1/14.10.1641. ‒ Окончание "Азовского сидения" и победа казаков над осаждавшими турками.
Покров — Казачий праздник
14 октября rазаки отмечают один из своих самых значимых праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Исторически такая традиция была приурочена к чудесному поражению турок под Азовом (Азовское осадное сидение 1641 г.). Когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось уже никаких надежд на победу, им была явлена «жена прекрасная в багряной ризе», вдохновившая их на победу.
Неизвестный художник. Азовское сидение // istoriarusi.ru
Ещё в III веке до Р.Х. в 16 километрах от устья Дона на левом берегу греки основали город Танаис, в X—XI веках этот город входил в состав Тмутараканского княжества Киевской Руси, потом стал одним из городов Золотой Орды. В 1471 г. город захватили турки и превратили его в мощную крепость, которая контролировала степные просторы Нижнего Дона и Северного Кавказа. Высокая каменная стена с 11 башнями опоясывала холм. Предместья прикрывались рвами и земляными валами. Крепость защищал четырёхтысячный гарнизон пехоты, имевший свыше 200 пушек.
Крымские ханы были вассалами османских султанов и в то же время наследниками Золотой Орды, и крымско-ногайские набеги обескровливали Русское государство. Турецкие отряды из Азова разоряли казачьи городки.
Казаки в ответ тоже часто набегали на Азов и его предместья и в случае успеха брали с азовцев дань деньгами, солью, рыболовными снастями. В 1574 г. казаки захватили предместье Азова, взяв много пленных, в том числе шурина султана. В 1625 году казакам удалось ворваться в крепость, из которой они с трудом были вытеснены. Особая башня (каланча) в устье Дона, прикрывавшая пушечным огнём выход в море, была разрушена донцами. В 1634 г. Азовская крепость подверглась совместному нападению донских и запорожских казаков. Казаки приступом взяли наугольную башню, однако башенные стены обвалились и камни засыпали вход в город. Взять его не удалось.
Когда турецкая армия сосредоточила свои силы на войне с Ираном, а крымская конница была втянута в войну с буджакским мурзой Кантемиром, войсковым кругом в январе 1637 г. снова было принято решение о походе на Азов. К весне в низовые донские городки стали собираться воины. Всего собралось около 4,5 тыс. человек. Вместе с донскими казаками «добывать Азов» отправились немало торговых людей и судовых работников, задержавшихся на Дону и пожелавших принять участие в казачьем мероприятии, а также около тысячи запорожцев, ранее рассчитывавших на совместный с донцами поход на море. В Монастырском городке большой казачий круг определил день выступления и план осады Азова. Походным атаманом круг избрал Михаила Татаринова. Как позже сообщили казаки Царю Михаилу Фёдоровичу: «Пошли мы, холопи твои, переговоря меж собой, под Азов, потому… что они, азовские люди, на нас… умышляли, крымскому царю написали для рати, чтобы нас… с Дону перевесть, а Дон реку очистить». Указывали казаки и на то, что через Азов, ставший одним из главных центров работорговли на юге Руси, в басурманскую неволю турки отправляли «множество христианского народу», пленённого в ходе набегов.
Осада крепости началась 21 апреля 1637 г. Предварительно донцы воздвигли вокруг Азова укрепления: вырыли рвы, соорудили почти вплотную к азовским каменным стенам насыпи, так что можно было метать в осажденных камни. Потянулись длительные дни осады с перестрелками, попытками донцов разрушить стены пушечным огнём, отражением турецких вылазок.
Азов защищала тройная линия каменных укреплений с 11 башнями. Первыми были стены Топракова города (Топрак-кала), вторыми — Ташкалова города (Таш-кала), третьими — стены собственно Азова. Опоясывал крепость вымощенный камнем ров шириной в 4 и глубиной в 1,5 сажени. Все эти стены особой мощностью не отличались, однако малокалиберная артиллерия казаков их могла лишь повредить, но не разрушить.
22 мая из Воронежа царский посланник дворянин Степан Чириков привёл караван судов из 49 стругов, с которым прибыло «государево жалованье» (порох, по 50 пушечных ядер к 84 пищалям, сукна, 2 тыс. рублей).
