12.01.2023       3

М.В. Назаров. Заветный список


Заветный список
Текст, написанный по просьбе сайта "Заветный список"  ‒ воспоминания о прочитанных книгах. http://www.zavetspisok.ru/. [Поскольку этот сайт уже не работает, как и форум РИ, переношу список в основную базу. ‒ МВН, январь 2023.]

Пряхин М.Н.: Те, кто откликнулись на приглашение составителя и прислали письма о книгах, оказавших на них наибольшее влияние в жизни (их списки опубликованы в первом издании справочника "Заветный Список"):

Назаров Михаил Викторович. 2012 г.

Назаров Михаил Викторович. 2012 г.

Назаров Михаил Викторович ‒ православный публицист, историк
родился в 1948 году в Макеевке (Донецкая обл.), вырос в Ставрополе. После окончания техникума работал электромехаником на о. Диксон и мысе Челюскин. В 1975 г. окончил переводческий факультет МГПИИЯ им. М. Тореза и попал переводчиком на строительство завода в Алжир. Оттуда в том же году в результате конфликта с КГБ (отказался сотрудничать) бежал в Германию, где 10 лет работал в издательстве "Посев". С 1987 г. независимый публицист. В 1994 г., в год возвращения в Россию, избран секретарем правления Союза писателей России. С 1996 г. издатель альманаха (в виде серии самостоятельных книг) "Русская идея". Вице-председатель Высшего Монархического Совета (созданного в 1921 г. в русской эмиграции). Автор книг "Миссия русской эмиграции", "Кто наследник российского Престола?", "Тайна России. Историософия XX века" и др.
Из письма составителю ЗС:

Если составить список книг, оказавших когда-то влияние, это получится скорее штрих к личной биографии, чем советы для чтения. Ведь если в молодости (в СССР) не имеешь опытного учителя и занимаешься самообразованием методом "отрицательного тыка" (что ругают  ‒ надо прочесть), то нередко впервые встречаешься с важными идеями не в лучшем их выражении. А потом "важные" могут оказаться и ложными, что видно из приводимого ниже списка. В студенческие годы (в инъязе, 1970‒1975) оказались наиболее "влиятельными":

Солженицын ("Один день Ивана Денисовича"); М. Булгаков ("Мастер и Маргарита"); Kafka ("Der Prozeß" и др., перевод из его "Америки" стал моей дипломной работой); S. Freud ("Abriß der Psychoanalyse"), Пруст, Камю, Сартр. Все это было до того, как я в возрасте 27 лет попал на Запад.

В эмиграции в первый год наибольшее влияние оказали: Новый Завет (только тогда!); Солженицын ("Архипелаг ГУЛаг"); о. Александр Мень ("Сын Человеческий"); "Вехи"; "Из глубины"; Н. Бердяев ("Философия неравенства"); А. Карташев ("Воссоздание Св. Руси") и т.п.  ‒ то, что бесплатно распространялось в моем окружении и оказалось наиболее доступно. Теперь многое из этого воспринимаю как чересчур оптимистичное христианство, без осознания эсхатологической темы антихриста и системы зла, действующей в мире.

Сейчас, когда я после 19 лет эмиграции вновь живу в России и мне 50 лет, приведу, правда, спонтанно и приблизительно, список не наиболее влиятельных книг, а наиболее нужных, с моей точки зрения, в библиотеке современного русского человека: Новый Завет; Жития святых; Л. Тихомиров ("Монархическая государственность", "Религиозно-философские основы истории"); архимандрит Константин (Зайцев) (сборник "Чудо русской истории"); И.А. Ильин ("Наши задачи"); прот. Борис Молчанов. ("Эпоха апостасии", "Антихрист"); иеромонах Серафим (Роуз) ("Православие и религия будущего"). Из философии: прот. В.В. Зеньковский (История русской философии"); прот. Г. Флоровский ("Пути русского богословия"). Из современных авторов: свящ. Тимофей и иеромонах Дионисий (статьи о монархической государственности в книге "O Церкви, православном Царстве и последнем времени"). По истории, точнее, очень важному сейчас украинскому вопросу: Н. Ульянов ("Происхождение украинского сепаратизма") и сборник "Украинский сепаратизм в России" (M., 1998). Из поэзии: стихи Тютчева о России. Всего сразу не упомнишь, а уже, кажется, исчерпан лимит в 30 названий...
6 марта 1999 г.

