26.06.1383 (9.07). - Тихвинской иконы Божией Матери
Возвестительница преемственности Третьего Рима
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой. Икона эта издревле почиталась как чудотворная. В V веке ее из Иерусалима перенесли в Константинополь, где был специально для этого построен Влахернский храм. Через нее совершались многочисленные исцеления, посылалась помощь при иноземных нашествиях.
В 1383 году при Императоре Иоанне V Палеологе (1341-1391), за 70 лет до взятия турками Константинополя, эта святая икона неожиданно исчезла из Влахернского храма и явилась над водами Ладожского озера в чудном сиянии: такой ее увидели местные рыбаки. Затем святая икона являлась в селе Вымоченице на реке Ояти (левый южный приток реки Свири), в местечке Кожела близ реки Паши (впадающей в Ладожское озеро), в нескольких других местах, как бы оповещая народ о своем явлении. Наконец, икона остановилась близ г. Тихвина на реке Тихвинке (приток р. Сясь, впадающей в Ладожское озеро). В местах, где являлась чудотворная икона, окрестные жители устраивали в честь Божией Матери храмы или часовни: в Вымоченице – сначала часовню, а затем – храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Место для пребывания святой иконы было выбрано Самой Божией Матерью. Когда жители Тихвина и окрестных сел увидели на воздухе икону, они стали особенно усердно молиться Божией Матери. После их горячих молитв икона опустилась на землю. На этом месте стали сооружать часовню. К вечеру были сооружены три венца часовни и заготовлен материал для дальнейшей работы. Однако ночью святая икона вместе со срубом и заготовленным лесом невидимой силой была перенесена на другой берег реки Тихвинки, где вскоре вместо часовни был сооружен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы по повелению Великого князя Московского Димитрия Донского. Храм дважды сгорал, но икона оставалась невредимой.
В начале XVI века деревянный храм по указу Великого князя Василия III был заменен пятиглавым каменным, по образу Успенского собора Московского Кремля. Это было свидетельством особого почитания иконы, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с Иерусалимом и со Вторым Римом, обозначая ее скорую преемственность как Третьего Рима.
В 1547 г. Великий князь Иоанн Васильевич Грозный перед венчанием на Царство совершил паломничество к "Пречистой на Тихвине". Спустя некоторое время, в 1560 г., по его повелению при храме возникает Тихвинский Богородичный мужской монастырь. Главной его святыней стала эта чудотворная икона. Она прославилась здесь множеством чудес, в том числе – прозрением слепых, исцелением парализованных и глухонемых, припадочных и бесноватых.
Особая слава пришла к Тихвинскому монастырю и его главной святыне после победы над шведами. Когда в 1613-1614 гг. шведские войска захватили Новгород и неоднократно пытались разрушить обитель, Божия Матерь сама встала на ее защиту. После молитвенного обноса иконою монастырских стен незначительные по числу иноки монастыря долгое время успешно отражали атаки превосходившего их по численности противника. При этом в решительные моменты боя наступающим шведам часто представлялась то многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они неожиданно обращались в бегство.
После окончания войны в монастырь прибыли царские послы. По их просьбе был изготовлен список с чудотворной иконы, перед которым 10 февраля 1617 г. в деревне Столбово был заключен мир со шведами. По этому договору России возвращались Великий Новгород, Старая Русса и другие северные города. Это было первым крупным внешнеполитическим успехом только что взошедшего на престол юного Царя Михаила Феодоровича, основателя династии Романовых. Памятуя об этом, Романовы всегда были особыми почитателями Тихвинского образа и считали своим не только христианским, но и фамильным долгом совершать поклонение великой святыне, приносить ей щедрые дары.
Впоследствии этот список был принесен благочестивым Императором Павлом I сначала в Москву, в Успенский собор, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Затем, очевидно, икона вернулась в Тихвинский монастырь. Чтимые списки иконы из Тихвинского монастыря разошлись по всей России, многие из них стали чудотворными, поэтому иногда в литературе трудно понять, о какой Тихвинской иконе речь идет в тех или иных событиях.
В XIX веке совершались многочисленные крестные ходы по окрестностям монастыря с Тихвинской иконой, называемой "Выносной". К числу чтимых икон Божией Матери принадлежит "Тихвинская-Ополченная". В 1812 году, во время Отечественной войны, было сформировано народное ополчение, в котором находилась Тихвинская икона, взятая из Тихвинского монастыря и названная "Ополченной". После успешного окончания военных действий в память о победе воины вместе с иконой передали обители пожертвования. На иконе они сделали надпись: "Возлюбленные братия и соотечественники! Взирая на сие, помяните в молитвах подвизавшуюся дружину воинов за веру и Отечество и сохраните памятник сей до позднейших потомков к подражанию в напутствование самих себя на славу и защиту Отечества". Патриотический призыв тихвинцев был поддержан. Во время Крымской войны 1855–1856 гг. эта святая икона вновь сопровождала тихвинскую дружину в походах, а по окончании их была возвращена в обитель. Чудотворные списки с Тихвинской иконы были и в других городах России: Петербурге, Новгороде, Переславле Залесском, Цивильске, Казанской губернии и других.
После Октябрьскоого переворота Тихвинская обитель разделила трагическую участь большинства русских монастырей. Большевики задались целью превратить Тихвин, куда стекались паломники со всей России, в «образцовый атеистический город». Образца не получилось, но в середине 1920-х годов монастырь был закрыт и разорен, а чудотворный образ перенесен в один из уцелевших приходских храмов города. На территории монастыря разместили воинский гарнизон.
В ноябре 1941 года немцы обнаружили эту икону (по одной версии – спасли при пожаре в церкви) и передали православному духовенству, она оказалась у епископа Рижского Иоанна (Гарклава, хиротонисан в 1943 г.), с которым затем икона эвакуировалась в Германию, она объезжала беженские лагеря, где перед нею устраивали многотысячные молебны. Из Германии вместе с потоком "перемещенных лиц" епископ Иоанн вывез икону в Америку, где она в конце концов остановилась в Троицком соборе г. Чикаго. Епископ Иоанн стал архиереем Американской Православной Церкви и перед смертью (1982) завещал вернуть чудотворную икону в Россию, «когда возродится Тихвинская обитель». Его преемники и наследники решили это сделать в июле 2004 г.
Празднование в честь иконы Божией Матери Тихвинской совершается каждый год в день ее обретения на Русской земле 26 июня/9 июля.