Осада продолжалась. Огнём из пушек удалось повредить крепостные сооружения, но все же эти разрушения не были столь велики, чтобы можно было начать штурм. Сделали подкоп, рыли около месяца. Первая попытка оказалась неудачной (подкоп прошёл мимо стены), зато вторая полностью удалась. Рано утром 18 июня мощный взрыв образовал пролом в стене Топракова города на 10 саженей (более 20 метров). Через этот проход донцы во главе с Михаилом Татариновым ворвались в крепость. Одновременно с противоположной стороны казаки забрались на стены по штурмовым лестницам. На улицах Азова разгорелась кровопролитная рукопашная схватка, длившаяся три дня. Особенно тяжело было штурмовать четыре башни, где засело по 30-50 человек в каждой.
При взятии Азова донцы освободили две тысячи православных пленников. К своим 94 пушкам казаки прибавили 200 больших, средних и малых пушек, захваченных в Азове.
За время осады османсое войско потеряло османские войска потеряли около трети живой силы. Потери казаков составили около тысячи человек, которых с честью похоронили, пожертвовав «много казны» монастырям.
Степан Чириков убыл в Москву 16 июля 1637 года и уже в середине сентября сообщил в Посольском приказе о взятии Азова. Однако для удержания Азова требовались подкрепления регулярной русской армии, так как указачье войско перед зимой 1641—1642 годов оказалось в тяжёлом положении. Людские потери, разрушенные укрепления города, отсутствие продовольственных и иных запасов — все это надо было принять во внимание в случае турецкого наступления. Казаки во главе с атаманом Наумом Васильевым, одним из героев "сидения", прибыв в конце октября 1641 года в Москву, предложили Царю взять Азов «под свою руку» и поставить там гарнизон. Неизбежность нового турецкого нападения на Азовскую крепость не вызывала сомнений. Оказание лишь материальной помощи казакам в создавшихся условиях не спасало положения. Но это означало бы начало войны с Турцией, не ликвидировав угрозы Москве с запада. Земский Собор принял решение оставить Азов. Летом 1642 года казаки ушли из крепости, разрушив оставшиеся укрепления. В течение семи месяцев турки построили на месте разрушенного города новую крепость.
М.Н.
(Данные из энциклопедий)
+ + +
Тем не менее само по себе «Азовское осадное сидение», без преувеличения, является экстраординарным событием военной истории. Овладев Азовом в 1637 году, казаки приступили к ремонту и обустройству крепости, и к осени 1641 года обороноспособность крепости была основательно усилена. Постоянный азовский гарнизон состоял из 1400 человек. К началу осады в крепости собралось около четверти всего боевого состава, находившегося на Дону (свыше 5300 воинов). С ними осталось 800 жен, остальные 15 тыс. разместились по близлежащим городкам. Против горсточки защитников Азова султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тыс. янычар и спагов, 6 тыс. наемников (германских рейтаров), через море было переброшено до 100 тыс. войск и рабочих из Малой Азии, Молдавии, Валахии, Трансильвании, Венеции, по суши подходило 80 тыс. тысяч татарской и горской конницы. Всего действительного боевого состава, не считая моряков, обозников и рабочих, было не менее 150 тыс. В распоряжении турецкой армии находилось 850 пушек различных типов, 300 линейных кораблей и изобилие съестных припасов. Командовал войсками Силистрийский паша Гуссейн Делия, конницу вел Крымский хан Бегадырь Гирей, а флот Пиал Ага.
24 июня 1641 года турки обступили Азов. Со стороны турок к казакам было послано посольство для переговоров о сдаче, обещая казакам 12 тыс. червонных сразу и 30 тыс. по выступлении из Азова. Казаки ответили: «Сами волею взяли мы Азов, сами и отстаивать будем, помощи кроме Бога ни от кого не ожидаем и прельщений ваших не слушаем, не словами, а саблями примем вас незваных гостей». 25 июня 30 тыс. лучших турецких войск были двинуты на приступ Азова. Штурм был отбит, и турки потеряли более 6 тыс. человек. Турки насыпали вал выше стен Азова и расположили на нем более ста орудий большого калибра. День и ночь они обстреливали город и до «подошвы» сбили крепостной вал. Казаки насыпали второй. В то же время переменные группы свежих турецких сил ежедневно лезли на стены, изматывая казаков. Защитники не имели времени ни для сна, ни для отдыха. Двенадцать неудачных штурмов принесли туркам большие потери.
Турецкий командующий просил подкреплений и получил из Стамбула новые полки янычар. Подходила осень, начались дожди и холода, стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день. Но большего горя хлебнули защитники Азова. Живыми оставалось не более 3 тыс. воинов. В неравной борьбе почти две трети гарнизона сложили головы. Кончалось продовольствие и боевые припасы. Казаки приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить по турецкому лагерю и биться до последнего. «И начали мы, бедные, прощатися. Простите нас, леса темные и дубравы зеленые, простите нас, поля чистые и тихие заводи, простите нас, море синее и Тихий Дон Иванович. Уж нам по тебе, атаману нашему, с грозным войском не ездити и дикого зверя в чистом поле не стреливати, и в Тихом Дону рыбы не лавливати» («Повесть об Азовском осадном сидении», написанная одним из участников обороны).
