13.12.2018       2

Еще раз об этичности последних "единственно белых светочей"

М.В. Назаров 

Газета "Наша страна", основанная в Аргентине 70 лет назад точно в день моего рождения, вот уже в течении четверти века муссирует против меня обвинения, мол, Назаров в начале 1990-х годов "из князи в грязи вернулся в совдепию" и "перебежал в стан национал-большевиков". Заводилами в этой кампании были Сергей Владимирович Волков в Москве и Владимир Рудинский в эмиграции. У первого исходной причиной было то, что он ревниво выставлял себя перед эмигрантами "единственным белым" в России и чернил связанных с эмиграцией конкурентов (в т.ч. организации В. Аксючица и др., лживо обличая их в "сотрудничестве с красными"), а у второго основной причиной была моя книга "Кто наследник Российского престола?" с разоблачением несуществующих прав на престол у Великого князя Кирилла Владимировича и его потомков. Волкову это разоблачение тоже было неприемлемо, так как он принял "дворянство" от "Государыни Марии I" и стал редактором дворянской кирилловской газеты. Для придания кампании массовидности, Волков организовал знаменитое воззвание "Белая эмиграция против национал-большевизма" ("Наша страна" № 2305 от 15.10.1994; "Новый мір" № 1, 1995) с множеством подписей уважаемых деятелей, которые не могли не подписаться против сотрудничества с красными, не зная деталей (так один из них объяснял мне позже свою подпись).

В то же время в одобрительных комментариях к этому документу в "Нашей стране" разъяснялось, что под перебежчиком к национал-большевикам подписавшие имели в виду Назарова. Это воззвание «его фактически дезавуировало, хотя он конкретно и не упоминается» ("Наша страна" № 2326), ‒ откровенно признался Волков. А не упоминалось мое имя в тексте, чтобы при вербовке подписавших скрыть от них такую цель данной акции. (Подробнее о ней: Необходимый разговор с белой эмиграцией. И с доктором "советских наук" С.В. Волковым.)

Примечательным в этой кампании было то, что одобрения воззвания и обличения "национал-большевика" Назарова публиковались в газете за подписями разных авторов из России и эмигрантов из разных стран. Массовость монархистов из России имитировал Волков, в т.ч. под псевдонимами (С. Владимиров и др.), фамилии же эмигрантов были настолько вычурными, а общий стиль столь схожим, причем с их одобрительными ссылками друг на друга, что мне, имеющему элементарное филологическое и редакторское чутье, нетрудно было распознать за этими псевдонимами одного автора ‒ В. Рудинского, поскольку очень часто они касались публикаций самого г-на Рудинского и выдавали его интересы. Когда я об этом упомянул в своем ответе на воззвание Волкова, Рудинский был возмущен моей "неэтичностью" и даже "подлостью":

«Вот он пытается раскрывать псевдонимы, которыми пользуются С. Волков и автор этих строк. И рядом позволяет себе болтать об этике... Подобные действия в нормальном обществе рассматриваются как абсолютно не этичные, граничащие с уголовщиной. В среде же журналистов такие поступки определяются коротким словом: подлость. Порядочный человек на них не способен...

Любопытно также, какими путями М. Назаров собирает сведения? От его махинаций густо пахнет Лубянкой!

Очевидно, в насквозь советизированном сознании Назарова употребление псевдонимов есть деяние позорное, а то и преступное... Напомню ему однако, что ко псевдонимам прибегали самые выдающиеся, самые лучшие люди старой России... И полагаю, что ни С. Волков, ни я никогда не писали такого, за что нам надо было краснеть» (В. Рудинский. Наемный клеветник // Наша страна. 1995. 26 авг. № 2350, с. 2)

И вот в недавнем выпуске "Нашей страны" читаем в хвалебной статье Казанцева памяти покойного Рудинского:

«Даниил Фёдорович [настоящее имя Рудинского: Д.Ф. Петров] писал под целым рядом псевдонимов: Владимир Рудинский, Аркадий Рахманов, Геннадий Криваго, Виктор Штремлер, Елизавета Веденеева, Савва Юрченко, Вадим Барбарухин, Гамид Садыкбаев... И сам над собой подтрунивал по этому поводу: «Мои холуи: Савка, Аркашка, Геннашка, да и Елизаветка, — могут при случае, со мною спорить или мои высказывания дополнять. Но хвалить меня они не должны; иначе, в случае разоблачения, получится очень стыдно и позорно [! ‒ а без разоблачения не стыдно и не позорно... ‒ МВН]; что я сам себя, под псевдонимами, выдвигаю и поощряю. Забавна мне карьера Елизаветки. Она, как говаривал Пушкин: Все сердца пленяет эти, Те, те, те и те, те, те...».

Свою страсть к употреблению псевдонимов, он объяснял так: «Этот вопрос является необычайно болезненным для подсоветских, включая диссидентов. Вы помните истерические упреки национал-большевика Куняева, обличающего меня в трусости за то, что я пишу под псевдонимами. По-видимому, Назаров ему сказал, что я в «Нашей Стране» пользуюсь многими. Но мы все, вторая эмиграция, меняли и паспортные имена, и имена для печати. Весьма понятно, у каждого оставались в СССР родные и друзья, которых по тамошним законам вполне легально можно и должно было свирепо наказать за наши грехи...».

Многочисленные персонажи-псевдонимы Петрова, ‒ продолжает Казанцев, ‒ жили как бы своей жизнью, в разных странах, и отвечали за различные тематики и направления... принимали участие в рубрике «Трибуна читателя», печатали дополнительные комментарии на темы, уже разобранные Владимиром Рудинским. Иногда персонажи эти не соглашались друг с другом, спорили и даже критиковали друг друга. И, наконец, Елизавета Веденеева из Бельгии в течение многих лет была политическим рупором Даниила Федоровича...»

(Николай Казанцев. 100-летний юбилей патриарха русской зарубежной публицистики // Наша страна. 2018. 8 дек. № 3091, с. 1-2)

Лукавство тут очевидно и в тогдашнем возмущении Рудинского, и в нынешнем состоявшемся-таки "разоблачении" от Казанцева. Ведь одно дело использовать псевдонимы в правдивых публикациях (мне это тоже иногда приходилось делать в "Посеве", чтобы не было статей с подписью одного и того же автора в каждом номере журнала), или когда кому-то приходится скрываться под псевдонимом из осторожности, чтобы не навредить другим людям. Но совсем иное дело ‒ трусливо прятаться под псевдонимами от ответственности за свою клевету и вдобавок имитировать псевдонимами массовость своих "единомышленников".

К этому приему всегда прибегает и сам редактор газеты Казанцев (он же: О. Бартенев, П. Савельев, Е. Фокин, "Политическая хроника", "Нам пишут из..." ‒ впрочем, не исключено, что есть в их числе и коллективные тексты с Волковым) ‒ активно участвовавший под некоторыми из этих псевдонимов еще в еврейской кампании 1970-1980-х годов против засланного в НТС "черносотенного офицера ГРУ Назарова". Получается, говоря словами В.Р., действительно, «очень стыдно и позорно; что я сам себя, под псевдонимами, выдвигаю и поощряю» ‒ и именно в клевете.

Краснеть же за клевету моим обличителям, действительно, никогда не приходилось. И Волков, и позже записавший его самого в "совки" и "хулители св. Государя" Казанцев, хотя и разругались, продолжают время от времени напоминать своим читателям о "перебежчике к национал-большевикам" Назарове, по версии "Нашей страны" ‒ "давнем агенте КГБ-ГРУ в эмиграции", который "при возвращении получил в подарок от властей московскую квартиру" и "ходит на дни рождения к своему другу Зюганову". Но что с них взять ‒ каждый проявляет свою сущность, и к этому я уже давно привык, но не могу молчать про поливание грязью других хорошо известных мне людей.

