8.03.1897 (21.03). – Умер поэт Аполлон Николаевич Майков
[По церковному календарю дата рождения 23 мая соответствут 5 июня в нынешнем году.]
Аполлон Николаевич Майков (23.05.1821–8.03.1897) родился в семье академика живописи Н.А. Майкова. Родоначальником боярского рода Майковых был дьяк Царя Иоанна Грозного Андрей Майк; к ней принадлежал св. Нил Сорский (в миру Нил или Николай Майков). Известен и ярославский помещик И.С. Майков, который содействовал Ф.Г. Волкову в создании первого русского публичного театра, а его старший сын, родной брат прадеда Аполлона Николаевича – Василий Иванович, поэт XVIII века. Родной дед, Аполлон Александрович, служил директором Императорских театров.
Выросший в столь культурной и художественной среде, Аполлон Николаевич получил прекрасное образование сначала дома, затем на юридическом факультете Петербургского университета, служил помощником библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 г. и до конца жизни работал цензором в комитете иностранной цензуры, где служил его друг Ф.И. Тютчев (его пост председателя этого цензурного ведомства он занял после отставки последнего).
Расширяя кругозор, Аполлон Николаевич постоянно выезжал за границу, в Грецию и Италию. Под впечатлением древностей этих стран заметной темой в творчестве Майкова становится тема торжества христианства в борьбе с язычеством в первые века нашей эры. Побывал также в Испании, Германии, Франции. В Париже слушал лекции в Сорбонне и в College de France, составив себе достаточное представление и о Европе, и о европейской науке. Посетил и Прагу в связи с пробуждающимся интересом к панславизму и его кандидатской диссертацией "О первоначальном характере законов по источникам славянского права".
Следует отметить, что в молодости Майков был близок к кругу Белинского и нигилистическому кружку петрашевцев, но европейские впечатления, с одной стороны, и дружба с Тютчевым, с другой, помогли ему обрести православное национальное міровоззрение. «Знакомство с Тютчевым и его расположение ко мне, – отмечает Майков, – скрепленною пятнадцатилетней службой вместе и частными беседами и свиданиями, окончательно поставило меня на ноги, дало высокие точки зрения на жизнь и мір, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем, и сообщило тот устой мысли, на коем стою и теперь и на коем воспитываю свое семейство». Майков называл себя духовным крестником Тютчева.
Крымская война 1853–1856 гг. особенно всколыхнула патриотические и монархические чувства Майкова. В самом начале 1855 г. вышла небольшая книжка его стихов "1854-й год". Сама война, настроение, охватившее русское общество столь эмоционально и во многом невольно сообщилось чуткому поэту, образ мыслей которого достиг полной зрелости. Так в письме к А.Ф. Писемскому он пишет: «И каково бы ни было образование каждого, из каких бы источников ни подчеркнул он свои знания и мнения, все в один голос, в один миг должны были разрешить этот вопрос и единодушно, перед судом совести, ответить: "Я – русский"... Ничто не подавило в нашем сознании, что можно быть ученым и образованным человеком и чувствовать, что мы в тоже время русские, и что в нас повыше всего одно святое чувство любви к отечеству!.. На нас писателях лежит великий долг – увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому».
После Крымской войны Аполлон Николаевич сблизился с редакцией "Москвитянина", поздними славянофилами и "государственниками". Проявлял постоянный интерес к исторической тематике, особенно к эпохе Древней Руси и славянскому фольклору, что помогло ему создать один из лучших поэтических переводов "Слова о полку Игореве" (1866–1870). С сочувствием рисовал образы св. блгв. Князя Александра Невского и других Государей; начиная с 1870-х гг. в творчестве поэта усиливаются религиозные настроения. Во многом поддерживаемый Ф.И. Тютчевым, Майков писал и публицистику, в частности, в славянофильском издании "Беседа" была опубликована статья "Всеславянство" (1871).
Не забудем также, что Майков создал немало известных стихотворений о русской природе, которые заучивались в России наизусть "чуть ли не с первыми молитвами" (так об этом сказал М. Бородкин, написавший статьи о Тютчеве и Майкове): "Весна! Выставляется первая рама" (1858), "Летний дождь" ("Золото, золото падает с неба", 1858), "Сенокос" ("Пахнет сеном над лугами", 1858), "Ласточки" (1856) и т.д. Многие его лирические стихотворения вдохновляли русских композиторов на написание романсов.
Но не одной внешней красотой полны великолепные строки Майкова, вызванные огромной любовью автора к своей родине. По мере духовного взросления поэта она уже была выражена не буйным и стремительным тоном, а спокойным, тихим и философским. В своих стихах Аполлон Николаевич, по выражению Бестужева-Рюмина, старался "вознестись к высшему религиозному началу и в нем слиться со своим народом". Подобно Тютчеву, поэт считал Россию "по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа".
В 1882 г. была полностью опубликована лирическая драма "Два міра", ранняя редакция которой вышла в 1872 г. Сам поэт считал это произведение главным трудом своей поэтического творчества, основными вехами которого являются "Олинф и Эсфирь", "Три смерти" и "Смерть Люция".
Аполлон Николаевич Майков умер 8 марта 1897 г. после сильной простуды.
Майков был женат на русской немке Анне Ивановне Штеммер. Сын Майкова художник Аполлон Аполлонович был одним из организаторов Союза Русского Народа и товарищем председателя Главного Совета СРН.
Уже при жизни либералы не любили Майкова за его правые взгляды настоящего православного монархиста. Разумеется, и усилиями большевиков почти целый век этот замечательный русский поэт был неоправданно предан забвению из-за своих идейных убеждений.
(Использована статья С.С. Лабанова "Политическая философия Аполлона Майкова")
+ + +
Из бездны Вечности, из глубины Творенья
На жгучие твои запросы и сомненья
Ты, смертный, требуешь ответа в тот же миг,
И плачешь, и клянешь ты Небо в озлобленье,
Что не ответствует на твой душевный крик...А Небо на тебя с улыбкою взирает,
Как на капризного ребенка смотрит мать.
С улыбкой - потому, что всё, все тайны знает,
И знает, что тебе еще их рано знать!1892
Никто никогда не предавал Майкова забвению, ерунду пишет этот Лабанов. Весь 20-й век школьники учили его так же, как Пушкина и Лермонтова. Для нас практическое изучение не только русской словесности, но и русской природы начиналось именно с Майкова.
А вот статья в календаре "Святая Русь" об Аполлоне Аполлоновиче Майкове есть? а фотография? весь интернет обыскал - фотографию не нашёл...
Тонкий лирик и истинно русский человек!