+ + +

М.В. Назаров: десять лет спустя

К сказанному весной 1999 года могу добавить следующее.
Наверное, у большинства людей (тем более у выросших в СССР) в жизни было несколько разных периодов чтения, подобных тем, что были у меня.

1. Сначала – естественно воспринимаемое чтение из той среды, в которой родился, воспитывался. Это влияние семьи, школьной программы и учителей, отчасти друзей. Этого периода я не коснулся в своем первом ответе, но сейчас замечу, что в большинстве случаев, за исключением русских сказок и книг о природе, это влияние у нас в ХХ веке было стандартно нерусским и таковым осталось по сей день. Поскольку подлинно русское, православное, было под запретом, насаждался марксизм, и родителям вместо книжек о "дедушке Ленине" приходилось использовать любой иной немарксистский материал.

Например, в [опубликованном на сайте] заветном списке даже у священника и русского националиста в детстве наиболее влиятельными были сказки братьев Гримм и иных народов, такие авторы, как Дюма, Марк Твен, Купер, Жюль Верн, Гюго... Точно, как и в моей юности. С одной стороны, эта отдушина от давящей марксистской идеологии давала некоторую вселенскую широту мiровосприятия. Но с другой – в этом и несомненная ущербность, увод в сторону от воспитания ответственного русского самосознания православной "удерживающей" цивилизации (в смысле слов апостола Павла: 2 Фес. 2).

2. Затем идет период самостоятельных поисков уже упомянутым мною случайным и безсистемным "методом тыка" – если не нашлось должного учителя. А его в современном мiре найти очень трудно. Можно, увлекаясь частичными истинами и абсолютизируя их, уйти очень далеко от главной истины о смысле жизни и смысле истории. Именно поиск этого смысла для меня стал главной целью примерно с 18 лет (с последнего года учебы в техникуме).

3. После этого наступает время критической оценки, просеивания и самообразования по лично избираемым направлениям. Если кому-то повезло и направление оказалось достаточно верным и цельным, а искатель настойчивым, то этот период рано или поздно завершается созданием необходимого мiровоззренческого основания (фундамента) и каркаса. Есть в Германии такая конструкция домов – фахверк, когда сначала создается фундамент, каркас стен из бруса, крыша, и лишь потом все это заполняется камнем, отделывается. То есть уже не происходит принципиальных изменений в избранной конструкции, а лишь ее завершение. (Мне повезло меньше. В студенческие годы в инъязе, в отталкивании от коммунистической лжи, направление было избрано мною неправильное, либерально-западническое, но оно методом отрицательного опыта познания все же вывело меня "от обратного" на православный путь познания.)

Впрочем, даже духовно образованные люди могут заполнять свой с виду "правильный" фахверк некачественным материалом, не отличая его от качественного, потому что не вдумываются в назначение постройки. В частности, удивительно было прочесть у одного из опрошенных для "заветного списка" священников упоминание рядом со Священным Писанием – книг Бердяева... Ведь у этого талантливого философа в корне ошибочная трактовка свободы, природы зла и Самого Бога (при многих верных других мыслях в области идеологии).

4. В последнее десятилетие мой круг чтения определяется тем, что я пытаюсь применять столь непросто обретенную истину Православия к пониманию важнейших проблем современного мiра и задач России. Мои собственные книги этого периода (особенно со времени возвращения в Россию в 1994 г.) продиктованы именно этой целью, в них суммирован и опыт прочитанного за всю сознательную жизнь. И поскольку в мiре идет перманентная Мiровая война сил добра и зла, о которой говорится в Священном Писании, – эти книги также предназначены для лучшего распознания духовной сути антихристианских сил и их методов в наше время – с целью обороны от них. Поэтому, говоря о "заветном списке" книг, необходимых сегодня русскому человеку, мне, конечно, хотелось бы, чтобы моим соотечественникам был доступен и опыт познания, отраженный в моих книгах, например: "Тайна России" (1999), "Вождю Третьего Рима" (2004). В них мне хотелось передать соотечественникам самое главное, даже ценою собственной "репутации" в глазах господствующих СМИ. [Забыл упомянуть главную свою книгу: "Миссия русской эмиграции" (тт.1+2).]

Чтение других авторов (политиков, историков, философов, богословов) у меня в этот период становится тематически-избирательным. "Конспирологическо-патриотическую" литературу часто читаю по диагонали, если вижу: это вторично, это автор взял из такого-то источника, а это у него явное ложное направление из-за недостаточной духовной образованности. Если встречается ссылка на новый важный источник – прежде его использования всегда стараюсь проверить его точность по оригиналу.

