соответствующих им титулов, а потому в действиях причта Покровского храма ничего предосудительного не усмотрел и не вижу».
В январе 1918 г., после принятия большевиками декрета "об отделении Церкви от государства", ставившего верующих в действительности вне закона, архипастырь обратился к народу с воззванием, которое заканчивалось словами: «Станьте на защиту своей веры и с твёрдым упованием скажите: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его"». Откликаясь на призыв Патриарха Тихона к сопротивлению и защите Церкви, епископ Гермоген, несмотря на запрет местных властей, решил провести крестный ход в Тобольске в Вербное воскресенье 15(28) апреля. Накануне, 12 апреля, из Тобольска были увезены в Екатеринбург Государь, Государыня и Великая княжна Мария, а на следующий день большевики намеревались арестовать епископа Гермогена, чтобы не допустить крестного хода.
Однако владыка переночевал у прихожан, и крестный ход состоялся, хотя и сопровождаемый пешими и конными отрядами милиции. У стены Тобольского Кремля владыка остановился напротив того высокого места, откуда был виден губернаторский дом, где последнее время находилась в заточении Царская Семья. Запели молебен, затем несколько минут владыка молился, стоя над городом с простым деревянным крестом в руках. Молился о Царе с Царицею, которых большевики накануне уже увезли из Тобольска в Екатеринбург, и о Царских детях, которые в это время находились внизу в губернаторском доме. Затем владыка высоко поднял над собой крест и благословил Царскую Семью.
Арестовали его сразу после крестного хода и, убоявшись народного волнения, также отправили в Екатеринбург. Председатель исполкома Дислер открыто заявил епархиальному духовенству, что их архиерей арестован как "черносотенец и погромщик". Полтора месяца спустя из екатеринбургской тюрьмы он был отправлен в Тюмень, где в ночь с 15 на 16 июня владыку и бывшего с ним священника Петра Карелина, привязав к ним камни, утопили в реке Туре.
Тела их были вынесены на берег, 3 июля обнаружены и похоронены крестьянами. Три недели спустя после прихода белых святитель был погребен в Софийском Успенском соборе в Тобольске, в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе на месте первой могилы св. Иоанна, митрополита Тобольского. С установлением власти большевиков место его погребения было залито цементом.
Святитель Гермоген был причислен к лику святых Русской Зарубежной Церковью в 1981 г., а в РФ – на юбилейном Соборе МП в августе 2000 г.
Использованы материалы:
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPq6o9X*m**
http://www.rusk.ru/st.php?idar=104031
Святителю Отче Гермогене, моли Бога о нас!
Святый отче Гермогене моли Бога о земле русской и народе русском да не прогневается Господь на нас до конца и подаст силы и разум противостоять всем козням врагов наших внутренних и внешних.
Святителю отче наш Гермогене моли Бога о нас +++
Умоли Господа Бога о земле Сибирской !
Уважаемый,Михаил Викторович!
Прошу простить,привлекла внимание фраза: "Он был отправлен в Тюмень, где владыку утопили в Тоболе." Город же Тюмень стоит от устья р.Туры более двухсот километров.И где бы мучители не расправились с страдальцами (будь то Тура или Тобол),место это навряд ли можно было бы отнести к Тюмени.Хоть и географическая,но неточность,которая непременно будет заметна жителям Западной Сибири,любящим свой край и его историю.
Благодарю Вас, отче, за исправление ошибки, заимствованной нами из одного из указанных источников (РНЛ).