Так, по поводу публичной клеветы на одного из моих старших товарищей в НТС (о нем см. ниже) я еще в начале 1990-х годов начал было переписку с Рудинским, запрашивая доказательств, но был вынужден прекратить ее из-за неуравновешенности оппонента, который вообще показался мне человеком неправославным в своих реакциях. В этом меня укрепила и художественная проза Рудинского, которую он мне прислал. Казанцев, однако, ее упоминает в числе его талантов: «Помимо очерков и статей, писал Даниил Федорович и художественные произведения, рассказы и новеллы, многие из которых в конце концов были собраны в книге "Страшный Париж", вышедшей в 1992 г. в Иерусалиме, и в 1995 г. в Москве... Этот уникальный, написанный великолепным языком и на современном материале, «роман в новеллах» можно отнести одновременно к жанрам триллера и детектива, эзотерики и мистики, фантастики и современной “городской” прозы... Эзотерические обряды и ритуалы, игра естественных и сверхъестественных сил, борьба добра и зла, постоянное пересечение героями границ реального мира, активная работа подсознания, ‒ вот общая концепция книги»...

Да, помимо экзотических псевдонимов, фантазировать тоже было его страстью... Господь ему Судия... Посмертная судьба Рудинского в нашем земном мiре оказалась печальной. Как сообщает сейчас Казанцев в той же статье: «его останки хранились по французским законам во временной могиле пять лет, в течение которых родственники могли обратиться и организовать перезахоронение в постоянную могилу. Только по истечении этих пяти лет, "душеприказчица" обратилась в похоронную контору за разрешением на перезахоронение, но ей было отказано, так как она не являлась родственницей и не была объявлена ответственной за похороны в завещании. В результате все французские официальные инстанции ей отказали, времени попытаться сделать что-либо ещё не оставалось, и останки Даниила Федоровича были кремированы, а прах развеян, в соответствии с буквой закона, над специально отведенным участком кладбища Пер Лашез».

Жаль только, что неразвеянной живет посеянная Рудинским клевета в отношении многих порядочных людей. Например, и в этой статье Казанцев повторяет ее в отношении якобы «бывшего энкаведиста и будущего руководителя партии солидаристов НТС, в тот момент служившего в нацистском СД, ‒ Николая Николаевича Рутченко-Рутыча». (Опубликованный Рудинским в "НС" "компромат" на него ‒ сплошные бездоказательные домыслы, желающие могут их сравнить с изданными в 2012 г. воспоминаниями самого Николая Николаевича: Рутченко-Рутыч Н.Н. Средь земных тревог: Воспоминания.) К сожалению, эту клевету воспроизводят сегодня "белые" ресурсы в России, например, "Перекличка" уважаемого И.Б. Иванова. (Перемена отношения "Нашей страны" к самому И.Б. с явной клеветой на его самоотверженную деятельность в новороссийском ополчении его ничему не научила в доверии к публикациям этой газеты?..)

Именно эта продолжающаяся клевета на видного историка Белого движения Рутченко (1916-2013) и побудила меня сесть за написание данного комментария. Разве в этом, в такой неразборчивости, должна заключаться преемственность от белой эмиграции? (Другой вопиющий пример неразборчивости: пропаганда "Перекличкой" книги К. Преображенского "КГБ в русской эмиграции" с клеветой на многих достойных людей ‒ уже несколько лет она стоит на этом же сайте несмотря на мое разоблачение этой явной халтуры, основанной на слухах, в чем признался и ее автор: https://rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=93&t=2707).

Раз уж в этой этической проблеме возникло имя С.В. Волкова, приходится упомянуть еще раз и его, всё еще активничающего в прежнем духе и демонстрирующего свои "этические" принципы. Ранее он писал: «"Наша Страна", соединяя идеологию Исторической России с духом непримиримости к её антиподу – идеологии создателей преступного советского режима, стоит на страже монархической идеи, не давая смешать её с совковыми суррогатами. И пока не видно, кто бы мог сменить её в этом качестве». После 20 лет сотрудничества, будучи изгнанным из газеты, он заявил: «Меня тошнит от смехотворного церковного мракобесия и "культового" монархизма "Нашей Страны"».