В частности, хотя идейно-мiровоззренческих открытий уже не было, из книг последних лет важными для моего понимания происходящего в мiре были:

– Андреас фон Бюлов. "Именем государства" (2000, на нем. языке). Известный немецкий политик, долголетний член парламента и министр, куратор спецслужб ФРГ, документально разоблачает так называемый "международный терроризм" как инструмент влияния на мiровую политику, созданный ЦРУ и Моссадом. В свете этих разоблачений последовавшие теракты 11.9.2001 в Нью-Йорке выглядят явно провокационными – на эту тему было тоже опубликовано на Западе немало полезных книг на разных языках, в том числе и фон Бюловым.

– Книга немецкого исследователя К. Рихтера "Смертельная угроза – США. Оружие и сценарии глобального господства" (2004, на нем. языке) и различные др. специальные публикации о современных видах оружия (например, направленного генетического действия, климатического, космического воздействия и др.) и об уже созданных способах электронного контроля над человечеством.

– Книга одного из главных идеологов Нового мiрового порядка З. Бжезинского "Великая шахматная доска" (рус. перевод – 1998) с циничным описанием предстоящего расчленения России как "главного приза" для Америки и установления американского мiрового господства.

– "Кицур Шульхан Арух" (М., 2001). Это кодекс поведения иудеев, официально изданный по-русски Конгрессом Еврейских Религиозных Организаций и Объединений в России и предписываемый как «хрестоматия еврейской цивилизации нашего времени... Эта книга вам совершенно необходима» – говорится в предисловии. Основной принцип этого кодекса: только евреи – люди, остальные – не люди, их следует обманывать, обворовывать, молиться о разрушении их храмов, запрещено помогать им. Захотелось ознакомиться и с более откровенными исследованиями иудаизма, прочел книгу профессора Иерусалимского университета Исраэля Шахака "Еврейская история – еврейская религия" (1996, на франц. языке), работы израильского писателя Исраэля Шамира и других еврейских критиков расистских иудейских норм (журнал "Наш современник", 2003, № 10).

Этот впечатляющий "нравственный" кодекс поведения народа, столь влиятельного в современном мiре, в сочетании с закулисным механизмом современной мiровой политики, вскрытым фон Бюловым, с циничными откровениями Бжезинского и в сочетании с православным учением о смысле истории дают основания для предположения, что мы близимся к концу истории – царству антихриста (мошиаха), описанному в Священном писании. Нам, конечно, не дано знать, когда это наступит, но заповедано знать его признаки и сопротивляться. Литературу на эту тему считаю особенно важной в наше время (хотя, к сожалению, далеко не вся она должного качества).

Это необходимо для того, чтобы как можно больше людей вошло в тот «стан святых и град возлюбленный» (Откр. 20:7–8), который до конца истории не покорится антихристу и после победы Христа во втором пришествии войдет в преображенный мiр Царства Божия. В этом – конечная цель истории, личная цель жизни каждого человека и поэтому она должна быть главной целью нашего круга чтения. Конечно, это могут быть и научные, и художественные произведения.

Литературу, которая этой цели не способствует, затрудняет ее или служит ложным целям (а таковы ныне 99,9% выходящих печатных материалов), не могу считать частью должной человеческой культуры – это уже плоды ее разложения, умножающиеся по мере отступления человечества от Бога. Самая большая трудность для людей, изначально лишаемых должного духовного воспитания – отличать истину от лжи в современном мiре, где истина намеренно топится в океане лжи, потому что духовно необразованным примитивным человечеством проще управлять посредством денег, которые становятся абсолютной властью.

В заключение напомню, что я не только читатель книг, но и их издатель, строго отбирающий печатаемые материалы. Цель моего издательства "Русская идея" (и одноименного сайта: http://www.rusidea.org/) определяется всем вышесказанным. Хотя в последние годы возникли серьезные препятствия в распространении изданного...

+ + +

Пряхин М.Н. » Чт мар 25, 2010 10:43 am

Дорогой Михаил Викторович, спасибо за Пересмотр Вашего Заветного списка спустя 10 лет: очень интересно, своевременно и полезно. Я разместил на своём сайте это добавление к списку 1999 года, сделав ссылку на источник.
Если не затруднит, то можно это дело довести до конца, а именно, ответить на вопросы, которые предлагаются Рекомендателю по истечении 10 лет.