Ночью, накануне 1 октября (ст.ст.), праздника Покрова Пресвятой Богородицы, молча, строем выступили из крепости. На передовых позициях была мертвая тишина. В поднимающемся тумане казаки увидели турецкий стан пустым. Гусейн отступил со своей армией от Азова. Казаки настигли турок на берегу моря и в упор расстреливали их. Турки в беспорядке бросились к судам. При осаде от 180 тыс. турецкой армии осталось не больше одной трети. Количество защищавших Азов было не более 8 тыс. мужчин и около 800 женщин. Убитыми казаки потеряли более 3 тыс. человек, много погибло от голода и болезней.
Поэтому праздник Покрова Пресвятой Богородицы чтят казаки особенно. Но не только история Азовской осады является первопричиной главенства этого торжества в казачьих умах. Корни особенного почитания Богородицы намного древнее, глубже и душевнее. Об этом свидетельствует донской апокриф «О Богородице и слезах казачьих матерей», созданный казаками задолго до Азовского события.
«Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользнула Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее и нечем было их освежить. Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы и скрылась глубоко под водой. «Ах! — сказала Она, — пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда вернулась она в свой Небесный Дом, то увидела на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга. «Как же они попали сюда? — воскликнула Она, — наверное, их нашли Казаки и передали для меня». «Нет, Матушка, — сказал Ей Сын, — это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу».
А сколько этих слез пролито в XX веке? Никто не подсчитывал. Думаю, что казачий народ вполне достоин того, чтобы иметь свою историю в полном объеме, со всеми «плюсами» и «минусами». Традиции, история и законы, а не наскоро сшитый реестровый мундир должны стать залогом возрождения казачьего этноса.
(Источник)
Памятник казакам, погибшим в Азове
Как отмечается
Покровский праздник в станицах праздновался особенно торжественно. На Покров 14 октября совершается всемирное поминовение у казаков, поскольку традиционно на Покров казаки справляли память всех усопших казаков и молились, чтобы Матерь Божия приняла их под свой Покров.
В столичном Новочеркасске праздник отмечался особенно пышно – устраивали войсковую панихиду с выступлением певчих хоров, воинским парадом, конно-спортивными состязаниями и трапезой. На Монастырском урочище (где были похоронены защитники Азова) собирался казачий круг, на котором совершалась торжественная панихида и поминки. Торжественно праздновали этот день и в крупных верховых станицах.
В наши дни эти традиции сохраняются. В главном казачьем храме – Вознесенском Войсковом соборе в Новочеркасске проходит божественная литургия, затем заупокойная лития, которая проходит в усыпальнице героев казачьего Дона – атамана Матвея Платова, генералов Василия Орлова-Денисова, Ивана Ефремова и Якова Бакланова.
После службы, в полдень на площади Ермака и проспекте Платовском проходит казачий фестиваль, парад – войсковой смотр подразделений казачьих округов ВКО «Всевеликое войско Донское» и казачьих кадетских корпусов. После торжественных мероприятий проходит концерт казачьих фольклорных коллективов. В течение всего праздника новочеркассцы и гости города могут продегустировать блюда донской кухни и вино от местных виноделов и отведать солдатскую кашу, приготовленную на полевой кухне. (Источник)
Крепость Азов. Современное фото // life-trip.ru
+ + +
Свято-Русское казачье войско. (Спецназ Третьего Рима)
2004. 160 с., иллюстрации. Об историософском смысле казачества в русской государственности и о его сегодняшних задачах как «системы выживания славян в условиях враждебного окружения». Основная часть данной книги была написана казаком-эмигрантом В.Д. Синеоковым и выпущена в 1928 году в Париже под названием «Казачество и его государственное значение» (перепечатывается нами с небольшой стилистической правкой). Государственное значение казачества автор прослеживает прежде всего в прошлом, но также надеется и на его будущую роль в восстановлении России после падения коммунизма. Ныне это время наступило, и издатели книги призывают казачество как самую активную часть русского народа задуматься о своей ответственности за исход идущей борьбы нашего народа против мiровой закулисы и ее ставленников в России – этому посвящены материалы заключительной части книги. скачать (2,3Mb)