Возмущенный этим Казанцев наконец-то заметил и феврализм своего любимого автора, который на своей странице в ЖЖ выступает самоуверенным судией и св. Государю, объявляя его "главным виновником" крушения России, и судией всем "совкам" в его понимании. При этом даже считая нынешних правителей РФ совками, Волков вполне цинично-толерантно относится к ним: «Когда дело касается политики, политиков ... - сопрягать роль с личностью и вовсе неуместно... в зависимости от того, к добру или ко злу (в понимании наблюдателя) направлена их деятельность... Личные качества Путина на фоне его предшественников мне чрезвычайно симпатичны.... А Медведев – так и вовсе интеллигентный человек. Нынешнему президенту [Медведеву] я всегда по-человечески сочувствовал. Роль его для интеллигентного человека неприятна и незавидна, но и ее можно нести с достоинством». (http://salery.livejournal.com/29968.html)

Несмотря на всё это некоторые очень уважаемые мною "белые просветители" величают «выдающегося русского историка Волкова». Также и несмотря на то, что он "выдается" прежним преподнесением себя "единственным белым", все остальные для него ‒ "полное дерьмо" и заслуживают повешения, и он таким положением не удручен, это ему даже "очень нравится" (https://salery.livejournal.com/ Oct. 9th, 2018|10:30 pm). Фактически этими утверждениями "единственно белый" Волков, зачисляет в "дерьмо" и своих величателей, не отмечая их как достойных "белизны", но им это почему-то не мешает, как и то, что сей "новый дворянин" продолжает пропагандировать самозванцев-кирилловичей, лукаво искажая позицию РОВСа (см.: Правда и ложь о "непредрешенчестве" и "Императорском Доме"). Это уже не дела дней минувших сего советского историка КНДР (объявившего в 1990 году Белое движение капитулировавшим и исчезнувшим), которые можно покрыть милосердным забвением...

Грустно всё это наблюдать "в одном флаконе"... Уже не раз (начиная с моего пребывания в НТС и до нынешних "белосовков") я обращался к своим коллегам и друзьям с вопросом: неужели антикоммунизм сам по себе достаточен, чтобы считать любого антикоммуниста или ряженых, порою даже неправославных "белогвардейцев" нашими соратниками? Я, конечно, не вправе навязывать упомянутым мною деятелям и их ресурсам свои критерии этичности и даже просто информационной достоверности, но именно из доброжелательного отношения к ним считаю себя вправе на такую публичную корректировку в глазах наших общих читателей облика "лучшей православно-монархической газеты Русского Зарубежья", "последнего светоча нашей Белой Эмиграции" (так ее величают и православные авторы из эмигрантов о. Г. и С.) и облика "Единственного Полного Недерьма" в среде русского патриотического движения с указанием на распространяемую ими дезинформацию, вредящую нашему общему делу. Это не отменяет других, познавательных материалов в данной газете или хороших публикаций данного историка, но ложка иного вещества в одном флаконе с медом не делает этот мед душистым и "выдающимся" явлением в нашей просветительской деятельности. Как-то нет желания пачкаться о него в совместных "бело-просветительских" мероприятиях и даже на одних страницах.

А редакции уважаемой мною "Переклички" всё же советую удалить со своего хорошего сайта упомянутые клеветнические материалы ради уважения к памяти наших оклеветанных достойных соратников в эмиграции. Прибегаю к этой публичной просьбе после многократных и безуспешных попыток личных.

М.В. Назаров
13.12.2018

См. также тему на форуме: Об "аргентинской" газете "НАША СТРАНА".

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250940256

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. blank Петр Павлович Иванов Мюнхен:

    Всё очень грустно и горько.
    А о каком сайте "Перекличке" идёт речь - не этот ли самый -> Кадетская перекличка — Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадетская_перекличка ?

  2. Петр Павлович, в тексте статьи название этого сайта снабжено гиперссылкой. Пока что там нет никаких изменений.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.