1. Какие изменение в Вашей жизни хотели бы отметить за прошедшие 10 лет  ‒ новые труды, значительные события?
2. Сейчас открылись громадные книжные богатства, которые ранее были недоступны. Что из прочитанного могло бы войти в список повлиявших на Вас книг?
3. Каких рекомендателей стоило бы ещё пригласить для участия в составлении "Заветного Списка"?
4. Какое впечатление произвела на Вас книга «Заветный Список»?
5. Что пожелаете новому поколению читающей России?
На 2 и 5 Вы уже фактически ответили.
Буду рад, если Вы согласитесь.
Книжку ЗС, если угодно, я Вам могу подарить. Мне она самому кажется интересным документом уходящей эпохи.
Всего Вам доброго, Бог в помощь!

Пряхин Михаил Николаевич, ведущий сайта Заветный список: русская исповедно-завещательная библиография http://zavetspisok.ru

+ + +

М.В. Назаров » Чт мар 25, 2010 4:00 pm

1. Какие изменение в Вашей жизни хотели бы отметить за прошедшие 10 лет  ‒ новые труды, значительные события?

В 2000 г. я обрел соратницу-жену, которую мне послал Господь для моего церковного становления (стал певчим в храме под ее регентским руководством). С мыслию: никогда ничего не поздно...
Умерли мои родители – в 2001 г. отец и в 2004 г. мать. Переживание их смерти – совершенно особенное "экзистенциальное" состояние. Умирает часть тебя самого и часть твоей жизни, ее корень. Следующая очередь твоя: memento mori, а значит старайся жить так, чтобы тебя это не застало врасплох, и выполни все обязательства перед ближними, соратниками, перед Богом, у которого изначально есть о тебе замысел... Примечательно, что оба моих родителя появились на свет, когда их отцы уже были убиты в т.н. гражданской войне. Так что моему рождению "красные" и "самостийники" тоже старались помешать, какие же у них теперь могут быть претензии к моей политической позиции. К тому же оба отчима моих родителей (белый офицер Пахомов и малоросс Кобищан) были арестованы в 1930-е гг. и пропали...
В 2001‒2002 гг. я стал участником официального диалога Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) с Московской патриархией (двусторонние конференции историков в Венгрии и в Москве).
В сентябре 2003 г. неожиданно был приглашен в состав российской делегации на международный форум "Диалог цивилизаций" на о. Родос, где прочел доклад "О значении России для судьбы всего мiра" (http://www.rusidea.org/?a=6009). После которого больше не приглашали...
После встречи в Нью-Йорке первоиерарха РПЦЗ с В.В. Путиным с признанием его как "православного президента" в конце сентября 2003 г., у меня случился инсульт средней тяжести. В 2004 г. за обращение в Церковный Суд РПЦЗ по вопросам нарушения условий церковного"диалога" мы с супругой были изгнаны епископом Михаилом (Донсковым) из прихода (в Подольске) и перешли в московский приход РПЦЗ. В 2007 г. наш приход отказался признать капитуляцию Синода РПЦЗ перед МП на ее условиях: признание "небывшими" все противоречащие этому "воссоединению" прежние документы и позиции исторической РПЦЗ (http://www.rusidea.org/?a=130058).
В начале 2005 г., в связи с усилением репрессий против православных патриотов по обвинению в "антисемитизме" мною было подано в Генпрокуратуру т.н. "Письмо 500-5000" с просьбой разобраться в иудейском экстремизме как первопричине конфликта. В результате возникли международный скандал и движение "Жить без страха иудейска!" (в том же году выпустил одноименную книгу с описанием этой истории: http://www.rusidea.org/?a=2200).
В 2005 г. по приглашению В.М. Клыкова вошел в руководство восстановленного им Союза Русского Народа. В 2006 г. одновременно со смертью Клыкова (возможно ускоренной искусственно), я также подвергся неожиданному и необъяснимому неврологическому заболеванию (сосуды мозга) с потерями сознания и памяти, от которого излечился к осени. В эти месяцы спецслужбы посредством нового руководителя СРН генерала Л.Г. Ивашова решили переориентировать СРН на службу партии власти и В.В. Путину. Для чего решили устранить препятствие в виде Назарова как "антисемита", "агента ЦРУ", "врага Церкви" (соответствующая кампания в "патриотических" СМИ). В итоге (после выздоровления) в марте 2007 г. пришлось по просьбе соратников возглавить Московский отдел СРН и принять участие в сохранении структур традиционного СРН (http://www.rusidea.org/?a=4800).
В сентябре 2006 г. друзья в эмиграции подарили мне сайт издательства "Русская идея", первой публикацией которого стал подготовленный мною комментированный Стенографический отчет суда над Бейлисом: "Убиение Андрея Киевского", что стало итогом трех лет предшествовавшей работы ( http://www.rusidea.org/?a=440000). Сайт РИ медленно, но всё же постепенно обрастает и моими публикациями, и другими полезными материалами по моему выбору.
В 2007 и 2009 гг. родились внучка и внук.

2. Сейчас открылись громадные книжные богатства, которые ранее были недоступны. Что из прочитанного могло бы войти в список повлиявших на Вас книг?

На этот вопрос ответил вкратце. Могу добавить, что к этому богатству, к сожалению, отсутствует должный навигатор-путеводитель. В "богатстве" можно утонуть без пользы для себя.

3. Каких рекомендателей стоило бы ещё пригласить для участия в составлении "Заветного Списка"?

Могу предложить: атамана-предпринимателя В.П. Мелихова (Подольск-Дон: stanica1@yandex.ru), своего настоятеля-книгочея священника Валерия Леоничева (Москва: vleonichev@mail.ru) и митрополита РПЦЗ Агафангела (Пашковского) (Одесса: agafangel@paco.net). С учетом их биографий, их "исповедальные" списки были бы очень интересны и познавательны. [Леничев и Пашковский в дальнейшем не оправдали моих надежд и перешли в укроамериканский стан русофобов.]

4. Какое впечатление произвела на Вас книга «Заветный Список»?

Это в сущности краткие мiровоззренческие автобиографии. Интересно, насколько разные в России известные люди и насколько разные у них приоритеты, разные жизненные пути. "Пусть цветут сто цветов"... Со многими из перечисленных произведений я просто не знаком и не могу ничего сказать. Вообще-то литераторы (а в списке преобладают они) весьма субъективны в своих оценках... Я же всё больше сужаю свое поле "сбора плодов", и порою жаль наблюдать за "разбазариванием" времени другими хорошими людьми. Но в этом я тоже субъективен...

5. Что пожелаете новому поколению читающей России?
Сначала всеми силами стремиться обрести неискаженную истину Православия. (Вопрос "как обрести?"  ‒ тут не затрагиваю.) А потом с пользою для ума и совести отбирать, что читать: и в худ. литературе, и в иных областях.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250969928

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 3 комментария
  1. Очень интересные воспоминания МВ и советы! Интересный жизненный путь и вехи деятельности.
    У меня в 2001 произошло точно такое же несчастье, все это близко и понятно.
    В качестве рекомендованной литературы добавил бы к упомянутому списку трилогию профессора Шломо Занда: "Кто и как изобрел страну Израиль"; "Кто и как изобрел еврейский народ"; "Как и почему я перестал быть евреем"; также Нормана Финкельштейна "Индустрия Холокоста". еще "Проклятие избранного народа" Израэля Шамира; The wandering Who Гилада Ацмона; "Основы научного антисемитизма" Сергея Баландина (весьма познавательная литература, никакой пропаганды).

    С уважением :))

  2. blank р.б. Александр:

    р.б. Алексей пишет: "Какой интересный автор этот Константин Зайцев, ничего ранее не слышал о нем"
    и я грешный также... и мои дети и внуки...
    Прочитав статью Михаила Викторовича, хотел скачать книгу
    А. К.Зайцев "Чудо русской истории" и был посрамлен - помогите

  3. Архим. Константинъ (Зайцевъ). «ЧУДО РУССКОЙ ИСТОРІИ».
    Сборникъ статей, раскрывающихъ промыслительное значеніе Исторической Россіи,
    опубликованныхъ въ Зарубежной Россіи за послѣднее двадцатилѣтіе.
    https://russportal.ru/index.php?id=church_writing.konstantin_zaitsev1970_00_000

    Для Basileos
    А вот профессора Шломо Занда: "Кто и как изобрел еврейский народ" и т.п. - не советую, потому что это противоречит православной эсхатологии: https://rusidea.org/36021
    "Основы научного антисемитизма" Сергея Баландина, тоже вызывают сомнение, если они такого же качества, как и его статья "О русско-еврейском диалоге", см. мой комментарий: https://rusidea.org/250966205

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.